Используемый учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений – М.: Дрофа
Тема урока «Клеточное строение листа»
Цели:
Образовательные:
-- углубить понятие о клеточном строении растений, о растительных тканях;
-- дать представление учащимся о клеточном строении листа (ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), ситовидные трубки);
-- дать представление о взаимосвязях строения листа с выполняемой функцией;
-- проверить знания учащихся по теме «Внешнее строение листа. Листорасположение» и умения работать с тестовыми заданиями.
Воспитательные:
-- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческого понятия «причинно-следственная» связь;
-- в целях решения санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления использовать различные методы во время рока;
-- продолжить формировать общеучебных умений и навыков;
-- продолжить формировать умение самостоятельного приготовления микропрепаратов и навыков работы с микроскопом;
-- в процессе выполнения самостоятельной работы развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.
Оборудование:
Компьютер с презентацией урока; таблицы: « Клеточное строение листа», «Внутреннее строение листа», «Клеточное строение растений»; тестовые задания; инструкции выполнения самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы, выполнению практической работы «Клеточное строение листа»; микроскопы, готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, свежие листы растений (герани, кливии, пеларгонии, традесканции), кусочки листа алое, препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки (на каждый стол). (Можно использовать готовый микропрепарат «Эпидермис листа герани).
Методика: комбинированный урок с использованием тестовых заданий для проверки домашнего задания, практической работы «Клеточное строение листа», самостоятельной работы учащихся с учебником с преобразованием текста (составление таблицы), эвристической беседы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Клеточное строение листа »
Биология
6 класс общеобразовательный
Используемый учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений – М.: Дрофа
Тема урока «Клеточное строение листа»
Цели:
Образовательные:
-- углубить понятие о клеточном строении растений, о растительных тканях;
-- дать представление учащимся о клеточном строении листа (ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), ситовидные трубки);
-- дать представление о взаимосвязях строения листа с выполняемой функцией;
-- проверить знания учащихся по теме «Внешнее строение листа. Листорасположение» и умения работать с тестовыми заданиями.
Воспитательные:
-- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческого понятия «причинно-следственная» связь;
-- в целях решения санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления использовать различные методы во время рока;
-- продолжить формировать общеучебных умений и навыков;
-- продолжить формировать умение самостоятельного приготовления микропрепаратов и навыков работы с микроскопом;
-- в процессе выполнения самостоятельной работы развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.
Оборудование:
Компьютер с презентацией урока; таблицы: « Клеточное строение листа», «Внутреннее строение листа», «Клеточное строение растений»; тестовые задания; инструкции выполнения самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы, выполнению практической работы «Клеточное строение листа»; микроскопы, готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, свежие листы растений (герани, кливии, пеларгонии, традесканции), кусочки листа алое, препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки (на каждый стол). (Можно использовать готовый микропрепарат «Эпидермис листа герани).
Методика: комбинированный урок с использованием тестовых заданий для проверки домашнего задания, практической работы «Клеточное строение листа», самостоятельной работы учащихся с учебником с преобразованием текста (составление таблицы), эвристической беседы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Работа учащихся с тестовыми заданиями в 6 вариантах.
(Варианты в приложении)
III.Изучение нового материала.
Клеточное строение растений.Ткани. Беседа учителя с учащимися.
На прошлом уроке мы с вами говорили о внешнем виде и строении листьев. Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений!
Демонстрация 2 слайда презентации. (Разнообразие листьев по форме)
Но что же у листа внутри? Из чего он состоит? (Дети отвечают) Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы погрузимся с вами в тайны строения и функционирования листьев.
Демонстрация 1 слайда презентации. (Тема и цели урока)
Запись темы урока детьми в тетради, постановка цели учителем перед учащимися.
Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые? (Учитель обращается к таблицам). Дети отвечают. Клетки листа различаются по форме и размерам.
С чем связано различие формы и размеров клеток листа? Дети отвечают. Это связано с различием выполняемых функций.
Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям? Дети отвечают. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.
Посмотрите на кусочки листа алое, которые лежат у вас на столе. Рассмотрите их. Как вы думаете, какая ткань расположена с двух сторон листа и какова ее функция? Дети отвечают. Покровная ткань. Ее функция заключается в защите листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов.
Какая ткань находится внутри данного поперечного среза алое? Дети отвечают. Основная ткань – мякоть листа.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
(Желательно учителю проконтролировать материал, который дети нашли для записи, дать комментарий с использованием таблиц и демонстрация 5 слайда презентации-«Устьице с окружающими его клетками»)
Укажите сколько слоёв в кожице, какие клетки ее составляют, что такое устьица, из чего они состоят
Укажите значение ткани и устьиц
Эту колонку заполните вместе с учителем
Мякоть листа (мезофилл)
Основная фотосин-тезирую-щая
а) столбча-тая ткань
Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат
Эту колонку заполните вместе с учителем на следующем уроке
б) губчатая ткань
Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат
Жилки листа
Прово-дящая ткань
ксилема
(древесина)
Чем представлена, из каких клеток состоит?
Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность
Прово-дящая ткань
флоэма
(луб)
Чем представлена, из каких клеток состоит?
После заполнения первой строки таблицы (кроме примечания), демонстрация 6 слайда презентации (Лист кувшинки) и решение задачи:
На 1 мм2 листа кувшинки расположено около 600 устьиц. Сколько всего устьиц находится на одном листе кувшинки, если известно, что его площадь составляет 450 см2? На какой части листа будут расположены устьица и почему?
Демонстрация 7 слайда презентации (Растения, листья которых покрыты кутикулой)
Попробуйте предположить: как влияет восковой налет на поверхности листа –кутикула – на испарение воды этим листом. Дети отвечают. Кутикула – дополнительная защита листа и приспособление к уменьшению испарения воды.
Почему у злаков и некоторых других растений устьица расположены на обеих частях листа? Дети отвечают. Потому, что листья расположены у таких растений вертикально.
Запись «примечания» в таблицу под диктовку учителя
В целом таблица будет выглядеть следующим образом:
Клеточное строение листа
Название части листа
Название ткани
Описание клеточного строения ткани
Значение ткани
Примечания
Кожица листа (эпидерма)
Покровная
Образована одним слоем живых плотно соединенных прозрачных клеток с утолщенной прозрачной стенкой. На нижней стороне листа расположены замыкающие клетки – парные зеленые клетки, способные менять свою форму, отодвигаясь друг от друга или сближаясь. Образовавшаяся щель называется устьичной.
Защита листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Функция устьиц – газообмен листа с внешней средой.
Поверхность кожицы покрыта восковой кутикулой, дающей дополнительную защиту. Устьица обычно расположены на нижней части листа, у водных растений – на верхней, у листьев, расположенных вертикально, - на обеих сторонах.
Мякоть листа (мезофилл)
Основная фотосин-тезирую-щая
а) столбча-тая ткань
Образована плотно прилегающими друг к другу вытянутыми клетками с большим числом хлоропластов.
Фотосинтез, газообмен.
Чем больше света получает листовая пластинка, тем более развита у нее столбчатая ткань. У листьев, погруженных в воду или освещенных равномерно с двух сторон, нет четкой дифференциации на столбчатую и губчатую ткань.
б) губчатая ткань
Образована округлыми или неправильной формы клетками с большими межклетниками, заполненными воздухом. В клетках содержатся хлоропласты, но количество их меньше
Газообмен, фотосинтез
Жилки листа
Прово-дящая ткань
ксилема
(древесина)
Представлена сосудами, состоящими из неживых клеток с разрушенными мембранами в местах соприкосновения друг с другом.
Передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корня к листьям.
Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность
Прово-дящая ткань
флоэма
(луб)
Представлена ситовидными трубками, образованными живыми клетками, вытянутыми в длину и с множеством мелких отверстий в местах соприкосновения друг с другом. По бокам расположены клетки – спутницы.
Проведение растворов сахара из листа ко всем органам растения.
Оставшуюся часть таблицы учащиеся заполняют дома, если не успевают на уроке.
Основная и проводящая ткани листа (рассказ учителя с использованием таблиц и демонстрация 9 слайда презентации «Внутреннее строение листа»).
Учитель, используя таблицы, объясняет клеточное строение мякоти листа, обращает внимание на значение межклетников, пластид и проводящих пучков.
IV. Закрепление знаний. Практическая работа «Клеточное строение листа».
Работа проводится по инструкции.
Практическая работа «Клеточное строение листа»
Цели: познакомиться со строением кожицы листа как покровной ткани, строением основной ткани листа; выявить связь строения листа с выполняемыми им функциями.
Оборудование: микроскопы (на каждый стол), свежие листы растений (герани, кливии, пеларгонии, традесканции), готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки.
Ход работы:
Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Приготовьте микропрепарат кожицы листа герани. Для этого аккуратно надрежьте лист при помощи скальпеля и пинцетом снимите небольшой кусочек кожицы листа без мякоти. Капните на предметное стекло каплю водного раствора йода и положите в нее кожицу листа внутренней стороной вниз. Накройте микропрепарат покровным стеклом.
Рассмотрите приготовленный вами микропрепарат. Найдите клетки покровной ткани. Какого они цвета? Какой в этом биологический смысл?
Найдите устьица и замыкающие клетки. Какова их форма и окраска? Какова функция устьиц в кожице листа?
Зарисуйте строение кожицы листа герани, отдельно зарисуйте строение устьиц. Сделайте подписи к рисункам.
Сделайте вывод о связях строения кожицы листа с ее функциями.
Изучите под микроскопом постоянный микропрепарат «поперечный срез листа камелии». Найдите клетки верхней и нижней кожицы.
Под верхней кожицей найдите клетки столбчатой ткани. Рассмотрите их, обратите внимание на их форму и окраску. С чем это связано?
Найдите клетки губчатой ткани. Рассмотрите их, обратите внимание на их форму и окраску, на размер межклетников. Как это связано с их функциями?
Найдите сосуды, ситовидные трубки, волокна. Каково их строение и функции?
Зарисуйте поперечный срез листа камелии, подпишите его основные части.
Сделайте вывод о связи строения основной ткани листа с выполняемыми ею функциями.
V. Подведение итогов. Домашнее задание.
Учебник В.В. Пасечника § 24
Читать параграф, знать основные термины. Закончить заполнение таблицы и оформление лабораторной работы.
Приложение:
Презентация к уроку.
Тестовые задания для проверки предыдущего материала по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение».
Тест по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»
1 вариант
1. У тропического водного растения виктории амазонской на поверхности воды располагается:
а) листовая
пластинка;
б) черешок;
в) прилистник.
2.
У кукурузы лист:
а) черешковый;
б) сложный;
в) сидячий.
3. У земляники лесной лист:
а) простой;
б) сложный;
в) с цельным краем
4. Для подорожника характерно жилкование:
а) сетчатое;
б) дуговое;
в) параллельное.
5. У растения вороний глаз листорасположение:
а) супротивное;
б) мутовчатое;
в) очередное.
6. Для клена характерно жилкование:
а) сложное;
б) простое;
в) сетчатое.
7. Листорасположение у картофеля:
а) очередное;
б) мутовчатое;
в) супротивное.
8. Для двудольных растений характерно жилкование:
а) дуговое;
б) параллельное;
в) сетчатое.
9. Только простые листья характерны для:
а) двудольных растений;
б) для однодольных растений.
10. Нарисуйте растение с супротивным листорасположением.
Тест по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»
2 вариант
1. Листорасположение у крушины ломкой:
а) очередное;
б) супротивное;
в) мутовчатое.
2. У картофеля лист:
а) простой;
б) сложный;
в) сидячий.
3. У кувшинки на поверхности воды располагаются:
а) прилистники;
б) листовые
пластинки;
в) черешки.
4.У медуницы лист:
а) черешковый;
б) сложный;
в) сидячий.
5. Листорасположение у ясменника душистого:
а) очередное;
б) супротивное;
в) мутовчатое.
6. Жилкование у ландыша:
а) сетчатое;
б) дуговое;
в) параллельное.
7. У земляники лесной жилкование:
а) сетчатое;
б) дуговое;
в) сложное.
8. Для двудольных растений характерны листы:
а) только простые;
б) только сложные;
в) простые и сложные.
9. Параллельное жилкование характерно:
а) для двудольных растений;
б) для однодольных растений.
10. Нарисуйте лист с параллельным жилкованием.
Тест по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»
3 вариант
1. У папоротника лист:
а) простой;
б) сложный;
в) с цельным краем.
2. У белокрыльника цветущего лист:
а) простой;
б) сложный;
в) сидячий.
3. Для однодольных растений характерны листы с жилкованием:
а) сетчатым;
б) только параллельным;
в) параллельным и дуговым.
4. Сложные листья характерны:
а) только для однодольных растений;
б) только для двудольных растений;
в) для однодольных и двудольных растений.
5. У тропического водного растения виктории амазонской на поверхности воды располагается:
а) листовая
пластинка;
б) черешок;
в) прилистник.
6. Листорасположение у ветреницы:
а) очередное;
б) мутовчатое;
в) супротивное.
7. Листорасположение у подсолнечника:
а) очередное;
б) мутовчатое;
в) простое.
8.У тимофеевки луговой лист:
а) черешковый;
б) сидячий;
в) с пильчатым
краем.
9. Жилкование у капусты:
а) сетчатое;
б) дуговое;
в) параллельное.
10. Нарисуйте черешковый лист. Укажите части листа.
Тест по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»
4 вариант
1. У тропического водного растения виктории амазонской на поверхности воды располагается:
а) прилистник;
б) черешок;
в) листовая
пластинка.
2. У пшеницы лист:
а) черешковый;
б) сложный;
в) сидячий.
3. У земляники лесной лист:
а) простой;
б) сложный;
в) с цельным краем
4. Для подорожника харак- терно жилкование:
а) дуговое;
б) сетчатое;
в) параллельное.
5. У растения вороний глаз листорасположение:
а) супротивное;
б) очередное;
в) мутовчатое.
6. Для липы характерно жилкование:
а) сложное;
б) простое;
в) сетчатое.
7. Листорасположение у картофеля:
а) очередное;
б) мутовчатое;
в) супротивное.
8. Для двудольных растений характерно жилкование:
а) сетчатое;
б) параллельное;
в) дуговое.
9. Только простые листья характерны для:
а) двудольных растений;
б) для однодольных растений.
10. Нарисуйте растение с супротивным листорасположением.
Тест по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»
5 вариант
1. Листорасположение у подсолнечника:
а) мутовчатое;
б) супротивное;
в) очередное.
2. У картофеля лист:
а) сложный;
б) простой;
в) сидячий.
3. У кувшинки на поверхности воды располагаются:
а) прилистники;
б) черешки;
в) листовые
пластинки.
4.У медуницы лист:
а) черешковый;
б) сложный;
в) сидячий.
5. Листорасположение у ясменника душистого:
а) очередное;
б) супротивное;
в) мутовчатое.
6. Жилкование у ландыша:
а) параллельное;
б) дуговое;
в) сетчатое.
7. У земляники лесной жилкование:
а) сетчатое;
б) дуговое;
в) сложное.
8. Для двудольных растений характерны листы:
а) только сложные;
б) только простые;
в) простые и сложные.
9. Параллельное жилкование характерно:
а) для двудольных растений;
б) для однодольных растений.
10. Нарисуйте лист с параллельным жилкованием.
Тест по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»
6 вариант
1. У папоротника лист:
а) с цельным краем;
б) простой;
в) сложный.
2. У белокрыльника цветущего лист:
а) сидячий;
б) сложный;
в) простой.
3. Для однодольных растений характерны листы с жилкованием:
а) сетчатым;
б) только параллельным;
в) параллельным и дуговым.
4. Сложные листья характерны:
а) только для однодольных растений;
б) только для двудольных растений;
в) для однодольных и двудольных растений.
5. У тропического водного растения виктории амазонской на поверхности воды располагается:
а) листовая
пластинка;
б) черешок;
в) прилистник.
6. Листорасположение у ветреницы:
а) мутовчатое;
б) очередное;
в) супротивное.
. Листорасположение у подсолнечника:
а) простое;
б) мутовчатое;
в) очередное.
8.У тимофеевки луговой лист:
а) черешковый;
б) сидячий;
в) с пильчатым
краем.
9. Жилкование у капусты:
а) сетчатое;
б) дуговое;
в) параллельное.
10. Нарисуйте черешковый лист. Укажите части листа.