kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Клеточное строение листа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биология

6 класс  общеобразовательный

Используемый учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений – М.: Дрофа

 

Тема урока «Клеточное строение листа»

Цели:

Образовательные:

-- углубить понятие о клеточном строении растений, о растительных тканях;

-- дать представление учащимся о клеточном строении листа (ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), ситовидные трубки);

-- дать представление о взаимосвязях строения листа с выполняемой функцией;

-- проверить знания учащихся по теме «Внешнее строение листа. Листорасположение» и умения работать с тестовыми заданиями.

Воспитательные:

-- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческого понятия «причинно-следственная» связь;

-- в целях решения санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления использовать различные методы во время рока;

-- способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Развивающие:

-- продолжить формировать общеучебных умений и навыков;

-- продолжить формировать умение самостоятельного приготовления микропрепаратов и навыков работы с микроскопом;

-- в процессе выполнения самостоятельной работы развивать логическое мышление,  творческие способности учащихся.

 

Оборудование:

Компьютер с презентацией урока; таблицы: « Клеточное строение листа», «Внутреннее строение листа», «Клеточное строение растений»; тестовые задания; инструкции выполнения самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы, выполнению практической работы «Клеточное строение листа»; микроскопы, готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, свежие листы растений (герани, кливии, пеларгонии, традесканции), кусочки листа алое, препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки (на каждый стол). (Можно использовать готовый  микропрепарат «Эпидермис листа герани).

 

Методика: комбинированный урок с использованием тестовых заданий для проверки домашнего задания, практической работы «Клеточное строение листа», самостоятельной работы учащихся с учебником с преобразованием текста (составление таблицы), эвристической беседы.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Клеточное строение листа »

Биология

6 класс общеобразовательный

Используемый учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений – М.: Дрофа


Тема урока «Клеточное строение листа»

Цели:

Образовательные:

-- углубить понятие о клеточном строении растений, о растительных тканях;

-- дать представление учащимся о клеточном строении листа (ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), ситовидные трубки);

-- дать представление о взаимосвязях строения листа с выполняемой функцией;

-- проверить знания учащихся по теме «Внешнее строение листа. Листорасположение» и умения работать с тестовыми заданиями.

Воспитательные:

-- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческого понятия «причинно-следственная» связь;

-- в целях решения санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления использовать различные методы во время рока;

-- способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Развивающие:

-- продолжить формировать общеучебных умений и навыков;

-- продолжить формировать умение самостоятельного приготовления микропрепаратов и навыков работы с микроскопом;

-- в процессе выполнения самостоятельной работы развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.


Оборудование:

Компьютер с презентацией урока; таблицы: « Клеточное строение листа», «Внутреннее строение листа», «Клеточное строение растений»; тестовые задания; инструкции выполнения самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы, выполнению практической работы «Клеточное строение листа»; микроскопы, готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, свежие листы растений (герани, кливии, пеларгонии, традесканции), кусочки листа алое, препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки (на каждый стол). (Можно использовать готовый микропрепарат «Эпидермис листа герани).


Методика: комбинированный урок с использованием тестовых заданий для проверки домашнего задания, практической работы «Клеточное строение листа», самостоятельной работы учащихся с учебником с преобразованием текста (составление таблицы), эвристической беседы.



Ход урока

I. Организационный момент.


II. Актуализация знаний. Работа учащихся с тестовыми заданиями в 6 вариантах.

(Варианты в приложении)


III.Изучение нового материала.


  1. Клеточное строение растений. Ткани. Беседа учителя с учащимися.

На прошлом уроке мы с вами говорили о внешнем виде и строении листьев. Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений!

Демонстрация 2 слайда презентации. (Разнообразие листьев по форме)

Но что же у листа внутри? Из чего он состоит? (Дети отвечают) Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы погрузимся с вами в тайны строения и функционирования листьев.

Демонстрация 1 слайда презентации. (Тема и цели урока)

Запись темы урока детьми в тетради, постановка цели учителем перед учащимися.


Демонстрация 3 слайда презентации. (Растительная клетка)

Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые? (Учитель обращается к таблицам). Дети отвечают. Клетки листа различаются по форме и размерам.

С чем связано различие формы и размеров клеток листа? Дети отвечают. Это связано с различием выполняемых функций.

Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям? Дети отвечают. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.

Демонстрация 4 слайда презентации. (Растительные ткани)

Посмотрите на кусочки листа алое, которые лежат у вас на столе. Рассмотрите их. Как вы думаете, какая ткань расположена с двух сторон листа и какова ее функция? Дети отвечают. Покровная ткань. Ее функция заключается в защите листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов.

Какая ткань находится внутри данного поперечного среза алое? Дети отвечают. Основная ткань – мякоть листа.


  1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

(Желательно учителю проконтролировать материал, который дети нашли для записи, дать комментарий с использованием таблиц и демонстрация 5 слайда презентации-«Устьице с окружающими его клетками»)


Инструкция для учащихся:

Пользуясь текстом учебника (учебник Т.И. Серебряковой §32; учебник И.Н. Пономаревой § 18; учебник В.В. Пасечника § 24), заполните первую строчку таблицы (кожица листа):

Клеточное строение листа


Название части листа

Название ткани

Описание клеточного строения ткани

Значение ткани

Примечания

Кожица листа (эпидерма)





Укажите сколько слоёв в кожице, какие клетки ее составляют, что такое устьица, из чего они состоят

Укажите значение ткани и устьиц

Эту колонку заполните вместе с учителем

Мякоть листа (мезофилл)

Основная фотосин-тезирую-щая

а) столбча-тая ткань




Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат




Эту колонку заполните вместе с учителем на следующем уроке

б) губчатая ткань





Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат





Жилки листа

Прово-дящая ткань

ксилема

(древесина)


Чем представлена, из каких клеток состоит?



Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность

Прово-дящая ткань

флоэма

(луб)


Чем представлена, из каких клеток состоит?



После заполнения первой строки таблицы (кроме примечания), демонстрация 6 слайда презентации (Лист кувшинки) и решение задачи:

На 1 мм2 листа кувшинки расположено около 600 устьиц. Сколько всего устьиц находится на одном листе кувшинки, если известно, что его площадь составляет 450 см2? На какой части листа будут расположены устьица и почему?


Демонстрация 7 слайда презентации (Растения, листья которых покрыты кутикулой)

Попробуйте предположить: как влияет восковой налет на поверхности листа –кутикула – на испарение воды этим листом. Дети отвечают. Кутикула – дополнительная защита листа и приспособление к уменьшению испарения воды.

Демонстрация 8 слайда презентации (Злаковые растения)

Почему у злаков и некоторых других растений устьица расположены на обеих частях листа? Дети отвечают. Потому, что листья расположены у таких растений вертикально.

Запись «примечания» в таблицу под диктовку учителя

В целом таблица будет выглядеть следующим образом:

Клеточное строение листа


Название части листа

Название ткани

Описание клеточного строения ткани

Значение ткани

Примечания

Кожица листа (эпидерма)





Покровная

Образована одним слоем живых плотно соединенных прозрачных клеток с утолщенной прозрачной стенкой. На нижней стороне листа расположены замыкающие клетки – парные зеленые клетки, способные менять свою форму, отодвигаясь друг от друга или сближаясь. Образовавшаяся щель называется устьичной.

Защита листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Функция устьиц – газообмен листа с внешней средой.

Поверхность кожицы покрыта восковой кутикулой, дающей дополнительную защиту. Устьица обычно расположены на нижней части листа, у водных растений – на верхней, у листьев, расположенных вертикально, - на обеих сторонах.

Мякоть листа (мезофилл)

Основная фотосин-тезирую-щая

а) столбча-тая ткань







Образована плотно прилегающими друг к другу вытянутыми клетками с большим числом хлоропластов.






Фотосинтез, газообмен.


Чем больше света получает листовая пластинка, тем более развита у нее столбчатая ткань. У листьев, погруженных в воду или освещенных равномерно с двух сторон, нет четкой дифференциации на столбчатую и губчатую ткань.

б) губчатая ткань



Образована округлыми или неправильной формы клетками с большими межклетниками, заполненными воздухом. В клетках содержатся хлоропласты, но количество их меньше



Газообмен, фотосинтез

Жилки листа

Прово-дящая ткань

ксилема

(древесина)

Представлена сосудами, состоящими из неживых клеток с разрушенными мембранами в местах соприкосновения друг с другом.

Передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корня к листьям.


Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность

Прово-дящая ткань

флоэма

(луб)

Представлена ситовидными трубками, образованными живыми клетками, вытянутыми в длину и с множеством мелких отверстий в местах соприкосновения друг с другом. По бокам расположены клетки – спутницы.

Проведение растворов сахара из листа ко всем органам растения.


Оставшуюся часть таблицы учащиеся заполняют дома, если не успевают на уроке.


  1. Основная и проводящая ткани листа (рассказ учителя с использованием таблиц и демонстрация 9 слайда презентации «Внутреннее строение листа»).

Учитель, используя таблицы, объясняет клеточное строение мякоти листа, обращает внимание на значение межклетников, пластид и проводящих пучков.


IV. Закрепление знаний. Практическая работа «Клеточное строение листа».

Работа проводится по инструкции.


Практическая работа «Клеточное строение листа»


Цели: познакомиться со строением кожицы листа как покровной ткани, строением основной ткани листа; выявить связь строения листа с выполняемыми им функциями.

Оборудование: микроскопы (на каждый стол), свежие листы растений (герани, кливии, пеларгонии, традесканции), готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки.

Ход работы:

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

  1. Приготовьте микропрепарат кожицы листа герани. Для этого аккуратно надрежьте лист при помощи скальпеля и пинцетом снимите небольшой кусочек кожицы листа без мякоти. Капните на предметное стекло каплю водного раствора йода и положите в нее кожицу листа внутренней стороной вниз. Накройте микропрепарат покровным стеклом.

  2. Рассмотрите приготовленный вами микропрепарат. Найдите клетки покровной ткани. Какого они цвета? Какой в этом биологический смысл?

  3. Найдите устьица и замыкающие клетки. Какова их форма и окраска? Какова функция устьиц в кожице листа?

  4. Зарисуйте строение кожицы листа герани, отдельно зарисуйте строение устьиц. Сделайте подписи к рисункам.

  5. Сделайте вывод о связях строения кожицы листа с ее функциями.

  6. Изучите под микроскопом постоянный микропрепарат «поперечный срез листа камелии». Найдите клетки верхней и нижней кожицы.

  7. Под верхней кожицей найдите клетки столбчатой ткани. Рассмотрите их, обратите внимание на их форму и окраску. С чем это связано?

  8. Найдите клетки губчатой ткани. Рассмотрите их, обратите внимание на их форму и окраску, на размер межклетников. Как это связано с их функциями?

  9. Найдите сосуды, ситовидные трубки, волокна. Каково их строение и функции?

  10. Зарисуйте поперечный срез листа камелии, подпишите его основные части.

  11. Сделайте вывод о связи строения основной ткани листа с выполняемыми ею функциями.


V. Подведение итогов. Домашнее задание.


Учебник В.В. Пасечника § 24

Читать параграф, знать основные термины. Закончить заполнение таблицы и оформление лабораторной работы.







Приложение:

  1. Презентация к уроку.

  2. Тестовые задания для проверки предыдущего материала по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение».
















Тест по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»

1 вариант

1. У тропического водного растения виктории амазонской на поверхности воды располагается:


а) листовая

пластинка;

б) черешок;

в) прилистник.

2.

У кукурузы лист:

а) черешковый;

б) сложный;

в) сидячий.

3. У земляники лесной лист:


а) простой;

б) сложный;

в) с цельным краем




4. Для подорожника характерно жилкование:

а) сетчатое;

б) дуговое;

в) параллельное.







5. У растения вороний глаз листорасположение:

а) супротивное;

б) мутовчатое;

в) очередное.







6. Для клена характерно жилкование:


а) сложное;

б) простое;

в) сетчатое.







7. Листорасположение у картофеля:

а) очередное;

б) мутовчатое;

в) супротивное.








8. Для двудольных растений характерно жилкование:

а) дуговое;

б) параллельное;

в) сетчатое.


9. Только простые листья характерны для:

а) двудольных растений;

б) для однодольных растений.


10. Нарисуйте растение с супротивным листорасположением.
















Тест по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»

2 вариант

1. Листорасположение у крушины ломкой:


а) очередное;

б) супротивное;

в) мутовчатое.






2. У картофеля лист:

а) простой;

б) сложный;

в) сидячий.








3. У кувшинки на поверхности воды располагаются:

а) прилистники;

б) листовые

пластинки;

в) черешки.







4.У медуницы лист:

а) черешковый;

б) сложный;

в) сидячий.








5. Листорасположение у ясменника душистого:

а) очередное;

б) супротивное;

в) мутовчатое.





6. Жилкование у ландыша:

а) сетчатое;

б) дуговое;

в) параллельное.








7. У земляники лесной жилкование:

а) сетчатое;

б) дуговое;

в) сложное.




8. Для двудольных растений характерны листы:

а) только простые;

б) только сложные;

в) простые и сложные.


9. Параллельное жилкование характерно:

а) для двудольных растений;

б) для однодольных растений.


10. Нарисуйте лист с параллельным жилкованием.




















Тест по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»

3 вариант

1. У папоротника лист:


а) простой;

б) сложный;

в) с цельным краем.







2. У белокрыльника цветущего лист:

а) простой;

б) сложный;

в) сидячий.








3. Для однодольных растений характерны листы с жилкованием:

а) сетчатым;

б) только параллельным;

в) параллельным и дуговым.


4. Сложные листья характерны:

а) только для однодольных растений;

б) только для двудольных растений;

в) для однодольных и двудольных растений.


5. У тропического водного растения виктории амазонской на поверхности воды располагается:


а) листовая

пластинка;

б) черешок;

в) прилистник.




6. Листорасположение у ветреницы:


а) очередное;

б) мутовчатое;

в) супротивное.





7. Листорасположение у подсолнечника:

а) очередное;

б) мутовчатое;

в) простое.






8.У тимофеевки луговой лист:

а) черешковый;

б) сидячий;

в) с пильчатым

краем.








9. Жилкование у капусты:

а) сетчатое;

б) дуговое;

в) параллельное.









10. Нарисуйте черешковый лист. Укажите части листа.










Тест по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»

4 вариант

1. У тропического водного растения виктории амазонской на поверхности воды располагается:


а) прилистник;

б) черешок;

в) листовая

пластинка.

2. У пшеницы лист:


а) черешковый;

б) сложный;

в) сидячий.

3. У земляники лесной лист:


а) простой;

б) сложный;

в) с цельным краем




4. Для подорожника харак- терно жилкование:

а) дуговое;

б) сетчатое;

в) параллельное.







5. У растения вороний глаз листорасположение:

а) супротивное;

б) очередное;

в) мутовчатое.







6. Для липы характерно жилкование:


а) сложное;

б) простое;

в) сетчатое.







7. Листорасположение у картофеля:

а) очередное;

б) мутовчатое;

в) супротивное.








8. Для двудольных растений характерно жилкование:

а) сетчатое;

б) параллельное;

в) дуговое.


9. Только простые листья характерны для:

а) двудольных растений;

б) для однодольных растений.


10. Нарисуйте растение с супротивным листорасположением.















Тест по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»

5 вариант

1. Листорасположение у подсолнечника:


а) мутовчатое;

б) супротивное;

в) очередное.







2. У картофеля лист:

а) сложный;

б) простой;

в) сидячий.








3. У кувшинки на поверхности воды располагаются:

а) прилистники;

б) черешки;

в) листовые

пластинки.







4.У медуницы лист:

а) черешковый;

б) сложный;

в) сидячий.








5. Листорасположение у ясменника душистого:

а) очередное;

б) супротивное;

в) мутовчатое.





6. Жилкование у ландыша:

а) параллельное;

б) дуговое;

в) сетчатое.








7. У земляники лесной жилкование:

а) сетчатое;

б) дуговое;

в) сложное.




8. Для двудольных растений характерны листы:

а) только сложные;

б) только простые;

в) простые и сложные.


9. Параллельное жилкование характерно:

а) для двудольных растений;

б) для однодольных растений.


10. Нарисуйте лист с параллельным жилкованием.



















Тест по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»

6 вариант

1. У папоротника лист:


а) с цельным краем;

б) простой;

в) сложный.







2. У белокрыльника цветущего лист:

а) сидячий;

б) сложный;

в) простой.








3. Для однодольных растений характерны листы с жилкованием:

а) сетчатым;

б) только параллельным;

в) параллельным и дуговым.


4. Сложные листья характерны:

а) только для однодольных растений;

б) только для двудольных растений;

в) для однодольных и двудольных растений.


5. У тропического водного растения виктории амазонской на поверхности воды располагается:


а) листовая

пластинка;

б) черешок;

в) прилистник.




6. Листорасположение у ветреницы:


а) мутовчатое;

б) очередное;

в) супротивное.


. Листорасположение у подсолнечника:

а) простое;

б) мутовчатое;

в) очередное.






8.У тимофеевки луговой лист:

а) черешковый;

б) сидячий;

в) с пильчатым

краем.








9. Жилкование у капусты:

а) сетчатое;

б) дуговое;

в) параллельное.









10. Нарисуйте черешковый лист. Укажите части листа.


















Ответы на тест:

1 вариант: 1а, 2в, 3б, 4б,5б, 6в, 7а, 8в, 9б

2 вариант: 1а, 2б, 3б, 4в, 5в, 6б, 7а, 8в, 9б

3 вариант: 1б, 2а, 3в, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а

4 вариант:1в, 2в, 3б, 4а, 5в, 6в, 7а, 8а, 9б

5 вариант: 1в, 2а, 3в, 4в, 5в, 6б, 7а, 8в, 9а

6 вариант: 1в, 2в, 3в, 4б, 5а, 6а, 7в, 8б, 9а




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Клеточное строение листа

Автор: Никифорова Татьяна Ибрагимовна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 130041

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по теме "Клеточное строение листа" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-tiemie-klietochnoie-stroieniie-lista"
    ["file_id"] => string(6) "230156"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441999843"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Клеточное строение листа"
    ["seo_title"] => string(25) "kletochnoe_stroenie_lista"
    ["file_id"] => string(6) "513737"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559883960"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Тема: КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА."
    ["seo_title"] => string(30) "tema_kletochnoe_stroenie_lista"
    ["file_id"] => string(6) "656742"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1727178715"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Урок биологии по теме "Строение листа""
    ["seo_title"] => string(41) "urok-biologhii-po-tiemie-stroieniie-lista"
    ["file_id"] => string(6) "255961"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448026049"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "тесты. клеточные строение.6класс "
    ["seo_title"] => string(37) "tiesty-klietochnyie-stroieniie-6klass"
    ["file_id"] => string(6) "227528"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440775021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства