Подготовка к основному этапу занятия.Сегодня на уроке мы познакомимся с наукой цитологией, историей ее становления и развития, с историей возникновения и развития клеточной теории, попробуем выявить значение клеточной теории для развития биологии и прикладных наук. Актуализация знаний и умений: Вспомним основные уровни организации живой природы. Где, в курсе биологии, мы уже встречались со строением клеток и их функциями? Какие организмы имеют клеточное строение? Усвоение новых знаний и способов действий. 1)Понятие цитологии. Как вы думаете, что является предметом изучения цитологии? Что является содержанием науки, что конкретно может изучать цитология по отношению к клетке? С какими науками, по-вашему, связана цитология? А)Зарождение понятия о клеточном строении (работы Р.Гука, А.Левенгука, Р.Брауна…); Б)Возникновение клеточной теории (работы М.Шлейдена, Т.Шванна); В)Развитие клеточной теории (работы Р.Вирхова, К.Бэра). Вклад отечественных ученых в становление клеточной теории: И.И.Сеченов, И.П.Павлов, С.П.Боткин. все вопосы рассматривается в парах 3)Выясним, какие положения включает современная клеточная теория.(Работа с учебником) Давайте проанализируем основные положения клеточной теории. Как вы думаете, какое значение может иметь клеточная теория для развития других биологических и прикладных наук? Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий. Лабораторная работа.. Сравнить строение растительной и животной клетки, отметить их сходства и различия. (оболочка, цитоплазма и ядро – сходство; вакуоли и хлоропласты - различия) . Заполнить таблицу № п\п | органоид | функции | Особенности строения | 1 | Цитоплазма | | | 2 | Мембрана | | | 3 | Ядро | | | 4 | ….. | | | Сделать выводы, систематизировать изученный материал. Подведение итогов занятия, рефлексия. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Повторить материал по §2.1(Пасечник),заполнить таблицу «Основные этапы развития цитологии», выписать основные положения современной клеточной теории (по учебнику Пасечника с.42-43). Используя словесную формулу Цицерона: Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда? Составьте вопросы к параграфу. | Сообщает тему урока. Записывает тему на доске. Сообщает цель, обеспечивает мотивацию и принятие учебно-познавательной цели. Предлагает учащимся актуализировать знания об основных уровнях организации живой природы. Акцентрирует внимание на клеточном уровне организации живой природы, организует фронтальную беседу. Объясняет значение термина цитология. Организует мыслительную деятельность учащихся над поставленными вопросами в процессе фронтальной беседы. Организует самостоятельную работу с учебником по группам. . Организует и корректирует мыслительную деятельность учащихся. Подводит итоги. Оценивает работу учащихся на уроке. Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения. Намечает перспективу последующей работы. Записывает задание на доске, комментирует его. | Записывают тему в тетради. Идет активизация познавательной деятельности, процессов памяти, воображения. Вспоминают о клеточном строении организмов. Размышляют над планом. Вместе с учителем определяют термин цитология, записывают определение науки цитологии в тетрадь. Думают. Высказывают свои мысли. Делают выводы о предмете и содержании науки цитологии, формируют представление о цитологии как комплексной науке. Записывают этапы в тетради. Выявляют роль каждого ученого в развитии науки. Выступают в соответствии с полученным заданием. Воспринимают материал повторно и осмысливают. Формируют качества патриотизма как ценности личности. Выполняют лабораторную работу в тетради, повторяя и осмысливая материал, переводя знания на более высокий уровень обобщения. Усваивают сущность знаний и способов действий. Проводят сравнительный анализ Получают информацию о реальных результатах. Размышляют над тем, что делали на уроке, оценивают свою работу. Записывают задание в дневник. Задают уточняющие вопросы. |