2. | Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Индивидуальная Работа в парах | Разминка. Игра «Путаница» Вы получили карточки. Вам необходимо найти ошибки и их исправить. 1. Способность организма восстанавливать утраченные или поврежденные части тела это рефлекс. 2. Часть организма, имеющая определенную форму, строение и выполняющая одну или несколько функций – система органов. 3. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой – рефлекс. 4. Совокупность органов, объединенная общей функцией – система органов. 5. Полость тела, имеющая свои собственные стенки, называется первичной. Взаимопроверка (ответы на доске) Регенерация Орган Рефлекс Система органов Вторичной | Ученики работают по карточке Проверка ответов в парах Выставление баллов (правильный ответ – 1 балл) | К: формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения. П: анализ ответов. | |
3. | Целеполагание (выход на тему урока и цель совместно с учащимися) | Формирование цели учениками. | Фронтальная | - Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку. Не брожу в полях и рощах, Не топчу земных дорог, Хоть имею, между прочим, Тридцать восемь цепких ног. (Рак) - Речной рак относится к типу Членистоногие, классу Ракообразные. (Слайд 1) - Назовите тему урока: Тема урока: Общая характеристика членистоногих. Особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака. - Какие высказывания, связанные с этим животным нам известны из обычной жизни? «Покраснел как рак». «Я покажу тебе, где раки зимуют». - Сегодня в течение урока мы должны ответить на вопросы: Почему раки краснеют? Где зимуют раки? - Послушайте басню Крылова «Лебедь, щука и рак». Лебедь, Щука и Рак Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там. И.А. Крылов - Всегда ли рак пятится назад? Для решения этих задач определите цели урока. (Слайд 2) Выявить характерные признаки членистоногих, определить особенности внешнего строения ракообразных в связи с водной средой обитания.(предполагаемая) | На столе под покрывалом спрятана коллекция «Речной рак». Ученики отвечают. Рассматривают рака в коллекции и на экране. Формулируют тему урока Учащиеся записывают число и тему в тетрадь. Предлагают Читает басню ученик Класс слушает Формулируют цель урока | П:анализируют загадку и дают ответ К:оформлять свои мысли в устной форме Р:определять и формулировать тему, цель и задачи на урок с помощью учителя | |
4. | Изучение нового материала | Организация коммуникативного взаимодействия | фронтальная Групповая работа | - Членистоногие самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих. Внимание вопрос. - Почему Членистоногие составляют более 2/3 всех видов животных на Земле? - Для ответа на этот вопрос заполните общую характеристику членистоногих в тетради , пользуясь учебником. На это задание 5 мин. Проверка по эталону. Совпадение с эталоном оценивается в 1 балл 1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром? 2 Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как происходит процесс роста ракообразных? 3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы? (слайды 3,4) - Для ответа на эти вопросы рассмотрим внешнее строение речного рака, выполнив лабораторную работу. (сушенный рак) Пользуясь демонстрационным материалом коллекции «Речной рак», дополнительным материалом и текстом учебника, определите особенности внешнего строения и ответьте на вопросы по группам устно. | Слушают учителя Выполнение записи в тетради Дополняют и выставляют баллы Задание выполняется на специальных листах. | К: планирование учебного сотрудничества. Формирование умения осуществлять выбор, формирование умения работать в группе. П: развитие операций мышления, поиск и выделение информации. Л: формирование уважения к иному мнению. Р: планирование, волевая саморегуляция. Умение оценивать свою деятельность. К:оформлять свои мысли в устной форме. | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
6. | Продолже-ние изучения темы | Организация коммуникативного взаимодействия | Групповая Индивидуальная | Проверка выполнения лабораторной работы. Окраска у речного рака зеленовато-черная. Тело покрыто панцирем, состоящим из хитина, пропитанного углекислым кальцием. Покровы речного рака служат наружным скелетом, к которому изнутри прикрепляются пучки поперечно-полосатых мышц. Тело речного рака состоит из двух отделов – головогруди и брюшка. На переднем конце головогруди расположена пара длинных и пара коротких усиков – органы осязания и обоняния. Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. Каждый глаз состоит из множества мелких глазков – фасеток. На переднем конце тела у рака три пары челюстей: пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки. На головогруди располагаются три пары ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту. Есть 5 пар ходильных ног. При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара превращена в большие клешни. Ими рак схватывает добычу, обороняется. На брюшке располагаются плавательные ноги и хвостовой плавник. Резко подгибая брюшко, рак отталкивается о воду хвостовым плавником, как веслом, и может в случае опасности быстро плыть задом наперед. Какое строение имеют конечности рака? (Конечности состоят из многочисленных члеников.) - Как передвигается рак? Всегда ли рак пятится назад? - Как вы оцените свою работу при выполнении лабораторной работы?- 3,4.5. Баллы поставьте на полях. Благодаря какому веществу, наружный скелет рака отвердевает? Найдите это вещество в классе. (Известь, мел.) Основной элемент, содержащийся в извести – кальций. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши волосы и ногти были крепкими, а кости твердыми, то необходимо употреблять продукты, содержащие кальций – творог, молочные продукты. Учащиеся отвечают на вопросы по вариантам. 1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром? Хитиновый покров на стыке соседних члеников развит гораздо слабее, что позволяет конечностям изгибаться в разных направлениях. По строению конечностей весь тип и получил свое название - «Членистоногие». 2. Как связано появление головной лопасти с функциями ног у ракообразных? Захват пищи у членистоногих осуществляется конечностями. Челюсти и ногочелюсти специализируются на захвате пищи, проталкивании ее в рот и измельчении. Это привело к важным последствиям – к образованию отделов тела, в первую очередь головы! При развитии мощной мускулатуры «скопившихся» вокруг рта жевательных конечностей потребовался и мощный скелет для прикрепления мышц. В связи с этим несколько передних сегментов сливаются, образуя хорошо обособленную головную капсулу. 3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы? Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. В случае опасности он прячет глаза в углублениях панциря. 4. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый как происходит процесс роста ракообразных? Рак периодически линяет - сбрасывает покровы. Пока новый панцирь не окреп (на это уходит около 1,5 недель), рак беззащитен и не может питаться. В это время он прячется в убежищах. При линьке рак некоторое время не ощущает положение своего собственного тела. Почему? Статоцисты представляют собой углубления в основании коротких усиков, где помещается песчинка. При нормальном положении тела эти песчинки нажимают на находящиеся под ними нижние чувствительные волоски; если же у плавающего рака тело перевернется вверх ногами, песчинки перемещаются и нажимают уже на другие чувствительные волоски и тогда рак ощущает, что тело его вышло из нормального положения. При линьке рака сбрасываются и песчинки. Тогда рак сам клешнями засовывает новые песчинки. 5. При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление? Иногда линька происходит очень трудно для рака: он, не будучи в силах освободить из старой кожи свою клешню или ходильную ногу, обрывает ее. Но поврежденная конечность способна к регенерации, поэтому-то и попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой. Иногда рак, когда ему грозит опасность, при помощи своего мускульного усилия отламывает свою клешню. 6. Где зимуют раки? Где раки зимуют? Вечный вопрос, волнующий тысячи русских людей. Всем культурным людям нужно знать, где раки зимуют. Итак, раки - это пресноводные животные, живущие в чистой воде рек, озер и прудов. Зимой своего местожительства они не меняют, а просто опускаются значительно глубже, туда, где вода не замерзает. С поздней осени до ранней весны раки ведут малоактивный образ жизни, отсиживаясь в укрытиях по 20 часов в сутки, защищая свой дом, который представляет собой длинную, до 35 см, нору. Так что никакой загадки, касающейся места, где раки зимуют, вовсе и не существует. 7. Почему когда варят раков, они краснеют? Красящие вещества (пигменты), содержащиеся в покровах рака, при кипячении разрушаются. За исключением одного красного пигмента. Поэтому при варке раки становятся красными. | Отчет 1 группы Отчет 2 группы Отчет 3 группы Показывают готовность работы в группе. Учащиеся говорят правила сотрудничества в группе. Ученики совместно оценивают работу каждого участника группы. Используя знания полученные из учебника или дополнительной литературы учащиеся дают ответы, которые дополняет учитель | П: извлекать из текста необходимую информацию, анализировать материал Р: планировать учебное действие, удерживать цель до получения результата, оценивать весомость приводимых суждений Л: применять навыки сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность); К:аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли Р:работать по плану, инструкции Учащиеся анализируют работу | |
7. | Закрепле- ние темы | Проверить уровень приобретённых знаний. |
Работа в парах
Фронтальная | - Предлагаю вам следующую работу Закончите предложения – впишите нужное слово: 1. Тип членистоногие имеют… (смешанную) полость тела. 2. Панцирь ракообразных состоит из… (хитина). 3. Тело ракообразных разделено на… (головогрудь и брюшко). 4. Сложные глаза состоят из мелких глазков… (фасеток). 5. Способ смены покрова - … (линька). 6. Речной рак имеет … (5) пар ходильных ног. Проверка по модельному ответу Смешанная Хитина Головогрудь и брюшко Фасеток Линька 5 - Какие выводы мы можем сделать? Выводы 1. Тело ракообразных имеет хитиновый покров. 2. Конечности членистые и специализированны по выполняемым функциям. 3. Отделы тела ракообразных - головогрудь и брюшко. 4. Рост раков происходит благодаря линьке. | Слушают как выполнять задание. Выполняют Сравнение с модельным ответом Оценивание Размышляют, формулируют выводы. | Р: оценивать правильность выполнения действия; К:оформлять свои мысли в устной форме. Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности П: преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ объектов | |
9. | Рефлексия учебной деятельнос-ти на уроке | Проверка способности самооценки, как личностного результата. | Индивидуальная | Итак, ребята, мы сегодня работали по плану, который успешно выполнили. Узнали внутренне и внешнее строение человека. Подведем итоги урока и я попрошу оценить вашу работу на уроке. Оцените урок: - понравился - мне все равно - не понравился Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо за замечательный урок. | Оценивают свою работу на уроке. | Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности К:оформлять свои мысли в устной форме К: формулировать собственное мнение и позицию; | Самооценка учащихся словесная |