5 мин | Проверка знаний: на прошлом уроке мы изучили общие признаки рыб и отдельно хрящевых рыб. Давайте сейчас ответим на несколько вопросов пройденной темой 1. Наиболее известный представитель отряда химерообразных, обитающий на морских глубинах. 2. Скат, на хвосте которого имеется длинный, острый и опасный для других вырост. 3. Акула – гигант среди всех рыб. Длиной до 20 метров и массой до 10 тонн. 4. Крупная акула, опасная для человека. 5. Скат, имеющий электрические органы и способный вырабатывать заряд электричества напряжением до 220 вольт. 6. Самый крупный представитель отряда скатов имеющий массу около 2,5 тонн. 7. Отряд хрящевых рыб, представители которого имеют вытянутое торпедообразное тело. 8. Отряд хрящевых рыб, представители которого имеют плоское, сплющенное в спинно-брюшном направлении тело. Большинство представителей этого отряда ведут придонный образ жизни. 9. Акула, имеющая своеобразную форму головы в форме известного кузнечного инструмента. 1. химера 2. хвостокол 3. китовая 4. тигровая 5. электрический 6. манта 7. акулы 8. скаты 9. молот Молодцы вы справились с вопросами теперь заполним таблицу молодцы. И так мы все знаем что рыбы делятся на два класс Да? Это хрящевые и костные рыбы. Сегодня мы изучим более многочисленный класс это костные рыбы. | Отвечают на вопросы опроса. |
15 мин | Рассказ учителя: Костные рыбы Тело рыб делится на голову, туловище и хвост, покрыто кожей с костной чешуей, защищающей тело от повреждений. Кожа имеет железы, которые выделяют слизь, уменьшающую трение в воде. Парные грудные и брюшные плавники обеспечивают сохранение равновесия при движении в воде. К непарным плавникам относятся спинной, хвостовой и анальный плавники. У костных рыб есть плавательный пузырь, расположенный в полости вдоль позвоночника и являющийся выростом кишечника, утратившим с ним связь. У сельдей, лососей, угрей и др. связь кишечника с плавательным пузырем сохраняется у взрослых форм. У остальных рыб эта связь сохраняется на стадии личинки. В стенках пузыря находятся капилляры. Протекающая по ним кровь либо поглощает из пузыря газ, либо выделяет в него газы. Изменение объема газов в плавательном пузыре изменяет плотность тела рыб, в результате рыбы всплывают или Опускаются на дно. Органы чувств рыб обеспечивают им ориентацию в пространстве. В парных органах зрения неэластичный шаровидный хрусталик не позволяет рыбам видеть на большом расстоянии. Важную роль в жизни рыб играют запахи, распространяющиеся в воде. Органы обоняния представлены двумя носовыми ямками на переднем конце головы, Органами вкуса являются вкусовые почки в ротовой полости и на поверхности тела. Рыбы хорошо воспринимают, звуковые волны, распространяющиеея в воде, у них есть органы слуха, целиком погруженные в кости черепа, и представленные топько внутренним: ухом (полукружным каналом лабиринта). Скелет рыб состоит из большого числа костей и имеет четыре отдела: череп, позвоночник, пояс конечностей и скелет плавников. Основу скелета составляет позвоночник, тянущийся от головы до хвостового плавника и имеющий всего два отдела - туловищный и хвостовой. Позвоночник состоит из позвонков, имеющих тело, верхнюю и нижнюю дуги. Верхние дуги позвонков образуют канал, в котором находится спинной мозг. Нижние отростки позвонков в грудном отделе позвоночника развиваются в ребра, защищающие внутренние органы. Позвоночник неподвижно соединен с черепом. | Слушают рассказ учителя, записывают в тетрадь |
10 Мин 3 -4 мин. | Закрепление изученного. Давайте составим сравнительную характеристику двух классов рыб Таблица на примере Подведение итогов, выставление оценок. Домашняя работа: составить кроссворды на теме «Характеристика Хрящевых и Костных рыб» | Делятся на 3 – 4 группы и выполняют работу Записывают дом/задания |