kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Класс Двустворчатые моллюски

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения представителей класса Двустворчатые моллюски.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Класс Двустворчатые моллюски»

Тема: «Класс Двустворчатые моллюски».

Цель: Изучение особенностей внешнего и внутреннего строения двустворчатых моллюсков; установление связей между строением двустворчатых моллюсков и особенностями среды обитания; работа учащихся над дополнительными вопросами на основе полученных теоретических знаний с целью их закрепления.

Задачи: Образовательная: Сформировать у учащихся знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков.

Развивающая: Изучить особенности жизнедеятельности двустворчатых моллюсков; рассмотреть значение моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека.

Воспитательная: Воспитание бережного отношения к живым организмам.

Средства обучения: раковины беззубки, брюхоногих моллюсков, живые моллюски, таблица «Класс Двустворчатые моллюски», учебник.

Тип урока: традиционный, урок объяснения нового материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Сегодняшний урок, ребята, я хочу начать с показа Вам красивых, драгоценных вещей, которыми многие люди любуются , некоторые если могут себе позволить покупают как украшение. Я вам покажу, а вы скорее всего их назовёте сами. Это жемчуг. Жемчуг во все времена на планете ценился. Его использовали и используют как ювелирное украшение, для оформления икон. И ценится он достаточно дорого. Где и как добывают жемчуг, нам расскажет Фридрих Дима.

Вот ребята мы с вами подошли к теме сегодняшнего урока «Класс Двустворчатые моллюски». Сегодня на уроке нам необходимо изучить строение раковины двустворчатых моллюсков, рассмотреть строение внутренних органов и выяснить значение двустворчатых моллюсков в природе.

Итак, по восточному преданию, ангел пролетал однажды над морем, и слеза его, упав в море, затвердела и превратилась в драгоценную жемчужину, заключённую в перламутровую раковину. Каждый видел, конечно, двустворчатые раковины, которые во множестве встречаются на илистом дне пресноводных водоёмов, обычно они торчат в наклонном положении, и с первого взгляда трудно решить, где верхняя часть, где нижняя. Жизнедеятельность пластинчатожаберных моллюсков выражается очень слабо, большинство из них почти так же не подвижны, как растения. Для добывания пищи им нет надобности гоняться за добычей или вступать в борьбу с другими животными; при нападении они защищаются только тем, что захлопывают свою раковину. Вообще эти существа очень ленивые, неподвижные и потому не привлекательные. Тело двустворчатых моллюсков продолговатое, двусторонне симметричное, сплюснутое с боков.

Рассматривать двустворчатых моллюсков мы начнём с раковины.Хотя раковина моллюсков сама по себе образование безжизненное, однако в строении её очень ясно отражаются многие биологические черты, характеризующие жизнь этих организмов. На пустой раковине створки всегда принимают полураскрытое положение благодаря натяжению соединяющей их упругой связки. Таким же образом действует связка и у живой ракушки: створки приоткрываются без всяких усилий с её стороны и остаются в таком положении, пока ракушка при помощи ноги спокойно держится на месте или медленно передвигается по дну. Но для того чтобы плотно захлопнуть раковину, ракушке приходится применять силу, сокрощая свои замыкательные мышцы- переднюю и заднюю, прикреплённые концами к обеим створкам раковины(следы их прикрепления ясно видны в виде матовых округлых пятен на внутренней поверхности раковины, у переднего и заднего концов каждой створки).

На створках раковины легко найти самую выпуклую и вместе с тем самую старую её часть – верхушку, или вершину и идущие одна за другой дугообразные полосы годичного прироста. Образование этих полос зависит от того, что рост раковины в холодное время сильно замедляется, а с наступлением тепла усиливается. Доживают ракушки до 12-14 лет.

Каждая створка раковины состоит из трёх слоёв:

  1. Наружного тёмно – окрашенного органического слоя, напоминающего роговое вещество.

  2. Фарфоровидного слоя, состоящего из солей кальция.

  3. Перламутрового слоя, который состоит из карбоната кальция, откладывающегося здесь тончайшими слоями. В следствии такого строения перламутровый слой отливает радужными цветами.

Далее, рассматривая створки раковины, можно видеть, во – первых что наиболее старые части раковины являются вместе с тем и более толстостенными, а наиболее молодая полоса прироста, образующая самый край раковины, оказывается наиболее тонкой. Во – вторых на более крупных, т.е. более старых ракушках и на их вершинах тёмный, органический слой часто оказывается разрушенным ещё при жизни моллюска, обнажая здесь белый фарфоровидный слой. Всё это зависит от того, что органический слой образуется только внешним краем мантии т.е. только на самой молодой полосе годичного прироста, а соли кальция выделяются всей полостью мантии, отчего известковая раковина с каждым годом становится более толстой и более прочной.

Иногда на гладкой поверхности перламутра бывают заметны небольшие бугорки. Это значит, что здесь между живыми клетками мантии и раковиной забилась какая – нибудь песчинка и мантия обволокла её слоем перламутра. У наших обыкновенных ракушек слой перламутра бывает тонким и такие бугорки остаются очень маленькими. Но у тех двууст – х моллюсков, у которых перламутр образует толстый слой, подобные бугорки обращаются в очень крупные красивые перлы, или жемчужины, которые идут на различные ювелирные изделия.

Хотя прочная раковина, плотно замыкающаяся при малейшей тревоге, даёт двустворчатым моллюскам, вполне надёжную защиту, всё же и у них имеются преследователи, способные добраться до их съедобного мягкого тела. Так, наши обыкновенные вороны на отмелях входят по брюхо в воду и отыскивают ракушек, а затем поднимаются со своей добычей в воздух и летят к лежащим на берегу камням или брёвнам; здесь они бросают с высоты ракушку на камни или колотят ею по бревну, пока раковина не расколется. Таким образом, даже такое совершенное защитное приспособление, как прочная раковина, имеет только относительное значение и она оправдывает себя, пока в природе нет преследователей, способных добывать ракушек на более глубоких местах и пока среди птиц только немногие виды, могут разбивать крепкие створки раковины.

А теперь давайте посмотрим, что же представляет тело двустворчатого моллюска под раковиной. Для того чтобы рассмотреть строение тела, скрытого под створками раковины, ракушку умерщвляют погружением в подогретую воду. У мёртвой ракушки расслабляются замыкательные мышцы, которыми она закрывала свою раковину, и створки её приоткрываются. Тогда можно видеть мягкое туловище моллюска и его ногу, составляющую продолжение туловища. Видно также, что внутренняя сторона раковины покрыта мягкой кожей, которая выстилает обе створки. Это мантии моллюска, названная так потому, что обе её лопасти, спускаются по бокам тела как мантия, т.е. широким плащом.

Пространство между телом моллюска и мантией называется мантийной полостью. Здесь по обеим сторонам тела располагаются жабры – орган дыхания, через поверхность которого у моллюсков совершается газообмен между кровью, протекающей по сосудам внутри жабр, и водой, которая омывает жабры с наружи.

Впереди жабр на переднем конце тела в мантийной полости, видны ротовые лопасти, м.д. которыми находится ротовое отверстие, заднепроходное отверстие расположено на противоположном конце, ближе к спинной стороне.

Вспомним, что у живой ракушки из – под створок высовывается только нога, а все остальные части тела, остаются внутри мантийной полости. Следовательно, в мантийную полость должна попадать и свежая вода с растворённым в ней кислородом, омывающая жабры и пища, а отбросы организма должны из неё удаляться. Из – под створок выступают небольшие выросты мантии, имеющие вид желобков заканчивающиеся двумя отверстиями. Это вводной и выводной сифоны.

Через один из них вода входит в мантийную полость, омывает жабры и приносит к ротовому отверстию различные мелкие частицы, которыми ракушка питается – вводной сифон. Через выводной сифон выходит вода с непереваренными остатками пищи.

Мягкотелым не приходится разыскивать или преследовать свою добычу, не нужно её и разжёвывать, т.к. она мелкая. П. э. моллюски могут вести малоподвижный образ жизни, и для них нет надобности ни в приспособлениях для быстрого передвижения, ни в особом органе зрения, ни в жевательном аппарате. В связи с этим недоразвита голова. А для защиты от врагов, ракушке достаточно подобрать ногу и сократить замыкательные мышцы, т.е. спрятаться внутри своей прочной раковины. Таким очень простым рефлексом она и отвечает на всякое внешнее раздражение.

Характеризую кровеносную, выделительную, нервную системы., органы чувств и особенности размножения.

Беззубка раздельнополое животное. У самцов их микроскопически мелкие половые клетки (сперматозоиды) выносятся через выводной сифон наружу и тогда некоторая часть их может попасть вместе с током воды в мантийную полость самок, у которых к этому времени м.д. слоями жабр бывают уже отложены яйца. Здесь яйца оплодотворяются и в них начинают развиваться личинки, которые затем через выводной сифон выносятся наружу.

Личинки, когда они выходят из мантийной полости матери, бывают уже одеты двустворчатой раковиной, которая по краям вооружена зубцами и крючками. Ноги у личинок ещё нет, но имеется липкая нить. Личинки с такими признаками называются глохидиями.

Хлопая своими створками, маленький глохидий может передвигаться в воде, а когда мимо него проплавает рыба, он прикрепляется к ней своей клейкой нитью, а затем, точно клещами вцепляется своими зубчатыми створками, в жабру, в плавник или в кожу рыбы. Здесь вцепившийся глохидий действует на ткани тела рыбы, подобно занозе на теле рыбы образуется опухоль, внутри которой личинка продолжает в безопасности развиваться за счёт соков своего хозяина.. Только месяца через два подросшая и изменившаяся за это время личинка покидает рыбу и начинает самостоятельную жизнь.

Паразитический образ жизни личинок даёт возможность малоподвижным беззубкам при посредстве рыб расселяться по водоёмам.

Двустворчатые моллюски играют огромную роль в водных биоценозах, отфильтровывают воду. Н – р, мидия фильтрует за час 5 литров воды. Животных способных очищать воду в водоёмах, принято называть биофильтраторами. Их биологическая роль велика в реках, озёрах и морях. Даже в аквариумах рекомендуется держать моллюсков для очищения воды от избытка водорослей, простейших и органических веществ. При наличии достаточно крупных поселений этих ракушек вода в реках хорошо очищается биологическим путём. Это заставляет принимать меры к охране пресноводных моллюсков, которые особенно сильно гибнут от стока в реки продуктов химических производств, а т.ж. от хищнического их истребления.

Сообщение о разнообразии моллюсков.

Сообщение об использовании моллюсков.(ткани, пища, украшения, сувениры, в аквариумах, перламутр для пуговиц).

  1. Закрепление.(Ответить на вопросы в опорном конспекте)

  2. Домашнее задание.( пар.22 для всех, вопросы №2 и №3,сообщение разнообразие головоногих.)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Класс Двустворчатые моллюски

Автор: Величева Елена Васильевна

Дата: 30.07.2020

Номер свидетельства: 555197

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока на тему Двустворчатые моллюски: беззубка и мидия"
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dvustvorchatyie-molliuski-biezzubka-i-midiia"
    ["file_id"] => string(6) "256071"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448039180"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "конспект урока биологии на тему "класс Двустворчатые. Беззубка" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-klass-dvustvorchatyie-biezzubka"
    ["file_id"] => string(6) "182994"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425665277"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Контрольная работа по биологии 7 класс "Тип моллюски, тип иглокожие" "
    ["seo_title"] => string(71) "kontrol-naia-rabota-po-biologhii-7-klass-tip-molliuski-tip-ighlokozhiie"
    ["file_id"] => string(6) "180918"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1425277858"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Презентация к уроку "Класс Двустворчатые. Места их обитания. Особенности строения. Передвижение." "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-k-uroku-klass-dvustvorchatyie-miesta-ikh-obitaniia-osobiennosti-stroieniia-pieriedvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "155219"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421251842"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "краткосрочное планирование по теме "Двустворчатые моллюски " "
    ["seo_title"] => string(65) "kratkosrochnoie-planirovaniie-po-tiemie-dvustvorchatyie-molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "169257"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423391932"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства