kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Класс Однодольные растения. Семейство Злаки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучить характеристику представителей злаковых растений.

Задаци  урока:

образовательная: способствование расширению знаний учащихся о многообразии покрытосеменных растениях, совершенствованию умений классифицировать растения; изучение признаков растений семейства злаки, их значения в жизни человека;

развивающая: создать условия для развития познавательной активности учащихся через творчество, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать логические выводы, фантазировать;

    воспитывающая: содействие в ходе урока формированию бережного отношения к растениям, развитию коммуникативной культуры, организации работы в паре, формированию чувства товарищеской взаимопомощи, экологического мышления и сознания.

Планируемые результаты: умение классифицировать растения, сравнивать, делать выводы; приобретение навыков работы с натуральными объектами; знать отличительные признаки растений семейства злаки; отдельных представителей и их значение в жизни человека.

 Тип урока: комбинированный

 Методы проведения урока:  объяснительно-иллюстративный, беседа, проблемного изложения, частично-поисковый.

 Форма организации учебной деятельности: самостоятельная работа, индивидуально-групповая.

Оборудование и материалы: учебник, компьютерная презентация,  карточки на закрепление нового материала, карточки для рефлексии.

Структура урока

1.     Организационный этап (1-2 минуты)

2.     Самостоятельная работа (20 минут)

3.     Изучение нового материала (15 минут)

4.     Физкультминутка (1-2 минуты)

5.     Этап проверки первичного понимания учащимися нового материала

(5-6 минут)

 6. Этап закрепления нового материала (5 минут)

6.     Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 минута)

7.     Этап подведения итогов занятия (1 минута)

8.     Этап рефлексии (1 минута)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Класс Однодольные растения. Семейство Злаки »

Тема урока: «Класс Однодольные растения. Семейство Злаки».

Цель: Изучить характеристику представителей злаковых растений.


Задаци урока:


образовательная: способствование расширению знаний учащихся о многообразии покрытосеменных растениях, совершенствованию умений классифицировать растения; изучение признаков растений семейства злаки, их значения в жизни человека;

развивающая: создать условия для развития познавательной активности учащихся через творчество, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать логические выводы, фантазировать;

воспитывающая: содействие в ходе урока формированию бережного отношения к растениям, развитию коммуникативной культуры, организации работы в паре, формированию чувства товарищеской взаимопомощи, экологического мышления и сознания.

Планируемые результаты: умение классифицировать растения, сравнивать, делать выводы; приобретение навыков работы с натуральными объектами; знать отличительные признаки растений семейства злаки; отдельных представителей и их значение в жизни человека.

Тип урока: комбинированный

Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, беседа, проблемного изложения, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: самостоятельная работа, индивидуально-групповая.

Оборудование и материалы: учебник, компьютерная презентация, карточки на закрепление нового материала, карточки для рефлексии.

Структура урока

  1. Организационный этап (1-2 минуты)

  2. Самостоятельная работа (20 минут)

  3. Изучение нового материала (15 минут)

  4. Физкультминутка (1-2 минуты)

  5. Этап проверки первичного понимания учащимися нового материала

(5-6 минут)

6. Этап закрепления нового материала (5 минут)

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 минута)

  2. Этап подведения итогов занятия (1 минута)

  3. Этап рефлексии (1 минута)


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организ.

этап

(2 минуты)

«Здравствуйте! Присаживайтесь. Дежурный, кто отсутствует?»

(отмечаю в журнале отсутствующих)

Приветствуют, дежурный называет

отсутствующих.

Самостоятельная работа

(20 минут)

На прошлых уроках мы с вами знакомились с различными семействами класса Двудольные растения, рассмотрели отличительные признаки растений каждого семейства, типичных представителей и группы растений по их роли в природе и жизни человека. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал, способны разграничивать растения различных семейств. Я предлагаю самостоятельную работу (Приложение 1). На ее выполнение у вас 20 минут.


Провожу инструктаж по выполнению

Собираю работы









Выполняют самостоятельную работу

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала

(1-2 минуты)


(Слайд 1) Давайте вспомним классификацию цветковых растений: отдел Покрытосеменные растения делится на два класса ..

Растения, для которых характерно наличие двух семядолей называются…. (Слайд 2)

Какие к ним относятся семейства…….

50 тыс. растений относится к классу Однодольные.

(Слайд 3) Характерный признак – одна семядоля, запасные питательные вещества – в эндосперме, который занимает большую часть семени. К этой группе растений относятся семейство Лилейные и Злаки. Сегодня мы рассмотрим важную в жизни человека группу растений – семейство Злаки. (Слайд 4) Откройте тетради, запишите дату и тему урока: «Семейство Злаки». Как вы думаете, почему я отметила, что это важное для нас семейство?

К этому вопросу мы вернемся в конце урока, я думаю вы будете готовы дать более полный и развернутый ответ, если активно будет работать на уроке.


Однодольные и Двудольные

Двудольные








Высказывают свое предположение о роли злаковых растений.

Этап усвоения новых знаний

(15 минут)

(Слайд 5-9) Среди растений нашей планеты злаки занимают особое положение. Семейство включает более 10 тыс. видов. Они встречаются всюду, где земля не покрыта льдом, – доходят до северного и южного пределов распространения цветковых растений, поднимаются высоко в горы, к самой границе ледников. Если другие группы растений обычно приурочены к каким-то определенным климатическим зонам, то злаки распространены по поверхности суши более-менее равномерно. А есть еще и огромные пространства, занятые степями, саваннами и лугами. Во всех этих растительных сообществах злаки играют главную роль.


Рассматривая ботанические особенности строения семейства Злаковые (строение вегетативных и генеративных органов) будем постепенно заполнять таблицу. Обращайте внимание на представителей семейства, которых также запишем в конце таблицы.


Признаки

Характеристика

Стебель

Соломина; характерен вставочный рост; имеется зона кущения

Корневая система

Стержневая


Листья

Простые, влагалищные, листорасположение очередное

Цветки

Мелкие, ветроопыляемые. Цветок состоит из 2 более плотных цветковых чешуй, 2 цветковых пленок, 3 тычинок и 1 пестика с двумя перистыми рыльцами

Соцветие

Сложный колос, сложный початок, метелка

Плод

Зерновка

Растения

Пшеница, рожь, ячмень, мятлик и пр.


  1. (Слайд 10) Стебель злаковых тонкий, цилиндрический - соломина, (Слайд 11) выделяются вздутые узлы и полые междоузлия. В узлах находится образовательная ткань, благодаря делению клеток которой происходит удлинение междоузлий. Характерен так называемый вставочный рост стебля. При таком росте стебель растет быстрее, чем при верхушечном. Так, у бамбука стебли за сутки могут вырастать на 1 м.

Вспоминаем, какой тип рост стебля характерен для двудольных?

Да, рост стебля в длину происходит за счет образовательной ткани конуса нарастания стебля. Его клетки делятся и растут.

(Слайд 13) В нижней части побега есть зона кущения – здесь закладываются почки, из которых образуются надземные побеги. Кроме того, в этой зоне часто появляется большое количество придаточных корней.

  1. Какая корневая система характерна для однодольных?

  2. (Слайд 13) Листья злаков влагалищные, т.е. имеют узколинейную пластинку, основание листа расширено, оно охватывает узел наподобие трубки. В месте перехода влагалища в пластинку находится пленчатый вырост – язычок (т.е. характерен признак однодольных – листья всегда простые, нет четкой границы между черешком и листовой пластинкой)

  3. (Слайд 14) Цветки мелкие ветроопыляемые. Цветок злаков состоит из 2 более плотных цветковых чешуй, 2 маленьких цветковых пленок, 3 тычинок и 1 пестика с двумя перистыми рыльцами (рис. 93 учебника) Во время цветения цветковые пленки очень сильно набухают и раздвигают цветковые чешуи. Благодаря этому тычинки и рыльца пестика выдвигаются из цветка.

  4. (Слайд 15) Цветки собраны в колоски. В одном колоске может быть от 1 до 20 цветков. Колоски в свою очередь образуют различные соцветия: сложный колос (рожь, пшеница, ячмень), (Слайд 16) сложный початок (кукуруза), (Слайд 17) метелку (овес, мятлик).

Соцветие початок имеет сильно утолщенный цветонос.

  1. Плод – зерновка. (Слайд 18) Она имеет пленчатый околоплодник, который срастается с оболочками семени. Зерновка чаще всего опадает с остающимися при ней цветковыми чешуями. Семя имеет эндосперм, составляющий большую часть зерновки. Зародыш занимает боковое положение.

  2. Запишем представителей: мятлик, рожь, пшеница, ячмень, бамбук. Рассмотрев группы злаков список станет больше.

Злаки имеют большое значение в природе. В семейство входят исключительно важные для человека культурные растения.

  1. Пищевые растения (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза). (Приложение 2)

  2. Кормовые – для домашних животных (кукуруза, овес, ячмень)

  3. Сорняки (тимофеевка, мятлица полевая, пырей ползучий)

  4. Ряд растений используются как декоративные.


Учащиеся рассказывают о группах растений, записывают на доске представителей группы растений.






































Зарисовывают схему в тетрадь







верхушечный









мочковатая











































Физкультминутка

(2 минуты)

А сейчас мы с вами немного отдохнём, сделаем несколько упражнений против утомления глаз:

  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

  • Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.

Закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.


Этап проверки понимания учащимися нового материала

(4-5 минут)



Вопросы после каждого пункта объяснения нового материала



Этап закрепления нового материала

(6-7 минут)

  • Так какими же признаками обладают растения семейства Злаки?

  • Приведите пример растений данного семейства.

  • А где можно встретить растения этого семейства.

  • На какие группы можно разделить крестоцветные.

  • Как вы думаете, какая характерная особенность характерна для сорных растений семейства? декоративных?

  • Игра «Третий лишний»

  • Отгадайте ребус

  • Из каких злаков можно сварить манную кашу, овсяную кашу, перловую кашу, пшенную кашу?


Работа по карточкам:

Необходимо выбрать признаки, характерные для растений данного семейства.


Этап информирования учащихся о домашнем задании

(2 минуты)

Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание: параграф 95, стр. 180-182, знать ответы на вопросы в конце параграфа.


Этап подведения итогов занятия

(2 минуты)

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели семейство однодольных растений - Злаки, познакомились с особенностями строения вегетативных и генеративных органов, распространения и применения.

(ставлю отметки за урок)


Этап рефлексии

(2 минуты)

А теперь мне хотелось бы узнать ваше мнение о том, все ли вы поняли на уроке и как вы относитесь к тем знаниям, которые получили на уроке. Каждому я раздаю карточку, на которой по трем пунктам необходимо отметить свое настроение, оценить урок.

Спасибо за урок!


Высказывают свое мнение об уроке





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Класс Однодольные растения. Семейство Злаки

Автор: Никитина Наталья Ивановна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Методическая разработка урока по биологии по теме: «Класс Однодольные. Семейство Злаки. Общие признаки и многообразие растений семейства Злаки". "
    ["seo_title"] => string(157) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-po-tiemie-klass-odnodol-nyie-siemieistvo-zlaki-obshchiie-priznaki-i-mnoghoobraziie-rastienii-siemieistva-zlaki"
    ["file_id"] => string(6) "224579"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438939081"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) ""Класс однодольные. Семейство Злаки""
    ["seo_title"] => string(36) "klass-odnodol-nyie-siemieistvo-zlaki"
    ["file_id"] => string(6) "254867"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447836664"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Методическая разработка урока по биологии по  теме: «Класс Однодольные. Семейство Злаки. Общие признаки и многообразие растений семейства Злаки"."
    ["seo_title"] => string(139) "mietodichieskaiarazrabotkaurokapobiologhiipotiemieklassodnodolnyiesiemieistvozlakiobshchiiepriznakiimnoghoobraziierastieniisiemieistvazlaki"
    ["file_id"] => string(6) "331724"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464706796"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация урока "Класс Однодольные. Семейство Злаки" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-uroka-klass-odnodol-nyie-siemieistvo-zlaki-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234783"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443527675"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно - тематическое планирование по биологии,  6 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250613"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447092735"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства