Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Рост и развитие растений"»
Тема урока: «Рост и развитие растений»
Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.
проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф
Цель урока: формирование понятия о росте и развитии растений; зависимости роста и развития от условий среды обитания.
Задачи урока:
Изучить особенности биологических процессов «роста» и «развития» растений;
Определить взаимосвязь между процессами роста и развития растений;
Классифицировать группы экологических факторов природы и их влияние на растения, механизм влияния через «периодичность»;
Рассмотреть зависимость роста и развития растений от условий среды обитания;
Сформировать экологическую грамотность, воспитать бережное отношение к среде обитания растений;
Использование закономерностей, условий, периодичности протекания процессов жизнедеятельности в практической деятельности.
Использование компонентов УУД:
-умение самостоятельно определять и формулировать учебную проблемы;
- умение организовать и поддерживать учебное взаимодействие на уроке;
-использование навыков самостоятельного поиска информации, работы по заданному алгоритму, сверять результаты, исправлять ошибки; получать информацию из различных источников;
- умение анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления;
-переход от одной формы восприятия к другой, использование разнообразных форм работы;
-понимание биологического процесса «рост» и «развитие»;
-умение находить факторы, определяющие нормальный рост и развитие растения;
-выявлять причинно-следственные связи биологических процессов и условий места обитания;
-осмысление и усвоение биологических понятий;
-воспитание бережного отношения к растениям, среде обитания растений;
-использование знаний на практике;
Предполагаемый результат:
Высокая продуктивность урока, активное вовлечение учащихся в решение учебной проблемы, закрепление умений и навыков работы с информацией, прочное усвоение материала; использование знаний на практике (выращивание сельскохозяйственных культур на участке).
Оборудование: интерактивный комплект «Promethean Planet», интерактивные пособия (схемы, мультимедиа и т.д), ЭОП 1С: Школа. Биология 6 класс
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Подготовительный этап. Готовность учителя к уроку (наличие плана урока, подготовить пособия к работе), проверить наличие учебных пособий учеников и их подготовленность к уроку.
Учебный этап.
1 образовательный компонент
Изображение семени в разрезе
Актуализация знаний учащихся по особенностям строения семени, определение составных частей. Понимание и осознание учениками, что жизнь цветкового растения начинается с образования семени, в котором находится зародыш – будущее растение с запасом эндосперма для питания зародыша растения при прорастании.
? с какой целью в семени растения закладывается зародыш растения.
? какова основная функция запаса питательных веществ, какой процесс он обеспечивает на этапе прорастания растения.
Результат: закрепление материала «Семя, его строение и значение».
2 образовательный компонент
Интерактивное пособие
Или видеофайл Интернет-ресурса по теме
https://www.youtube.com/watch?v=lS1WDC22aLM
Концентрация внимания учащихся, постановка проблемы урока с использованием пособия. Последовательное открытие ячеек с изображением. Понимание учениками событий, происходящих с растением, определение биологических процессов, определение цели урока.
? определите название растения.
? какие изменения наблюдаем у растения.
? как называются наблюдаемые биологические процессы.
? каким результатам приводят процессы «роста» и «развитие» растения.
? какие изменения наблюдаются при росте и развитии растения.
? сформулируйте определение «рост» и «развитие» растения.
Краткая оценка участия каждого в определении проблемы и постановке цели урока
Результат: определение и осознание цели урока; изучены новые термины. Усвоение учащимися биологического процесса «рост» и «развитие» растения и их особенностей; закрепление навыков работы с тетрадью, выполнена запись определений в тетради. Закрепление названия растения. Положительный эмоционально-психологический настрой учащихся на работу, осознание своего вклада в общий результат.
3 образовательный компонент
Видеофайл ЭОП 1С: Школа. Биология 6 класс
или видеофайл Интернет-ресурса по теме https://www.youtube.com/watch?v=1uA6peSmN-I
Постановка проблемы для учащихся: «В каком направлении происходит рост растения, каким образом он осуществляется?». Поисковая задача, с использованием материала в учебнике (стр.97). Определение последовательности процессов. Анализ и формулировка вывода о взаимосвязи процессов.
? могут ли биологические процессы «рост» и «развитие» растения существовать отдельно по отдельности.
Оказать помощь в работе ученикам, ответить на вопросы учеников.
Результат: отработка навыков самостоятельной работы с материалом, знания изменении размеров растения за счет роста корня и роста побегов; понимание, что эти процессы взаимосвязаны. Формулирование и запись вывода «увеличение размеров и массы растения приводит к изменению свойств самого растения». Вовлечь учащихся в обсуждение. Уверенность в работе учащимися при оказании дозированной помощи или консультации.
4 образовательный компонент
Учебный комплект учащегося
Закрепление изученного материала. Выполнение задания в «рабочей тетради» ученика № 2. Взаимопроверка правильности выполнения, исправление допущенных ошибок, комментарии о качестве работы.
? какие знания учащихся поверяет задание № 2
Результат: закрепление изученного материала; отработка навыков работы в паре; умение грамотно объяснить цель работы и дать оценку выполненной работе.
5 образовательный компонент
Схемы и таблицы ЭОП 1С: Школа. Биология 6 класс
Или подготовленные файлы Презентация Microsoft Office PowerPoint
Объяснение с использованием пособий о зависимости растений от условий среды обитания. Концентрация внимания на схемах и таблицах пособия. Активизация мыслительных процессов учащихся путем объяснения, показа и вопросов, корректировать размышления о сути наблюдаемых явлениях, поощрять рассказы из опыта учащихся. Подвести учащихся к выводу о зависимости роста и развития растения от условий среды обитания. Выделить основные группы экологических факторов, влияющих на растения. Ответить на вопросы учеников, помочь учащимся в работе.
? какое внутреннее свойство приобрели растения.
? какие ритмы в растительном мире распространены.
? определите процессы, характерные для каждого ритма, найдите ответы в учебнике (стр 98) и запишите в тетрадь. Сравните свои ответы с ответами в таблице.
? как сказываются суточные и сезонные ритмы на жизни растений.
? как можно использовать знания о ритмах растений в практике выращивания растений на участке.
? объясните, что вы наблюдаете, что происходит с растением, с чем это связано.
? почему в одном случае рост и развитие происходит интенсивно, а в другом – растение находится в угнетенном состоянии
? какие вы узнали группы экологических факторов, влияющих на растения.
? каковы возможные последствия влияния этих групп факторов на жизнь растения. Приведите примеры из своего опыта.
? почему надо не только бережно относиться к растениям, но и охранять среду, в которой они произрастают.
Результат: закрепить навыки работы с текстографическим материалом. Сформировать понятия «суточные» и «сезонные» ритмы растений. Изучены новые термины «абиотические», «биотические» и «антропогенные» факторы. Умение учащимися использовать изученные термины в ответах на вопросы. Осознание важности защиты растений и среды обитания растений. Закреплены навыки общения и межличностного взаимодействия с учителем и с одноклассниками.
6 образовательный компонент
Интерактивное пособие
Одним из механизмов увеличения размеров растения является деление…. В зонах роста. Качественные изменения в строении растения и его частей называют…. Рост и развитие растений зависит от условий …обитания. Фотосинтез, дыхание растения относятся к ….ритмам, а листопад к …ритмам. Для сохранения растений и среды их обитания, необходимо уменьшить неразумное воздействие….. факторов.
Справка:
1.суточные;
2.среда;
3.клеток;
4.антропогенного;
5.сезонные;
6.развитие.
Закрепление изученного материала. Прочитать текст, вставить пропущенные слова из справки.
Одним из механизмов увеличения размеров растения является деление 3 (клеток) в зонах роста. Качественные изменения в строении растения и его частей называют 4 (развитием). Рост и развитие растений зависит от условий 2 (среды) обитания. Фотосинтез, дыхание растения относятся к 1 (суточным) ритмам, а листопад к 5 (сезонным) ритмам. Для сохранения растений и среды их обитания, необходимо уменьшить неразумное воздействие 4 (антропогенного)фактора.
Результат: закреплены изученные новые биологические термины.
Завершающий этап.
Подведение итогов урока, анализ работы класса. Выслушать мнение учащихся, что они узнали из урока, как могут пригодиться знания в работе на участке огорода.