kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Группы крови и переливание крови.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Формировать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий; резус-факторе; выявить значение переливания крови как важного достижения современной медицины; развивать умение делать выводы и обобщения; продолжить формирование навыков воспитания о заботе по сохранению своего здоровья; воспитывать гуманное отношения к людям, помогать нуждающимся в донорской крови.

I.Организационный момент (Слайд 1)

Называется тема урока; Ставится цель урока; Ученики записывают в тетрадях тему урока.

II. Актуализация знаний

Ученики вспоминают общую характеристику крови, как разновидности соединительной ткани.  (Слайд 2)

( Кровь — вид соединительной ткани, или, образно говоря, „жидкая ткань“. Она составляет около 7 процентов от массы тела.

Анализ крови — один из наиболее распространённых методов медицинской диагностики. Всего лишь несколько капель крови позволяют получить важную информацию о состоянии организма.)

Из каких компонентов состоит кровь? (слайд 3)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Группы крови и переливание крови.»

Урок № 34. Тема урока: Группы крови и переливание крови.

Цель урока: Формировать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий; резус-факторе; выявить значение переливания крови как важного достижения современной медицины; развивать умение делать выводы и обобщения; продолжить формирование навыков воспитания о заботе по сохранению своего здоровья; воспитывать гуманное отношения к людям, помогать нуждающимся в донорской крови.

I.Организационный момент (Слайд 1)

Называется тема урока; Ставится цель урока; Ученики записывают в тетрадях тему урока.

II. Актуализация знаний

Ученики вспоминают общую характеристику крови, как разновидности соединительной ткани. (Слайд 2)

( Кровь — вид соединительной ткани, или, образно говоря, „жидкая ткань“. Она составляет около 7 процентов от массы тела.

Анализ крови — один из наиболее распространённых методов медицинской диагностики. Всего лишь несколько капель крови позволяют получить важную информацию о состоянии организма.)

Из каких компонентов состоит кровь? (слайд 3)

Определите, какие клетки крови изображены на фотографиях, дайте им характеристику? (Слайд 4)

Какие функции выполняет кровь? (Слайд 5)

питательная —за счет транспорта растворенных питательных веществ от пищеварительного тракта к тканям, местам резервных запасов и от них;

дыхательная — путем транспорта газов (кислорода и углекислого газа) от дыхательных органов к тканям и в обратном направлении;

транспорт конечных продуктов метаболизма из тканей к органам выделения;

терморегуляторная — перераспределение тепла между органами, регуляцию теплоотдачи через кожу;

гомеостатическая поддержание постоянства внутренней среды организма, пригодной для клеток в отношении ионного состава, концентрации водородных ионов и др.

защитная — обеспечение клеточного и гуморального иммунитета, свертывания крови;

Почему кровь называют “рекой жизни”? (слайд 6)

III. Изучение новой темы: “Группы крови”

История переливания крови

1492 г. – Римский папа Иннокентий VIII пытался вернуть себе молодость с помощью вливания крови, взятой от десятилетних мальчиков. Мальчики погибли от кровопотери, а вслед за ними скончался и сам папа. (слайд 7)

1667 — Жан Дени Профессор из Монпелье, переливает кровь ягненка душевнобольному. Вскоре переливание крови во Франции было запрещено на 150 лет (слайд 8)

1819 - Бландем Остались воспоминания одной из первых пациенток, потерявшей много крови при родах и получившей затем четверть литра донорской крови. По её словам, она ощутила, „будто сама жизнь проникает в её организм“. (слайд 9)

Проблемная задача

Таким образом, из приведенных примеров из истории переливания крови – переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь.

Постановка проблемного вопроса: Как это объяснить?

1901 – Пауль Эрлих и Карл Ландштейнер. Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового «хозяина» и спасает ему жизнь, а в других разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию? На эти вопросы в начале XX в. дали ответ немецкий ученый П.Эрлих и его ученик- австриец К. Ландштейнер, открыв три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще и IV группу крови.

Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.

(слайд 10)

На чем основаны групповые различия? (слайд 11)

Ответить на этот вопрос помогла наука генетика. Наследственными могут быть не только морфологические признаки – цвет волос, глаз, особенности строения, но по наследству могут передаваться и некоторые биохимические признаки – белки, встречающиеся в эритроцитах и плазме крови. Набор этих белков каждого человека строго постоянен, он определяет тканевую совместимость! У разных людей эти наборы неодинаковы. Определяют группы крови по особым стандартным сывороткам, получаемым заранее из крови людей, у которых уже установлена группа крови. Определяют группы крови по особым стандартным сывороткам, получаемым заранее из крови людей, у которых уже установлена группа крови. Распределение групп крови системы АВО:

группа О (I) – 35 %;

группа А (II) – 35-40 %;

группа В (III) – 15-20 %;

группа АВ (IV) – 5-10 %.

Объяснения какая кровь относится к каждой группе.

I группа крови К I (0) группе относится кровь, эритроциты которой не склеиваются в плазме или сыворотке других групп. Поэтому кровь I группы можно переливать всем людям. (слайд 12)

II группа крови Ко II (А) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются и разрушаются в плазме или сыворотке крови I и III групп. Кровь этой группы совместима с кровью II и IV групп, ее можно переливать только людям с этими группами крови. (слайд 13)

III группа крови К III (В) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются и разрушаются в плазме или сыворотке крови I и II групп, но совместимы с эритроцитами III и IV групп. Кровь этой группы можно переливать людям с кровью III и IV групп (слайд 14)

IV группа крови К IV (АВ) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются в плазме или сыворотке всех других групп. Кровь этой группы можно переливать только людям, имеющим ту же, IV, группу крови.(слайд 15)

Агглютинация – процесс свертывания (склеивания) эритроцитов.

Люди одной и той же группы крови имеют сходный белковый состав, поэтому их кровь совместима.

Соответственно таблице укажите, какую кровь, какой группы, куда можно вливать. (слайд 16)

Задание ученикам, работа в тетрадях самостоятельно.

Даются понятия:

1. Универсальный донор

2. Универсальный реципиент

Задание ученикам:

1 вариант: найти ответ на вопрос – На что указывает высокая распространенность первой группы крови у американских индейцев?

2 вариант: найти ответ на вопрос - Чем объяснить тот факт, что подавляющее большинство людей имеют первую (40-45 %) и вторую (35-40 %) группы крови по сравнению с третьей (4-11 %) и четвертой (0-2 %)? Таблица групповых различий

 

Агглютиногены

Агглютинины

Группа крови

Белки эритроцитов

Белки плазмы

I

00

a?

II

A

?

III

B

a

IV

AB

00

Rh – понятие о резус-факторе: (слайд 17)

За последнее время открыто много других факторов крови, из которых наибольшее практическое значение имеет так называемый Rh (резус-фактор). Он впервые был обнаружен в крови обезьяны – макаки - резус. Примерно у 85% людей в эритроцитах содержат белок – резус-фактор, а 15% населения его не имеют. На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности. Rh“-” – людям следует переливать только в RH“-” кровь, т.к. при попадании в кровь Rh“+” белка (антигена) на него начинают вырабатываться антитела. У новорожденных, если мать Rh“-”, а плод развивается Rh“+” – мать вырабатывает антитела и ребенок рождается с гемолитической болезнью (апельсиновый цвет кожи).

(слайд 18) Rh – резус-фактор, открытый тем же Карлом Ландштейнером совместно с исследователем Винером в 1937–1940 гг. За оба открытия Ландштейнеру дважды присуждалась Нобелевская премия.

-Какое значение имеют группы крови? (слайд 19)

Если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, тысячи людей умирали бы от реакций в результате переливания крови и миллионы жизней погибали бы в больницах и на войне, от невозможности осуществления переливания крови.

Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение:

а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах

б) определение отцовства

в) Rh-значение при беременности (резус конфликт!)

а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах

Определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах (слайд 21)

Задание на определение групп крови детей

(слайд 24) С помощью этой таблицы можно определить группу крови будущего ребенка, зная группу крови родителей. Красным цветом выделены группы крови родителей. На пересечении, соответственно синим цветом - возможная группа крови ребенка.


I

II

III

IV

I

I

I, II

I, III

II, III

II

I, II

I, II

I, II, III, IV

II, III, IV

III

I, III

I, II, III, IV

I, III

II, III, IV

IV

II, III

II, III, IV

II, III, IV

II, III, IV

По таблице определить, могут ли быть такие родительские пары, когда они не смогут быть донорами для своих детей?

Доноры и донорская кровь (слайд 25)

Кровь есть у всех. Это такая же ткань как и кожа, мышцы и т.д.. Переливания крови от одного организма -другому (гемотрансфузия), это тоже именно что и трансплантация - пересадка тканей, только процесс пересадки происходит намного проще.
Слово «донор» происходит от латинского donare — дарить. То есть донор — это человек, который дарит. В большинстве случаев он дарит жизнь.

Проблемное задание. Выведите принципы, на которых основано донорство.

(слайд 26) Принципы, на которых основан институт "донорства крови":

1.Во-первых - дело это сугубо добровольное

2.Донор может сдать кровь за деньги или бесплатно - то есть даром

3.Кровь для лечебной цели может быть взята не обязательно у человека

4.Донором может стать любой дееспособный гражданин от 18 до 60 лет, прошедший мед. обследование

5.И естественно если взятие крови не нанесет донору вреда

Задание. Кто может стать донором?

(слайд 27) Для того, чтобы стать донором, обязательны

1.возраст от 18 до 60 лет;

2. вес не менее 50 кг;

3. хорошее самочувствие.

IV. Рефлексия:

V.Выводы:

1) т.к. кровь является жидкой соединительной тканью, то групповая совместимость зависит от тканевой совместимости

2)тканевая совместимость зависит от наследственного сочетания определенных белков крови

3) В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедре­нием компонентной гемотерапии, то есть переливания, в зависимости от дефицита, отдельных клеточных или белковых фракций крови.

VI Закрепление знаний .

. Игра: «Кто быстрее?»

(установить соответствие между термином и понятием)

Агглютинация

Это сыворотка крови 1 человека склеивает эритроциты крови другого человека.

Агглютиноген

Вещество белковой природы (склеиваемыми веществами, антигены)

Агглютинин

Склеивающие вещества

Иммунитет

Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям

Вакцина

 

Культура ослабленных микробов

Резус –фактор

 

Особый белок агглютиноген

Антитела

Особые белковые соединения (иммуноглобулины), образующие при попадании чужеродных веществ

Реципиент

 

Больной человек, которому вливают кровь.

Донор

 

Человек, дающий кровь

Сыворотка

Жидкая часть крови, отделяемая от кровяного сгустка после свёртывания крови вне организма

Домашнее задание: параграф, вопросы, составить комикс (рисунки с пояснением) «Кровь», «Доноры крови».
















СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ

В медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, об­менное, аутогемотрансфузию.

Наиболее распространенный метод — непрямое пе­реливание цельной крови и ее компонентов. Кровь и ее компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое пе­реливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внут­ривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере, в случае отсутс­твия свежезамороженной плазмы, эритроцитной мас­сы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.

Аутогемотрансфузия — переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервиру­ющем растворе. При этом методе обеспечивается луч­шая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента, исключа­ются осложнения, связанные с несовместимостью кро­ви, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доно­ров, оперативное вмешательство у больных с наруше­ниями функции печени и почек; противопоказания — воспалительные процессы, сепсис, поражение печени и почек.

Переливание цельной крови представляет опреде­ленную опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови — эритроцитов, реципиент получа­ет ненужные для его организма разрушенные лейкоци­ты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые мо­гут явиться причиной осложнений.

Кроме того, к концу срока хранения в консервиро­ванной крови остаются жизнеспособными 70—80% эрит­роцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойс­тва в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедре­нием компонентной гемотерапии, то есть переливания, в зависимости от дефицита, отдельных клеточных или белковых фракций крови.

1вариант. Прочитайте текст. Заполните в таблице «Совре­менные методики переливания крови» графы, обозна­ченные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и со­держание пропущенного элемента.


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВУХ МЕТОДИК ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ


Признаки для сравнения

Прямое переливание крови

Аутогемотрансфузия

Кто при перели­вании является реципиентом?

Посторонний чело­век с подходящей группой крови

1

В каком случае прибегают к та­кой форме переливания?

2

Наличие редкой группы крови, не­возможность подбо­ра доноров. Операции у больных с нарушениями фун­кций печени и почек

3

Консерванты в со­став не входят

Консерванты в со­став входят

2вариант. Используя содержание текста «Современные ме­тодики переливания крови» и знания курса, ответьте на следующие вопросы. Дефицит каких элементов кро­ви при анемии, вызванной большой потерей крови, бу­дет восполняться в первую очередь? Какие особенности крови человека учитываются при ее переливании?

VII. Подведение итогов урока, оценка работы некоторых учеников и выставление отметок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Группы крови и переливание крови.

Автор: Тауханбаева Светлана Владимировна

Дата: 15.03.2017

Номер свидетельства: 400496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Группы крови. Переливание крови."
    ["seo_title"] => string(33) "gruppy_krovi_pierielivaniie_krovi"
    ["file_id"] => string(6) "385200"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485699975"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация к уроку биологии в 8 классе  "Группы крови. Переливание." "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-k-uroku-biologhii-v-8-klassie-gruppy-krovi-pierielivaniie"
    ["file_id"] => string(6) "130094"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415815609"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "разработка урока "Группы крови и переливание крови" "
    ["seo_title"] => string(52) "razrabotka-uroka-gruppy-krovi-i-pierielivaniie-krovi"
    ["file_id"] => string(6) "165836"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422882024"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) ""Группы крови и переливание крови" - урок "
    ["seo_title"] => string(40) "gruppy-krovi-i-pierielivaniie-krovi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "171763"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423724495"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Исследование генетических особенностей наследования групп крови по системе АВО "
    ["seo_title"] => string(93) "issliedovaniie-ghienietichieskikh-osobiennostiei-nasliedovaniia-ghrupp-krovi-po-sistiemie-avo"
    ["file_id"] => string(6) "237825"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444403299"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства