kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Группы крови. Переливание крови.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать учащимся знания о группах крови и резус факторе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Группы крови. Переливание крови.»



Урок биологии в 8 классе по теме: «Группы крови. Переливание крови»

 «Собраться вместе — это начало.

Держаться вместе — это прогресс.

Работать вместе — это успех»

Генри Форд.

Цель: формирование понятий о группах крови человека и причинах групповых различий; резус- факторе.


Задачи

Обучающие: знать характерные особенности групп крови человека, причины успехов и неудач первых попыток переливания крови

Развивающие: развитие логического мышления, умения выстраивать причинно-следственные связи; умения анализировать, сравнивать, оценивать знания свои и одноклассников, составлять и защищать презентации

Воспитательные: чувство ответственности за жизнь и здоровье людей, сохранение своего здоровья.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод


Ход урока

IОрганизационный момент: приветствие учащихся, проверка отсутствующих и готовности учащихся к уроку. Деление учащихся на 4 группы по цвету карточек, на которых написаны слоги, при составлении которых можно будет прочитать слова: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, иммунитет. На столах курветки с записями данных слов

II.Проверка знаний учащихся

Самостоятельная работа по вариантам. Ответьте Да или Нет

1вариант

1Эритроциты это красные клетки крови

2.Эритроциты образуются в жёлтом костном мозге

3.Форма эритроцита позволяет увеличить их рабочую поверхность

4.Лейкоциты способны передвигаться подобно амёбам

5.Продолжительность жизни тромбоцитов 8-11 суток

6.Фибрин- растворимый белок

7.Красный костный мозг относится к центральной части иммунной системы

8.В организме человека всего 8 миндалин

9.Иммунитет, выработанный под действием вакцины называется акативным

10.Впервые случаи заболевания СПИДом были зарегистрированы в 1981 г. в США

2 вариант

1.Кровь состоит из плазмы, лейкоцитов, тромбоцитов и эритроцитов

2.Кровь выполняет рефлекторную функцию

3.Лейкоциты ядерные бесцветные клетки

4.Соединение кислорода с гемоглобином называется оксигемоглобин

5.Тромбопласты разрушаясь образуют тромбоциты

6.Тромбоциты ядерные кровяные пластинки

7.Функции лейкоцитов изучал И.И.Мечников

8.Соединение углекислого газа с гемоглобином называется карбоксигемоглобин

9. В плазме содержится 8-10 % солей

10.Селезёнка- естественный фильтр крови организма

3 вариант

1.Основы учения об иммунитете создал английский врач Э. Дженнер

2.Антигены- чужеродные вещества

3. Возбудитель СПИДа очень изменчив

4.Лимфатические узлы, аппендикс относятся к центральной части иммунной системы

5.Фибрин это нерастворимый белок, образующий тромб

6.Гемофилия это болезнь несвёртываемости крови

7.Продолжительность жизни эритроцитов 8=11 суток

8.Нейтрофилы являются активными фагоцитами

9.В плазме содержится 90 % воды

10.Красный цвет эритроцитам придаёт гемоглобин

Вырабатываются критерии оценивания, по кодам ответов проводится взаимопроверка и выставляются оценки


III Изучение нового материала

Было дано предварительное задание подготовить презентацию по теме : История переливания крови

С незапамятных времен люди знали, что кровь является носительницей жизни. Древний человек, будучи охотником, воином, наблюдал, как по мере потери крови угасает жизнь поверженного им человека или животного. Считалось, что с помощью свежей крови можно вылечить или омолодить человека. В Древнем Риме ослабевшим людям, старикам давали пить кровь умирающих гладиаторов.

Первое в истории медицины успешное переливание крови было осуществлено в 1667 г. во Франции Жак-Батистом Дени (ставшим впоследствии профессором медицины) и хирургом Эфферезом. Шестнадцатилетнему юноше было перелито 250 мл крови ягненка. Переливание оказалось успешным, больной поправился.

В XVII веке в Европе было сделано около 20 подобных переливаний крови, многие оказались неудачными. Властями и церковью переливание крови от животного человеку было запрещено. Один из противников метода писал, что «...телячья кровь, перелитая в вены человеку, может сообщить ему все черты, свойственные скотине, — тупость и скотские наклонности».

Много позднее, когда уже практиковались переливание от человека человеку один из петербургских профессоров зло замечал: «...для переливания крови необходимо иметь трех баранов: одного, от которого переливают, другого, которому переливают, и третьего , который переливает».

Первое переливание крови человеку от человека осуществил английский профессор акушерства и гинекологии Дж. Бланделл (1819). Он произвел переливание крови роженице, умиравшей от кровопотери. В 1830 и 1832 гг. подобные операции были проведены в России акушером-педиатром С. Ф. Хотовицким и акушером Г. С. Вольфом. Но не все переливания крови заканчивались выздоровлением, многие больные погибали по непонятным для врачей причинам.

После выступления презентация оценивается по критериям.

Ставится Проблемный вопрос

К 1873 году было произведено всего 247 переливаний крови, из них 176 окончились смертью.

Почему???

Учитель выслушивает мнения учащихся и определяется тема урока.

« Группы крови и переливание крови»

Учащиеся самостоятельно определяют цель урока

Открытие групп крови. Рассказ учителя, презентация. Запись основных понятий в тетрадях

Величайшее открытие в этой области сделал австрийский ученый К. Ландштейнер. Экспериментальные исследования 1900-1907 гг. позволили выявить группы крови человека, после чего появилась возможность избежать смертельных осложнений, связанных с переливанием несовместимой крови.

Карл Ла́ндштейнер (нем. Karl Landsteiner; 14 июня 1868, Вена — 26 июня 1943, Нью-Йорк) — австрийский врач, химик, иммунолог, инфекционист. Первый исследователь в области иммуногематологии и иммунохимии. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1930). Посмертный лауреат премии Альберта Ласкера в области клинических медицинских исследований.

Карл Ландштейнер установил наличие в эритроцитах людей аггютиногенов «А» и «Б»(антигенов, участвующих в реакции агглютинации).

В плазме крови были обнаружены агглютинины α и β. При встрече «одноименных» агглютиногенов и агглютининов (например, А и α, В и β) происходит склеивание эритроцитов.Слипшиеся эритроциты забьют кровеносные сосуды и остановят кровоток, что может привести к гибели .Тогда уже было широко распространено учение об иммунитете, согласно которому при попадании в организм чужеродных белков (антигенов) происходит образование защитных веществ (антител) с последующей фиксацией, склеиванием и уничтожением антигенов. Оказалось, что склеивание (агглютинация) эритроцитов перелитой крови и есть одно из проявлений иммунитета — защиты организма от проникновения чужеродных белков. В результате многочисленных опытов с кровью in vitro (в пробирках) и оценки возможных комбинаций К. Ландштейнер установил, что всех людей в зависимости от свойств крови можно разделить на три группы. Чуть позднее (1906) чешский ученый Ян Янский выделил четвертую группу крови и дал всем группам обозначения, существующие и в настоящее время. Следует заметить, что Ян Янский был психиатром и свое открытие сделал при изучении крови психических больных, считая, что причина психических заболеваний кроется в свойствах крови. Первая группа имеет обозначение I0αβ, т. е. у людей этой группы нет агглютиногенов (0), а в плазме содержатся агглютинины α и β. Кровь первой группы может быть перелита людям с любой группой крови, поэтому лица с первой группой названы универсальными донорами (слово «донор» происходит от donare — дарить).Вторая группа имеет формулу II, т. е. эритроциты этой группы содержат агглютиноген А, а плазма — агглютинин β.В третьей группе (III) эритроциты содержат агглютиноген В, плазма — агглютинин α.

В эритроцитах четвертой группы (IVАБ0) присутствуют оба агглютиногена (А и В), но в плазме нет агглютининов, способных склеивать чужие эритроциты. Людям, имеющим четвертую группу крови, можно переливать кровь любой группы, поэтому их называют универсальными реципиентами.

Лучше всего переливать кровь идентичной группы, но в исключительных случаях кровь первой группы может быть перелита лицам с любой группой крови, реакции несовместимости не будет. Кровь второй группы совместима со второй и четвертой группами, третья — с третьей и четвертой. Кровь четвертой группы может быть перелита только лицам, имеющим четвертую группу крови.

После объяснения учителя вновь возвращаемся к проблемному вопросу. К 1873 году было произведено всего 247 переливаний крови, из них 176 окончились смертью.

Почему???

В каких случаях делают переливание крови? Обсуждение в группах. Ответы учащихся.(потери крови, хирургические вмешательства,непрекращающиеся кровотечения, малокровие, острые интоксикации

Было дано задание подготовить презентацию о донорстве.

Учащиеся слушают, записывают новые понятия, оценивают презентацию по критериям.

Самостоятельная работа в группах по заданиям учителя ( работа с учебником)

Задания для групп

«Эритроциты»

Достаточно ли при переливании крови учитывать только группу крови?

Что такое резус-фактор?

Передаётся ли резус фактор по наследству?

Изменяется ли резус-фактор в течение жизни?

«Тромбоциты»

В каком случае кровь будет резус-положительной?

В каком случае кровь будет резус-отрицательной?

В каком случае развивается резус- конфликт?

«Лейкоциты»

Какое заболевание крови самое распространённое?

Каковы причины анемии?

«Иммунитет»

Каковы признаки анемии ?

Каковы способы профилактики и лечения анемии?

IV Закрепление нового материала

 Ситуация «выбор»

1. Приглашается 4 учащихся:

А. 1 из них донор (со 2 группой), 3-реципиента. Кому он может помочь?

Б. 1 реципиент (с 3 группой), 4 донора. Помогите другу

2. Задача: в 1964 году в штате Нью-Джерси был ограблен банк. Преступники четко спланировали ограбление. Однако преступников полиция нашла через 3 дня. Объясните как?

V Рефлексия

На группу выдаётся лист, который они заполняют

Плюс (что понравилось на уроке)

Минус(что не понравилось, осталось непонятным, или информация ненужная)

Интересно(любопытные факты с урока, что ещё хотели бы узнать, вопросы к учителю)





VI Домашнее задание: параграф 31 пересказ. Узнать группы крови и резус факторы родителей и себя.

Изучить заключение к теме . Ответить на вопросы на странице 14


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Группы крови. Переливание крови.

Автор: Кырыкбаева Балхаш Толеухановна

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 385200

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация к уроку биологии в 8 классе  "Группы крови. Переливание." "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-k-uroku-biologhii-v-8-klassie-gruppy-krovi-pierielivaniie"
    ["file_id"] => string(6) "130094"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415815609"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "разработка урока "Группы крови и переливание крови" "
    ["seo_title"] => string(52) "razrabotka-uroka-gruppy-krovi-i-pierielivaniie-krovi"
    ["file_id"] => string(6) "165836"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422882024"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) ""Группы крови и переливание крови" - урок "
    ["seo_title"] => string(40) "gruppy-krovi-i-pierielivaniie-krovi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "171763"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423724495"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Исследование генетических особенностей наследования групп крови по системе АВО "
    ["seo_title"] => string(93) "issliedovaniie-ghienietichieskikh-osobiennostiei-nasliedovaniia-ghrupp-krovi-po-sistiemie-avo"
    ["file_id"] => string(6) "237825"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444403299"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "план - конспект урока "Группы крови. Резус - фактор. Механизмы свертывания крови" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(87) "plan-konspiekt-uroka-gruppy-krovi-riezus-faktor-miekhanizmy-sviertyvaniia-krovi-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "295536"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455820401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства