Просмотр содержимого документа
«Группы крови. Переливание крови.»
Урок биологии в 8 классе по теме: «Группы крови. Переливание крови»
«Собраться вместе — это начало.
Держаться вместе — это прогресс.
Работать вместе — это успех»
Генри Форд.
Цель: формирование понятий о группах крови человека и причинах групповых различий; резус- факторе.
Задачи
Обучающие: знать характерные особенности групп крови человека, причины успехов и неудач первых попыток переливания крови
Развивающие: развитие логического мышления, умения выстраивать причинно-следственные связи; умения анализировать, сравнивать, оценивать знания свои и одноклассников, составлять и защищать презентации
Воспитательные: чувство ответственности за жизнь и здоровье людей, сохранение своего здоровья.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод
Ход урока
IОрганизационный момент: приветствие учащихся, проверка отсутствующих и готовности учащихся к уроку. Деление учащихся на 4 группы по цвету карточек, на которых написаны слоги, при составлении которых можно будет прочитать слова: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, иммунитет. На столах курветки с записями данных слов
II.Проверка знаний учащихся
Самостоятельная работа по вариантам. Ответьте Да или Нет
1вариант
1Эритроциты это красные клетки крови
2.Эритроциты образуются в жёлтом костном мозге
3.Форма эритроцита позволяет увеличить их рабочую поверхность
4.Лейкоциты способны передвигаться подобно амёбам
5.Продолжительность жизни тромбоцитов 8-11 суток
6.Фибрин- растворимый белок
7.Красный костный мозг относится к центральной части иммунной системы
8.В организме человека всего 8 миндалин
9.Иммунитет, выработанный под действием вакцины называется акативным
10.Впервые случаи заболевания СПИДом были зарегистрированы в 1981 г. в США
2 вариант
1.Кровь состоит из плазмы, лейкоцитов, тромбоцитов и эритроцитов
2.Кровь выполняет рефлекторную функцию
3.Лейкоциты ядерные бесцветные клетки
4.Соединение кислорода с гемоглобином называется оксигемоглобин
5.Тромбопласты разрушаясь образуют тромбоциты
6.Тромбоциты ядерные кровяные пластинки
7.Функции лейкоцитов изучал И.И.Мечников
8.Соединение углекислого газа с гемоглобином называется карбоксигемоглобин
9. В плазме содержится 8-10 % солей
10.Селезёнка- естественный фильтр крови организма
3 вариант
1.Основы учения об иммунитете создал английский врач Э. Дженнер
2.Антигены- чужеродные вещества
3. Возбудитель СПИДа очень изменчив
4.Лимфатические узлы, аппендикс относятся к центральной части иммунной системы
5.Фибрин это нерастворимый белок, образующий тромб
6.Гемофилия это болезнь несвёртываемости крови
7.Продолжительность жизни эритроцитов 8=11 суток
8.Нейтрофилы являются активными фагоцитами
9.В плазме содержится 90 % воды
10.Красный цвет эритроцитам придаёт гемоглобин
Вырабатываются критерии оценивания, по кодам ответов проводится взаимопроверка и выставляются оценки
III Изучение нового материала
Было дано предварительное задание подготовить презентацию по теме : История переливания крови
С незапамятных времен люди знали, что кровь является носительницей жизни. Древний человек, будучи охотником, воином, наблюдал, как по мере потери крови угасает жизнь поверженного им человека или животного. Считалось, что с помощью свежей крови можно вылечить или омолодить человека. В Древнем Риме ослабевшим людям, старикам давали пить кровь умирающих гладиаторов.
Первое в истории медицины успешное переливание крови было осуществлено в 1667 г. во Франции Жак-Батистом Дени (ставшим впоследствии профессором медицины) и хирургом Эфферезом. Шестнадцатилетнему юноше было перелито 250 мл крови ягненка. Переливание оказалось успешным, больной поправился.
В XVII веке в Европе было сделано около 20 подобных переливаний крови, многие оказались неудачными. Властями и церковью переливание крови от животного человеку было запрещено. Один из противников метода писал, что «...телячья кровь, перелитая в вены человеку, может сообщить ему все черты, свойственные скотине, — тупость и скотские наклонности».
Много позднее, когда уже практиковались переливание от человека человеку один из петербургских профессоров зло замечал: «...для переливания крови необходимо иметь трех баранов: одного, от которого переливают, другого, которому переливают, и третьего , который переливает».
Первое переливание крови человеку от человека осуществил английский профессор акушерства и гинекологии Дж. Бланделл (1819). Он произвел переливание крови роженице, умиравшей от кровопотери. В 1830 и 1832 гг. подобные операции были проведены в России акушером-педиатром С. Ф. Хотовицким и акушером Г. С. Вольфом. Но не все переливания крови заканчивались выздоровлением, многие больные погибали по непонятным для врачей причинам.
После выступления презентация оценивается по критериям.
Ставится Проблемный вопрос
К 1873 году было произведено всего 247 переливаний крови, из них 176 окончились смертью.
Почему???
Учитель выслушивает мнения учащихся и определяется тема урока.
« Группы крови и переливание крови»
Учащиеся самостоятельно определяют цель урока
Открытие групп крови. Рассказ учителя, презентация. Запись основных понятий в тетрадях
Величайшее открытие в этой области сделал австрийский ученый К. Ландштейнер. Экспериментальные исследования 1900-1907 гг. позволили выявить группы крови человека, после чего появилась возможность избежать смертельных осложнений, связанных с переливанием несовместимой крови.
Карл Ла́ндштейнер (нем. Karl Landsteiner; 14 июня 1868, Вена — 26 июня 1943, Нью-Йорк) — австрийский врач, химик, иммунолог, инфекционист. Первый исследователь в области иммуногематологии и иммунохимии. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1930). Посмертный лауреат премии Альберта Ласкера в области клинических медицинских исследований.
Карл Ландштейнер установил наличие в эритроцитах людей аггютиногенов «А» и «Б»(антигенов, участвующих в реакции агглютинации).
В плазме крови были обнаружены агглютинины α и β. При встрече «одноименных» агглютиногенов и агглютининов (например, А и α, В и β) происходит склеивание эритроцитов.Слипшиеся эритроциты забьют кровеносные сосуды и остановят кровоток, что может привести к гибели .Тогда уже было широко распространено учение об иммунитете, согласно которому при попадании в организм чужеродных белков (антигенов) происходит образование защитных веществ (антител) с последующей фиксацией, склеиванием и уничтожением антигенов. Оказалось, что склеивание (агглютинация) эритроцитов перелитой крови и есть одно из проявлений иммунитета — защиты организма от проникновения чужеродных белков. В результате многочисленных опытов с кровью in vitro (в пробирках) и оценки возможных комбинаций К. Ландштейнер установил, что всех людей в зависимости от свойств крови можно разделить на три группы. Чуть позднее (1906) чешский ученый Ян Янский выделил четвертую группу крови и дал всем группам обозначения, существующие и в настоящее время. Следует заметить, что Ян Янский был психиатром и свое открытие сделал при изучении крови психических больных, считая, что причина психических заболеваний кроется в свойствах крови. Первая группа имеет обозначение I0αβ, т. е. у людей этой группы нет агглютиногенов (0), а в плазме содержатся агглютинины α и β. Кровь первой группы может быть перелита людям с любой группой крови, поэтому лица с первой группой названы универсальными донорами (слово «донор» происходит от donare — дарить).Вторая группа имеет формулу IIAβ, т. е. эритроциты этой группы содержат агглютиноген А, а плазма — агглютинин β.В третьей группе (IIIBα) эритроциты содержат агглютиноген В, плазма — агглютинин α.
В эритроцитах четвертой группы (IVАБ0) присутствуют оба агглютиногена (А и В), но в плазме нет агглютининов, способных склеивать чужие эритроциты. Людям, имеющим четвертую группу крови, можно переливать кровь любой группы, поэтому их называют универсальными реципиентами.
Лучше всего переливать кровь идентичной группы, но в исключительных случаях кровь первой группы может быть перелита лицам с любой группой крови, реакции несовместимости не будет. Кровь второй группы совместима со второй и четвертой группами, третья — с третьей и четвертой. Кровь четвертой группы может быть перелита только лицам, имеющим четвертую группу крови.
После объяснения учителя вновь возвращаемся к проблемному вопросу. К 1873 году было произведено всего 247 переливаний крови, из них 176 окончились смертью.
Почему???
В каких случаях делают переливание крови? Обсуждение в группах. Ответы учащихся.(потери крови, хирургические вмешательства,непрекращающиеся кровотечения, малокровие, острые интоксикации
Было дано задание подготовить презентацию о донорстве.
Учащиеся слушают, записывают новые понятия, оценивают презентацию по критериям.
Самостоятельная работа в группах по заданиям учителя ( работа с учебником)
Задания для групп
«Эритроциты»
Достаточно ли при переливании крови учитывать только группу крови?
Что такое резус-фактор?
Передаётся ли резус фактор по наследству?
Изменяется ли резус-фактор в течение жизни?
«Тромбоциты»
В каком случае кровь будет резус-положительной?
В каком случае кровь будет резус-отрицательной?
В каком случае развивается резус- конфликт?
«Лейкоциты»
Какое заболевание крови самое распространённое?
Каковы причины анемии?
«Иммунитет»
Каковы признаки анемии ?
Каковы способы профилактики и лечения анемии?
IV Закрепление нового материала
Ситуация «выбор»
1. Приглашается 4 учащихся:
А. 1 из них донор (со 2 группой), 3-реципиента. Кому он может помочь?
Б. 1 реципиент (с 3 группой), 4 донора. Помогите другу
2. Задача: в 1964 году в штате Нью-Джерси был ограблен банк. Преступники четко спланировали ограбление. Однако преступников полиция нашла через 3 дня. Объясните как?
V Рефлексия
На группу выдаётся лист, который они заполняют
Плюс (что понравилось на уроке)
Минус(что не понравилось, осталось непонятным, или информация ненужная)
Интересно(любопытные факты с урока, что ещё хотели бы узнать, вопросы к учителю)
VI Домашнее задание: параграф 31 пересказ. Узнать группы крови и резус факторы родителей и себя.
Изучить заключение к теме . Ответить на вопросы на странице 14