"Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы".
"Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы".
Урок биологии 6 класс по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко.
цели урока:познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов; познакомить учащихся с характерными признаками шляпочных грибов; дать представление о съедобных и ядовитых шляпочных грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы". »
Тема урока "Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы". 6-й класс
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов; познакомить учащихся с характерными признаками шляпочных грибов; дать представление о съедобных и ядовитых шляпочных грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
Воспитательные:
Воспитание наблюдательности.
Формирование мотивации работы с дополнительной литературой.
Воспитание культуры труда.
Осуществлять эстетическое воспитание через показ красоты грибов.
Формировать бережное отношение к природе.
Развивающие:
Развивать понятия о многообразии живых организмов, взаимосвязи строения и функции, приспособленности строения организма к образу жизни. Уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником. Продолжить развитее основных биологических понятий, элементов творческой деятельности школьников.
Оборудование: таблицы: “Строение шляпочного гриба”, “Грибы съедобные и несъедобные”, натуральные объекты – плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, консервированные грибы, гербарии, презентация “Шляпочные грибы”,
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, наличия учебных принадлежностей у учащихся
2. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся
Проверку домашнего задания мы проведем с вами в виде теста. Ваша задача правильно ответить на вопросы, выбрав ответ.
Опрос учащихся по теме: “Царство бактерий”.
.
3. Изучение нового материала
Учитель:
– Ребята, назовите известные царства органического мира. (Уч-ся перечисляют 5 царств органического мира).
– Какие царства мы с вами изучили? (Мы изучили царства растений и бактерий).
– Назовите характерные признаки растений и бактерий. Заполнение таблицы:
Ответы учащихся.
– Какое великое разнообразие живых организмов населяет нашу планету! Прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю вам отгадать загадки. Внимание на экран . (слайд № 2)
Ответы учащихся.
Учитель:
– Как вы уже поняли, речь на уроке пойдет о грибах.
Тема нашего урока: “Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы”. (слайд № 3)
– Когда мы говорим о грибах, какие грибы вам вспоминаются в это время? Какие грибы вы знаете? (подосиновики, сыроежки, опята…).
Учитель:
– Казалось бы, что удивительного в скромной сыроежке, красавце подосиновике?
Почти каждый из нас их собирал, сушил, жарил, солил… так поступали в глубокой древности. Может быть тогда еще людей поразила особенность грибов появляться как будто бы из ничего за считанные дни и часы.
Постановка проблемы урока учителем:
– Что же такое грибы? Что это за загадочные создания? Почему их выделили в особое царство? Чем они отличаются от других царств органического мира? На эти вопросы нам необходимо будет найти ответ на уроке. Сообщение цели урока. (слайд № 4)
Изучением грибов занимается наука “Микология” (греч. “микос” – “гриб”, “логос”– “наука”). Родоначальник немецкий ученый Генрих Антон Бари (1831-1888г.). Первичное знакомство с терминами и понятиями. ( слайд №5)
На доске вывешивается таблица с опорным словом “Микология”. В настоящее время насчитывается около 100 тысяч различных грибов. Царство грибов одно из самых больших и процветающих групп организмов.
Учитель:
– Как вы думаете, все ли грибы похожи друг на друга?
– Приходилось ли вам когда-нибудь видеть “ведьмины круги”? С давних времен люди наблюдают из года в год появление грибных кругов правильной формы, кто-то словно циркулем отвел круглую борозду и посеял в нем грибы. Люди не могли объяснить принцип их появления и связывали их с ведьмами, колдуньями. Что же это на самом деле? Это грибница гриба. (Сообщение учащегося).
Словарная работа с терминами.
Учитель:
– Гифы образуют плотное переплетение– сложную ткань. Из нее образованы мицелий и плодовое тело. Почему так называется “Плодовое тело”?( т.к. в них созревают споры)
На доске слева в столбик вывешиваются таблички с опорными словами: мицелий, гифы, плодовое тело. (Работа учащихся со словарем в тетрадях).
Учитель:
– Ребята, какие вам известны способы размножения в органическом мире? (Половое, бесполое). (Слайд № 15) “Способы размножения грибов”. Работа с таблицей. (Работа в парах).
Учитель:
– Ребята, для того чтобы расти, что вам необходимо делать? (Необходимо питаться).
– Для того чтобы вырос гриб ему тоже необходима еда. Рассмотрим способы питания грибов.
Способы питания грибов( Слайд № 16)
– Ребята, вы обращали внимание на то обстоятельство, что многие грибы поселяются на хлебе, моркови, картофеле, варенье? Почему, как вы думаете?
– Как называются организмы, питающиеся таким образом? (Сапрофиты)
-Какие вы знаете организмы, которые питаются подобным образом? (бактерии)
Учитель:
– Каждый грибник знает, что рыжики лучше искать в молодом ельничке, маслята – в сосновом лесу. Почему? В чем причина такого устойчивого соседства?
Оказывается многие грибы научились дружить с деревьями и кустарниками. Это
явление называется микориза.
Словарная работа с терминами.
“Микориза” (греч. “микос” – гриб, “риза”– корень). Первым выявил и изучил микоризу русский ученый Ф.М.Каминский в 1881 году. У некоторых растений микориза необходима: например, орхидеи не дадут семена без гриба – партнера.
– Что же получает гриб от дерева, а дерево от гриба? (Ответы учащихся: корни дерева получают воду и минеральные вещества, гриб – органические вещества.)
– Как называется такой способ полезного сожительства? (Симбиоз, а грибы – симбионты).
Встречаются грибы – паразиты (лишай), а также грибы – хищники.
Формирование знаний о свойствах грибов.
Практическое значение грибов. .(Сообщение учащегося)
Учитель:
– Какую роль играют грибы в природе и жизни человека? (Ответы учащихся)
– Все ли грибы можно собирать?
Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка) (слайд № 17)
Особенности ядовитых грибов. (слайд № 18)
Первая помощь при отравлении
(Выступление в роли медработника ученицы класса. Её комментарии к слайду.) (слайд № 19)
– Что нужно делать, если произошло несчастье?
Учитель:
– Какие правила необходимо соблюдать при сборе грибов? Правила сбора грибов. (слайд №20)
4. Повторение и закрепление материала.
Подведем итог изученного и усвоенного на уроке. Для этого выполним тест.
1. Наука о грибах называется:
а) цитологией
б) зоологией
в) микологией
г) ботаникой
2. К трубчатым грибам относятся:
а) груздь
б) шампиньоны
в) подберезовик
г) спорынья
3. Микоризу образует:
а) мукор
б) шампиньон
в) подберезовик
г) спорынья
4. Мукор - это:
а) шляпочный гриб
б) плесневый гриб
в) гриб паразит
г) сумчатый гриб
5. К пластинчатым грибам относятся:
а) подосиновик
б) подберезовик
в) сыроежка
г) боровик
(Взаимопроверка, работа в парах, сообщение критериев оценки.)
Учитель:
– Что интересного для себя вы узнали на уроке?
Учитель:
– Сделайте вывод по теме урока.
Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных, шляпочные грибы – симбиотические организмы. Повреждение грибниц ведет к гибели грибов, но и замедляет рост растений. Каждому человеку нужно знать правила сбора грибов, оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами, уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.