kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Глобальная проблема человечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спид - глобальная проблема человечества. Как можно защитить себя, чтобы не заболеть.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Глобальная проблема человечества"»

УРОК на тему « ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»


Цели урока:

Образовательные: изучить на уроке строение вируса иммунодефицита человека, показать его отрицательную роль на здоровье человека, способов передачи и способов защиты.


Воспитательные: выработка активной жизненной позиции по предотвращению пове­денческих рисков, связанных с возможностью заражения ВИЧ;

формировать убеждения в необ­ходимости соблюдения здорового образа жизни с целью профилактики ВИЧ-инфекции и представления о реальных масштабах распро­странения ВИЧ.


Задачи: формировать у учащихся пред­ставления о происхождении вируса иммунодефи­цита человека, о способах его передачи, течении болезни, способах защиты.


Оборудование: плакат о способах передачи ВИЧ-инфекции, схема строения вируса.


Тип урока: лекция.

Ход урока.


  1. Орг. момент.

  2. Лекция.

  3. Итог урока.


Вступительное слово учителя


Одна из серьез­нейших проблем, которую двадцатый век передал веку двадцать первому — это проблема распростра­нения ВИЧ-инфекции и СПИДа. Россия и соседние страны — в настоящий момент эпицентры глобаль­ной эпидемии, они имеют самые высокие в мире темпы распространения инфекции. Распростра­нение СПИДа— проблема политической, экономической и социальной безопасности мирового сообщества, которая может затронуть любо­го человека. Глобальная задача — это обеспечение всесторонней и точной информации о путях зара­жения ВИЧ и мерах их предупреждения, обстоя­тельствах, повышающих риск заражения. Сегодня наиболее эффективным способом сдерживания развития эпидемии является изменение поведения людей. Это непросто, так как на этот процесс вли­яют множество факторов: социальное окружение, традиции, воспитание, реклама, средства массовой информации и др. Об этом мы и будем говорить на уроке.


1. Что такое ВИЧ'?


  1. Что такое СПИД? (Сообщение учащегося)


ВИЧ — вирус иммунодефицита человека. Расшифровывают это сокращение сле­дующим образом: «В» — вирус — микроорганизм, который не может воспроизводить себя самостоя­тельно, а размножается, только находясь в живой клетке, используя ее механизмы; «И» — иммуноде­фицит— нарушение нормальной работы иммун­ной системы организма, приводящее к снижению иммунитета; «Ч» — человека, поскольку этот вирус поражает людей. СПИД — синдром приобретенно­го иммунодефицита: «С» — синдром, т.е. сочетание признаков, имеющих общий механизм возникно­вения и характеризующих определенное болезнен­ное состояние организма (заражение происходит главным образом при половых контактах и через кровь; в результате при поражении лимфатической системы ослабляются защитные силы организма); «П» — приобретенный, поскольку это состояние приобретают, а не получают через гены. «И» — им­мунного; «Д» — дефицита, поскольку это заболева­ние приводит к ослаблению иммунной системы, которая отвечает за уничтожение болезнетворных бактерий и вирусов.

3. Когда был открыт вирус?


Врач-эпидемиолог. В 1981 г. Центром по конт­ролю заболеваемости США было отмечено новое инфекционное заболевание у пациентов, посту­пивших в клиники с диагнозом «воспаление лег­ких с необычными свойствами». Лабораторные исследования показали, что возбудителем явля­лась пневмоциста — микроорганизм, который жи­вет в верхних дыхательных путях большинства лю­дей, но не вызывает воспалительного процесса. В крови этих пациентов практически отсутствовали Т4-лимфоциты (в норме их порядка 1000 в мкм3). Заболевание назвали — СПИД. Несмотря на еди­ничное число первых заболевших, в США в том же 1981 г. была объявлена эпидемиологическая готовность на национальном уровне. Были нача­ты работы по поиску инфекционного агента-воз­будителя. В 1983 г. американский ученый Роберт ГаллоиЛюк Мотанье из Института Пастера во Франции открывают неизвестный ранее ретровирус — ВИЧ, которого считают причиной СПИДа. К концу 80-х гг. XX в. мировое медицинское сообщес­тво, ВОЗ вынуждены были сделать неутешитель­ные выводы: ВИЧ-инфекция приняла характер эпидемии, самой опасной в истории человечества. На данном этапе развития этого заболевания нет «здорового вирусоносительства», т.е. такого поло­жения, когда вирус в организме есть, но с ним мож­но жить до естественной смерти, не болея. В нача­ле 90-х гг. официальное название «СПИД» сменили на ВИЧ-инфекцию. СПИД — конечная стадия забо­левания ВИЧ-инфекции. Заболевание на данном этапе признано неконтролируемым медициной со 100%-ой летальностью. Среднее время между зара­жением ВИЧ-инфекцией и проявлением первых симптомов, позволяющих диагностировать СПИД, составляет 8—15 лет.


4. Что происходит в организме при попадании ВИЧ-инфекции?


Особенность вируса иммуно­дефицита человека состоит в том, что он разру­шает клетки CD4. Иммунная система теряет спо­собность к уничтожению зараженных вирусом клеток. Когда человек заражается ВИЧ, многие клетки CD4 гибнут, оставшиеся теряют «бдитель­ность» и перестают реагировать на чужеродные тела: бактерии, раковые клетки, вирусы. Иммун­ная система «засыпает». Это состояние называют иммунодефицитом. Чем больше копий вируса в ор­ганизме, тем хуже состояние здоровья инфициро­ванного — повышается количество сопутствующих ВИЧ-заболеваний инфекционной природы.


5. Каковы пути передачи ВИЧ-ин­фекции?


ВИЧ содержится во всех жидкостях организма. В 1985 г. установлены инфекционно-опасные жидкости: кровь, сперма, сек­реция половых органов, грудное молоко. В слюне ВИЧ содержится, но его концентрация слишком мала для заражения, поэтому ВИЧ не передается при поцелуе, через общую посуду. В крови концен­трация ВИЧ самая высокая, и вероятность зараже­ния самая значительная. Различают вертикальный и горизонтальный пути передачи. Вертикальный путь — это передача вируса от матери ребенку: во время беременности, во время родов, при груд­ном вскармливании. Горизонтальный путь— поло­вой контакт, инфицирование через кровь: при переливании крови, пересадке органов, через за­раженный медицинский инструмент, в том числе при инъекционном введении наркотиков, через оборудование для пирсинга и татуировки. Более 90% новых случаев ВИЧ-инфекции приходится на потребителей инъекционных наркотиков. Также существует теоретический риск передачи ВИЧ-ин­фекции во время драк, контактных видов боевого искусства, при условии контакта поврежденной кожи с кровью инфицированного партнера.


6. Каковы признаки течения ВИЧ-инфекции ?


Течение болезни можно раз­делить на несколько стадий. Первая стадия длится примерно б месяцев. Вскоре после заражения от­мечают симптомы простуды: головная боль, ка­шель, повышенная температура, увеличение лим­фатических узлов. Вторая стадия — бессимптомная, длится от полугода до 10 лет. Носитель вируса мо­жет не подозревать о болезни и подвергать риску инфицирования других людей. Третья стадия — кли­нически развернутая ВИЧ-инфекция: лихорадка, сильное похудание, диарея, увеличение лимфоуз­лов. На фоне ослабленной иммунной системы раз­виваются сопутствующие инфекции: герпес, поражение головного мозга, глаз, печени, грибковые заболевания кожи и слизистых оболочек. Причина их развития — живущие в каждом из нас микроорга­низмы. Для человека, иммунитет которого борется с инфекцией, они не опасны. При ослабленном им­мунитете эти же микроорганизмы вызывают серь­езные проблемы. Четвертая стадия — СПИД, такое состояние иммунной системы, при котором она не может бороться с болезнями. У больных развивает­ся пневмоцистное воспаление легких, саркома Ка­лоши — злокачественное образование. С момента постановки диагноза СПИДа до смерти больного проходит в среднем 2 года.


7. Можно ли вылечить ВИЧ-инфек­цию?


Полностью уничтожить ви­рус в организме человека современная медици­на не в состоянии. Лечение позволяет продлить жизнь больного путем подавления размножения вируса. Антиретровирусная терапия сталкивается с рядом проблем:

вирус быстро адаптируется к препаратам, сни­жая их эффективность;

терапия предполагает сложный режим приема медикаментов: строго по графику, соблюдая все условия, что приводит к психологической уста­лости больного;

развиваются побочные эффекты: токсическое воздействие на печень, поражение периферичес­кой нервной системы, нарушение обмена жиров, тяжелые психологические расстройства;

высокая стоимость лекарств: терапевтический курс стоит от 5 до 8 тыс. долларов в год.


8. Является ли проблема ВИЧ-ин­фекции угрозой национальной безопасности ? (Сообщение учащегося)


Проблема ВИЧ/СПИДа превратилась в одну из ключевых проблем безопасности и выживания на­селения в мире, в том числе и в Российской Феде­рации. По оценкам экспертов ВОЗ, ежедневно в России ВИЧ-инфицированных становятся 100 че­ловек. Потери от СПИДа, включая умерших и тя­желобольных, уже превышают потери во Второй мировой войне. Необходимо в ближайшее время в законодательной форме переломить отношение к этой проблеме. В противном случае страна будет терять от СПИДа сотни тысяч молодых граждан. Одна из задач — организация лечения больных. В результате высокой стоимости лечения и ухода за больными ВИЧ/СПИДом эпидемия оказыва­ет сильнейшее влияние на рост затрат системы здравоохранения. Препараты для лечения ВИЧ разработаны крупными фармацевтическими ком­паниями и цены на их продукцию высокие. За рубежом налажено производство более дешевых копий этих лекарств, и лечение составляет 200— 300 долларов в год. В России используются толь­ко дорогие препараты. Если подобная тенденция продолжится, то к 2012 г. в России из-за нехватки медицинской помощи умрут около 400 тыс. ВИЧ-инфицированных. При этом большинству из них на тот момент будет 25—28 лет, что приведет к де­фициту рабочей силы — по данным экспертов, он составит 5—


9. Какие международные органи­зации занимаются проблемой распространения ВИЧ/ СПИДа в мире?


Со­здана Объединенная программа ООН по СПИДу (UNAIDS), в деятельности которой участвуют шесть агентств ООН: ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, UNPA (Фонд ООН по народонаселению), UNDP (Фонд ООН по развитию) и Всемирный банк.



Начиная с 1999 г. распространение ВИЧ-инфекции носит угрожаю­щий характер. Более 14 тыс. инфицированных — дети до 14 лет. Каждый четвертый из людей, живу­щих с ВИЧ, моложе 21 года. Изучение факторов, способствующих заражению ВИЧ-инфекцией, позволило констатировать, что в основном зара­жение обусловлено «рискованным» поведением | (злоупотребление наркотических средств, распу­щенное сексуальное поведение), способствующим I реализации ведущих путей передачи вируса от человека человеку — через кровь и половые контак­ты. Незащищенные сексуальные контакты среди подростков приводят не только к распростране­нию ВИЧ, но и других инфекций, передаваемых половым путем. Для эффективности профилакти­ки распространения ВИЧ-инфекции необходимо:

формирование гигиенических навыков, пре­пятствующих заражению ВИЧ (использование

I одноразовых инъекционных материалов, средств личной гигиены и др.);

использование средств массовой информации с целью пропаганды риска заражения ВИЧ;

привитие учащимся основных навыков обще­ния и взаимопонимания, способности принимать осознанные решения в сфере межполовых отношений;

формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, их ориентации на здоровый образ жизни.

Таким образом, профилактика ВИЧ-инфекции состоит из множества составляющих и ее цель — защитить как можно больше подростков и молоде­жи от эпидемии СПИДа.


Рекомендуемая литература


Мазус А.И., Мартынов Ю.В. и др. Рекомен­дации по проведению специального урока для школьни­ков 9—11 классов, посвященного Всемирному дню борь­бы со СПИДом - 1 декабря. - М., 2004.

Интернет-ресурсы, освещающие тему ВИЧ/СПИД: www.aids.ru. www.aidsmap.com. www.aidsmeds.com. www. hopkinsaids.edu









































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Глобальная проблема человечества"

Автор: Морозова Нина Григорьевна

Дата: 24.09.2024

Номер свидетельства: 656793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "" Глобальные проблемы человечества" Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(55) "global-nyie-probliemy-chieloviechiestva-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "236670"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444135290"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока по теме "Глобальные проблемы человечества" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-tiemie-global-nyie-probliemy-chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "148019"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419542593"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Глобальные проблемы человечества"
    ["seo_title"] => string(41) "global-nyie-probliemy-chieloviechiestva-1"
    ["file_id"] => string(6) "248615"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446744424"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект открытого урока в 10 классе на тему: Глобальные проблемы человечества. "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-otkrytogho-uroka-v-10-klassie-na-tiemu-global-nyie-probliemy-chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "184812"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426094190"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по географии "Глобальные проблемы человечества""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-global-nyie-probliemy-chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "250806"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447146786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства