kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока в 10 классе на тему: Глобальные проблемы человечества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с глобальными проблемами человечества; воспитывать чувство бережного отношения к окружающей среде.

Задачи:

Образовательные:        

1. Сформировать представление учащихся о глобальных проблемах.

2. Познакомить учеников с глобальными проблемами современности.

3.  Сформировать представление о принципах решения глобальных проблем.

 Развивающие: 

1. Развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения.

2.Развивать аналитические и логические виды мышления.

3. В игровой форме развивать активную жизненную позицию по поводу решения глобальных проблем на уровне семьи, города.

Воспитательные:        

1.Привить бережное отношение экологической чистоте дома, города, страны, земного шара.

2. Воспитывать гражданина с активной жизненной позицией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 10 классе на тему: Глобальные проблемы человечества. »

Отдел образования г. Семей

КГУ «СОШ № 11»







Разработка открытого урока географии в 10 «Б» классе

на тему: «Глобальные проблемы человечества»









Учитель географии

Кузнецов Александр Александрович













СЕМЕЙ 2014 г.



тема: Глобальные проблемы человечества.

Цели: познакомить учащихся с глобальными проблемами человечества; воспитывать чувство бережного отношения к окружающей среде.

Задачи:

Образовательные:        

1. Сформировать представление учащихся о глобальных проблемах.

2. Познакомить учеников с глобальными проблемами современности.

3.  Сформировать представление о принципах решения глобальных проблем.

 Развивающие: 

1. Развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения.

2.Развивать аналитические и логические виды мышления.

3. В игровой форме развивать активную жизненную позицию по поводу решения глобальных проблем на уровне семьи, города.

Воспитательные:        

1.Привить бережное отношение экологической чистоте дома, города, страны, земного шара.

2. Воспитывать гражданина с активной жизненной позицией.



Оборудование:

Политико-административная карта мира, таблицы статистических данных о численности и движении населения, видеоматериалы об острых глобальных проблемах, мультимедийный проектор


Тип урока: урок-конференция. Изучение нового материала



Методы и формы обучения:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный;

  • по типу познавательной деятельности: частично-поисковый;

  • по логике передачи: индуктивный (от частного к общему – итоговая таблица);

  • бинарное сочетание со стороны учителя: объяснительно-побуждающий, со стороны учащихся: частично-поисковый (учитель – ученик – учитель).

Структура урока:

  • I Актуализация знаний(5 мин)

  • II Изучение нового материала (30 мин)

  • III Закрепление нового материала (8 мин)

  • IV Домашнее задание (2 мин)





Эпиграф урока:

Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».

(М. Ганди)

I Организационный момент урока.

Здравствуйте, ребята, садитесь, класс разделен на группы.

II Изучение нового материала

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с какой-нибудь яркой цитаты или яркого образа того, к чему придет человечество, продолжая идти прежним путем развития. Лучше всего подошла цитата Махатма Ганди.

Как вы думаете, что хотел отразить в своих слова этот великий человек?

И что самое страшное, никто, в сущности, не знает, какая именно из этого множества опасностей и проблем – далеко не все из которых мы успели почувствовать и осознать – развяжет ту цепную реакцию, которая поставит человечество на колени. Никто не может сейчас предсказать, когда это произойдет, и вполне возможно, что ближайшие годы и есть последняя отсрочка, дарованная человечеству, чтобы оно, наконец, образумилось и, пока не поздно, изменило курс

Что же мы можем предпринять?

Прежде всего, мы должны определить те проблемы, с которыми имеем дело. На сегодняшний день в жизни человечества насчитывается более трех десятков проблем, не считая локальных.

Какие же это проблемы? (Составление ассоциативной карты.) Работа на доске

Откройте тетради. Запишите число и тему.

? Все эти проблемы можно разделить на планетарные, региональные, местные, давай те вместе с вами попробуем разобраться в какие группы относятся эти проблемы.(Ответы учеников)Работа на интерактивной доске.

Какие из них на сегодняшний день самые актуальные? (Глобальные)

- Давайте посмотрим небольшой отрывок который отражает глобальные проблемы человечества. (ВИДЕО «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»)

? Почему эти проблемы являются глобальными.

У нас необычный урок. Мы проведем мини-конференцию, и заслушаем исследовательские группы, каждая из которых работала по одному из направлений:

1 Демографические проблемы

2.Экологические проблемы 3. Экономические проблемы (Продовольственная проблема.)

Слово предоставляется первой исследовательской группе, изучившей Демографическую проблему.


Численность населения на земном шаре неуклонно возрастает на протяжении, по крайней мере, последних 2000 лет, однако наиболее интенсивный рост населения на Земле происходит в последние 200 лет.

В настоящее время численность населения земного шара увеличивается со скоростью примерно 70 млн. человек в год. Оно возросло с 500 млн. в 1650 г. до примерно 5 млрд. в 1981 г., а к 2000-му году, согласно расчетам, превысило 7 млрд. Такой быстрый рост населения земного шара часто называют «демографическим взрывом».

Совсем недавно рождаемость во многих странах стала снижаться, но в обозримом будущем это приведет лишь к замедлению роста численности, а не к достижению постоянного уровня, или се снижению. Однако демографические проблемы определяются не только приростом населения, но и рядом других факторов: естественно-климатическим и особенностями регионов, состоянием его внешней среды, экономическими и социальными условиями жизни. Основными демографическими показателями общества являются рождаемость, смертность и средняя продолжительность жизни.

Основные последствия перенаселения: - Проблема нехватки пресной воды - Сокращение сельскохозяйственных угодий - Проблема обеспеченности топливно-сырьевыми и энергетическими ресурсами Теперь мы предлагаем вам посмотреть видеоролик наглядно отражающий демографическую проблему. (ВИДЕО «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»)

Вопросы выступающей группе: По каким причинам эта проблема стала глобальной? Проанализируйте динамику численности населения РК, как вы объясните резкий рост численности населения в Казахстане, в 1990 численность составляла 14.5 млн. чел, в 2013 17 млн. чел, чем вы можете объяснить такие различия?


Перед изучение следующей проблемы хочу обратиться к следующей пословице «Плоха та птица которая загрязняет свое гнездо». Неужели все человечество, да и каждый из нас уподобился этой птице? Ответить на этот вопрос нам поможет следующая исследовательская группа.

Слово предоставляется третей исследовательской группезанимавшаяся экологической проблемой.


Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования, загрязнения ее твердыми, жидкими и газообразными отходами, отравление радиоактивными отходами привели к значительной деградации глобальной экологической проблемы. В некоторых странах напряженность экологической проблемы достигла экологического кризиса. Появилось понятие о кризисном экологическом районе и о районе с катастрофической экологической ситуацией. Возникла мировая экологическая угроза в виде неконтролируемого изменения климата Земли, разрушения озонового слоя стратосферы. Проблема загрязнения воды (морей, рек, озер и т.д.) – одна из самых актуальных. Человек своей деятельностью безвозвратно изменяет естественный режим водных объектов отходами и сбросами. Воды на Земле много, пресной воды – всего 3%, остальные 97% – вода морей и океанов. Во многих районах мира не хватает воды для питья, орошения, промышленного производства. Эта проблема очень серьезная, так как загрязнение воды окажет влияние на будущие поколения. Следовательно, эта проблема требует скорейшего решения, проблему промышленных сбросов необходимо радикально пересмотреть.Глобальные экологические проблемы, существующие в мире, хорошо известны – это загрязнение мирового океана, уничтожение десятков, тысяч видов животных и растений, вырубка лесов, нарушение озонового слоя, засорение атмосферы выхлопными газами и отходами производства заводов и фабрик, Невольно задумываешься о том, чем мы будем дышать, что мы будем пить и употреблять в пищу через некоторое время? Понятно, что без природных ресурсов человечество существовать не сможет, но следует ограничить их безжалостное потребление. Нужно стараться быть экономными, ведь природные запасы ограничены. Природные богатства в будущем могут иссякнуть и многие заводы, фабрики промышленные комбинаты будут вынуждены перейти на новые виды топлива. Мировой энергетический баланс должен быть направлен на использование новых видов энергии, абсолютно безвредных для окружающей среды. Следует направить все усилия на поиск эффективных и безопасных типов атомной энергии, в том числе и космической.

В настоящее время мировые экологи характеризуют природную обстановку, которая сложилась на планете, как приближенную к критической. Человечеству не нужно относиться к природе, лишь как к объекту потребления. Природа кричит о том, чтобы к ней проявляли бережность, внимание, ценили ее красоту, незаменимость и необходимость. На сегодняшний день всем известный факт, что температура на планете увеличилась примерно на 0.8 градусов Цельсия.

Спасениеприроды – это международныевопросы, не требующие отлагательства.


Мы такжеприготовили видеоролик отражающий основные экологические проблемы(ВИДЕО «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»)



Как один из примеров рассмотрим загрязнение атмосферы. Исходя из прослушанного и просмотренного материала определите источники загрязнения атмосферы?

Проанализируйте дополнительный материал, который лежит у вас на партах и выявите


Источники загрязнения

1Естественные 2 Антропогенные


Постановка проблемной ситуации:

Найти решение 1 группа – Загрязнение Аральского моря 2группа – Сохранение и восстановление ленточного бора 3 группа – Загрязнение тяжелыми металлами атмосферы г. Семей

Слово предоставляется 3-й исследовательской группе изучавшей одну из экономических проблем - Продовольственная проблема.)


Все экономические принципы, с которыми мы ознакомились, могут быть теперь применены к одной из наиболее спорных проблем ближайшей четверги века — проблеме слаборазвитых в экономическом отношении стран.

Недостаточное и неполноценное питание значительной части населения планеты оказывает огромное влияние на биологические и социальные аспекты воспроизводства всего человечества, его жизненный тонус, производительность труда и т. п. Недоедание особенно пагубно сказывается на здоровье детей до 5 лет. Согласно результатам исследований ВОЗ, это замедляет их не только физическое, но и умственное развитие, а впоследствии отражается и на психическом состоянии. В развивающихся странах ежегодно около 100 тысяч детей теряют зрение вследствие недостатка в пище витамина А. Зона, в которой значительная часть населения недополучает необходимое количества калорий, на мировой карте охватывает обширную территорию. Она простирается по обеим сторонам экватора, включая почти всю Африку к югу от Сахары (за исключением ЮАР), Западную Азию, Южную и Юго-Восточную Азию (в литературе чаще отмечают муссонную Азию), Карибский бассейн, основную часть Южной Америки (кроме Аргентины, Уругвая и юго-востока Бразилии). Малокалорийное питание сочетается здесь и с нехваткой важных для человека протеинов животного происхождения, витаминов, кальция и т. д. В отдельные годы к этой зоне «тяготеют» и другие, сравнительно «благополучные» территории (в частности и те, что расположены в пределах бывшего СССР). Сегодня рост голода во всем мире является следствием, обусловленным повышением цен на продовольствие. Расширение масштабов голода стало глобальным явлением, которое охватило все без исключения регионы мира. Расчеты показывают, что число людей, страдающих от хронического голода в 2009 году, превысило 1 миллиард человек.


Мы представляем вашему вниманию (Видеоролик который отражает суть данной проблемы! «ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА»)


Вопрос к выступающей группе:

  1. Группа. - В последние годы в связи с трудностями перехода к рыночной экономике продовольственное обеспечение сельского населения нашей страны требует улучшения. Какие пути для решения этой проблемы вы можете предложить?

  2. Группа - Сегодня на земном шаре более 1 млрд. человек голодают и страдают от недоедания. Каковы, по вашему, пути выхода из этой ситуации?

III Закрепление нового материала

Задание к группам:1 группа сделать эскиз экологической проблемы и пути ее решения, 2 группа написать письмо в ЮНЕСКО о «Пути решения продовольственной проблемы», 3 группа написать эссе «Важность и значимость демографической проблемы»?

Защита своих работ

Итоги урока.

Сегодня вы расширили свои знания о глобальных проблемах, отдельных регионах и странах.

4. Домашнее задание: опережающее домашнее задание подготовить доклады по выбору на тему экологический кризис. Подготовиться к географическому диктанту.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока в 10 классе на тему: Глобальные проблемы человечества.

Автор: Кузнецов Александр Александрович

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184812


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства