Просмотр содержимого документа
«Генотип как целостная система»
Тема урока: Генотип как целостная система.
Цель: Закрепить и обобщить знания учащихся по разделу “ Основы генетики и селекции”, теме “Генотип как целостная система”.
Задачи:
1. Образовательные:
– обобщить и закрепить знания учащихся –об основных генетических законах, –об материальных основах наследственности – генах и хромосомах, –об цитологических основах генетических законов и гипотезы чистоты гамет, –углубить знания о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе, –раскрыть проявление взаимосвязи и взаимодействия генов друг с другом, влияющих на проявление различных признаков.
2. Развивающие:
– способствовать развитию учебных и общеобразовательных навыков: –наблюдения, сравнения и обобщения, формулирование доказательств и выводов; –развитию умения находить ошибки и объяснять их; –умению логически мыслить; –отрабатывать навыки коллективной работы.
3. Воспитательные:
– содействовать формированию материалистического представления учащихся о научной картине мира, –показать важность научных открытий в жизни общества и развитии науки биологии, её отраслей, важность применения этих знаний в различных сферах жизни, –содействовать эстетическому развитию учащихся через использование наглядных материалов урока, применения театрализации.
Оборудование: образовательный комплекс Биология. 10 класс, модель цепи ДНК, коллекция сортов томатов, динамическая модель “Сцепленное наследование у мух дрозофил”, таблица “Наследование доминантных и рецессивных признаков у различных организмов”, рисунки учащихся.
Педагогические технологии, приёмы и методы, применяемые на уроке: “Лови ошибку”, “Да-нетка” (ТРИЗ), практичность знаний, театрализация, групповая работа (КСО), фронтальная работа.
Ход урока
А. Начало урока.
1. Знакомство с задачами урока.
Учитель:Сегодня на уроке:
Мы восхитимся глубокими знаниями генетики, покажем знания генетических законов.
Покажем умения решать генетические задачи.
2. Биологическая загадка. “Ношу их много лет, а счёту им не знаю” (Отгадка с генетической точки зрения — гены.)
3. Логическое задание. Логически связываем предметы на учительском столе. Что их объединяет?
Модель цепи ДНК.
Томаты разной формы и окраски.
4. Фронтальная работа. Характеристика гена.
Ген
Ген — это участок цепи ДНК определяющий признак.
Гены бывают доминантными А и рецессивными а.
Аллельные АА, Аа и неаллельные АБ, аб.
Гены передаются по наследству, а так же могут изменяться.
Б. Проверка знаний и применение их в новой ситуации
Игра“Да – нетка”
Задумано генетическое явление, отражающееся в пословице “ Женитьба не напасть, как быженившись не пропасть” Анализ народной мудрости в пословице, переход к генетике.
Учащиеся задают вопросы учителю, который отвечает только да или нет.
Учащиеся:
Это явление характерно для всех царств живой природы? Да.
Проявляется только в гомозиготном состоянии? Нет.
Проявляется в гетерозиготном организме по определённому признаку? Да.
Это явление доминирования? Да
Демонстрация на магнитной доске.
1. Скрещивание мух дрозофил с серым и черным телом. Гибриды–черные.
Вопрос классу:Что вы наблюдаете?
Ответ учащихся: Явление доминирования. Правило единообразия. Гибрид F1.
2. Скрещивание двух особей с разным фенотипом. В гибридах расщепление не наблюдается.
Вопрос классу:Какое скрещивание показано?
Ответ учащихся: Анализирующее скрещивание для определения генотипа одного из родительских особей.
Фронтальная беседа
Вопрос классу:Какие еще законы генетики вам известны?
Ответ учащихся: Первый закон Менделя, закон расщепления. Второй закон Менделя, независимое распределение генов. ( Раскрывают их сущность).
Парная работа “Лови ошибку”
(Допущены ошибки в условиях задачи, находят ошибки, работая в паре) Отвечают
Театрализация “Генетическая консультация”
Учитель:–А теперь, я думаю, мы готовы для открытия Генетической консультации. (Групповая работа)
Распределены учащихся на 4 группы:
1 группа–отдел Генетика человека 2 группа–отдел Генетика животных 3 группа–отдел Генетика растений 4 группа–Практиканты (ребята работают по решению задач репродуктивного уровня с использованием учебника, по желанию).
Входит первая посетительница–ученица 10-го класса.
“Здравствуйте, у меня есть сынок Прошенька. Красавец писаный: голубоглазый, светловолосый, кудрявый, высокий. Вот его портрет, (показывает нарисованный портрет) У нас в семье испокон веков все кудрявые, да высокие. Прошенька, конечно, при такой наружности в артисты пошел. Сейчас его пригласили сниматься в Голливуд. Задумал Прошенька жениться, да никак не может выбрать из трех невест–все хороши, и характером, и внешностью. Он фотографии цветные прислал. Девушки–иностранки, но лишь бы любили моего сына, да родили мне внуков, хоть малость на Прошу похожих, (показывает портрет) Японка Ли–кареглазая, с черными, прямыми волосами, невысокого роста Немка Моника–голубоглазая, со светлыми, прямыми волосами, маленькая Англичанка Мэри–зеленоглазая, темноволосая, кудрявая, высокая.
“Консультанты”, решая задачи, определяют какова вероятность рождения ребенка с признаками Проши в каждом из возможных браков. Пользуются таблицей “Доминантные и рецессивные признаки у человека”.
А-
– карие глаза
В
– темноволосы
Д–незначительный рост
А/
– зеленые глаза
в
– светлые волосы
d–высокий рост
а-
голубые глаза
С
– кудрявые волосы
с
– прямые волосы
Три человека в группе, каждый делает свой расчет, затем обсуждается и анализируется результат.
Решение:
Вывод: Проша может жениться на Монике, чтобы по трем признакам ребенок был похож на него. Есть шанс и у Мэри. 50% вероятности.
Вторая группа – Генетика животных
К ним обращается работник таможни (ученик 10 класса)
“Я служащий таможни маленького государства Лисляндии. Вот уже несколько столетий мы разводим лис. Мех идет на экспорт, а деньги от его продажи, составляют основу экономики страны. Особенно ценятся у нас серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и провозить их через границу строго запрещено законом страны.Я задержал контробандиста, он перевозил через границу двух лис разного пола, рыжей окраски и утверждает, что не нарушает законов Лисляндии, поэтому мне нужна генетическая консультация.
Контрабандист хорошо знает основы генетики, везет рыжих лис чтобы получить серебристых. Серебристые имеют генотип а а - это гомозиготы по рецессивному признаку. Получить их можно в результате расщепления у гетерозиготных особей. А гетерозиготные особи имеют генотип А а - а фенотип - рыжие, поэтому:
Определить генотип рыжих лис
Ответ:в результате получится 1/3 часть лис с серой окраской. Вывод:У контрабандиста необходимо изъять лис рыжей окраски, потому что они гетерозиготны по признаку окраски и могут давать расщепление 3 : 1 по первому закону Менделя.
Третий посетитель говорит о том, что он выписал цветы “львиный зев” с разной окраской венчика. Получив посылку, прочитал–F1–розового цвета. Хотел, было уже писать возмущенное письмо в фирму, да решил обраться в генетическую консультацию.
Консультанты делают расчет. Генетика растений.
Дано: F1 -розовые по фенотипу
Решение:
Гибриды F1 имеют розовую окраску венчика единообразие первого поколения. Розовый цвет неполное доминирование, т. к. красный цвет доминантный. Взяли генотип А а
Обозначим А – красный цвет, а – белый цвет
У гетерозигодного организма Аа гаметы А и а, при самоопылении произойдет встреча доминантных генов с доминантными, рецессивных с рецессивными и по 2 закону Менделя, одна часть цветков будет окрашена в красный цвет , 2части в розовый, 1часть в белый.
Найти F2 по фенотипу
Ответ:Из фирмы “Среди цветов” прислали гибридные семена, гетерозиготные с неполным доминированием. После их посева, вы сможете получить цветки разной окраски.
Из каждой группы консультантов по одному ученику дают объяснения у доски. Посетители благодарят консультантов.
Подведение итогов урока.
Комментирование оценок за урок.
Домашнее задание:
Придумать задачу (условие) на любой генетический закон. Решить её.