Перенесёмся в XVII век. Но давайте мысленно перенесёмся лет на четыреста назад, в 1600 год. Именно тогда бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Для этого он поставил опыт: посадил побег ивы в кадку с землёй, предварительно взвесив побег и землю. В течение пяти лет он поливал растение чистой дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что её вес увеличился на 65 килограммов, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
расширить и углубить представление о воздушном питании растений,
раскрыть сущность процесса фотосинтеза,
подробно изучить химизм и механизм световой и темновой фаз фотосинтеза,
рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;
Образовательные задачи:
закрепление и проверка знаний, полученных в ходе изучения данной темы;
формирование понятия «фотосинтез»;
формирование связей между знаниями, информацией, полученных в разные годы обучения;
формирование межпредметной связи: биология, химия, физика.
Воспитательные задачи:
воспитание ответственного отношения к окружающей среде;
Оборудование: таблица "Фотосинтез", самодельная схема фотосинтеза: фотосистема I и фотосистема II, электронный урок "Фотосинтез", компьютер, мультимедийный экран.
Ход урока
Организационный момент
Изложение нового материала
Перенесёмся в XVII век. Но давайте мысленно перенесёмся лет на четыреста назад, в 1600 год. Именно тогда бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Для этого он поставил опыт: посадил побег ивы в кадку с землёй, предварительно взвесив побег и землю. В течение пяти лет он поливал растение чистой дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что её вес увеличился на 65 килограммов, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ?
Проблемный вопрос: Предположите, как исследователь объяснил результаты опыта?
Ответы учащихся. Ван-Гельмонт решил, что всё дело в поглощённой растением воде. Так возникла водная теория питания растений.
Результаты проведённого опыта очень заинтересовали других учёных, а вот объяснение, предложенное Ван-Гельмонтом, их совсем не устроило. И начался активный поиск ответа на поставленный вопрос.
Возвращаемся в XXI век.
Проблемный вопрос Как вы объясните результаты опыта? Чего не учёл бельгийский естествоиспытатель?
Ответы учащихся: Исследователь не учёл возможности воздушного питания растений, т.е. существование процесса фотосинтеза.
Детальному изучению данного процесса мы посвятим сегодняшний урок, тема которого так и звучит: «Фотосинтез».
Ребята, какие задачи мы перед собой ставим?
Ответы учащихся
1. Раздел, который мы изучаем - метаболизм. Значит, сегодня по теме фотосинтез мы должны раскрыть способность растительного организма синтезировать органическое вещество в процессе ассимиляции.
2. Т.к процесс ассимиляции не может идти без диссимиляции, значит мы должны еще раскрыть процесс образования энергии в процессе фотосинтеза.
3. Если рассматриваем механизм процесса фотосинтеза, то нужно рассмотреть и значение фотосинтеза.
Для работы на уроке мы будем использовать лабораторные листы, которые имеются у каждого из вас на парте.
Работаем группами. У каждой группы свое задание. (задание на партах)
1группа.
Задание – рассмотреть готовый препарат мякоти листа. Определить строение хлоропласта.
2 группа
Задание- рассмотреть световую фазу фотосинтеза. Раскрыть основные процессы данной фазы.
3 группа
Задание - рассмотреть темновую фазу фотосинтеза. Раскрыть основные процессы данной фазы.
4 группа
Задание –раскрыть строение АТФ.
5 группа
Задание- значение фотосинтеза в природе и жизни человека.
Знакомиться с процессом фотосинтеза вы начали ещё в начальной школе, а более подробно изучать – в курсе биологии шестого класса. Как вы тогда объясняли, что такое фотосинтез?
Ответы учащихся:
Фотосинтез – это процесс образования кислорода зелёными растениями на свету.
Фотосинтез – это образование на свету в зеленых растениях из углекислого газа и воды органических соединений , т.е. углеводов.
Чтобы это доказать в каких частях растения образуется органическое вещество , я предлагаю вам провести виртуальный опыт .
ОПЫТ : Образование органических веществ в зеленых частях растениях. (3-4 мин)
К доске ______________
Вывод 1: В какой части листа произошло окрашивание?
Окрашивание произошло в центре листа, края не окрасились.
Вывод 2: Качественная реакция на крахмал произошла в части листа, содержащей хлоропласты с хлорофиллом. Белая полоса по краю листа не окрасилась, т.к. в ней нет хлорофилла, значит , органические вещества образуются только в зеленых частях растения.
Общий вывод: органическое вещество в процессе фотосинтеза образуется только в хлоропластах.
Работа в группах.
1 группа выступление (прочитать задание)
рисунку рассказать строение хлоропласта.
Примерный ответ: Хлоропласт – это двумембранный органоид, содержащий хлорофилл. Хлоропласты высших растений имеют форму двояковыпуклой линзы, это позволяет ему больше улавливать свет. Хлоропласты покрыты наружной гладкой мембраной, а внутренняя мембрана образует тилакоиды формирующие граны. В одной гране может быть до 50 тилакоидов. Пространство между тилакоидами заполнено стромой, состоящей из белков, липидов и углеводов.
Примерный ответ – хлоропласты-это полуавтономные органоиды, т.е. имеют собственную кольцевую молекулу ДНК, рибосомы для синтеза белков и размножается делением пополам.
2 группа выступление(прочитать задание)
Ученик (ответ по таблице у доски) - Световая фаза – это стадия, для протекания реакций которой требуется поглощение кванта солнечной энергии. В ходе реакций энергия света преобразуется в энергию химических связей.
Квант света, падающий на лист, поглощается молекулой хлорофилла. В результате этого молекула на очень короткое время переходит в возбужденное состояние, т.е. один из электронов молекулы хлорофилла получает избыток энергии. Возбужденный электрон перемещается по цепи сложных органических соединений, теряя энергию, которая расходуется на синтез АТФ из АДФ и фосфата. Потеряв избыток энергии, электрон возвращается к молекуле хлорофилла, которая теперь способна захватить новый квант света.
Ученик – в световую фазу под действием энергии солнечного света происходит процесс разложения воды или фотолиз воды.
Реакция _______________________________________ (написать на доске)
На самом ли деле в световую фазу выделяется кислород выяснить в ходе опыта
ОПЫТ: Образование кислорода в процессе фотосинтеза
Вывод 1. Наблюдаем, что присходит? (выделение пузырьков)
Вывод 2. Что происходит с лучиной? Почему? (лучина горит, т.к. в пробирке есть кислород, поддерживающий горение.)
Общий вывод : доказать выделение кислорода растениями можно при помощигорящей лучины.
3 группа выступление(прочитать задание)
_______ Темновая фаза представляет собой процесс превращения углекислого газа в глюкозу и протекает в строме хлоропласта. Последовательность происходящих при этом окислительно-восстановительных реакций была впервые описана учёным Кальвином и получила название цикла Кальвина. Восстановителем в большинстве реакций является водород, доставляемый НАДФ•Н. Каждая реакция в цикле Кальвина идёт при участии своего фермента за счёт энергии АТФ, запасённой в световую фазу фотосинтеза.
Написать суммарное уравнение фотосинтеза
СВЕТ
6СО2+6Н2О С6Н12О6+6СО2
ХЛОРОФИЛЛ
Чтобы доказать, что наличие углекислого газа является обязательным условием, мы проведем следующий опыт.
ОПЫТ Необходимость углекислого газа для фотосинтеза.
Вывод 1 Что произошло с окраской спирта? (Спирт окрасился в зеленый цвет).
Вывод 2 Произошло ли окрашивание листа? (нет. Не произошло)
Общий вывод качественная реакция на раствор йода не наблюдается , т.к. в листе не образовался крахмал. Для его образования растению необходим углекислый газ.
4 группа выступление(прочитать задание)
(Рассказать по рисунку 12 стр. 33 учебника.)
АТФ –это нуклеотид состоящий из азотистого основания аденина, углевода рибозы и трех остатков фосфорной кислоты. Содержится в митохондриях, пластидах и ядрах.
Между остатками фосфорной кислоты образуется макроэргическая связь, при разрыве которой выделяется 40 кДж энергии.
5 группа выступление (прочитать задание)
_Выделяя кислород в процессе фотосинтеза, зелёное растение накапливает кислород в атмосфере, без которого мы не сможем прожить.
______ С точки зрения продуктивности нет ничего, что могло бы сравниться с фотосинтезом.
_______В результате фотосинтеза на земле образуется 150 млрд. т органического вещества и выделяется около 200 млрд.т. О2 в год. Для сравнения все заводы нашей планеты выпускают цемента - 300 млн.т, а все сталелитейные заводы мира выпускают в год около 350 млн.т. стали.
_______Фотосинтез создал (около 3 млрд. лет назад) и поддерживает состав атмосферы, необходимый для жизни на Земле. Он препятствует увеличению концентрации СО2 в атмосфере, предотвращая перегрев Земли (парниковый эффект).
_____Созданная за счет фотосинтеза кислородная атмосфера защищает живое от губительного коротковолнового УФ-излучения (озоновый экран атмосферы).
Историческая справка:
_______1960 год – американский химик-органик Роберт Вернс Вудворт осуществляет синтез хлорофилла.
Учёные считают, что через 30 лет может стать реальностью промышленное производство хлорофилла и стеклянных листьев. Подобный прогноз может быть очень смелым, но хлорофилл уже синтезирован!
Написать сказку о фотосинтезе. «Инопланетяне решили уничтожить жизнь на планете Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь, необходимо уничтожить фотосинтез…».
Ответить на вопрос. Если бы человек был способен к фотосинтезу, как бы изменилась его внешность, привычки, жизнь?
О фотосинтезе можно говорить не только на уроках биологии и химии. Если по-настоящему любить природу, можно описать этот процесс красивым литературным языком. Послушайте выдержку из работы К.А. Тимирязева (предложить учащимся закрыть глаза и мысленно нарисовать картинку к тексту).
«Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошёл в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши
мускулы, в наши нервы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем сознании».