Методическую разработку по теме; "Эволюция кровеносной системы. Кровь" можно использовать на факультативных занятиях, при подготовке к ОГЭ и ВПР по биологии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эволюция кровеносной системы»
КОНСПЕКТ УРОКА
по теме: «Эволюция кровеносной системы. Кровь.»
Цель: - Проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых
червей до млекопитающих;
- Выявить усложнения кровеносной системы в процессе
эволюции;
- Изучить состав крови и её функции.
Задачи: Образовательные:
- иметь представление об усложнении кровеносной системы в
процессе эволюции;
- понимать взаимосвязь строения и функций КС;
- учащиеся должны знать состав и функции крови;
Развивающие:
- умение наблюдать, сравнивать, делать самостоятельно вывод;
- развитие логического мышления о ходе эволюции КС;
Воспитательная:
- продолжить развитие коммуникативного умения работать в группах;
- умения выражать свою мысль;
- принимать свои знания на практике.
Оборудование: презентация «Эволюция кровеносной системы», таблицы “Схема кровообращения позвоночных животных”, “Сердце”, изображения рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, млекопитающего и схемы строения сердца позвоночных животных.
Ход урока:
Орг.момент.
Психологическая минутка.
- Добрый день, ребята, настроились на рабочий ритм.
Беседа: Какой раздел мы с вами изучаем?( одну из самых интересных тем)
Что такое ЭВОЛЮЦИЯ?
Какие системы органов мы с вами изучили?
В ходе изучения многообразия животного мира мы неоднократно встречались с таким понятием как «кровообращение»
Учитель: Что такое кровообращение?
Ученик :Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.
Вот это как раз будет предметом нашего с вами разговора на данном уроке.
Сообщение темы урока. « Кровеносная система. Кровь»
Эволюция кровеносной системы
Учитель: Все ли организмы имеют кровеносную систему? (Простейшие, губки, кишечнополостные черви с диаметром тела до 1 мм КС не имеют. Процессы жизнеобеспечения ( газообмен, питание и выделение) каждая клетка осуществляет самостоятельно.
1 У кого первого появилась кровеносеая система?
Ученик: У кольчатых червей.
Слайд 3 (дождевой червь)
Учитель: проанализируем КС
Она у них замкнутого типа, т. е кровь движется только по сосудам и не выливается в полость тела, и состоит из спинного и брюшного сосудов, соединенных между собой кольцевыми сосудами.
Капилляры – самые мельчайшие кр. сосуды (обращаю внимание на орфографию)
Учитель:
Для моллюсков, членистоногих характерна незамкнутая КС. Что это значит?
КС моллюсков и членистоногих Назовите основные органы, образующие кровеносную систему Моллюсков и Чл. (сосуды и сердце)
Сердце – специальный орган, обеспечивающий движение крови.
Учитель: Какие типы КС вам известны? (Замкнутая и незамкнутая)
ВыводКакая КС у простейших и беспозвоночных животных?
Учитель: - Какие животные входят в группу позвоночные?
- Как называется этот тип? (Хордовые)
У позвоночных животных, к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, КС устроена по единому плану и характеризуется дальнейшим усложнением строения. Она замкнутая,состоит из сосудов и хорошо развитого сердца, которое состоит из камер- предсердий и желудочков.
У всех ли позвоночных одинаковое число камер?
Работа с учебником
Что изменилось в КС рыб?
- 1 круг кровообращения;
- сердце, состоящее из 2-х камер: предсердие и желудочек.
В какой части тела расположено сердце? (передней части тела на брюшной стороне)
От желудочка сердца отходит крупный кр. сосуд – аорта, которая разветвляется на артерии, по которым кровь течёт к жабрам, где происходит газообмен.
Артерии – это сосуды, по которым кровь течёт от сердца.
Вены - это сосуды, по которым кровь течёт к сердцу.
Капилляры - тонкие трубочки со стенками из одного слоя клеток.
Что происходит с кровью по ходу движения?
В зависимости от содержания кислорода в крови, кровь бывает (Схема 3):
На схемах и рисунках, артериальную кровь обозначают красным цветом, а венозную - голубым. Но это не значит, что венозная кровь голубого цвета. На самом деле, она тоже красная, но темнее артериальной.
У всех ли животных красная кровь? (Сообщение ученика).
кольчатые черви - красная;
моллюски:
(брюхоногие) - бесцветная;
(двустворчатые) - бесцветная, красная, голубая;
(головоногие) - голубая;
рыбы - красная, бесцветная у белокровных рыб;
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие - красная.
Вывод по КС рыб–
- 1 круг кровообращения;
- сердце, состоящее из 2-х камер: предсердие и желудочек.
Слайд№8,9 КС земноводных и пресмыкающихся
- Почему у земноводных появился второй круг кровообращения?
- Сколько камер в сердце?
Кровь артер., веноз., смешан.
Чем строение сердца пресм. отлич. от земнов.?
(В желудочке появляется частичная перегородка)
Вывод по КС земноводн. и пресмык.
Учитель: Наибольшего развития достигла КС у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце и замкнутую КС.
Артериальная и венозная кровь не смешивается
Проверка таблицы Сравнение кровеносных систем Позвоночных животных.
В чём преимущества замкнутой КС ?
Замкнутая кровеносная система более прогрессивная в эволюционном плане. Она обеспечивает высокую скорость метаболизма, быстро доставляя кислород и питательные вещества к клеткам.
Существует деление живых организмов на холоднокровных и теплокровных. Это деление связано со строением кровеносной системы организмов.
В чем причина теплокровности?
Причина теплокровности связана со строением сердца. У организмов с четырехкамерным сердцем - кровь не смешивается, поэтому ткани и органы получают чистую артериальную кровь, богатую кислородом, а это приводит к более интенсивному обмену веществ, результатом которого является выделение большого количества энергии, которой хватает не только на процессы жизнедеятельности, но и на поддержание постоянной температуры тела. Вот поэтому, мы можем назвать еще одну функцию, которую выполняет кровь - регуляторная - поддержание температуры тела.
Мы проследили ход усложнения кровеносной системы у позвоночных животных в процессе эволюции. Какой вывод можно сделать?
Вывод:
Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной КС, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия.
К р о в ь
Учитель:Кровь это удивительная ткань. И именно ее, философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы и ее приносили в жертву богам. И по настоящее время существует выражение «Кровь-носительница жизни»
Учитель:почему же кровь носительница жизни?
Учитель: Почему так важно присутствие крови в организме? Какого ее строение, состав, какие функции она выполняет?
Слайд № 14 Состав крови
Работа с учебникомстр 218.
Изучение СТРОЕНИЯ КРОВИ И ЗАПОЛНЕНИЕ СХЕМЫ.(стр.112 р.т №12)
Учитель: Что же такое кровь?
Ученик: Кровь –это жидкая соединительная ткань, циркулирующая в кровеносной системе.
Учитель: В процессе эволюции изменялся состав и функции крови.У кольчатых червей и моллюсков кровь близка по составу к морской воде и в ней мало лейкоцитов и эритроцитов. То у животных, освоивших наземный образ жизни, увеличивается число этих клеток, развиваются дополнительные функции.
Учитель: Глядя на составленную схему мы можем выделить основные функции крови. Давайте сделаем вывод какие функции выполняет кровь?
Слайд № 15
Функции крови:
Транспортная:
перенос кислорода
доставка питательных веществ, витаминов к клеткам тела
удаление из тканей конечных продуктов обмена
2. Защитная
защита организма от инфекций и чужеродных тел
защита от кровопотери
Регуляторная– регуляция температуры тела.
Вывод по крови
В связи с наземным образом жизни изменяется и состав крови, развиваются дополнительные функции.
Учитель: Мы весь урок произносили очень интересное слово «ЭВОЛЮЦИЯ», так, что же оно означает? (Эволюция - историческое развитие органического мира)