kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эволюция кровеносной системы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическую разработку по теме; "Эволюция кровеносной системы. Кровь" можно использовать на факультативных занятиях, при подготовке к ОГЭ и ВПР по биологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эволюция кровеносной системы»

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме: «Эволюция кровеносной системы. Кровь.»

Цель: - Проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых

червей до млекопитающих;

- Выявить усложнения кровеносной системы в процессе

эволюции;

- Изучить состав крови и её функции.

ЗадачиОбразовательные:

- иметь представление об усложнении кровеносной системы в

процессе эволюции;

- понимать взаимосвязь строения и функций КС;

- учащиеся должны знать состав и функции крови;

Развивающие:

- умение наблюдать, сравнивать, делать самостоятельно вывод;

- развитие логического мышления о ходе эволюции КС;

Воспитательная:

- продолжить развитие коммуникативного умения работать в группах;

- умения выражать свою мысль;

- принимать свои знания на практике.

Оборудование: презентация «Эволюция кровеносной системы», таблицы “Схема кровообращения позвоночных животных”, “Сердце”, изображения рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, млекопитающего и схемы строения сердца позвоночных животных.

Ход урока:

Орг.момент.


Психологическая минутка.

- Добрый день, ребята, настроились на рабочий ритм.

Беседа: Какой раздел мы с вами изучаем?( одну из самых интересных тем)

Что такое ЭВОЛЮЦИЯ?

Какие системы органов мы с вами изучили?

В ходе изучения многообразия животного мира мы неоднократно встречались с таким понятием как «кровообращение»

Учитель: Что такое кровообращение?

Ученик :Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.

Вот это как раз будет предметом нашего с вами разговора на данном уроке.

Сообщение темы урока. « Кровеносная система. Кровь»

Эволюция кровеносной системы

Учитель: Все ли организмы имеют кровеносную систему? (Простейшие, губки, кишечнополостные черви с диаметром тела до 1 мм КС не имеют. Процессы жизнеобеспечения ( газообмен, питание и выделение) каждая клетка осуществляет самостоятельно.

1 У кого первого появилась кровеносеая система?


Ученик: У кольчатых червей.

Слайд 3 (дождевой червь)

Учитель: проанализируем КС

Она у них замкнутого типа, т. е кровь движется только по сосудам и не выливается в полость тела, и состоит из спинного и брюшного сосудов, соединенных между собой кольцевыми сосудами.

Капилляры – самые мельчайшие кр. сосуды (обращаю внимание на орфографию)

Учитель: 

Для моллюсков, членистоногих характерна незамкнутая КС. Что это значит?

КС моллюсков и членистоногих Назовите основные органы, образующие кровеносную систему Моллюсков и Чл. (сосуды и сердце)

Сердце – специальный орган, обеспечивающий движение крови.

Учитель: Какие типы КС вам известны? (Замкнутая и незамкнутая)

ВыводКакая КС у простейших и беспозвоночных животных?

Учитель: - Какие животные входят в группу позвоночные?

- Как называется этот тип? (Хордовые)

У позвоночных животных, к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, КС устроена по единому плану и характеризуется дальнейшим усложнением строения. Она замкнутая,состоит из сосудов и хорошо развитого сердца, которое состоит из камер- предсердий и желудочков.

У всех ли позвоночных одинаковое число камер?

Работа с учебником

Что изменилось в КС рыб?

- 1 круг кровообращения;

- сердце, состоящее из 2-х камер: предсердие и желудочек.

В какой части тела расположено сердце? (передней части тела на брюшной стороне)

От желудочка сердца отходит крупный кр. сосуд – аорта, которая разветвляется на артерии, по которым кровь течёт к жабрам, где происходит газообмен.

Артерии – это сосуды, по которым кровь течёт от сердца.

Вены - это сосуды, по которым кровь течёт к сердцу.

Капилляры - тонкие трубочки со стенками из одного слоя клеток.


Что происходит с кровью по ходу движения?


В зависимости от содержания кислорода в крови, кровь бывает (Схема 3):

На схемах и рисунках, артериальную кровь обозначают красным цветом, а венозную - голубым. Но это не значит, что венозная кровь голубого цвета. На самом деле, она тоже красная, но темнее артериальной.

У всех ли животных красная кровь? (Сообщение ученика).

  • кольчатые черви - красная;

  • моллюски:

    • (брюхоногие) - бесцветная;

    • (двустворчатые) - бесцветная, красная, голубая;

    • (головоногие) - голубая;

  • рыбы - красная, бесцветная у белокровных рыб;

  • пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие - красная.

Вывод по КС рыб

- 1 круг кровообращения;

- сердце, состоящее из 2-х камер: предсердие и желудочек.


Слайд№8,9 КС земноводных и пресмыкающихся

- Почему у земноводных появился второй круг кровообращения?

- Сколько камер в сердце?

Кровь артер., веноз., смешан.

Чем строение сердца пресм. отлич. от земнов.?

(В желудочке появляется частичная перегородка)


Вывод по КС земноводн. и пресмык.




Учитель: Наибольшего развития достигла КС у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце и замкнутую КС.

Артериальная и венозная кровь не смешивается


Проверка таблицы Сравнение кровеносных систем Позвоночных животных.


В чём преимущества замкнутой КС ?

Замкнутая кровеносная система более прогрессивная в эволюционном плане. Она обеспечивает высокую скорость метаболизма, быстро доставляя кислород и питательные вещества к клеткам.

Существует деление живых организмов на холоднокровных и теплокровных. Это деление связано со строением кровеносной системы организмов.

В чем причина теплокровности?

Причина теплокровности связана со строением сердца. У организмов с четырехкамерным сердцем - кровь не смешивается, поэтому ткани и органы получают чистую артериальную кровь, богатую кислородом, а это приводит к более интенсивному обмену веществ, результатом которого является выделение большого количества энергии, которой хватает не только на процессы жизнедеятельности, но и на поддержание постоянной температуры тела. Вот поэтому, мы можем назвать еще одну функцию, которую выполняет кровь - регуляторная - поддержание температуры тела.

Мы проследили ход усложнения кровеносной системы у позвоночных животных в процессе эволюции. Какой вывод можно сделать?

Вывод:

  • Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной КС, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия.

К р о в ь

Учитель:Кровь это удивительная ткань. И именно ее, философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы и ее приносили в жертву богам. И по настоящее время существует выражение «Кровь-носительница жизни»

Учитель:почему же кровь носительница жизни?

Учитель: Почему так важно присутствие крови в организме? Какого ее строение, состав, какие функции она выполняет?

Слайд № 14 Состав крови

Работа с учебникомстр 218.

Изучение СТРОЕНИЯ КРОВИ И ЗАПОЛНЕНИЕ СХЕМЫ.(стр.112 р.т №12)

Учитель: Что же такое кровь?

Ученик: Кровь –это жидкая соединительная ткань, циркулирующая в кровеносной системе.

Учитель: В процессе эволюции изменялся состав и функции крови.У кольчатых червей и моллюсков кровь близка по составу к морской воде и в ней мало лейкоцитов и эритроцитов. То у животных, освоивших наземный образ жизни, увеличивается число этих клеток, развиваются дополнительные функции.

Учитель: Глядя на составленную схему мы можем выделить основные функции крови. Давайте сделаем вывод какие функции выполняет кровь?

Слайд № 15

Функции крови:

  1. Транспортная:

  • перенос кислорода

  • доставка питательных веществ, витаминов к клеткам тела

  • удаление из тканей конечных продуктов обмена

2. Защитная

  • защита организма от инфекций и чужеродных тел

  • защита от кровопотери

  1. Регуляторная– регуляция температуры тела.


Вывод по крови

  • В связи с наземным образом жизни изменяется и состав крови, развиваются дополнительные функции.

  • Учитель: Мы весь урок произносили очень интересное слово «ЭВОЛЮЦИЯ», так, что же оно означает? (Эволюция - историческое развитие органического мира)

  • Слайд № 16 Закрепление. Найдите биологическую ошибку

  • Рефлексия: что нового узнали?



Д/з §41 Зарисовать схемы КС




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эволюция кровеносной системы

Автор: Гресь Оксана Джорджевна

Дата: 06.12.2023

Номер свидетельства: 641470

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Тест по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем» 7 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "tiest-po-tiemie-evoliutsiia-stroieniia-i-funktsii-orghanov-i-ikh-sistiem-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "190184"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427117179"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Строение и работа сердца "
    ["seo_title"] => string(28) "stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "153799"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421071111"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.»"
    ["seo_title"] => string(147) "os-minoghi-kal-mar-karakatitsa-osobiennosti-ikh-stroieniia-pieriedvizhieniie-pitaniie-poviedieniie-rol-v-biotsienozie-i-praktichieskoie-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "279111"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453197413"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока на тему: "Особенности строения и жизнедеятельности  насекомых" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-na-tiemu-osobiennosti-stroieniia-i-zhizniedieiatiel-nosti-nasiekomykh"
    ["file_id"] => string(6) "230463"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442149772"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "урок по биологии "Класс черви" "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-po-biologhii-klass-chiervi"
    ["file_id"] => string(6) "102050"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402477030"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства