kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Экологические факторы среды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий средствами урока через формирование общего представления об экологических факторах и их роли в природе, ответственного отношения к живой природе и воспитания бережного отношения к ней.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Экологические факторы среды"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме «Экологические факторы среды»

подготовлена учителем биологии

Предмет:  биология Ефимова Марина Валерьевна

Класс:  6

Тип урока: открытия нового знания – урок формирования УУД


Тема

  Экологические факторы среды

Цель

 Формирование универсальных учебных действий средствами урока через формирование общего представления об экологических факторах и их роли в природе, ответственного отношения к живой природе и воспитания бережного отношения к ней.

Задачи

Образовательные: Сформировать представление об экологических факторах среды, рассмотреть их влияние на организм.

Развивающие: Развитие познавательных способностей и поисково-информационные умения: анализировать информацию, работать с текстом, сворачивать информацию в виде схемы, обобщать, сравнивать, навыков работы с цифровыми ресурсами, воображения учащихся; умение работать с конспектом урока как основы формирования УУД через использование различных заданий по Д.Толлингеровой.


Воспитательные: Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные УУД: Оценивание усваиваемого содержания, Обеспечивающее личностный моральный выбор.


Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, сравнивать, контролировать, коррекция инициативы, управляющая деятельность, самоконтроль.


Коммуникативные УУД: Речевая деятельность, сотрудничество, работа с источниками, определение цели, принятие решения и его реализация, умение выражать свои мысли.


Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Планируемые результаты

Предметные: Знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы, приводить примеры.


Личностные:

учащиеся должны уметь:

• высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;

• анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос;
Метапредметные:

учащиеся должны уметь:

• систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

• умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

• умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь

• оценивать работу одноклассников.

Основные понятия

 Экологические факторы, факторы неживой природы- абиотические, факторы живой природы - биотические, деятельность человека - антропогенные, среды обитания, экология

Межпредметные связи

 

Ресурсы:

 основные

 дополнительные

 Базовый учебник: Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономарёвой.- М.: Вентана-Граф, 2014

ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЭОР.

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Структура урока

1.Организация учащихся 2.Актуализация опорных знаний 3.Мотивация к учебной деятельности 4.Формулирование темы урока, постановка цели 5.Изучение нового 6.Закрепление знаний 7.Контроль полученных знаний 8.Рефлексия.




Дидактическая
структура 
урока – открытия нового знания


Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Используемые ЭОР

Планируемые результаты

Предметные

УУД


Орг. момент







Мотивация (самоопределение)

Время: 1-2


1.Зачитывает стихотворение

- Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чём идёт речь?

- Да, это стихотворение об условиях, месте, или по другому о среде обитания

1. Стихотворение

Среда обитания


1. Стихотворение

Приложение 1



 

ПО2 – поиск и выделение необходимой информации;


Актуализация знаний и пробное учебное действие
Время: 5-6
Этапы:

 Распределяются по группам, определяют и называют среды обитания, характеризуют предложенную им.



 1. Делит класс на 4 группы каждая представляют свою среду обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная)


 - Что называют «средой обитания»?

2. Задание: Обобщите и скажите о какой среде обитания идет речь, выберите свою - ту в которой обитают представленные вами животные:

Много воды, мало кислорода, наличие течения, увеличение давления с глубиной, уменьшение освещения с глубиной – это ….

Много света, много кислорода, наличие ветра, нерегулярные осадки – это…

Отсутствие света, отсутствие кислорода, много готовой пищи, постоянная температура – это …

Мало света, мало кислорода, твердые частички, много минеральных веществ, органические остатки – это…

3. Задание: Среди рисунков в конверте найдите лишний, и поместите остальных в нужную среду обитания.

Перечислите условия необходимые для обитателей каждой среды.

1. Задание на слайде презентации


2. На столах конверты с иллюстрациями живых организмов какой-то одной среды обитания, но одно среди них лишнее.


3. На слайде презентации сводная таблица по средам обитания

 

ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)



ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

ПО3- структурирование знаний;

Выявление места и причины затруднения

 Читают текст, анализируют, выбирают условия, обсуждают, перечисляют, дают ответ.



 предлагает учащимся познакомиться с текстом сказки «Сила Дождя и Дружбы»

(сказка о живительной силе воды) и выполнить задания к ней


 4 Задание: Прочитайте сказку и выполните задания.


Приложение № 2

Подумайте и скажите одинаковы ли условия необходимы обитателям разных сред?

О чем сегодня пойдет речь на уроке? (Об условиях жизни организмов)

Приложение № 2 «Сила Дождя и Дружбы» (сказка о живительной силе воды)

Ресурс № 1 «Экологические факторы» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000755-1000-4ddd-1961-3600475d430b/view/

(Звуковой фильм с иллюстрациями даёт основное понятие «экологические факторы среды»)


ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

Построение проекта выхода из затруднения- Формулирование темы урока

Постановка учебной задачи

Время:2-3

Принимают цели, высказывают своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь






Получают вопрос-задание

 обобщает ответ ученика, подводит к тому, что условия погоды и среды - это «экологические факторы среды». Что вы уже знаете о них? Чего не знаете?


Следовательно тема урока – Экологические факторы.


Распределяет вопросы между учащимися

 





Задание: Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в ходе урока.



ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

Реализация построенного проекта-

Открытия нового знания
 Время: 10-11

  Каждый ученик изучает и готовится представить один из вопросов, пользуясь учебником и дополнительным материалом, заполняют соответствующие тексты или схемы.

Представляют свои вопросы, слушают остальных, делают соответствующие записи.


Работают по заданиям

 Контролирует работу учащихся, оказывает помощь в случае затруднения

Организует работу, в ходе которой у учащихся должно сформироваться первичное представление об экологических факторах среды


Организует работу в группах

1гр. – «факторы неживой природы»

2 гр. – «факторы живой природы»

3 гр. – «антропогенные факторы»




Даёт сигнал об окончании работы

  Задание 1: Самостоятельно изучите один из факторов в течении 5 мин и подготовьте рассказ о нем классу по плану.

(Самостоятельная работа по заданиям.)


Задание 2: Просмотрите в/фрагмент, скажите: Сколько групп факторов можно выделить?

Какие группы экологических факторов в нем упоминаются?







Задание 3: Составьте схему «Группы экологических факторов» в тетрадь.


Дополните схему составив перечень факторов, относящихся к группе факторов живой природы/ неживой природы/деятельности человека, используя материал сказки и полученную информацию.



Пользуясь флеш моделью проверьте правильность схемы





Ресурс №2 - «Группы экологических факторов» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000756-1000-4ddd-f204-3a00475d430b/view/

(Звуковой фильм с иллюстрациями даёт основные понятия «экологические факторы среды», «факторы неживой природы»)


Ресурс №3 - Анимация - Схема «Экологические факторы среды» флеш анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7bb43fb0-a639-4573-a85e-069fdd311e16/%5BBIO6_01-04%5D_%5BIM_03%5D.swf

  

 


ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ПО7 – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, умение передавать содержание текста

ПО8 – знаково-символическое моделирование – преобразование объекта чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Ответы дают устно

Проводит физкультминутку?


Задание 1: Что из перечисленного относится к факторам живой природы: перемещение песков в пустыне, высадка растений, поедание тли божьими коровками, выпадение дождя, наступление ночи, рыхление почвы дождевыми червями, очистка сточных вод.


Задание 2: Сравните факторы живой и неживой природы: что у них сходного и чем отличаются.


Задание на слайде и ответы на следующем


ПЛ3 – выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выполняют самостоятельно задание, проверяют по эталону ответов на слайде.

Организует работу с обучающимися с практическим ресурсом, с целью закрепления полученных знаний, проверяет полноту усвоения изученного для ликвидации «пробелов» в знаниях

Тестовое задание на бумажном носителе

Ресурс № 3

Тест на тему «Эко-логические факторы среды», в котором нужно выбрать один вариант ответа из предложенных

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000758-1000-4ddd-effc-0b00475d430c/index_mht.htm



ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

ПЛ3 – выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Включения в систему знаний и повторения



Задание 1: Объясните, почему так происходит: когда в полях живет много хищных птиц, то сначала уменьшается численность мышевидных грызунов, а затем и самих хищных птиц?

Задание 2: Где мы на практике в жизни встречаемся с факторами неживой природы? Живой природы? Деятельностью человека?

Задание 3: Что случится, если исчезнет вода на Земле?

Задание 4: Определите сколько воды необходимо для роста подсолнечника в течение 1 месяца, если известно, что за сутки одно растение испаряет 800 грамм, а на испарение тратится 99,8% поступающей в растение воды? Месяц равен 30 дней.



ПО6 – рефлексия способов и условий действия, контроль

и оценка процесса и результатов деятельности;

ПЛ5 – установление причинно- следственных связей;

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

ПЛ7 – доказательство;

ПЛ8 – выдвижение гипотез и их обоснование

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Время: 2-3

Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

- Что узнали нового на уроке?

- Что показалось трудным?

- Что вызвало интерес?

Рефлексивный экран
1. Сегодня я узнал… 
2. Было трудно… 
3. Я понял, что… 

4. Теперь я могу… 
5. Я научился… 

6. У меня получилось … 
7. Я смог… 
8. Меня удивило… 

9. Мне было трудно…



ПО6 – рефлексия способов и условий действия, контроль

и оценка процесса и результатов деятельности;

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;


Домашнее задание

Записываю домашнее задание в дневник

Задаёт домашнее задание


Задание

1.Выучить материал параграфа 18 учебника и записи в тетради.

2. Ответить на вопросы учебника после параграфа

3. Напишите сочинение на тему: «Как вести себя в природе», «Как человек влияет на природу»



ПО3- структурирование знаний;

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ПО8 – знаково-символическое моделирование;




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Экологические факторы среды"

Автор: Ефимова Марина Валерьевна

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 361193

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) ""Среда обитания. Экологические факторы среды""
    ["seo_title"] => string(45) "sriedaobitaniiaekologhichieskiiefaktorysriedy"
    ["file_id"] => string(6) "338195"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1469692426"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Экологические факторы среды"
    ["seo_title"] => string(28) "ekologicheskie_faktory_sredy"
    ["file_id"] => string(6) "643264"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1703519324"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Среда обитания. Экологические факторы. "
    ["seo_title"] => string(42) "srieda-obitaniia-ekologhichieskiie-faktory"
    ["file_id"] => string(6) "243925"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445858582"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация по биологии на тему "Экологические факторы среды"" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(70) "prezentatsiia_po_biologii_na_temu_ekologicheskie_faktory_sredy_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "611835"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1660811586"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Среда обитания. Экологические факторы среды"
    ["seo_title"] => string(46) "sriedaobitaniiaekologhichieskiiefaktorysriedy1"
    ["file_id"] => string(6) "338196"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1469692433"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства