kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Экологические факторы среды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий средствами урока через формирование общего представления об экологических факторах и их роли в природе, ответственного отношения к живой природе и воспитания бережного отношения к ней.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Экологические факторы среды"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме «Экологические факторы среды»

подготовлена учителем биологии

Предмет:  биология Ефимова Марина Валерьевна

Класс:  6

Тип урока: открытия нового знания – урок формирования УУД


Тема

  Экологические факторы среды

Цель

 Формирование универсальных учебных действий средствами урока через формирование общего представления об экологических факторах и их роли в природе, ответственного отношения к живой природе и воспитания бережного отношения к ней.

Задачи

Образовательные: Сформировать представление об экологических факторах среды, рассмотреть их влияние на организм.

Развивающие: Развитие познавательных способностей и поисково-информационные умения: анализировать информацию, работать с текстом, сворачивать информацию в виде схемы, обобщать, сравнивать, навыков работы с цифровыми ресурсами, воображения учащихся; умение работать с конспектом урока как основы формирования УУД через использование различных заданий по Д.Толлингеровой.


Воспитательные: Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные УУД: Оценивание усваиваемого содержания, Обеспечивающее личностный моральный выбор.


Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, сравнивать, контролировать, коррекция инициативы, управляющая деятельность, самоконтроль.


Коммуникативные УУД: Речевая деятельность, сотрудничество, работа с источниками, определение цели, принятие решения и его реализация, умение выражать свои мысли.


Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Планируемые результаты

Предметные: Знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы, приводить примеры.


Личностные:

учащиеся должны уметь:

• высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;

• анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос;
Метапредметные:

учащиеся должны уметь:

• систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

• умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

• умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь

• оценивать работу одноклассников.

Основные понятия

 Экологические факторы, факторы неживой природы- абиотические, факторы живой природы - биотические, деятельность человека - антропогенные, среды обитания, экология

Межпредметные связи

 

Ресурсы:

 основные

 дополнительные

 Базовый учебник: Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономарёвой.- М.: Вентана-Граф, 2014

ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЭОР.

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Структура урока

1.Организация учащихся 2.Актуализация опорных знаний 3.Мотивация к учебной деятельности 4.Формулирование темы урока, постановка цели 5.Изучение нового 6.Закрепление знаний 7.Контроль полученных знаний 8.Рефлексия.




Дидактическая
структура 
урока – открытия нового знания


Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Используемые ЭОР

Планируемые результаты

Предметные

УУД


Орг. момент







Мотивация (самоопределение)

Время: 1-2


1.Зачитывает стихотворение

- Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чём идёт речь?

- Да, это стихотворение об условиях, месте, или по другому о среде обитания

1. Стихотворение

Среда обитания


1. Стихотворение

Приложение 1



 

ПО2 – поиск и выделение необходимой информации;


Актуализация знаний и пробное учебное действие
Время: 5-6
Этапы:

 Распределяются по группам, определяют и называют среды обитания, характеризуют предложенную им.



 1. Делит класс на 4 группы каждая представляют свою среду обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная)


 - Что называют «средой обитания»?

2. Задание: Обобщите и скажите о какой среде обитания идет речь, выберите свою - ту в которой обитают представленные вами животные:

Много воды, мало кислорода, наличие течения, увеличение давления с глубиной, уменьшение освещения с глубиной – это ….

Много света, много кислорода, наличие ветра, нерегулярные осадки – это…

Отсутствие света, отсутствие кислорода, много готовой пищи, постоянная температура – это …

Мало света, мало кислорода, твердые частички, много минеральных веществ, органические остатки – это…

3. Задание: Среди рисунков в конверте найдите лишний, и поместите остальных в нужную среду обитания.

Перечислите условия необходимые для обитателей каждой среды.

1. Задание на слайде презентации


2. На столах конверты с иллюстрациями живых организмов какой-то одной среды обитания, но одно среди них лишнее.


3. На слайде презентации сводная таблица по средам обитания

 

ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)



ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

ПО3- структурирование знаний;

Выявление места и причины затруднения

 Читают текст, анализируют, выбирают условия, обсуждают, перечисляют, дают ответ.



 предлагает учащимся познакомиться с текстом сказки «Сила Дождя и Дружбы»

(сказка о живительной силе воды) и выполнить задания к ней


 4 Задание: Прочитайте сказку и выполните задания.


Приложение № 2

Подумайте и скажите одинаковы ли условия необходимы обитателям разных сред?

О чем сегодня пойдет речь на уроке? (Об условиях жизни организмов)

Приложение № 2 «Сила Дождя и Дружбы» (сказка о живительной силе воды)

Ресурс № 1 «Экологические факторы» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000755-1000-4ddd-1961-3600475d430b/view/

(Звуковой фильм с иллюстрациями даёт основное понятие «экологические факторы среды»)


ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

Построение проекта выхода из затруднения- Формулирование темы урока

Постановка учебной задачи

Время:2-3

Принимают цели, высказывают своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь






Получают вопрос-задание

 обобщает ответ ученика, подводит к тому, что условия погоды и среды - это «экологические факторы среды». Что вы уже знаете о них? Чего не знаете?


Следовательно тема урока – Экологические факторы.


Распределяет вопросы между учащимися

 





Задание: Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в ходе урока.



ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

Реализация построенного проекта-

Открытия нового знания
 Время: 10-11

  Каждый ученик изучает и готовится представить один из вопросов, пользуясь учебником и дополнительным материалом, заполняют соответствующие тексты или схемы.

Представляют свои вопросы, слушают остальных, делают соответствующие записи.


Работают по заданиям

 Контролирует работу учащихся, оказывает помощь в случае затруднения

Организует работу, в ходе которой у учащихся должно сформироваться первичное представление об экологических факторах среды


Организует работу в группах

1гр. – «факторы неживой природы»

2 гр. – «факторы живой природы»

3 гр. – «антропогенные факторы»




Даёт сигнал об окончании работы

  Задание 1: Самостоятельно изучите один из факторов в течении 5 мин и подготовьте рассказ о нем классу по плану.

(Самостоятельная работа по заданиям.)


Задание 2: Просмотрите в/фрагмент, скажите: Сколько групп факторов можно выделить?

Какие группы экологических факторов в нем упоминаются?







Задание 3: Составьте схему «Группы экологических факторов» в тетрадь.


Дополните схему составив перечень факторов, относящихся к группе факторов живой природы/ неживой природы/деятельности человека, используя материал сказки и полученную информацию.



Пользуясь флеш моделью проверьте правильность схемы





Ресурс №2 - «Группы экологических факторов» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000756-1000-4ddd-f204-3a00475d430b/view/

(Звуковой фильм с иллюстрациями даёт основные понятия «экологические факторы среды», «факторы неживой природы»)


Ресурс №3 - Анимация - Схема «Экологические факторы среды» флеш анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7bb43fb0-a639-4573-a85e-069fdd311e16/%5BBIO6_01-04%5D_%5BIM_03%5D.swf

  

 


ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ПО7 – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, умение передавать содержание текста

ПО8 – знаково-символическое моделирование – преобразование объекта чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Ответы дают устно

Проводит физкультминутку?


Задание 1: Что из перечисленного относится к факторам живой природы: перемещение песков в пустыне, высадка растений, поедание тли божьими коровками, выпадение дождя, наступление ночи, рыхление почвы дождевыми червями, очистка сточных вод.


Задание 2: Сравните факторы живой и неживой природы: что у них сходного и чем отличаются.


Задание на слайде и ответы на следующем


ПЛ3 – выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выполняют самостоятельно задание, проверяют по эталону ответов на слайде.

Организует работу с обучающимися с практическим ресурсом, с целью закрепления полученных знаний, проверяет полноту усвоения изученного для ликвидации «пробелов» в знаниях

Тестовое задание на бумажном носителе

Ресурс № 3

Тест на тему «Эко-логические факторы среды», в котором нужно выбрать один вариант ответа из предложенных

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000758-1000-4ddd-effc-0b00475d430c/index_mht.htm



ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных

несущественных)

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

ПЛ3 – выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Включения в систему знаний и повторения



Задание 1: Объясните, почему так происходит: когда в полях живет много хищных птиц, то сначала уменьшается численность мышевидных грызунов, а затем и самих хищных птиц?

Задание 2: Где мы на практике в жизни встречаемся с факторами неживой природы? Живой природы? Деятельностью человека?

Задание 3: Что случится, если исчезнет вода на Земле?

Задание 4: Определите сколько воды необходимо для роста подсолнечника в течение 1 месяца, если известно, что за сутки одно растение испаряет 800 грамм, а на испарение тратится 99,8% поступающей в растение воды? Месяц равен 30 дней.



ПО6 – рефлексия способов и условий действия, контроль

и оценка процесса и результатов деятельности;

ПЛ5 – установление причинно- следственных связей;

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;

ПЛ7 – доказательство;

ПЛ8 – выдвижение гипотез и их обоснование

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Время: 2-3

Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

- Что узнали нового на уроке?

- Что показалось трудным?

- Что вызвало интерес?

Рефлексивный экран
1. Сегодня я узнал… 
2. Было трудно… 
3. Я понял, что… 

4. Теперь я могу… 
5. Я научился… 

6. У меня получилось … 
7. Я смог… 
8. Меня удивило… 

9. Мне было трудно…



ПО6 – рефлексия способов и условий действия, контроль

и оценка процесса и результатов деятельности;

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;


Домашнее задание

Записываю домашнее задание в дневник

Задаёт домашнее задание


Задание

1.Выучить материал параграфа 18 учебника и записи в тетради.

2. Ответить на вопросы учебника после параграфа

3. Напишите сочинение на тему: «Как вести себя в природе», «Как человек влияет на природу»



ПО3- структурирование знаний;

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ПО8 – знаково-символическое моделирование;




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Экологические факторы среды"

Автор: Ефимова Марина Валерьевна

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 361193

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) ""Среда обитания. Экологические факторы среды""
    ["seo_title"] => string(45) "sriedaobitaniiaekologhichieskiiefaktorysriedy"
    ["file_id"] => string(6) "338195"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1469692426"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Экологические факторы среды"
    ["seo_title"] => string(28) "ekologicheskie_faktory_sredy"
    ["file_id"] => string(6) "643264"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1703519324"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Среда обитания. Экологические факторы. "
    ["seo_title"] => string(42) "srieda-obitaniia-ekologhichieskiie-faktory"
    ["file_id"] => string(6) "243925"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445858582"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация по биологии на тему "Экологические факторы среды"" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(70) "prezentatsiia_po_biologii_na_temu_ekologicheskie_faktory_sredy_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "611835"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1660811586"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Среда обитания. Экологические факторы среды"
    ["seo_title"] => string(46) "sriedaobitaniiaekologhichieskiiefaktorysriedy1"
    ["file_id"] => string(6) "338196"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1469692433"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства