kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие по биологии в 7-м классе

по теме "Экологические группы птиц. Значение птиц  в природе и в жизни человека"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и в жизни человека"»

Урок-путешествие по биологии в 7-м классе

по теме "Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и в жизни человека"


Цель: сформировать у учащихся знания о биологических особенностях представителей разных экологических групп птиц.


Образовательная – формирование у учащихся знаний о биологических особенностях представителей разных экологических групп птиц, закрепление умений узнавать и систематизировать изученных животных класса Птицы.


Развивающая – совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, памяти, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация внутри и межпредметных связей.


Воспитательная – прививать навыки коммуникативного общения, воспитание бережного отношения к животным, правильного поведения в природе.


Тип урока: изучение нового материала, урок путешествие.


Оборудование: презентация, выступления учеников, карта Мира, Брянской области, фотографии птиц.


Вид урока: представление урока в виде презентации (Приложение 1)

Формы работы: индивидуальная, в парах.


Предварительная подготовка: задание учащимся за урок – подготовить сообщения об экологических группах птиц: птицы леса, птицы открытых пространств, водоплавающие птицы, птицы побережий, водоемов и болот, степей и пустынь.

ХОД УРОКА


I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА


Обеспечение мотивации процесса обучения на данном уроке.


Воспитание дисциплинированности, собранности, внимания.


Организация начала занятия.


II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


Мы изучили все основные отряды птиц (учитель просит повторить отряды птиц).

Сегодня на уроке нам предстоит научиться распределять птиц на группы по их местам обитания.

Для этого мы совершим небольшое путешествие по некоторым географическим местам. Мы побываем в лесу, на лугу, в степи, в саванне, у берега водоема, на море.


Догадайтесь, какие это группы? (экологические)


(Сообщается тема урока, раскрывается смысл понятия “экологическая группа”)

Слайд 1,2,3


В процессе эволюции представители класса приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию видов.


Экологические группы птиц.


Географическое распространение птиц исключительно широко, приспособились к самым разнообразным местам обитания и заселяют всю поверхность планеты.


Чтобы изучить все разнообразие птиц, для этого всем необходимо пройти по маршруту экспедиции. Нам в этом помогут проводники.

И как любые путешественники, мы будем фиксировать все услышанное и увиденное в дневнике наблюдений, т. е. в таблице “Экологические группы птиц”


Экологическая группа

Представители группы

Признаки в строении и поведении





Давайте совершим наше первое путешествие в леса Брянской области


Выступает с презентацией (Приложение ) первый ученик – проводник по теме «Птицы леса». Слайд 4,5,6.

Ученик рассказывает о лесных птицах, дает краткую справку об условиях обитания и признаках представителей экологической группы - размерах, особенностях строения, поведения.


Второй проводник выступает с презентацией (Приложение ) об экологической группе “Птицы открытых пространств”. Слайд 7,8

(Учащиеся фиксируют данные в дневнике наблюдений. После выступления проводится проверка записей в таблице)

А теперь, хорошо бы побывать возле прохладного водоема. Эти места облюбовали многие своеобразные птицы. Нам поможет следующий проводник, он расскажет о группе

«Птицы водоемов и побережий». Слайд 10,11

Выступает проводник с сообщением “Водоплавающие птицы”. Слайд 9

Ученик рассказывает о них, дает краткую справку об условиях обитания и, соответственно, признаках представителей экологической группы.

(Учащиеся фиксируют данные в дневнике наблюдений. После выступления проводится проверка записей в таблице)

Существует своеобразная группа птиц, добывающих корм в воздухе. Они почти всю жизнь проводят в воздухе, с утра до вечера добывая насекомых.

Краткая справка о признаках представителей данной экологической группы. Слайд 12

Значение птиц в природе

Роль птиц в природе весьма значительна. Слайд 13

Регулируют численность насекомых и мелких грызунов.

Птицы сами служат пищей другим животным, являются важным звеном в цепи питания живых организмов.

Велико значение птиц в распространении семян.

Цветки некоторых тропических растений опыляются птицами (колибри), которые подобно насекомым, питаются цветочным нектаром.

Роль птиц в жизни человека.

Роль птиц в жизни человека огромна. Слайд 14

Человек использует в пищу мясо, яйцо птиц.

Птицы уничтожают вредителей сельского хозяйства, грызунов.

Птицы являются санитарами природы.


III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Закрепление совершается по мере заполнения учащимися таблицы в тетради.


*Признаки какой экологической группы птиц перечислены:

Пух развит обильно, развита копчиковая железа. Центр тяжести тела смещен, тело удлиненное, ноги выполняют роль весел, они относительно коротки, три передних пальца имеют плавательную перепонку.(водоплавающие птицы)

* К какой экологической группе относятся птицы со следующими признаками строения: очень длинные крылья, широкий рот, отличное зрение, ловят насекомых на лету; быстрый, маневренный полет. (птицы открытых воздушных пространств)

*К какой экологической группе относят птиц с перечисленными признаками: мозолистые, сильные ноги, длинная шея, перья без бородок 2-го порядка (птицы пустынь)

*Что произойдет, если на оперение водоплавающих птиц попадет нефть? (слипаются перья.)


Из предложенных вариантов звеньев слов необходимо выбрать лишнее слово.

1-дятел-рябчик-ласточка -глухарь

2-кайры-тупики-чайки- лебеди

3-канюк-орел-гриф- дрофа

4-дрофа-журавль-страус- канюк

5- аист-цапля-кулик- утка


Распределите птиц по экологическим группам

Лесные птицы.

Водоплавающие птицы.

Птицы открытых пространств.

Птицы побережий водоемов и болот.

Птицы, добывающие корм в воздухе.


а) зяблик б) дрофа, в) ласточка, г) стрепет, д) черный стриж, е) поползень, ж) лебедь кликун, з) городская ласточка, и) журавль – красавка, к) клест- еловик, л) чомга, м) серый гусь, н) серая куропатка, о) гагарка, п) серебристая чайка, р) краснозобая казарка, с) большая синица, т) ястреб – тетеревятник, у)мухоловка-пеструшка, ф) удод.

Итог подводится детьми.

Сегодня мы совершили путешествие, которое помогло нам немного вспомнить природные сообщества, природные зоны, а главное – познакомиться с многообразием экологических групп птиц и приспособлениям к местам обитания.

Мы поняли, что любое изменение окружающей среды приведет к исчезновению видов на Земле.

VI. ОЦЕНКИ

VI. Д.З. Рассмотрите птиц на карточке, которая есть у вас. Отнесите их к той или иной экологической группе.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и в жизни человека"

Автор: Рыбалкина Валентина Гавриловна

Дата: 27.08.2016

Номер свидетельства: 341036

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Экологические группы птиц.""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-ekologhichieskiie-ghruppy-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "258122"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448449922"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект родительского собрания "Природа и дети" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-priroda-i-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "241171"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445188523"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Береги свою планету "
    ["seo_title"] => string(24) "bierieghi-svoiu-planietu"
    ["file_id"] => string(6) "105943"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402926909"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(92) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-putieshiestviie-po-ekologhichieskoi-tropie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "269633"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450877365"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Лес и человек" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-po-tiemie-lies-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "140773"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418018862"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства