kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическая ниша

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 9 классе. Экологическая ниша

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая ниша»

Урок биологии в 9 классе.

Урок биологии в 9 классе.

  • Автор презентации: учитель биологии и химии МБОУ СОШ №20
  • Зеленская Татьяна Сергеевна.
Теоретический опрос

Теоретический опрос

  • Что такое экология?
  • Какова роль экологии в настоящее время?
  • Почему экологию стали изучать?
  • Что такое экологические факторы?
  • Какие среды обитания вам известны?
  • Докажите, что среда обитания оказывает влияние на строение и жизнедеятельность организмов?
  • Что такое толерантность?
  • Что такое кривая толерантности?
  • Что такое конкуренция?
Экологические ниши

Экологические ниши

Цели урока:

Цели урока:

  • сформировать знания об экологической ниши,
  • изучить типы межвидовых взаимоотношений,
  • показать многообразие связей между организмами разных видов, обитающих в сообществе
А эпиграфом к уроку будут слова  Р. Рифлекса:

А эпиграфом к уроку будут слова Р. Рифлекса:

  • Если мы хотим достичь какого-то согласия с природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия”.
Важные факторы окружающей среды: – свет; – температура; – влажность. Приспособительные формы организмов по отношению к какому-либо преобладающему фактору называют экологической группой .

Важные факторы окружающей среды:

– свет;

– температура;

– влажность.

Приспособительные формы организмов по отношению

к какому-либо преобладающему фактору называют экологической группой .

В экологии все виды классифицируются не по родству, а по способам и формам адаптации к окружающей среде. Например, кенгуру, зебра и бизон обитают на разных континентах, но занимают сходные по условиям территории степей.

В экологии все виды классифицируются

не по родству, а по способам и формам адаптации

к окружающей среде. Например, кенгуру, зебра

и бизон обитают на разных континентах, но занимают сходные по условиям территории степей.

Впервые на такие природные явления обратили внимание зоологи. Американский зоолог Джозеф Гриннелл в 1914 г. предложил условия, в которых живёт вид, называть экологической нишей. Джозеф Гриннелл 1877–1939  гг.

Впервые на такие природные явления обратили внимание зоологи. Американский зоолог Джозеф Гриннелл

в 1914 г. предложил условия,

в которых живёт вид, называть экологической нишей.

Джозеф Гриннелл

1877–1939 гг.

В 1927 г. английский эколог Чарльз Элтон дополнил понятие экологической ниши. Под термином «экологическая ниша» он предложил понимать место живого организма в окружающей среде, его положение в цепях питания. Чарльз Элтон 1900–1991  гг.

В 1927 г. английский эколог Чарльз Элтон дополнил понятие экологической ниши. Под термином «экологическая ниша» он предложил понимать место живого организма в окружающей среде, его положение в цепях питания.

Чарльз Элтон

1900–1991 гг.

«Экологическая ниша» 1. Место вида в природе в зависимости от факторов окружающей среды.

«Экологическая ниша»

1. Место вида в природе в зависимости

от факторов окружающей среды.

«Экологическая ниша» 2. Роль вида в биологическом сообществе.

«Экологическая ниша»

2. Роль вида в биологическом сообществе.

«Экологическая ниша» 3. Биотические связи вида.

«Экологическая ниша»

3. Биотические связи вида.

«Экологическая ниша» 4. Образ жизни, который вид может вести в данном сообществе.

«Экологическая ниша»

4. Образ жизни, который вид может вести

в данном сообществе.

«Экологическая ниша» 5. Пространство, в котором вид может существовать неограниченно долго.

«Экологическая ниша»

5. Пространство, в котором вид может существовать неограниченно долго.

Каждому виду на Земле соответствует своя экологическая ниша . Количество экологических ниш в природном сообществе зависит от нескольких причин: – условий среды; – количества видов; – особенностей пищи; – условий для размножения; – наличия врагов и конкурентов.

Каждому виду на Земле соответствует своя экологическая ниша .

Количество экологических ниш

в природном сообществе зависит от нескольких причин:

– условий среды;

– количества видов;

– особенностей пищи;

– условий для размножения;

– наличия врагов и конкурентов.

Некоторые виды могут жить только в определённых экологических нишах. Например, панда, которая питается только бамбуком, в других местах, где нет этого растения, жить не может.

Некоторые виды могут жить только в определённых экологических нишах. Например, панда, которая питается только бамбуком,

в других местах, где нет этого растения, жить не может.

Различные виды крыс могут легко приспосабливаться к условиям среды обитания и питаться разнообразной пищей. Их экологические ниши разнообразны.

Различные виды крыс могут легко приспосабливаться

к условиям среды обитания

и питаться разнообразной пищей. Их экологические ниши разнообразны.

У животных экологические ниши определяются более явно по сравнению с растениями. В африканской саванне на одной территории живут разные животные. Но каждый вид занял свою экологическую нишу и по-разному использует пищевые ресурсы.

У животных экологические ниши определяются более явно

по сравнению с растениями.

В африканской саванне

на одной территории живут разные животные. Но каждый вид занял свою экологическую нишу и по-разному использует пищевые ресурсы.

Жираф достает корм на высоте 4 м. Антилопы питаются нижними ветками деревьев. Чёрный носорог употребляет в пищу кроны кустов. Зебры поедают траву.

Жираф достает корм

на высоте 4 м. Антилопы питаются нижними ветками деревьев. Чёрный носорог употребляет в пищу кроны кустов. Зебры поедают траву.

Африканский слон обламывает и обдирает ветки деревьев на высоте 2–4 м, однако он может также пастись и на злаковых пространствах, захватывать хоботом и выдирать с корнем пучки травы.

Африканский слон обламывает и обдирает ветки деревьев

на высоте 2–4 м, однако он может также пастись

и на злаковых пространствах, захватывать хоботом и выдирать с корнем пучки травы.

Разделяются экологические ниши и у хищников в саванах. Львы охотятся на крупных антилоп и зебр, а гепарды — на мелких антилоп.

Разделяются экологические ниши и у хищников в саванах. Львы охотятся на крупных антилоп и зебр, а гепарды — на мелких антилоп.

Экологические ниши животных могут резко разграничиваться у особей, которые представляют разные стадии развития. Один и тот же вид в разные периоды развития занимает разные экологические ниши. Например, головастик питается растительной пищей, а взрослая лягушка — плотоядное животное.

Экологические ниши животных могут резко разграничиваться у особей, которые представляют разные стадии развития. Один и тот же вид в разные периоды развития занимает разные экологические ниши. Например, головастик питается растительной пищей, а взрослая лягушка — плотоядное животное.

Взрослые окуни — типичные хищники, а мальки живут за счёт мелкого планктона. Dgp.martin Окунь

Взрослые окуни — типичные хищники, а мальки живут

за счёт мелкого планктона.

Dgp.martin

Окунь

Гусеницы бабочек питаются листьями растений, а сами бабочки — пыльцой или нектаром цветов.

Гусеницы бабочек питаются листьями растений, а сами бабочки — пыльцой или нектаром цветов.

У растений экологические ниши выделяются не так ярко, как у животных. Все растения получают питание в процессе фотосинтеза , используют воду, углекислый газ и солнечный свет.

У растений экологические ниши выделяются не так ярко, как

у животных. Все растения получают питание в процессе фотосинтеза , используют воду, углекислый газ и солнечный свет.

Лишайники поселяются на поверхности почвы и используют для жизни влагу из воздуха, а в почве расположены мочковатые корневые системы злаков. Здесь же могут произрастать растения, корни которых добывают воду на большой глубине.

Лишайники поселяются

на поверхности почвы и используют для жизни влагу

из воздуха, а в почве расположены мочковатые корневые системы злаков. Здесь же могут произрастать растения, корни которых добывают воду на большой глубине.

Самые светолюбивые — сосны — располагаются вверху, менее светолюбивые — рябины и липы — составят нижний ярус. Копытень, вороний глаз, мхи растут под пологом леса и хорошо переносят затемнения. Tilia platyphyllos Trance Light Липа Сосна Рябина Sanja565658 Мох Копытень Вороний глаз

Самые светолюбивые —

сосны — располагаются вверху, менее светолюбивые — рябины и липы — составят нижний ярус. Копытень, вороний глаз, мхи растут под пологом леса и хорошо переносят затемнения.

Tilia platyphyllos

Trance Light

Липа

Сосна

Рябина

Sanja565658

Мох

Копытень

Вороний глаз

Минеральное питание растения получают, также заняв определённую нишу. Злакам необходим азот, который они получают из почвы. Растения семейства бобовых могут обходиться без азота: в их корнях живут азотфиксирующие бактерии.

Минеральное питание растения получают, также заняв определённую нишу. Злакам необходим азот, который они получают из почвы. Растения семейства бобовых могут обходиться без азота:

в их корнях живут азотфиксирующие бактерии.

Экологические ниши совместно живущих видов могут частично перекрываться, но полностью никогда не совпадают, так как при этом вступает в действие закон конкурентного исключения, один вид вытесняет другой.

Экологические ниши совместно живущих видов могут частично перекрываться, но полностью никогда не совпадают, так как при этом вступает в действие закон конкурентного исключения, один вид вытесняет другой.

Разделение совместно живущими видами экологических ниш с частичным их перекрыванием — один из механизмов устойчивости природных биоценозов .

Разделение совместно живущими видами экологических ниш с частичным их перекрыванием — один

из механизмов устойчивости природных биоценозов .

При совместном обитании популяций серой и чёрной крыс, серые крысы постепенно вытесняют чёрных. Kilessan

При совместном обитании популяций серой и чёрной крыс, серые крысы постепенно вытесняют чёрных.

Kilessan

Концепция экологической ниши оказалась очень полезной для понимания законов совместной жизни видов. При этом понятие «экологическая ниша» следует отличать от понятия «местообитание».

Концепция экологической ниши оказалась очень полезной для понимания законов совместной жизни видов. При этом понятие «экологическая ниша» следует отличать от понятия «местообитание».

Подводим итоги  Понятие

Подводим итоги

Понятие "экологическая ниша" следует отличать от понятия "местообитание". В последнем случае речь идет о части пространства, где вид живет и где имеются необходимые абиотические условия для его существования.

Экологическая ниша определяется совокупностью всех жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида, а также его ролью в биологическом сообществе.

Экологическая ниша вида зависит не только от абиотических условий, она характеризует весь образ жизни, который вид может вести в данном сообществе.

По образному выражению эколога Ю. Одума, местообитание - это адрес вида, а экологическая ниша - его "профессия".

Экологическая ниша вида зависит не только от абиотических условий среды, но и от его биоценотического окружения. Это характеристика того образа жизни, который вид может вести в данном сообществе.

Экологическая ниша вида зависит не только

от абиотических условий среды, но и от его биоценотического окружения. Это характеристика того образа жизни, который вид может вести в данном сообществе.

«Описание экологической ниши» № п/п Представитель животного мира Среда обитания Температура обитания Освещенность Пищевой ресурс

«Описание экологической ниши»

п/п

Представитель животного

мира

Среда обитания

Температура обитания

Освещенность

Пищевой ресурс

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • §41 , биологические термины


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Экологическая ниша

Автор: Зеленская Татьяна Сергеевна

Дата: 18.03.2018

Номер свидетельства: 462327

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Экологическая ниша  и здоровье лицеистов "
    ["seo_title"] => string(47) "ekologhichieskaia-nisha-i-zdorov-ie-litsieistov"
    ["file_id"] => string(6) "106262"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402988160"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»"
    ["seo_title"] => string(80) "ekologicheskoe_vospitanie_eto_vospitanie_nravstvennosti_dukhovnosti_i_intellekta"
    ["file_id"] => string(6) "522397"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1570881339"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "«Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии». "
    ["seo_title"] => string(107) "biotichieskiie-faktory-sriedy-tsiepi-i-sieti-pitaniia-ekologhichieskiie-piramidy-chisiel-biomassy-enierghii"
    ["file_id"] => string(6) "205438"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429890208"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация по биологии в 11 классе "Среда обитания. Экологическая ниша.""
    ["seo_title"] => string(75) "prezentatsiia_po_biologii_v_11_klasse_sreda_obitaniia_ekologicheskaia_nisha"
    ["file_id"] => string(6) "521060"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1569521995"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Тест по  теме: «Биогеоценоз как эко- и геосистема» "
    ["seo_title"] => string(55) "tiest-po-tiemie-bioghieotsienoz-kak-eko-i-ghieosistiema"
    ["file_id"] => string(6) "164386"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422631838"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства