kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическая ниша и здоровье лицеистов

Нажмите, чтобы узнать подробности

I.«Экологическая ниша и здоровье лицеистов»

Цель работы: рассмотреть влияние экологических факторов на здоровье

                       лицеистов в связи с ростом показателей заболеваемости по

                       России и Ростовской области.

Объекты исследования: 1. Учебные кабинеты, коридоры, фойе, столовая,

                        учебные мастерские лицея №3;

                                             2. Улица Советская, проспект Победы Революции,

                        улица Красной Армии.

 Введение

  Развитие человеческого общества, цивилизации, образа жизни нередко именуют прогрессом.  
  Действительно, никогда до сих пор человек не обладал такими возможностями удовлетворять любые потребности, никогда на Земле не жило столько людей, никогда люди не имели таких возможностей защищать себя от сопротивления окружающей среды.     

  Очень существенным моментом, является создание крайне неблагоприятных условий для здоровья и жизни людей. Из-за изменения атмосферы и воды, под воздействием многочисленных токсичных веществ, вредных излучений и мутагенов, т.е. веществ способных вызывать неблагоприятные изменения генетического кода, увеличивается риск рождения в следующих поколениях больных, нежизнеспособных детей.  
  Этот процесс тем более опасен, что наибольшее накопление неблагоприятных генетических последствий ощущается в седьмом поколении после воздействия мутагенов. Поэтому даже при фантастическом немедленном прекращении воздействия мутагенов на людей неблагоприятные генетические последствия современного состояния будут даже усиливаться в течение 150-180 лет.  
  Отмечается значительное (почти в три раза за последние 20-25 лет) увеличение количества заболеваний печени. Последняя является своеобразным барьером между человеком и внешней средой и поэтому в первую очередь испытывает воздействие увеличивающегося количества вредных веществ в пище, воде, атмосфере. Заметно растет число злокачественных новообразований (смотри приложение «Заболеваемость детского населения Ростовской области»).
  В России с каждым годом уменьшается доля лиц призывного возраста, пригодных по состоянию здоровья для службы в армии. Сходное положение существует и в ряде других стран.  
   Статистика показывает увеличение доли неполноценных детей среди новорожденных и значительное увеличение смертности и рождения детей с глубокими врожденными нарушениями   в промышленных районах с большим количеством выбросов и низким качеством питьевой воды.  
   Существует и еще один влияющий на будущее человечества фактор - изменение "внутренней среды" в значительной мере по инициативе самого человека.  

  Именно поэтому мы решили исследовать влияние некоторых экологических факторов, находящихся в лицее и окружающей его территории:

  • освещенность помещений;
  • запыленность помещений;
  • загрязнение выбросами вредных веществ от автотранспорта на близ лежащих улицах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая ниша и здоровье лицеистов »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 3 им. академика В.М.Глушкова г. Шахты Ростовской области









Исследовательская работа

Тема:

«Экологическая ниша

и здоровье лицеистов»







Выполнила: ученица 10 класса «Б»

Скорикова Софья

Учитель: Борисенко Ирина

Геннадьевна

«Шахты – 2008»

Оглавление

  1. Экологическая ниша и здоровье лицеистов

1.Введение……………………………………………………………….4

  1. Влияние естественной освещенности кабинетов на зрение лицеистов

  1. Введение……………………………………………………………...6

  2. Методика проведения работы……………………………………...8

  3. Введение в исследовательскую работу…………………………….9

  4. Часть1. Исследование кабинетов………………………………….10

а) результаты по каждому кабинету………………………………11

  1. Часть 2. Уровень зрения в нашем лицее……………………….....12

  2. Выводы ……………………………………………………………..12

  1. Исследование лицея №3 на запыленность

  1. Введение………………………………………………………….....14

  2. Методы измерения………………………………………………....15

  3. Результаты…………………………………………………………..16

  4. Выводы……………………………………………………………...17

  1. Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта

  1. Введение…………………………………………………………….18

  2. Методика проведения работы……………………………………..19

  3. Результаты…………………………………………………………..22

  4. Выводы……………………………………………………………...24

  1. Список литературы………………………………………………….25

  2. Приложение 1

  1. Гимнастика для глаз………………………………………………..26

  2. Диаграмма №1. Состояние зрения по результатам медицинского обследования за 2002 год……..…………………………………...27

  3. Диаграмма №2. Состояние зрения по результатам обследования за 2004 год…………………………………………………………..27

  1. Приложение 2

  1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух……….28

  1. Приложение 3

  1. Таблица №1. Сравнительная характеристика среднегодовых концентраций загрязняющих веществ, определяемых в атмосферном воздухе в 2006 году, со средним значением по Ростовской области………………………………………………...29

  1. Приложение 4

  1. Таблица №1. Заболеваемость населения Ростовской области (на 1000 населения) 2006 год в сравнении с 2007……………………30

  2. Таблица №2. Заболеваемость злокачественными новообразованиями по Ростовской области за 2006 – 2007 год (на 100,000 населения)…………………………………………………31

  3. Таблица №3. Заболеваемость детского населения Ростовской области (на 100 детей) за 2006 – 2007 год………………………32















































I.«Экологическая ниша и здоровье лицеистов»

Цель работы: рассмотреть влияние экологических факторов на здоровье

лицеистов в связи с ростом показателей заболеваемости по

России и Ростовской области.

Объекты исследования: 1. Учебные кабинеты, коридоры, фойе, столовая,

учебные мастерские лицея №3;

2. Улица Советская, проспект Победы Революции,

улица Красной Армии.

Введение

Развитие человеческого общества, цивилизации, образа жизни нередко именуют прогрессом.  
Действительно, никогда до сих пор человек не обладал такими возможностями удовлетворять любые потребности, никогда на Земле не жило столько людей, никогда люди не имели таких возможностей защищать себя от сопротивления окружающей среды.  

Очень существенным моментом, является создание крайне неблагоприятных условий для здоровья и жизни людей. Из-за изменения атмосферы и воды, под воздействием многочисленных токсичных веществ, вредных излучений и мутагенов, т.е. веществ способных вызывать неблагоприятные изменения генетического кода, увеличивается риск рождения в следующих поколениях больных, нежизнеспособных детей.  
Этот процесс тем более опасен, что наибольшее накопление неблагоприятных генетических последствий ощущается в седьмом поколении после воздействия мутагенов. Поэтому даже при фантастическом немедленном прекращении воздействия мутагенов на людей неблагоприятные генетические последствия современного состояния будут даже усиливаться в течение 150-180 лет.  
Отмечается значительное (почти в три раза за последние 20-25 лет) увеличение количества заболеваний печени. Последняя является своеобразным барьером между человеком и внешней средой и поэтому в первую очередь испытывает воздействие увеличивающегося количества вредных веществ в пище, воде, атмосфере. Заметно растет число злокачественных новообразований (смотри приложение «Заболеваемость детского населения Ростовской области»).
В России с каждым годом уменьшается доля лиц призывного возраста, пригодных по состоянию здоровья для службы в армии. Сходное положение существует и в ряде других стран.  
Статистика показывает увеличение доли неполноценных детей среди новорожденных и значительное увеличение смертности и рождения детей с глубокими врожденными нарушениями   в промышленных районах с большим количеством выбросов и низким качеством питьевой воды.  
Существует и еще один влияющий на будущее человечества фактор - изменение "внутренней среды" в значительной мере по инициативе самого человека.  

Именно поэтому мы решили исследовать влияние некоторых экологических факторов, находящихся в лицее и окружающей его территории:

  • освещенность помещений;

  • запыленность помещений;

  • загрязнение выбросами вредных веществ от автотранспорта на близ лежащих улицах.
































II. Влияние естественной освещенности кабинетов на зрение лицеистов.

Цель работы: исследовать естественное освещение рабочих мест

учащихся на достаточность освещенности кабинетов нашего

лицея (на остроту зрения).

Объекты исследования: 1. Кабинет русского языка №3-7;

2. Кабинет физики №3-1;

3. Кабинет английского языка №3-10.

Введение

Российское государство проявляет неустанную заботу о здоровье учащихся, обеспечении безопасных и высококачественных условий обучения, ликвидации профессиональных заболеваний и производственного травматизма.

Дальнейшее улучшение условий обучения требует совершенствования качества контроля над соблюдением действующих норм по технике безопасности.

В правилах, нормах, инструкциях, стандартах и других документах, установленных в законном порядке, изложены требования техники безопасности, подлежащие выполнению в процессе проектирования, строительства и эксплуатации сооружений.

Научные исследования показывают, что 95% младенцев рождаются с нормальным зрением, но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, какое можно было считать нормальным. Быстрое ухудшение зрения – один из самых серьёзных дефектов современной цивилизации.

Приближенный процент ненормального зрения среди лиц разного возраста по стране представлен в нижеследующей таблице №1.

Таблица №1

Возрастная группа

Процент лиц с недостатком зрения

Новорожденные

5

Учащиеся средней школы

20

Учащиеся институтов

40

40 лет

60

60 лет

95


Наиболее ранимые возрастные группы школьников – дети первых двух лет обучения и дети в возрасте 10 – 12 лет. Это связано со школьной нагрузкой и периодом полового созревания, т.е. периодом создания и формирования функциональных биологических систем организма. К концу обучения в школе доля здоровых детей составляет не более 10% , а частота нарушений функций органов зрения увеличивается в 4,5 раза.

У детей, обучающихся в первых классах, состояние зрения ухудшается в 2 раза. Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят: сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.

Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.

Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» - хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, вовремя сделанная зарядка для глаз (см. Приложение 1, гимнастика для глаз), достаточная освещенность школьного кабинета – все это помогает сохранить здоровое зрение.

Самым неблагоприятным обстоятельством, затрудняющим чтение в школе, является несоответствующее освещение. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность намного ниже рекомендуемой и значительно ниже, чем освещенность на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливается в течение многих тысячелетий.

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие заболеваний органов зрения. Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устранить. Окна должны быть свободны от всяких предметов. Не рекомендуется ставить на подоконники горшки с цветами – их лучше размещать на низких ступенчатых подставках перед окнами или в настенных кашпо. Оконные стекла необходимо систематически очищать от грязи и пыли, а в холодное время не допускать их замерзания или запотевания. Много света поглощают и занавески, даже из самого тонкого материала, Поэтому в дневное время они должны быть полностью раздвинуты. Во время чтения или другой работы, связанной с напряжением зрения, не следует бояться включать искусственное освещение в дополнение к недостаточному естественному. Вреда для зрения от этого не будет. В пасмурные дни и в осенне-зимнее время при чтении и письме нельзя ограничиваться одним общим освещением помещения, необходимо пользоваться и дополнительным освещением рабочего места. Мощность ламп в настольных светильниках должна быть не менее 40 – 60 Вт, но и слепящая яркость открытых, ничем не защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому пользоваться такими лампами не рекомендуется. Доказано, что лучшие условия для зрительной работы создают люминесцентные светильники: создаваемый ими характер освещения снижает зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления и повышает работоспособность. Такие лампы создают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии теней, а спектр их излучения ближе к спектру дневного света.


Методика проведения работы

При изучении характера освещения кабинетов мы измеряли площадь окон, полового покрытия, рассчитывали коэффициент заглубления, чтобы составить полную картину естественной освещенности. Для расчета искусственной освещенности нам потребовались данные о том, сколько в кабинетах лампочек, и какая у них мощность. Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами. Естественное освещение учебных помещений, осуществляемое через световые проемы окон, характеризуется коэффициентом естественного освещения (КЕО). Санитарно-эпидемиологическими правилами устанавливаются предельно допустимые КЕО.


Таблица №2

Типы освещения

Тип освещения

Характеристика

1

Естественное

Освещение помещений светом неба (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях.

2

Искусственное

Освещение помещений искусственным светом с помощью электрических ламп – газозарядных, люминесцентных, или накаливания.

3

Совмещенное

Освещение, при котором недостаточное естественное дополняется искусственным.



Основные нормативы, влияющие на освещенность:

  1. расположение здания и ориентация окон;

  2. достаточный коэффициент естественной освещенности;

  3. достаточный световой коэффициент (Ксв);

  4. достаточный коэффициент заглубления.


Косвенные показатели, влияющие на уровень естественной освещенности:

  1. размер, конфигурация и оборудование окон, их санитарное состояние (частота окон);

  2. размер простенков, высота расстояния от потолка до верхнего края окна;

  3. окраска интерьера помещения;

  4. расстановка и окраска мебели;

  5. расстояние от школы до высотного здания, расположенного вблизи, расстояние до деревьев, кустарников.


Введение в исследовательскую работу

Сейчас мы постараемся не только проверить достаточность освещенности школьного помещения, но и проанализировать результаты, и поговорим о том, какие меры нужно принять для устранения каких-либо недостатков.

Освещенность школьного кабинета – это один из важных факторов среды, оказывающих влияние на дееспособность и состояние здоровья детей и подростков, от которых будет зависеть, то, насколько комфортно будет учителю и ученикам.

Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Учитывая, что запыленность окон снижает естественного освещения на 40% и больше, а замерзание на 60 – 80%. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи. Давайте вдумаемся в эти цифры, все ли окна в кабинетах школы регулярно моются не только с внутренней, но и с внешней стороны? Следит ли кто-нибудь за тем, замерзают ли окна в кабинетах или нет? И предпринимают ли какие-нибудь меры, ведь вдумайтесь, если даже в кабинете достаточно естественной освещенности, а окна на зиму замерзают, то в худшем случае мы можем потерять весь солнечный свет равный примерно 80% , а если к тому же если окна грязные, то всего ничего не останется для нас. На освещенность в школьном кабинете влияет и растительность. Гигиенически, не допустимо, ставить на окна цветы, украшать их декоративными изделиями (макраме и т.д.), закрывать плотными шторами.

Окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов. Недопустимо применение в интерьере темных цветов; а вот красный цвет можно использовать только в качестве сигнальных обозначений. Согласно исследованиям дети разного возраста предпочитают для оформления разные цветовые гаммы. Желательный цвет стен в нашем лицее трудно рассчитать, ведь у нас в одном кабинете занимаются как малыши (5 класс), так и старшеклассники (11 класс), но ведь по гигиеническим нормам для учеников младших классов необходимы «теплые» тона (оранжевый и желтый), для средних классов рекомендованы оттенки зеленого, а вот для старших классов «холодные» тона (голубой, серый).

А на окна лучше всего вешать тюль, она пропускает больше света, чем шторы (так, как она менее плотная, но каждый кабинет нужно рассматривать в отдельности, ведь если в кабинете превышены нормы естественной освещенности, то нужно вешать не тюль, а плотные шторы).

Обои классной комнаты должны быть светлыми, не отвлекать внимание учащихся от занятий.

Вообще, очень много факторов влияет на освещенность в классе.

И для каждого кабинета должно подбираться все лучшее.





Часть 1. Исследование кабинетов


Таблица №3

Сводная таблица исследования кабинетов

Кабинет

Естественная освещенность

Коэффициент заглубления

Русский язык

0,25

0,25

0,5

0,5

Физика

0,29

0,25

0,5

0,5

Английский язык

0,32

0,25

0,6

0,5

Пояснение: в столбце естественная освещенность первая цифра обозначает фактическую величину, а вторая величину, соответствующую гигиеническим нормам.


Ход исследований:

  1. Определить достаточный коэффициент естественной освещенности.

- определить площадь застекленной поверхности всех окон класса;

- определить площадь пола;

- подсчитать К и сравнить полученный результат с гигиеническими нормами.

  1. Подсчитать коэффициент заглубления (он тоже влияет на общую освещенность в кабинете) он равен высоте верхнего края окна, над полом деленного на глубину помещения.


Данные по измерению кабинетов:

Кабинет русского языка № 3-7

Поверхность

Ширина (м)

Длина (м)

Пол

6

10

Окна

2,5

2

Отсюда,Sпола = 60 м2

Sокон=15 м2

В кабинете три окна, значит исходя из того, что площадь одного окна ровна 5 м, площадь всех окон равна 15 м2



Кабинет физики №3-1

Поверхность

Ширина (м)

Длина (м)

Пол

6,2

11

Окна

2,5

2

Отсюда,Sпола = 68,2 м2

Sокон=20 м2




Кабинет английского языка №3-10

Поверхность

Ширина (м)

Длина (м)

Пол

4,9

6,2

Окна

2,5

2

Отсюда,Sпола = 30,38м2

Sокон=10 м2


Формулы расчетов:

К(световой)=S окон/S пола


Гигиеническая норма=0,25

При расчетах коэффициента световой энергии мы получили следующие результаты:

Кабинет №3-7 К(световой) = 15м2/60м2 =0,25

Кабинет №3-1 К(световой) = 20м2/68,2м2 = 0,29

Кабинет №3-10 К(световой) = 10м2/30,38м 2 = 0,32


К заглубления = высота верхнего края окна над полом, деленная на глубину

помещения


Результаты по каждому кабинету:


Результат по кабинету русского языка №3-7:

При норме достаточного коэффициента естественной освещенности равном 0,25 в кабинете русского языка световой коэффициент равен 0,25, а это значит, в этом кабинете, в этом кабинете достаточная естественная освещенность равна норме. Безусловно, это хорошо.

Коэффициент заглубления равен норме, что положительно сказывается на общей освещенности, это очень хорошо. Кабинет производит хорошее впечатление, так как соблюдена цветовая гамма и гигиенические нормы.

Много света. Жалюзи идеально подходят для класса (плотные), чтобы, когда необходимо, можно было уменьшить проникновение светового потока.

Окраска мебели удовлетворяет гигиеническим нормам. Естественного освещения достаточно. Осмотрев кабинет, мы можем с точностью сказать, что гигиенические требования выполняются, окна чистые, кабинет проветривается. Также в помещении часто цветут цветы, поэтому можно сказать, что атмосфера здесь приятная, успокаивающая, созданы все условия организации спокойной рабочей атмосферы.


Результат по кабинету физики №3-1:

При норме достаточного коэффициента естественной освещенности равном 0,25 в кабинете русского языка световой коэффициент равен 0,29, а это значит, в этом кабинете достаточная естественная освещенность, превышающая норму.

Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо, но излишнее проникновение солнечных лучей нежелательно, т.к. свет сильно светит в глаза и мешает, но все же это хорошо, ведь естественная освещенность благоприятно влияет на самочувствие не только детей, но и учителей.

Результаты по кабинету английского языка №3-10:

Это единственный кабинет (из проверенных), в котором норма естественного освещения составляет 0,32, даже с таком превышении допустимой нормы, помещение производит хорошее впечатление. Оно хорошо оборудовано и отвечает всем гигиеническим нормам. Здесь созданы все условия для благотворной рабочей атмосферы.


Часть 2. Уровень зрения в нашем лицее


По данным ежегодной медицинской проверки учащихся за 2002год с 5 – 11 классы, мы на примере одной из школ проследим за ухудшением зрения у учеников ( см. Приложение 1 , диаграмма №1):

5,9,11 – 11 человек

7 классы – 12 человек

Вся школа (дети с недостатками зрения) – 58%

Возьмем проверку за 2004 год (см. Приложение 1, диаграмма №2):

9классы – 9 человек

5,7,11классы – 13 человек

Но ведь не только в школе дети могут приобрести проблемы зрения, на это влияет и наследственность, и предрасположенность, чтение лежа, нарушение осанки, не соблюдение гигиенических норм, как, например: антропометрия – это несоответствие школьной мебели к росту ребенка (стандарту). Предметы оборудования для детей и подростков должны соответствовать их анатомо-физиологическим особенностям и антропометрическим данным, мебель и другое оборудование должно способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать пропорциям их тела, учебный процесс для ребенка – это труд, требующий не только умственного, но и физического напряжения.



Выводы:


Проведя исследование освещения лицейских помещений, я пришла к выводу, что недостаток освещенности напрямую влияет на остроту зрения учащихся и учителей. У большинства учащихся зрение ухудшается в периоды с 1 по 3 класс и с 7 по 8 классы (по данным медицинского учреждения). Мы должны уже сейчас задуматься, как можно изменить обстановку, сложившуюся с освещением кабинетов, чтобы избежать дальнейшего ухудшения зрения у учащихся.


В связи с этим желательно использовать следующие цвета красок:


  • для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

  • для мебели (парты, столы) – цвета натурального дерева или светло-зеленого;

  • для доски – либо темно-зеленый, либо темно-коричневый;

  • для дверей, оконных рам – белый (отражает до 90% света).


Установлено, что при разном цвете доски и фона скорость различия символов замедляется в 1,5-2 раза (сказывается цветовая переадаптация).

Для предотвращения преждевременной потери зрения в лицее, хотелось бы дать несколько важных советов:

- в начальной школе менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели;

- как можно чаще проводить физминутки на уроках для снижения утомления глаз;

- обязательно повесить люминесцентную лампу у доски;

- использовать матовые доски темного цвета и качественный мел;

- использовать качественную писчую бумагу и чернила;

- на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз.

















III. Исследование лицея № 3 на запыленность.

Цель работы: определить количество пыли в помещениях с

помощью весового и счетного методов.

Объекты исследования:1. Столовая;

2. Первый этаж ;

3.Третий этаж ;

4.Второй этаж.

Введение

Пыль – это мелкие частицы, попадающие в дом снаружи ( занесенные ветром частицы почвы, цветочная пыльца, дым) или образующиеся внутри ( частицы определяющиеся от стен, текстиля, меха), остаются в воздухе длительное время, и их видно в лучах солнца или при попадании на темные поверхности. Они возвращаются с поверхностей обратно в воздух при движении людей или потоков воздуха в помещении.

Источники.

Пыль всегда имеется в любом помещении.

Пыль имеет, во-первых, внешние источники, например, дым, почва, цветочная пыльца или микроорганизмы.

Цветочная пыльца образуется весной от цветения деревьев, трав, цветов. Кроме того, имеются внутренние источники пыли – пылящие поверхности стен, текстиль, бумага, а также перхоть и шерсть животных ( кошек, собак, птиц).

В помещениях, поддерживать минимальный уровень запыленности можно, если часто чистить и пылесосить помещение и фильтровать воздух. Кроме этого, вы можете сокращать места, где пыль может накапливаться (например, пористые поверхности), и контролировать ее источники (например, курение).

Состав пыли.

Содержание пыли в воздухе можно выразить, как массу пыли, приходящуюся на единицу объема ( мг/м3), или как число пылевых частиц в единице объема воздуха (обычно в 1см3). Их значения сильно отличаются для разных условий, аналогично различен и состав пыли.

По данным состав пыли в атмосфере, в безветренную погоду, достаточно однороден для различных регионов США. Различия наблюдаются только для пыли с размером частиц менее 1 мкм, которые являются результатом человеческой деятельности.


Состав пыли

Пыль


1-5 мкм

5-10 мкм

10-15 мкм

15 мкм

Природный


27,00%

48,00%

22,00%

3,00%

0,00%


При высоких скоростях воздуха увеличивается содержание частиц размером 15 мкм, которые при малых скоростях воздушных потоков быстро оседают.

По данным из разных источников в помещениях концентрация пыли приближаются к этой величине. Состав пыли в помещении меняется. Помимо частичек и почвы, пыльцы Растений поступающей в помещение с улицы, входят текстильные волокна, волосы и эпидермис человека, шерсть домашних животных , а также пыльца домашних растений, продукты жизнедеятельности домашних насекомых и др.

Пыль, вид аэрозоля, дисперсная система, состоящая из мелких твердых частиц, находящихся во взвешенном состоянии в газовой среде. Отдельные частицы или их скопления, от ультрамикроскопических до видимых невооруженным глазом, могут иметь любую форму и состав. В большинстве случаев пыль образуется в результате диспергирования твердых тел и включает частицы разных размеров, преимущественно в пределах 10-7-10-4м. Они могут нести электрический заряд или быть электронейтральными. Концентрацию пыль ( запыленность) выражают числом частиц или их общей массой в единице объема газа ( воздуха). Пыль неустойчива: ее частицы соединяются в процессе броуновского движения или при оседании (седиментации).


Методы измерения

Установлено, что из известных свойств пыли масса и число частиц характеризуют вредность пыли для организма человека. Поэтому в практике пылевого контроля различают два основных метода: весовой и счетный. Методы, основанные на использовании других характеристик пыли, могут также применяться для определения запыленности воздуха, но только как косвенные по отношению к этим двум основным. Действующие нормы предельно допустимой запыленности воздуха даны в весовом выражении. Важной дополнительной характеристикой запыленности воздуха является дисперсный состав рудничной пыли. Измерению подлежат все частицы, витающие в воздухе и способные попасть в дыхательные пути человека. В зависимости от того, соответствует или не соответствует выражение показателя степени запыленности воздуха физическому свойству частиц, положенному в основу определения концентрации пыли, различают методы измерения запыленности воздуха:

1)прямые – методы определения концентрации пыли в показателях, совпадающих с физическими свойствами частиц, положенными в основу измерения ее. Прямые методы запыленности воздуха в весовых ( счетных) показателях – это методы с получением веса пыли ( или числа пылевых частиц) в единице объема воздуха непосредственным взвешиванием (или счетом). Для получения весовых показателей степени запыленности воздуха прямыми методами пылевые частицы выделяются из воздуха, например фильтрованием, термо-электропреципитацией и другими способами. Для получения счетных показателей выделение частиц пыли из воздуха не обязательно;

2)косвенные – методы получения степени запыленности воздуха, основанные на использовании какого-либо свойства пылевых частиц, отличного от того, которое используется для выражения этого показателя. В частности, косвенные методы измерения весовой (счетной) концентрации пыли – это те, при которых, не измеряя непосредственно веса пыли (числа частиц), определяют весовую (счетную) концентрацию пылевого аэрозоля по какому-либо его свойству (например, по величине светового потока, поглощенного частицами). К косвенным методам измерения запыленности в весовых или счетных показателях относятся некоторые оптические (фотоэлектрические) и электрические, а также акустические, радиоизотопные и др. Поскольку нет внутренней связи между весом (числом частиц) и оптическими, электрическими и другими свойствами пыли, точность косвенных методов зависит от изменчивости характеристик пылевого аэрозоля, особенно от изменчивости дисперсного и вещественного состава, от стабильности измеряемых свойств его (оптических, электрических и других). Исключение составляют радиоизотопные методы.

В зависимости от того, в каком состоянии находятся пылевые частицы при определении их веса или числа (во взвешенном или осажденном из воздуха), существующие методы изучения делятся на методы с выделением дисперсной фазы (частиц пыли) из аэрозоля с помощью фильтрования, седиментации, преципитации и т.д. и методы без выделения дисперсной фазы, к которым относятся электрометрические, часть оптических и акустические методы.


Результаты

Проведя исследования на запыленность лицея № 3, я выяснила, что на содержание пыли в воздухе влияют такие факторы, как местоположение относительно входа, количество людей в помещении и соблюдение ими санитарных норм.

Наиболее чистым из проверенных нами помещений является столовая. Первый этаж оказался наименее запыленным из трех этажей, хотя до начала исследований мы ожидали совсем другой результат. Скорее всего. Это связано с тем, что ученики начальной школы обычно носят с собой сменную обувь.

Третий этаж находится на втором месте по запыленности – он менее оживлен, чем, например, второй, который по результатам исследований был признан самым пыльным. Причиной этого является то , что на втором этаже бывает гораздо больше преподавателей ( из-за расположения на этом этаже учительской) и старшеклассников, многие из которых не носят сменную обувь. Все они приносят пыль с первого и третьего этажей. Кроме того, самым запыленным можно назвать кабинет 2-1: во-первых, он расположен близко к лестнице и выходу со стороны улицы Шевченко, во-вторых, там оставляет верхнюю одежду 6 класс.

Наиболее запыленным здание нашего лицея становится в пересмену, особенно в середине недели. На основании исследований можно сделать вывод, что для сохранения здоровья учеников, учителей и других людей, работающих в школе, необходимо уделить повышенное внимание соблюдению норм гигиены. Необходимо чаще делать влажную уборку помещений, приносить с собой сменную обувь, верхнюю одежду сдавать в гардероб.


Выводы:

В ходе нашей работы мы исследовали запыленность в нашем лицее.

Есть много научных методов измерения запыленности, мы выбрали один из самых наглядных: клеили скотч на пол, подоконник, шкафы и прочие поверхности в разных кабинетах.

Мы выяснили, что самым чистым кабинетом является 3-7,а самым пыльным 2-1. Чтобы подтвердить точность наших работ мы еще неделю исследовали такие помещения как: фойе, столовая, кабинет 2-1 и кабинет 3-7.

Сначала мы измеряли запыленность на первом уроке первой смены, затем после 3 урока первой смены, и, наконец, в пересмену, когда уровень пыли поднимается в несколько раз, т.к. первая смена уходит домой, а вторая приходит на учебу.

Эти исследования еще раз доказали то, что вторая обувь должна быть обязательно.

В нашем лицее 34 человека страдают аллергическими заболеваниями, связанными с пылью. После разговора с нашей медсестрой, Анжелой Викторовной, мы выяснили, что эта цифра не увеличивается, что говорит о том, что наш лицей соответствует санитарным нормам.















IV. Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от

автотранспорта.

Цель работы: изучение экологической обстановки в районе исследованных

нами участков близлежащих улиц на количество

газосодержащих выбросов от автотранспорта.

Объекты исследования: улица Советская, проспект Победы Революции и

улица Красной Армии.

Введение

Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота (смесью оксидов азота  и ) и угарным газом (оксидом углерода (II), ), содержащихся в выхлопных газах. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60% по  и более 50% по от общего загрязнения атмосферы этими газами. Повышенное содержание  и можно обнаружить в выхлопных газах неотрегулированного двигателя, а также двигателя в режиме прогрева.

Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных (отработанных) газов, за определенный промежуток времени.

К выбрасываемым вредным веществам относятся угарный газ (концентрация в выхлопных газах 0,3 – 10% объема), углеводороды – несгоревшее топливо (до 3% объема) и оксиды азота (до 0,8%), сажа.

Количество выбросов вредных веществ , поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчетным методом. Исходными данными для расчета количества выбросов являются:

  1. количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по выделенному участку автотрассы в единицу времени;

  2. нормы расхода топлива автотранспортом (средние нормы расхода автотранспортом при движении в условиях города приведены в таб. 15.1);


Таблица 15.1

Тип автотранспорта

Средние нормы расхода топлива (л на 100 км)

Удельный расход топлива  (л на 1 км)

Легковой автомобиль

11-13

0,11 – 0,13

Грузовой автомобиль

29-33

0,29 – 0,33

Автобус

41-44

0,41 – 0,44

Дизельный грузовой автомобиль

31-34

0,31 − 0,34


  1. значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего (приведены в таб. 15.2).


Таблица 15.2

Вид топлива

Значение коэффициента (K)

Угарный газ

Углеводороды

Диоксид азота

Бензин

0,6

0,1

0,04

Дизельное топливо

0,1

0,03

0,04

Коэффициент К численно равен количеству выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива (также в литрах), необходимого для проезда 1 км (т.е. равного удельному расходу).

Одним из видов антропогенных загрязнений окружающей среды является загрязнение сточными водами промышленных предприятий. В сточных водах могут содержаться различные компоненты в концентрациях, во много раз превышающих допустимые. Загрязнение воды, имеющее место в сточных водах, можно смоделировать. Моделирование загрязнений воды состоит в приготовлении растворов со значительной концентрацией загрязнителей (на уровне 10-100 ПДК). Обнаружение загрязненных сточных вод должно быть быстрым (экспрессным), так как, попав в окружающую среду, они могут принести огромный экологический ущерб (гибель организмов и деградация окружающей среды, попадание загрязнителей в цепи питания, заболевание людей и др.).


Методика проведения работы:

  1. Выберете участок автотрассы вблизи школы (места жительства, отдыха) длиной 0,5 – 1 км, имеющий хороший обзор (из окна, школы, из парка, с пришкольной территории).

  2. Измерьте шагами длину участка ( l, м), предварительно определив среднюю длину своего шага.

  3. Определите количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в какой-либо период времени в течение 20 минут. При этом заполняйте таб. 15.3 (для примера в таблице заполнена строка «Легковые автомобили»):



Таблица 15.3

Тип автотранспорта

Количество, шт.

Всего за 20 минут

За 1 час,

Ni шт.

Общий путь за 1 час, L, км

Легковые автомобили

11111111111111

14

42


Грузовой автомобиль





Автобусы





Дизельные грузовые автомобили





Количество единиц автотранспорта за 1 час рассчитывают, умножая на 3 количество, полученное за 20 минут.

  1. Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час (L, км) по формуле:



где Ni – количество автомобилей каждого типа за 1 час;

i – обозначение типа автотранспорта;

l – длина участка, км.

Полученный результат занесите в таблицу 15.3.


  1. Рассчитайте количество топлива (Qi ,л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле:


,

значения Yi возьмите из таб. 15.1

Полученный результат занесите в таблицу 15.4

Определите общее количество сожженного топлива каждого вида (∑Q) и занесите результат в таблицу 15.4


Таблица 15.4

Вид автомобиля

Ni

Qi, в том числе

бензин

дизельное топливо

Легковые автомобили




Грузовые автомобили




Автобусы




Дизельные грузовые автомобили





Всего ∑Q


  1. Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего по таб. 15.5





Таблица 15.5

Вид топлива

∑Q, л

Количество вредных веществ, л




Бензин





Дизельное топливо






Всего (V), л



Обработка результатов и выводы

  1. Рассчитайте:

  • массу выделившихся вредных веществ (m, г) по формуле:

  • количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно-допустимых условий окружающей среды.

Результат запишите в таб. 15.6



Таблица 15.6

Вид вредного вещества

Количество, л

Масса, г

Количество воздуха для разбавления, м3

Значение ПДК, 3

СО





Углеводороды





NO2






Справочные значения предельно допустимых концентраций приведены в Приложении 1 (табл. П 1.4).


  1. Сопоставьте полученные результаты с количеством выбросов вредных веществ, производимых находящимися в вашем районе заводами, фабриками, котельными, автопредприятиями и другими загрязнителями воздуха. При этом пользуйтесь соответствующими данными по экологической оценке количества выбросов от этих предприятий (такие данные можно получить, например, в районном или городском комитете по экологии и т.п.).

  2. Принимая во внимание близость к автомагистрали жилых общественных зданий, сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследованного вами участка автомагистрали.





Результаты:

Состав отработанных газов по объему(%)

Компоненты

Двигатели

Карбюраторные

Дизельные

Азот

74 − 77

76 – 78

Кислород

0,3 – 8

2 – 18

Пары воды

3 – 5,5

0,6 – 4

Двуокись углерода

5 – 12

1 – 10

Окись углерода

5 – 10

0,01 – 0,5

Оксиды азота

0 – 0,8

0,0002 – 0,5

Углеводороды

0,2 – 0,3

0,009 – 0,5

Альдегиды

0 – 0,2

0,001 - 0,009

Сажа

0 – 0,4*

0,01 – 1*

Бензалирен

10 – 20**

до 10**






Количество единиц автотранспорта (I участок)

Вид транспорта

Всего за 20 мин, Ni шт

Всего за 1 час, Ni шт

Общий путь за 1 час L, км

Легковые автомобили

81

243

24,3

Грузовые автомобили

2

6

0,6

Автобусы

2

6

0,6

Дизельные грузовые автомобили

2

6

0,6



Количество единиц автотранспорта (II участок)

Вид автотранспорта

Всего за 20 мин, Ni шт

Всего за 1 час, Ni шт

Общий путь за 1 час L, км

Легковые автомобили

106

318

31,8

Грузовые автомобили

4

12

1,2

Автобусы

3

9

0,9

Дизельные грузовые автомобили

6

18

1,8






Количество выделившегося угарного газа





Количество выделившегося углеводорода

Количество выделившегося диоксида азота


Выводы: В течение длительного времени сохраняется тенденция роста автотранспортных средств зарегистрированных в городах области, следствием чего является рост выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами.























V.Список литературы:

1.Томас М.Д. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на растения // Загрязнение атмосферного воздуха. Женева: ВОЗ, 1962. С.251 – 306.

2.Научно-популярный гидрометеорологический сборник «Человек и стихия» // под ред. А.И.Угрюмова. Санкт-Петербург: Гидрометиоиздат, 1990.

3.Научно-популярный гидрометеорологический сборник «Человек и стихия» // под ред. А.И.Угрюмова. Санкт-Петербург: Гидрометиоиздат, 1991.

4.Научно-популярный гидрометеорологический сборник «Человек и стихия» // под ред. А.И.Угрюмова. Санкт-Петербург: Гидрометиоиздат, 1992.

5.Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2006 году». Ростов-на-Дону, 2007.

6.http://www.dudu.narod.ru/

7. http://rwn.boom.ru/

8. http://medicinform.net/human/biology/ biology4/htm

9. http://eco.priroda.ru/

10. http://www.rostov.net/

11. http://rostov.nsu.ru/

12. Чернова Н.М., Былова А.М., Экология. Учебное пособие для педагогических институтов, М., Просвещение, 1988;

13. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П., Экология, М., Издательский дом "Дрофа", 1995;

14. Общая биология. Справочные материалы, Составитель В.В.Захаров, М., Издательский дом «Дрофа», 1995.

15. ЭКОЛОГИЯ общий курс. Центр ТСТО УГТУ (УПИ), 1998. Издательство мультимедия «Образ», 1998.























VI. Приложение 1

Гимнастика для глаз

Методика профессора Э.С.Аветисова

На оконном стекле на уровне глаз укрепить круглую красную метку размером 3мм.Встать на расстоянии 30-35см от окна и поочерёдно переводить взор то на метку, то вдаль, за окно (расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым глазом отдельно по7мин 2 раза в течение месяца. Курс повторяется в течение учебного года 3-4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают упражнения в очках.


Методика офтальмолога У. Бейтса

  1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза неотрывно следят за карандашом.

  2. Встань у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводи взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний; повторять не менее 50 раз.

  3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.

  4. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.

  5. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет, пристально рассматривать его в течение 10с, перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.

  6. В течение 3с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.


Спустя месяц повторить цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.












Диаграмма №1


Состояние зрения по результатам медицинского обследования за 2002 год

Диаграмма №2

Состояние зрения по результатам медицинского обследования за 2004 год

VII. Приложение 2


Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух


Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и автотранспортных средств по Ростовской области в 2006 году составили 839, 493 тыс.тонн.


Таблица №1

Изменение выбросов загрязняющих веществ (тыс. тонн)


Загрязняющие вещества

2005 год

2006 год

Изменения

- твердые вещества

30,378

36,910

+6,532

- диоксид серы

50,150

63,942

+13,792

- оксид углерода

484,555

516,652

+32,097

- оксиды азота

111,994

119,393

+7,399

- углеводороды

87,825

96,401

+8,576

- ЛОС

(летучие органические соединения)

3,778

4,891

+1,113

- прочие

1,214

1,304

+0,09

По сравнению с предыдущим годом объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (составлял 769, 84 тыс.тонн) увеличился на 69,599 тыс.тонн или 9,0%


В течение длительного времени сохраняется тенденция роста автотранспортных средств зарегистрированных в городах области, следствием чего является рост выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами.


Таблица №2

Динамика изменения выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств в городах Ростовской области


Город

Объем выбросов, (тыс. тонн)

2002

2003

2004

2005

2006

Всего по области

596,941

603,392

610,134

623,531

665,718

Шахты

34,249

33,824

33,818

34,012

36,248








VIII. Приложение 3


Таблица №1

Сравнительная характеристика среднегодовых концентраций загрязняющих веществ, определяемых в атмосферном воздухе в 2006 году, со средними значениями по Российской Федерации.


Загрязняющее вещество








Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городов Ростовской области, мг/м3

Среднее значение концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по России, мг/м3

Азов

Волгодонск

Ростов-на-Дону

Таганрог

Шахты

Взвешенные вещества

0,19

0,11

0,15

0,16

0,25

0,125

Серы диоксид

0,004

0,004

0,005

0,004

0,005

0,008

Углерода оксид

1,6

1,6

2,0

3,2

1,5

1,40

Азота диоксид

0,074

0,021

0,047

0,070

0,058

0,039

Азота оксид

0,057

0,016

0,054

0,097

0,081

0,028

Сероводород


0,001

0,001


0,001

0,002

Фенол



0,002



0,003

Аммиак



0,043



0,029

Водород фтористый



0,001



0,004

Водород хлористый




0,040


0,050

Формальдегид

0,009

0,022

0,009



0,008

Бензапирен

2,1*

10‾6

1,6*

10‾6

2,5*

10‾6

1,9*

10‾6

1,7*

10‾6

2,5*

10‾6











IX. Приложение 4


Таблица №1

Заболеваемость населения Ростовской области (на 1000 населения) 2006 год в сравнении с 2007


Наименование города

Болезни эндокринной системы

Болезни органов дыхания

Болезни органов пищеварения

Болезни кожной и подкожной клетчатки

2006г.

2007г.

2006г.

2007г.

2006г.

2007г.

2007г.

2007г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Азов

1,5

2,4

172,6

170,3

13,4

21,6

65,8

52,3

Батайск

1,5

1,5

147,5

68,6

8,7

5,0

43,1

33,1

Белая Калитва

3,3

3,6

206,4

180,2

19,2

55,7

78,3

76,4

Волгодонск

3,5

5,6

172,8

166,8

31,0

18,1

28,3

126,0

Гуково

2,9

9,1

174,5

88,4

13,2

15,3

48,1

46,1

Донецк

2,4

2,1

153,2

86,2

10,5

7,7

48,6

32,2

Зверево

1,9

2,3

121,6

138,6

3,3

3,9

34,2

18,5

Какменск-Шахтинский

3,9

3,3

211,5

119,5

25,8

73,5

80,3

56,2

Красный

Сулин

6,4


7,9

264,3

177,5

17,7

16,9

66,6

63,1

Миллерово

2,4

2,6

144,3

109,5

13,9

13,4

46,8

49,6

Новочеркасск

4,5

5,3

204,8

165,0

104,0

33,5

31,1

41,2

Новошахтинск

5,7

3,6

140,5

106,1

92,4

100,0

80,5

73,6

Ростов

12,1

10,9

192,4

149,8

13,5

15,4

35,3

40,6

Сальск

9,7

8,5

79,0

173,9

20,7

25,1

95,7

84,0

Таганрог

2,5

3,4

214,2

158,8

31,3

89,5

26,9

13,0

Шахты

3,3

3,0

140,2

106,2

12,0

14,6

25,7

24,8

Итого по городам

6,7

6,7

172,6

141,5

13,4

31,2

47,9

52,0

Всего по области (территории)

5,4

5,4

117,9

125,5

15,3

29,6

52,1

43,3











Таблица №2

Заболеваемость злокачественными новообразованиями по Ростовской области за 2006-2007 год (на 100,000 населения)

Наименование городов

2006г.

2007г.

1

2

3

Азов

417,8

377,5

Батайск

227,2

227,4

Белая Калитва

279,9

281,8

Волгодонск

209,2

209,7

Гуково

305,5

318,3

Донецк

251,4

181,0

Зверево

178,2

228,0

Какменск-Шахтинский

324,8

344,9

Красный

Сулин

290,6

319,9

Миллерово

274,4

281,7

Новочеркасск

327,9

326,4

Новошахтинск

207,1

278,4

Ростов

333,1

318,6

Сальск

311,6

316,8

Таганрог

348,3

340,4

Шахты

336,8

316,7

Итого по городам

313,9

305,9

Всего по области (территории)

298,0

290,4




















Таблица №3

Заболеваемость детского населения Ростовской области (на 100 детей)


Наименование городов

Болезни органов дыхания

Болезни эндокринной системы

Болезни пищеварительной системы

2006г.

2007г.

2006г.

2007г.

2006г.

2006г.

1

2

3

4

5

6

7

Азов

703,5

796,2

10,6

6,5

46,5

37,0

Батайск

748,3

397,9

5,3

6,5

63,8

40,9

Белая Калитва

944,8

996,7

55,0

50,0

128,2

126,7

Волгодонск

1060,1

924,3

8,5

6,6

121,2

104,3

Гуково

754,2

589,1

4,3

11,2

48,6

38,7

Донецк

1162,7

897,1

3,4

2,6

65,6

52,8

Зверево

1177,0

966,9

7,8

5,6

58,4

152,3

Какменск-Шахтинский

928,3

782,1

3,2

3,0

8,9

25,1

Красный

Сулин

597,9

402,3

1,0

2,9

37,9

39,9

Миллерово

1371,7

1027,5

71,5

62,1

199,7

133,9

Новочеркасск

861,0

656,0

9,6

10,8

415,1

438,7

Новошахтинск

980,4

883,5

33,1

25,4

44,1

48,1

Ростов

842,1

471,2

4,7

4,9

54,9

83,8

Сальск

1169,6

950,3

5,5

3,8

150,6

140,5

Таганрог

816,0

683,0

5,9

5,2

25,6

32,0

Шахты

645,0

522,0

8,0

8,1

25,1

34,7

Итого по городам

982,0


22,0


87,6





32






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологическая ниша и здоровье лицеистов

Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106262


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства