kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доказательства происхождения человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии по теме "Доказательства происхождения человека"соответствует программе общеобразовательной школы естественно-математического направления.

цели урока: а) сформировать знания школьников об основных этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза;

                 б) продолжить формирование знаний о роли биологических и социальных факторов на разных этапах эволюции человека.

в) охарактеризовать этапы и факторы становления человека.

г) освоение приёмов описания внешнего строения предков человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доказательства происхождения человека »

биология – 9 класс

Тема 4.  "Антропогенез (возникновение человека)"

урок на тему           Основные этапы антропогенеза.

цели урока: а) сформировать знания школьников об основных этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза;

                 б) продолжить формирование знаний о роли биологических и социальных факторов на разных этапах эволюции человека.

оборудование урока: таблицы, иллюстрирующие этапы эволюции человека, видеофильм "Земля. Происхождение человека".

содержание урока:

  1. Организация учащихся на урок.

  2. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с историей изучения проблемы происхождения человека. Рассмотрим для начала общие представления о происхождении человека.

1.а)  Анаксимен, Аристотель выдвинули идею, что человек – "родственник животных". Аристотель также выявил различия между человеком и животными:

Прямохождение;

Головной мозг крупный;

Речь и разум.

  б) Карл Линней  поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один ряд – приматы.

в)  Жан – Батист Ламарк в 1809 году в книге "Философия зоологии" описывал происхождение человека: исходный предок "четверорукое" высокоразвитое существо, которое спустилось на Землю и постепенно превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению.

г)  Ч. Дарвин в 1871 году в труде "Происхождение человека и половой отбор" доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов.

д)  Ф.Энгельс в 1896 году в труде "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" писал: "Труд создал самого человека".

2.   а) Антропогенез – эволюция человека и становление его как вида.

б) Антропология – наука, изучающая происхождение человека

(демонстрация  кадров  видеофильма "Земля. Происхождение человека".)

3.    Основные этапы эволюции человека.

№№  

Предки человека

Где и когда жили

Прогрессивные черты во внешнем облике

Прогрессивные черты в образе жизни

Орудия труда

1.

Исходные формы – австралопитеки

10 – 15 млн.

лет назад, в Африке

Масса головного мозга не превышала 500 г., рост 120 – 130 см, масса тела 30 – 40 кг

Достаточно свободно передвигались по открытой местности на двух ногах, полностью освободив от передвижения руки

Использовали палки и камни в качестве оружия при защите и охоте на животных

2.

Древнейшие люди – питекантропы (обезьяночеловек)

Африка, Азия (Индонезия, Китай) и на юге Европы

1,5 млн. лет назад

Рост их составлял примерно 160 см, головной мозг достигал 850 – 900 см³

Похожи на людей, активные охотники на крупную дичь, они открыли употребление огня и научились поддерживать его, но добывать огонь так и не научились

Ручное рубило

3.

Древнейшие люди – синантропы (китайский человек)

400 000 лет

Объем головного мозга составляет 850 – 1220 см³, теменные доли мозга развиты сравнительно сильно, в то время как лобные доли полушарий мозга развиты слабо, правая рука была развита сильнее левой.  

Синантропы ходили достаточно прямо и передними конечностями о землю не опирались.

Синантропы умели пользоваться огнем, находки антропологов указывают на то, что синантропы были людоедами.

Орудия труда были небольших размеров и грубо обработаны, длина их не превышала 15 см.

4.

Древние люди – неандертальцы

Западная Европа, Алжир, Марокко, в долине реки Неан - дерталь

Объем мозга составлял 1000 – 1600 см³, лобные доли были развиты значительно слабее, ростом были несколько ниже человека современного.

Для них характерна сутулая походка, они держали ноги немного согнутыми в коленях

Изготовляли одежду из шкур животных, жили в пещере или строили жилище. При помощи камней они изготовляли орудия труда более совершен - ные, чем те, которые изготовляли синантропы.

5.

Первые современные люди – кроманьонцы

Впервые останки этих людей были найдены во Франции в гроте Кро-Маньон

Это были довольно красивые люди, рост их достигал 190 см, объем мозга доходил до 1800 см³

Научились обрабатывать землю и разводить домашних животных, строили дома и освоили гончарное производство. Они были отменными художниками и скульпторами.

Каменные орудия труда, сделанные при помощи отжима, и не путем обкалыва -  ния, а обтачивания

3. Закрепление изученного материала: формулирование выводов и запись их в тетради.

Австралопитеки были первым этапом на пути от дриопитеков к человеку. В  африканской саванне было достаточно жарко, спасительная тень деревьев была здесь редкостью, поэтому австралопитеки начали постепенно терять волосяной покров. В итоге сформировались прямоходящие, почти безволосые обезьяны. По своему виду они уже походили на людей.

Именно питекантропы были переходным звеном от обезьяны к человеку. Недаром антропологи называют питекантропов древнейшими людьми.

Неандертальцы не имели развитой речи, они лишь обладали зачатками речи. Орудия труда, которые они изготовляли легко можно разделить на ряд отдельных групп, в зависимости от тех трудовых операций, для которых они предназначены.

Очень важным дополнением к находкам питекантропов являются находки другой группы древнейших людей – синантропов, сделанные в Китае, в пещере Коцетанг. У синантропов теменные доли мозга были развиты сравнительно сильно, в то время как лобные доли полушарий мозга развиты слабее и сохраняют черты сходства с лобными долями полушарий головного мозга у человекообразных обезьян. Изучение немногочисленных фрагментов бедренных и плечевых костей показало большое сходство этих костей с соответствующими им костями современных людей.

В целом кроманьонцы мало, чем отличались от людей современного типа, и в палеонтологии соединяют ископаемых людей современного типа и современных людей в один вид – Человек разумный (Homo sapiens).

4.  Задание на дом: читать и пересказывать материал, с.295 – 308.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Доказательства происхождения человека

Автор: Перешивкина Наталья Федоровна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197546

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока биологии 8 класс "Структура тела. Место человека в живой природе""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_biologii_8_klass_struktura_tela_mesto_cheloveka_v_zhivoi_prirode"
    ["file_id"] => string(6) "521377"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569832955"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект занятия "Место человека в органическом мире" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-zaniatiia-miesto-chielovieka-v-orghanichieskom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "208431"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430814262"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему "Происхождение человека". "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-proiskhozhdieniie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "163976"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422553458"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока биологии "Происхождение человека". "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-proiskhozhdieniie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "164289"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422622967"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "урок по биологии 11 класс "Положение человека в системе животного мира" "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-po-biologhii-11-klass-polozhieniie-chielovieka-v-sistiemie-zhivotnogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "134530"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства