Просмотр содержимого документа
««Биосфера, её структура и функции живого вещества»»
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет, класс Биология, 9 класс Учитель Фурсов Юрий Владимирович
Тема урока «Биосфера, её структура и функции живого вещества»
Тип урока Усвоение новых знаний
Ресурсы: учебник «Биология» для 9 класса общеобразовательных организаций А.Б.Теремова, Р.А.Петросовой, А.И.Никишова. - М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2014; схема «Границы биосферы»; карточки с заданиями; видеоролик; таблицы
Основные понятия: Биосфера. Учение о биосфере В.И.Вернадского. Живое вещество, границы биосферы, функции биосферы, состав биосферы.
Рассмотреть структуру биосферы, выявить ее функции, выделить границы, роль живого вещества в биосфере.
Продолжить развитие мыслительных навыков, познавательной деятельности, критического мышления, умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, задавать вопрос, делать выводы.
Способствовать расширению кругозора, формированию положительного интереса к предмету, добросовестного отношения к выполнению заданий, навыков работы в команде, развитию требовательности к себе и товарищам.
Продолжить патриотическое воспитание на примере жизнедеятельности В.И. Вернадского.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
научатся
1.Умение понимать смысл биологических терминов и формулировать их определения (биосфера, гидросфера, литосфера, атмосфера, живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество, косное вещество);
получат возможность научиться
2. умение объяснять структуру и взаимодействие компонентов биосферы.
Познавательные УУД
1. умение находить необходимую информацию, выделять её и преобразовывать из одного вида знаковой системы в другую (придумать структуру таблицы и представить в ней кратко материал, изложенный в тексте; преобразовать текст в схему, создавать свой текст с новыми присущими ему характеристиками (конспект) на основе предложенного преподавателем);
2. умение использовать знаково-символические средства
в своей работе и сокращения;
1. умение проводить анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей.
Регулятивные УУД
1. умение самостоятельно формулировать цель учебной деятельности и задачи (общие и частные);
2.умение осознавать конечный результат своей деятельности и искать самостоятельно средства достижения цели;
3. умение корректировать результаты своей учебной деятельности на разных этапах её;
4. умение мобилизировать силы, совершать волевое усилие для достижения желаемого результата.
1. умение вступать в диалог, самостоятельно вырабатывать критерии оценки.
2. умение планировать свою деятельность исходя из цели и задач;
Коммуникативные УУД
1. умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре или группе;
2. умение точно выражать свои мысли для достижения желаемого эффекта и поставленной цели;
1. умение задавать вопросы и отвечать на них.
Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
Организационно-мотивационный этап
Мотивация
(2-3 мин.)
Создание комфортной обстановки и положительной мотивации.
Учитель приветствует ребят: - Добрый день, друзья! Я рад приветствовать вас на сегодняшнем уроке.
А теперь, включаемся в работу. Давайте вспомним из курса географии какие оболочки Земли ,вы, помните?
Изучая окружающий мир, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. А в чем уникальность нашей планеты?
Как скучна была бы наша планета без деревьев, травы, птиц… . К счастью около 3 млрд. лет назад в древнем Океане на нашей Земле зародилась жизнь. Это были простейшие микроорганизмы и одноклеточные водоросли, затем появились более сложные организмы. А постепенно растения и животные вышли на сушу. Около 40 тысяч лет назад появился человек.
Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм- С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам, Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.
Зона места обитания живых организмов на нашей планете—это и будет оболочка жизни.
Теперь уточним тему урока.
Приветствуют учителя.
То, что на ней ей есть жизнь.
Выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока в тетрадь.
Называют с помощью учителя возможные вопросы, которые могут изучаться на уроке.
Оболочка жизни-биосфера
Биосфера, ее структура и функции живого вещества
Актуализация
(3-4 мин.)
Фронтальный опрос. (мозговой штурм)
Зачем мы изучать должны биосферу?
Какого ее строение?
Ее значение в окружающем мире
Является ли человек частью биосферы?
Отвечают на вопросы учителя.
Биосфера это главная оболочка живого на земле
Она связана с другими оболочками
Имеет сложное строение Является
местом зарождения, существования и человека,
т к человек тоже относится к живому
Выявление места и причины затруднения
(1 мин.)
Что же нам необходимо для выяснения всех этих процессов?
Более подробно познакомиться со строением биосферы и роли в ней жизни (всего живого)
Планирование
(2 мин.)
Учитель обсуждает с учащимися план урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач).
1.Что такое биосфера
2.Границы биосферы.
3.Состав биосферы.
4.Живое вещество и её функции.
Учащиеся предполагают план урока:
1.Что такое биосфера
2.Границы биосферы.
3.Состав биосферы.
4.Живое вещество и её функции.
Системно-деятельностный этап
Реализация плана
(20 мин.)
1.-Опережающее задание
Сообщение на 3 минуты о понятии биосфера и кто ввел это понятие.
(Портреты ученых на боковых стенах кабинета.)
2.- Живое вещество биосферы распространяется по земной поверхности и оказывает влияние на окружающую среду, изменяя ее. Так, живые организмы ученые обнаружили в многолетних толщах льда, донных отложениях глубоководных впадин, недрах вулканов. -Пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов. Существование жизни ограничивается значениями температуры от – 250 до +160 °С. Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря.(проанализируйте рисунок 225) (5мин)
- Биосфера связана с другими оболочками Земли, так как образуется на их стыке (учащимся предлагается зарисовать схему взаимосвязи сфер земли)
3. Просмотреть видеоролик и определить из чего состоит биосфера (примеры) (выписали в тетрадь) (6-7мин)
Состоит из: ---?
Поэтому биосферу нельзя связывать только лишь с растениями и животными, хотя живое вещество биосферы покрывает почти всю поверхность планеты.
-Какие живые организмы обитают в биосфере?
4.Работа с текстом. (5мин)
Обучающихся делю на 4 группы и определяю задание. На стр.232-234 выявить по 1 из 4 функций живого вещества (4-5 минуты) и заполняют заготовленную таблицу на доске
ФИЗ. Минутка. (1-2мин)
Учащийся выступает с сообщением
-Понятие о биосфере было упомянуто в книге “Гидрогеология” (1802г) французским естествоиспытателем Ж. Б. Ламарком. В научном обиходе слово “биосфера” появилось в1875г. на страницах книги “Лик Земли” австрийского геолога Эдуард Зюсса. Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.
Было определено: оболочка заселенная и преобразованная живыми организмами называется БИОСФЕРА.
(рис.225)
Записать в тетрадь: биосфера включает гидросферу, нижние слои атмосферы, верхние слои атмосферы.
Примерное зарисовка схемы, и затем один из обучающихся зарисовывает ее на доске (наиболее правильный вариант)
Просмотр видео №1 (интервал от 1м 36с-3м40с)
а) собственно живого вещества (т. е. совокупность всех организмов выраженное в биомассе и энергии); б) косного вещества (образованного геологическими процессами), например горные породы; в) биокосного вещества (сочетание живого бактерии и неживого вещества горные породы), например почва.
г) биогенное вещества ( образованного соединениями, полезными ископаемыми ( уголь,
нефть, известняк) создаваемыми и перерабатываемыми организмами.
Бактерии растения грибы животные (человек)
Заполняют таблицу
Функции живого вещества
Название
Газовая
Концетра
ционная
Окисли
тельно-
востанови
тельная
БГХДЧ
функция
Первичное закрепление
(5 мин.)
Закрепление.
- А сейчас давайте решим небольшой кроссворд.
1. Наука о жизни
2. Совокупность всех организмов, выраженное в биомассе и энергии
4. Фамилия ученого, у кого в трудах впервые появилось понятие «биосфера»
5. Что имеет живое вещество
6. Каменистая оболочка Земли
7. Царство организмов
8. Разработал учение о биосфере.
9. Оболочка жизни.
1
б 9
и
о
л
о
г
и
я
2
ж
и
в
о
е
3
п
о
ч
в
а
4
з
ю
с
с
5
ф
у
н
к
ц
и
я
6
л
и
т
о
е
ф
е
р
а
7
г
р
и
б
ы
8
в
е
р
н
а
д
с
к
и
й
Рефлексивно-оценочный этап
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(7 мин.)
Учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить в форме теста (см. Приложение № 1).
Тестирование по теме: «Биосфера».
Организует проверку ответов по следующему ключу: 1-е,2-в,3-б,4-а,5-б,6-г,7-б,8-г,9-г,10-в; и самооценку своей работы («5» –1-2 ошибки, «4» –3-4, «3» - 5-6 ошибки, «2» – более 6 ошибок).
Учащиеся индивидуально выполняют тестовое задание с выбором 1 верного ответа из нескольких предложенных. Приложение № 1
Домашнее
задание
(1-2 мин.)
Итог. Д/з. (резерв тренажер ст.69 №4)
-Наш урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали Оценки получают…. Дома П.46 задания 2-5, стр 234
Ученики записывают домашнее задание.
Рефлексия
(1 мин.)
Учитель благодарит за урок и предлагает выразить учащихся своё отношение к уроку (см. Приложение № 2).
10. Как называется функция живого вещества, при обмене кислорода на углекислый газ.
а) окислительно-восстановительная б) концентрационная в) газовая г) биогеохимическая деятельность человека
Приложение № 2
Рефлексия
– плохо, трудно
– средне, обычно
– хорошо, легко
Нарисуй возле каждого вопроса соответствующий значок:
Как вы себя чувствовали в начале урока - Оцените степень сложности урока - Как вы усвоили новый материал - Как вы себя чувствовали в конце урока -
Используемые информационные источники:Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т., т.1 – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Серебренников и др. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108с.Лекция: «Технология развития критического мышления» kritichmyishzair-bek.doc (прим.: для просмотра документа обязательно копировать ссылку в строку браузера).Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.- 175 с.Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уцроке истории.- Спб., 2001.- 81 с.Электронное издание: сборник статей «Развитие критического мышления через чтение и письмо» http://lib.1september.ru/2003/16/1.htmОпубликовано 06.03.17 в 12:56 в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»