kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Биосфера, её структура и функции живого вещества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока выполнена в рамках ФГОС второго поколения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Биосфера, её структура и функции живого вещества»»


Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД


Предмет, класс Биология, 9 класс
Учитель
Фурсов Юрий Владимирович

Тема урока «Биосфера, её структура и функции живого вещества»

Тип урока Усвоение новых знаний


Ресурсы: учебник «Биология» для 9 класса общеобразовательных организаций А.Б.Теремова, Р.А.Петросовой, А.И.Никишова. - М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2014; схема «Границы биосферы»; карточки с заданиями; видеоролик; таблицы


Основные понятия: Биосфера. Учение о биосфере В.И.Вернадского. Живое вещество, границы биосферы, функции биосферы, состав биосферы.


Цели урока

обучающие (образовательные)

развивающие

воспитательные


Способствовать формированию основных понятий темы: биосфера, гидросфера, литосфера, атмосфера, живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество, косное вещество.

Рассмотреть структуру биосферы, выявить ее функции, выделить границы, роль живого вещества в биосфере.

Продолжить развитие мыслительных навыков, познавательной деятельности, критического мышления, умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, задавать вопрос, делать выводы.

Способствовать расширению кругозора, формированию положительного интереса к предмету, добросовестного отношения к выполнению заданий, навыков работы в команде, развитию требовательности к себе и товарищам.

Продолжить патриотическое воспитание на примере жизнедеятельности В.И. Вернадского.







Планируемые результаты



Предметные

Метапредметные

Личностные


научатся


1.Умение понимать смысл биологических терминов и формулировать их определения (биосфера, гидросфера, литосфера, атмосфера, живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество, косное вещество);


получат возможность научиться


2. умение объяснять структуру и взаимодействие компонентов биосферы.

Познавательные УУД

1. умение находить необходимую информацию, выделять её и преобразовывать из одного вида знаковой системы в другую (придумать структуру таблицы и представить в ней кратко материал, изложенный в тексте; преобразовать текст в схему, создавать свой текст с новыми присущими ему характеристиками (конспект) на основе предложенного преподавателем);

2. умение использовать знаково-символические средства

в своей работе и сокращения;


1. умение проводить анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей.



Регулятивные УУД

1. умение самостоятельно формулировать цель учебной деятельности и задачи (общие и частные);

2.умение осознавать конечный результат своей деятельности и искать самостоятельно средства достижения цели;

3. умение корректировать результаты своей учебной деятельности на разных этапах её;

4. умение мобилизировать силы, совершать волевое усилие для достижения желаемого результата.

1. умение вступать в диалог, самостоятельно вырабатывать критерии оценки.

2. умение планировать свою деятельность исходя из цели и задач;




Коммуникативные УУД

1. умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре или группе;

2. умение точно выражать свои мысли для достижения желаемого эффекта и поставленной цели;


1. умение задавать вопросы и отвечать на них.


Организационная структура урока


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Примечания

  1. Организационно-мотивационный этап

Мотивация

(2-3 мин.)

Создание комфортной обстановки и положительной мотивации.


Учитель приветствует ребят: - Добрый день, друзья! Я рад приветствовать вас на сегодняшнем уроке.

А теперь, включаемся в работу. Давайте вспомним из курса географии какие оболочки Земли ,вы, помните?

Изучая окружающий мир, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. А в чем уникальность нашей планеты?

Как скучна была бы наша планета без деревьев, травы, птиц… . К счастью около 3 млрд. лет назад в древнем Океане на нашей Земле зародилась жизнь. Это были простейшие микроорганизмы и одноклеточные водоросли, затем появились более сложные организмы. А постепенно растения и животные вышли на сушу. Около 40 тысяч лет назад появился человек.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток, 
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Зона места обитания живых организмов на нашей планете—это и будет оболочка жизни.


Теперь уточним тему урока.

Приветствуют учителя.









То, что на ней ей есть жизнь.






Выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока в тетрадь.

Называют с помощью учителя возможные вопросы, которые могут изучаться на уроке.










Оболочка жизни-биосфера



Биосфера, ее структура и функции живого вещества
















Актуализация

(3-4 мин.)

Фронтальный опрос. (мозговой штурм)

  1. Зачем мы изучать должны биосферу?

  2. Какого ее строение?

  3. Ее значение в окружающем мире

  4. Является ли человек частью биосферы?

Отвечают на вопросы учителя.

Биосфера это главная оболочка живого на земле

Она связана с другими оболочками

Имеет сложное строение Является

местом зарождения, существования и человека,

т к человек тоже относится к живому



Выявление места и причины затруднения

(1 мин.)


Что же нам необходимо для выяснения всех этих процессов?




Более подробно познакомиться со строением биосферы и роли в ней жизни (всего живого)


Планирование

(2 мин.)

Учитель обсуждает с учащимися план урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач).

1.Что такое биосфера

2.Границы биосферы.

3.Состав биосферы.

4.Живое вещество и её функции.

Учащиеся предполагают план урока:


1.Что такое биосфера

2.Границы биосферы.

3.Состав биосферы.

4.Живое вещество и её функции.


  1. Системно-деятельностный этап

Реализация плана

(20 мин.)

1.-Опережающее задание

Сообщение на 3 минуты о понятии биосфера и кто ввел это понятие.

(Портреты ученых на боковых стенах кабинета.)


2.- Живое вещество биосферы распространяется по земной поверхности и оказывает влияние на окружающую среду, изменяя ее. Так, живые организмы ученые обнаружили в многолетних толщах льда, донных отложениях глубоководных впадин, недрах вулканов. 
-Пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов. Существование жизни ограничивается значениями температуры от – 250 до +160 °С. Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря.(проанализируйте рисунок 225) (5мин)










- Биосфера связана с другими оболочками Земли, так как образуется на их стыке (учащимся предлагается зарисовать схему взаимосвязи сфер земли)











3. Просмотреть видеоролик и определить из чего состоит биосфера (примеры) (выписали в тетрадь) (6-7мин)


      Состоит из: ---?








Поэтому биосферу нельзя связывать только лишь с растениями и животными, хотя живое вещество биосферы покрывает почти всю поверхность планеты. 


-Какие живые организмы обитают в биосфере?


4.Работа с текстом. (5мин)

Обучающихся делю на 4 группы и определяю задание. На стр.232-234 выявить по 1 из 4 функций живого вещества (4-5 минуты) и заполняют заготовленную таблицу на доске


ФИЗ. Минутка. (1-2мин)



Учащийся выступает с сообщением

-Понятие о биосфере было упомянуто в книге “Гидрогеология” (1802г) французским естествоиспытателем Ж. Б. Ламарком. В научном обиходе слово “биосфера” появилось в1875г. на страницах книги “Лик Земли” австрийского геолога Эдуард Зюсса. Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.

Было определено: оболочка заселенная и преобразованная живыми организмами называется БИОСФЕРА.



(рис.225)

Записать в тетрадь: биосфера включает гидросферу, нижние слои атмосферы, верхние слои атмосферы.


Примерное зарисовка схемы, и затем один из обучающихся зарисовывает ее на доске (наиболее правильный вариант)



Просмотр видео №1 (интервал от 1м 36с-3м40с)




а) собственно живого вещества (т. е. совокупность всех организмов выраженное в биомассе и энергии); 
б) косного вещества (образованного геологическими процессами), например горные породы; 
в) биокосного вещества (сочетание живого бактерии и неживого вещества горные породы), например почва.

г) биогенное вещества ( образованного соединениями, полезными ископаемыми ( уголь,

нефть, известняк) создаваемыми и перерабатываемыми организмами.




Бактерии растения грибы животные (человек)


Заполняют таблицу

Функции живого вещества

Название

Газовая

Концетра

ционная


Окисли

тельно-

востанови

тельная

БГХДЧ

функция























































Первичное закрепление

(5 мин.)

Закрепление.

- А сейчас давайте решим небольшой кроссворд.

1. Наука о жизни

2. Совокупность всех организмов, выраженное в биомассе и энергии

3. Тонкий поверхностный плодородный слой земной коры. 

4. Фамилия ученого, у кого в трудах впервые появилось понятие «биосфера»

5. Что имеет живое вещество

6. Каменистая оболочка Земли

7. Царство организмов

8. Разработал учение о биосфере. 

9. Оболочка жизни.


1





б 9

и

о

л

о

г

и

я

2




ж

и

в

о

е





3




п

о

ч

в

а





4


з

ю

с

с








5





ф

у

н

к

ц

и

я


6

л

и

т

о

е

ф

е

р

а




7




г

р

и

б

ы





8

в

е

р

н

а

д

с

к

и

й





  1. Рефлексивно-оценочный этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(7 мин.)

Учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить в форме теста (см. Приложение № 1).

Тестирование по теме: «Биосфера».


Организует проверку ответов по следующему ключу: 1-е,2-в,3-б,4-а,5-б,6-г,7-б,8-г,9-г,10-в; и самооценку своей работы («5» –1-2 ошибки, «4» –3-4, «3» - 5-6 ошибки, «2» – более 6 ошибок).

Учащиеся индивидуально выполняют тестовое задание с выбором 1 верного ответа из нескольких предложенных. Приложение № 1


Домашнее

задание

(1-2 мин.)

  1. Итог. Д/з. (резерв тренажер ст.69 №4)

-Наш урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали Оценки получают…. Дома П.46 задания 2-5, стр 234




Ученики записывают домашнее задание.


Рефлексия

(1 мин.)

Учитель благодарит за урок и предлагает выразить учащихся своё отношение к уроку (см. Приложение № 2).

Делают пометки в карточках рефлексии.

Приложение № 2


Приложение № 1


Тестирование по теме: «Биосфера».

1. К живому веществу биосферы не относятся:

а) растения, б) животные, в) микроорганизмы, г) грибы, д) водоросли, е) почва.

2. К костному веществу биосферы относятся:

а) вода, б) животные, в) горные породы минерального происхождения, г) почва, д) растения.

3. Границами биосферы являются:

а) нижняя часть атмосферы высотой до 20 км,

б) верхняя часть гидросферы до 200 метров

в) вся гидросфера (глубиной 8-10 км),

г) литосфера (глубиной 2-3 км).

д) только самый верхний слой литосферы - почва

4. Жизнь можно обнаружить:

а) в любой точке биосферы    б) в любой точке Земли  

г) в любой точке биосферы, кроме Арктики и Антарктики

д) жизнь есть даже в космосе

5.Выберите из списка загрязнители атмосферы:

а) сточные воды   б) выхлопные газы     в) парниковые газы    г) нефть    д) радиация

6. Наиболее молодая из всех сфер Земли :

а) гидросферы               б) литосферы

в) атмосферы                    г) биосфера

7. В научном обиходе слово “биосфера” появилось в….. на страницах книги “Лик Земли” австрийского геолога Эдуард Зюсса.

а) 1904, б) 1875г, в) 1861г, г) 1895г.

8. В большинстве биомассы находятся:

а)животные                 б) грибы

в)бактерии                  г) растения

9.Учение о ведущей роли живого вещества в существовании биосферы создал русский ученый:

    а) Н.И.Вавилов     б) И.П.Павлов            в) И.И.Мечников           г) В.И.Вернадский

10. Как называется функция живого вещества, при обмене кислорода на углекислый газ.

а) окислительно-восстановительная б) концентрационная в) газовая г) биогеохимическая деятельность человека


Приложение № 2

Рефлексия


 – плохо, трудно

 – средне, обычно

 – хорошо, легко


Нарисуй возле каждого вопроса соответствующий значок:

Как вы себя чувствовали в начале урока - Оцените степень сложности урока - Как вы усвоили новый материал - Как вы себя чувствовали в конце урока -






Используемые информационные источники: Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т., т.1 – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Серебренников и др. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108с. Лекция: «Технология развития критического мышления» kritichmyishzair-bek.doc (прим.: для просмотра документа обязательно копировать ссылку в строку браузера). Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.- 175 с. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уцроке истории.- Спб., 2001.- 81 с. Электронное издание: сборник статей «Развитие критического мышления через чтение и письмо» http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm Опубликовано 06.03.17 в 12:56 в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Биосфера, её структура и функции живого вещества»

Автор: Фурсов Юрий Владимирович

Дата: 16.02.2018

Номер свидетельства: 457931

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии. "
    ["seo_title"] => string(56) "vzaimootnoshieniia-orghanizmov-i-sriedy-osnovy-ekologhii"
    ["file_id"] => string(6) "168901"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423317120"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "конспект урока по теме "Географическая оболочка. Этапы ее развития" 10 класс, социально-экономический профиль "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gieoghrafichieskaia-obolochka-etapy-ieie-razvitiia-10-klass-sotsial-no-ekonomichieskii-profil"
    ["file_id"] => string(6) "145715"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418981029"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Индивидуальный проект "Причины устойчивости лесных экосистем в России""
    ["seo_title"] => string(74) "individual_nyi_proiekt_prichiny_ustoichivosti_liesnykh_ekosistiem_v_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "420914"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496850290"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа по биологии  7 класс В.В.Латюшин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-v-v-latiushin"
    ["file_id"] => string(6) "168616"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423252240"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Что такое система "
    ["seo_title"] => string(20) "chto-takoie-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "131111"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416076359"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства