Просмотр содержимого документа
«Биология в системе наук 10 класс»
Урок 1. Биология в системе наук.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
1.1 Вводная беседа.
Задание 1. Подумайте и ответьте на вопросы Слайд №1
- Что такое наука? Каковее основной принцип?
- Какое место занимает биология в системе наук?
Проверка по слайду Слайд №2
- О чем пойдет речь на уроке? (о науке биологии)
1.2 Формулировка темы урока «Биология в системе наук» Слайд №3.
II. Операционно-исполнительский этап.
2.1 Сегодня на уроке мы будем вспоминать и знакомиться с биологическими терминами. Мы составим и запишем в тетради «Словарь терминов».
Задание 2.Запишите в тетрадь термины и их определения Слайд №2.
Наука – одна из сфер человеческой деятельности, цель которой состоит в изучении и познании окружающего мира.
Основнымпринципомнауки является построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть.
Биология принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе, и тесно связана с другими науками:
Задание 3. Рассмотрите изображения на слайде Слайд №4. Ответьте на вопросы.
- Что или кто изображено? Назовите их (организмы; растения, животные, грибы, люди).
- Попробуйте распределить их на 2 группы (растения и животные; космополиты и эндемики.)
- Какое основание для деления вы использовали? (разные царства живой природы;часто встречающиеся на всех континентах и проживающие в одном месте).
Задание 4.Запишите определения в тетрадь.Слайд №5.
Виды-космополиты – виды, имеющие обширный ареал в пределах разных континентов.
Например, виноградная улитка, медоносная пчела, ромашка аптечная, грибы, лишайники, человек.
Эндемики – виды, ареал которых очень узкий и находится в пределах небольшого региона. Например, коала и утконос обитают только в Австралии.
2.2 Работа с текстом.
Задание 5. Используя свои имеющиеся знания и текст §1 на стр. 6-8 дайте определения понятиям и запишите в тетрадь те, которые выделены красным цветомСлайд №6. Используйте подсказки Слайд №7Проверка фронтально.
Ареал обитания – естественная среда обитания каждого вида животных - определенная акватория или территория.
Биотоп – относительно однородный по абиотическим факторам среды участок геопространства (суши или водоёма), занятый определённым биоценозом.
Синантропы – животные, растения и микроорганизмы, образ жизни которых связан с человеком, его жильём.
Адаптация – приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие.
Геном – совокупность наследственного материала, заключённого в клетке организма.
Биология – комплекс научных дисциплин, изучающих разнообразные свойства и проявления жизни.
Эволюция – процесс необратимого исторического развития живой природы.
2.3 Работа с текстом.
Задание 6. Прочитайте вслух текст «Практическое значение биологических знаний» с 9-10. Сформулируйте и назовите эти значения.
Проверка по слайду. Слайд №8
Задание 7. Найдите в тексте с. 12-13 термины и их значение. Запишите их в тетрадь. Используйте Интернет. Слайд №8
Бионика – прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.
Геномика – наука, изучающая геномы различных организмов.
Биотехнология – дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач
Биоэнергетика – междисциплинарная наука, раздел биологии, изучающий совокупность процессов преобразования внешних ресурсов в биологически полезную работу в живых.
Протеомика – наука, изучающая белки, их функции и взаимодействие в клетке.
Нанобиология – отрасль биологии, посвященная изучению структурных, биологических, биофизических процессов в природных биологических структурах или их нанобиологичных аналогах, законов, которым подчинены биологические системы. Создание на этой основе действующих наномоделей биологических структур сегодня составляют основу нанобиологии.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
3.1 Конструктивный диалог.
Задание 8. Подумайте и ответьте на вопросыСлайд№9.
- Что является предметом изучения биологии?
- Что является объектом изучения биологии?
- Какая цель у науки биологии?
- Какие методы у науки биологии?
- Что такое «жизнь»? Слайд№10
Задание 9.Перечислите признаки живого. Проверка по слайду Слайд№11
Признаки живого:
Сходный химический состав, клеточное строения
Открытые биологические системы
Обмен веществ
Раздражимость
Размножение
Наследственность и изменчивость
Приспособленность к среде обитания
3.2 Домашнее задание:
1) §1-2, пересказ;
2) найдите в тексте термины бионика, геномика, биотехнология, биоэнергетика, протеомика, нанобиология и их значение, запишите их в тетрадь. Используйте Интернет.
3) выучить все определения;
4) Подготовить сообщение «Растения и животные на гербах и флагах различных стран мира».
3.3 Рефлексия. Прием «Парковка»(Приложение 1).
Приложение 1
Прием «Парковка идей» – это заранее подготовленное место для вопросов, идей учащихся, возникших у них в течение урока. Для этого можно использовать часть доски, лист ватмана, прикрепленный к стене, и стикеры. Это место, где учащиеся могут оставлять вопросы, просьбы о помощи и дополнительной практике.