kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Биология в системе наук 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Расскрывает место биологии в системе наук. Показывает ее роль, значение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Биология в системе наук 10 класс»

Урок 1. Биология в системе наук.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

1.1 Вводная беседа.

Задание 1. Подумайте и ответьте на вопросы Слайд №1

- Что такое наука? Каков ее основной принцип?

- Какое место занимает биология в системе наук?

Проверка по слайду Слайд №2

- О чем пойдет речь на уроке? (о науке биологии)


1.2 Формулировка темы урока «Биология в системе наук» Слайд №3.


II. Операционно-исполнительский этап.

2.1 Сегодня на уроке мы будем вспоминать и знакомиться с биологическими терминами. Мы составим и запишем в тетради «Словарь терминов».

Задание 2. Запишите в тетрадь термины и их определения Слайд №2.

Наука – одна из сфер человеческой деятельности, цель которой состоит в изучении и познании окружающего мира. 

Основным принципом науки является построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть.

Биология принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе, и тесно связана с другими науками:

  • фундаментальными (математикой, физикой, химией);

  • естественными (геологией, географией, почвоведением;)

  • общественными (психологией, социологией);

  • прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы.)


2.2 Эвристическая беседа.

Задание 3. Рассмотрите изображения на слайде Слайд №4. Ответьте на вопросы.

- Что или кто изображено? Назовите их (организмы; растения, животные, грибы, люди).

- Попробуйте распределить их на 2 группы (растения и животные; космополиты и эндемики.)

- Какое основание для деления вы использовали? (разные царства живой природы; часто встречающиеся на всех континентах и проживающие в одном месте).

Задание 4. Запишите определения в тетрадь. Слайд №5.

Виды-космополиты – виды, имеющие обширный ареал в пределах разных континентов.

Например, виноградная улитка, медоносная пчела, ромашка аптечная, грибы, лишайники, человек.

Эндемики – виды, ареал которых очень узкий и находится в пределах небольшого региона. Например, коала и утконос обитают только в Австралии.


2.2 Работа с текстом.

Задание 5. Используя свои имеющиеся знания и текст §1 на стр. 6-8 дайте определения понятиям и запишите в тетрадь те, которые выделены красным цветомСлайд №6. Используйте подсказки Слайд №7 Проверка фронтально.

Ареал обитания – естественная среда обитания каждого вида животных - определенная акватория или территория.

Биотоп – относительно однородный по абиотическим факторам среды участок геопространства (суши или водоёма), занятый определённым биоценозом.

Синантропы – животные, растения и микроорганизмы, образ жизни которых связан с человеком, его жильём.

Адаптация – приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие.

Геном – совокупность наследственного материала, заключённого в клетке организма.

Биология – комплекс научных дисциплин, изучающих разнообразные свойства и проявления жизни.

Эволюция – процесс необратимого исторического развития живой природы.


2.3 Работа с текстом.

Задание 6. Прочитайте вслух текст «Практическое значение биологических знаний» с 9-10. Сформулируйте и назовите эти значения.

Проверка по слайду. Слайд №8

Задание 7. Найдите в тексте с. 12-13 термины и их значение. Запишите их в тетрадь. Используйте Интернет. Слайд №8

Бионика – прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.

Геномика – наука, изучающая геномы различных организмов.

Биотехнология – дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач

Биоэнергетика – междисциплинарная наука, раздел биологии, изучающий совокупность процессов преобразования внешних ресурсов в биологически полезную работу в живых.

Протеомика – наука, изучающая белки, их функции и взаимодействие в клетке.

Нанобиология – отрасль биологии, посвященная изучению структурных, биологических, биофизических процессов в природных биологических структурах или их нанобиологичных аналогах, законов, которым подчинены биологические системы. Создание на этой основе действующих наномоделей биологических структур сегодня составляют основу нанобиологии.


III. Рефлексивно-оценочный этап.

3.1 Конструктивный диалог.

Задание 8. Подумайте и ответьте на вопросы Слайд№9.

- Что является предметом изучения биологии?

- Что является объектом изучения биологии?

- Какая цель у науки биологии?

- Какие методы у науки биологии?

- Что такое «жизнь»? Слайд№10

Задание 9. Перечислите признаки живого. Проверка по слайду Слайд№11

Признаки живого:

Сходный химический состав, клеточное строения

Открытые биологические системы

Обмен веществ

Раздражимость

Размножение

Наследственность и изменчивость

Приспособленность к среде обитания



3.2 Домашнее задание:

1) §1-2, пересказ;

2) найдите в тексте термины бионика, геномика, биотехнология, биоэнергетика, протеомика, нанобиология и их значение, запишите их в тетрадь. Используйте Интернет.

3) выучить все определения;

4) Подготовить сообщение «Растения и животные на гербах и флагах различных стран мира».

3.3 Рефлексия. Прием «Парковка» (Приложение 1).


Приложение 1

Прием «Парковка идей» – это заранее подготовленное место для вопросов, идей учащихся, возникших у них в течение урока. Для этого можно использовать часть доски, лист ватмана, прикрепленный к стене, и стикеры. Это место, где учащиеся могут оставлять вопросы, просьбы о помощи и дополнительной практике.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Биология в системе наук 10 класс

Автор: Смольнякова Ольга Ивановна

Дата: 24.09.2025

Номер свидетельства: 674698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "рабочая программа по биологии в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "233421"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443099191"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Поурочное планирование по биологии для 6 класса "
    ["seo_title"] => string(52) "pourochnoie-planirovaniie-po-biologhii-dlia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "208975"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430987363"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "рабочая программа по биологии для 7 класса на 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-7-klassa-na-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "254318"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447747807"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Тест-задание по биологии  для 10 класса за первое полугодие."
    ["seo_title"] => string(66) "tiest-zadaniie-po-biologhii-dlia-10-klassa-za-piervoie-polughodiie"
    ["file_id"] => string(6) "281239"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1453484077"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства