kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Биология " Строение и функции сердца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Биология " Строение и функции сердца"»

8 «А» класс ЗПР

Учитель биологии: Полушина И.Н.

Тема урока: Строение и функции сердца.

Цели урока:

предметные – формирование системы знаний о строении сердца, о взаимосвязи строения и функций сердца;

развивающие – создание условий для развития устойчивого внимания,  умений логического мышления: умение сравнивать и делать выводы.

 Воспитательные:

  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

  • Воспитывать интерес к изучаемому предмету, путем применения создания проблемных ситуаций на уроке.

Оборудование: презентация «Строение и работа сердца», плакат «Сердечное дерево».

Ход урока.

I.Организационный момент 

1.1Обратная связь.

Учитель Слава , успех, признание . Наверное каждый из вас прочувствовал, какое это счастье, когда всё удаётся. В такие дни вы ощущаете крылья у себя за спиной. А в теле необычайную лёгкость. Поднимите руки те, у кого были такие ощущения.

1.2. Интерактивное приветствие «Бартер».

Сейчас , я на свою ладонь кладу свою любовь к вам, понимание, терпение. Вы же на свои ладони положите свои знания, внимательность. А теперь давайте с вами сделаем обмен: я легонечко сдуваю к вам все то, что у меня лежит на ладонях, а вы сдуваете то, что лежит на ваших ладонях. Вот мы с вами сделали бартер, а насколько он успешен - увидим в конце нашего урока.

Кстати, успех. Это важно в жизни человека? Вы хотели бы быть людьми успешными? А что нужной чтобы достичь успеха в жизни? А где все это можно получить?

Итак, каждый день, проведенный в школе, каждый урок приближает вас к большому успеху.

И сегодняшний урок биологии - это еще один шаг к нему.

II.Мотивация

- Отгадайте загадку: Не зверь, не преступник, не птица, а век свой весь в клетке томится. О чём эта загадка? (о сердце)

Что такое сердце? Я хочу ответить словами Эдуардаса Межелайтиса
III
 Изучение нового материала
Учитель читает стихотворение «Сердце»
 
под фонограмму биения сердца
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий.
Так или иначе – все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело…

Итак, я приглашаю вас в удивительный мир под названием “ Сердце человека»". 

Тема сегодняшнего урока: «Строение сердца и его функции».

Давайте её вместе и запишем в тетрадь
Сколько песен, стихов, поэм посвящено сердцу!

Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно ВСЁ ЕЩЕ таит в себе удивительные загадки, не решенные, по сей день.

Вопрос: Что, вы бы хотели узнать об этом органе? Пожалуйста, ваши предложения и пожелания. (ОТВЕТЫ уч-ся)

Цель нашего урока:

  • изучить особенности строения сердца и его функции,

  • научиться определять взаимосвязь между строением и работой сердца

  • и ответить на проблемный вопрос: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни?

С древности сердце, работа сердца и сосудов была загадкой, разгадывание которой происходило постепенно, на протяжении многих веков.

Исторические сведения

УЧЕНИК :

Долгое время сердце традиционно считали вместилищем души и наука о сердце не зря называется кардиология - «кор» с латинского переводится –душа. Еще в древности племена каннибалов считали, что съев сердце врага, получишь его душу и станешь сильнее. Греки полагали, что сердце - вместилище духа, китайцы верили, что оно - сосредоточение счастья, а египтяне полагали, что эмоции и интеллект рождаются в сердце

 УЧИТЕЛЬ подведем итог: Знания о том, что сердце – это сложно устроенная мышца пришли далеко не сразу.

Научные сведения о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «Живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. 
По латыни сердце- cor («кор»), отсюда всем известная кардиология, С 1698 года от Вильяма Гарвея ведёт своё  начало научная кардиология – наука о сердце и системе кровообращения.

Будем последовательны и ответим на вопросы: Используя свои знания, полученные при изучении раздела “ Животные”

  • Что такое кровообращение ?

  • Какие функции выполняет система кровообращения назовите органы кровообращения?


Учитель обобщает ответы - Кровь в организме человека течет по замкнутой системе сосудов. Она находится в постоянном движении. Благодаря этому все органы и ткани тела получают питательные вещества и кислород, а также освобождаются от вредных веществ.

Прежде, чем перейти к строению сердца ЧЕЛОВЕКА, давайте вспомним, как ускложнялось строение сердца позвоночных животных от рыб до млекопитающих.

Работа в группах.

А теперь вам за очень короткое время предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира.

Класс делится на 4 группы, и каждая группа получает задание.

Дайте краткую характеристику особенностям строения кровеносной системы полученного вами животного.

1 группа – рыбы,

2 группа  –  земноводные,

3 группа –  пресмыкающиеся,

4 группа – птицы, млекопитающие.



Рыбы: имеют замкнутую кровеносную систему, представленную сердцем и сосудами В отличие от высших животных рыбы имеют один круг кровообращения  Сердце двухкамерное, обеспечивает движение крови по сосудам . Рыбы относят­ся к холоднокровным животным.

У рыб строение сердца проще, чем у наземных животных. Слабее  сила  гравитации в воде, также  горизонтальное  положение  тела вот факторы, обеспечивающие легкую работу  сердца рыб.

Земноводные. Сердце трехкамерное (два предсердия и один желудочек). Кровь мало смешивается в нем, так как содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку. В правой половине желудочка – смешанная кровь, а в левой – богатая кислородом. Два руга кровообращения. Как и рыбы, земноводные относят­ся к холоднокровным животным. При снижении температуры снижа­ется и активность этих животных, они могут впадать в неактивное со­стояние.


Пресмыкающиеся. У большинства сердце – трехкамерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку. У крокодилов – четырехкамерное сердце перегородка полная , но с отверстием в центре поэтому кровь – смешанная.

Птицы, млекопитающие. В ходе дальнейшей эволюции сердце становится четырехкамерным. Сердце – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Птицы и млекопитающие приобрели способность поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне (теплокровность).

Учитель: Мы выслушали представителей 4-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца.

Внешнее строение сердца 

Возможно, кто-нибудь из вас знает, почему люди выбрали именно такое изображение сердца? ( этот символ связан с «поцелуем лебедей», который символизирует верность, преданность и вечную любовь).

По форме сердце напоминает конус. Размеры с кулак человека, средняя масса от 250 г. (у женщины) до 300 г. (у мужчины).

Авиценна «К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.»

Покажите в какой части тела расположено сердце?

Давайте разберемся где же на самом деле расположено сердце- то что сердце находится с лева не совсем верно….

лат. Со r- - отсюда всем известная кардиология, а на русском- сердце .Как вы думаете, почему сердце так называется? ». Сердце не зря называют сердцем, по-русски, слово «сердце» -  происходит от слова «середина» - оно находится в середине грудной клетки, за грудиной между правым и левым лёгким защищено ребрами, правда лишь немного смещено в левую часть груди Верхушка сердца направлена вниз и влево , основание вверх и вправо

и крайне редко, его можно найти справа – это зеркальное расположение сердца –когда верхушка его немного смещена не в лево а в право. Это ничего не меняет в жизнедеятельности человека. А какая разница? Просто зеркально перевернутое положение.


Как устроено сердце?

Вспомним , что сердце человека почти не отличается по строению и функции от сердца млекопитающих животных. Какую функцию выполняет сердце? (функцию насоса).
Из скольких камер оно состоит? 
Сердце 4 камерное. Разделено сплошной перегородкой на правую и левую половину. Каждая половина предсердие и желудочек. 
КАК ЖЕ УСТРОЕНО СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА?
распределим предложенные биологические понятия на две группы: “уже знаю о сердце” – 1группа и 2 группа – “не знаю о сердце”.

Биологические понятия: левое предсердие, правое предсердие, левый желудочек, правый желудочек, четырехкамерное сердце артериальная кровь, венозная кровь межжелудочковая перегородка, полулунные клапаны, трехстворчатый клапан, двустворчатый клапан, эпикард, миокард, эндокард.

Что вы отнесли ко второй группе понятий(Ответы учащихся: эпикард, миокард, эндокард, полулунные клапаны, створчатые клапаны) . Давайте познакомимся с новыми биологическими понятиями.

Сердце полый мышечный орган , находится в околосердечной сумке. Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость увлажняющую сердце и уменьшающую трение при сокращенияхСердце находится в соединительнотканном «мешке», который называют околосердечной сумкой, внутренние стенки которой выделяют жидкость.

Как вы думаете, какие функции выполняет околосердечная сумка?

Эта жидкость позволяет уменьшать силу трения сердечной мышцы.

(она не плотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать , снижает трение сердца о стенки сердечной сумки).

О ней упоминается в Евангелии от Иоанна (91) «И истекла кровь и вода…», когда воин, желая убедиться в смерти Иисуса Христа, распятого на кресте, пронзил его сердце копьем.


Сердце человека представлено тремя слоями: наружный – эпикард, средний – миокард, внутренний – эндокард Эпикард – наружный слой состоит из соединительной ткани. Миокард – это сердечная мышца, обладает способностью сокращаться независимо от воли человека. Изнутри полость сердца выстлана внутренней оболочкой – эндокардом. Это эпителиальная ткань.

Все внимание на экран. Сравните толщину стенок всех отделов сердца Обратите внимание на то, что стенки желудочков толще, чем стенки предсердий и стенки левого желудочка толще правого. Почему? 
(чем больше нагрузка, тем больше толщина мышечного слоя).

РАССКАЗ О КРОВОСНАБЖЕНИИ 

Проводится игра «СЕРДЦЕ» (берется два ведра и мерный стакан, в одном ведре вода. Нужно перелить воду стаканом со скоростью 70 стаканов в минуту).

Вот так же напряженно работает всю свою жизнь и без отдыха сердечная мышца. Сердце — самый мощный в мире « Живой насос» нет аналогов в технике.

Еще факт. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови. 

В чем секрет гениальной работоспособности сердца?

Вернемся к особенностям кровоснабжения сердца.

У сердца есть собственная система кровообращения, и оно само снабжает себя кровью. От аорты отходят две венечные артерии, которые опоясывают основание сердца, окружая его венцом. От венечных артерий в глубину сердечной мышцы направляется огромное количество мелких артериальных сосудов, переходящих в капилляры. 1/10 часть выбрасываемой крови желудочком поступает именно в капилляры сердца, обогащая сердечную мышцу кислородом и удаляя продукты обмена.

Давайте обогатим сердечную мышцу кислородом, выполнив физкультминутку. Несколько простых и очень эффективных упражнений помогут вам и вашему сердцу оставаться здоровыми и радоваться жизни.

Физкультминутка

На фоне звукового эффекта (стука сердца) ученик читает отрывок из стихотворения.  
«Повзрослеешь –

всему свой срок… 
Все пройдут по своей стерне…
Слушай сердце всегда, сынок!» -
Мама так говорила мне.
Я нащупывал пульс: тук-тук… 
Так стучали в окно дожди…
Непонятен был мерный звук, 
Что рождался в моей груди.
Как вы думаете, откуда возникает этот звук?( Обучающиеся выдвигают версии).
Вывод: ПРИЧИНА – работа клапанов. 

Внутреннее строение сердца
Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны (Клапан (нем.) «клаппе» - крышка): между левым предсердием и левым желудочком находится двухстворчатый клапан (митральный), а в правой – трехстворчатые. Клапаны открываются только в одну сторону, в сторону желудочков, препятствуя обратному току крови в предсердия. Створчатые клапаны имеют сухожильные нити, которыми крепятся к внутренней поверхности желудочков – это удерживает клапаны от прогибания.

Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Кармашки полулунных клапанов направлены свободным краем в просвет сосудов. Если кровь потечет в обратном направлении, кармашки заполнятся кровью и их края плотно сомкнутся

Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки. Мерный звук – это работа клапанов сердца.

Иногда работа клапанов нарушается, или человек уже рождается с клапанами, которые работают неправильно. Как называется это заболевание?
Ответ: ПОРОК сердца. Заболевания сердца лечат - кардиологи. История кардиологии, как и история медицины в целом, насчитывает не одну тысячу лет. Давайте познакомимся с учеными, которые внесли огромный вклад в развитие кардиологии.

Николай Михайлович Амосов (1913-2002) хирург, ученый

Н.Н. Амосов родился 6 декабря 1913 в с. Ольхово Вологодской губернии. В 1932 он окончил Череповецкий механический техникум, после чего 3 года работал сменным механиком на Архангельской электростанции. В 1939 Н.Н. Амосов с отличием окончил Архангельский медицинский институт,

Во время Великой Отечественной войны Н.Н. Амосов был на фронте ведущим хирургом полевого госпиталю.1953 г. Защитил докторскую диссертацию.

В 1954 Н.Н. Амосов как выдающийся специалист по грудной хирургии был приглашен в Киевский институт туберкулеза. Здесь с особой полнотой раскрылся его талант хирурга и исследователя, физиолога и инженера

Его исследования привели к значительному снижению заболеваемости туберкулезом и повышению эффективности лечения заболевания легких.

В дальнейшем основным направлением деятельности М.М. Амосова стала сердечная хирургия. В 1955 он впервые в Украине начал хирургическое лечение пороков сердца и одним из первых в Советском Союзе в 1958 г. ввел в практику метод искусственного кровообращения.

В 1963 г. Николай Михайлович первым в Советском Союзе выполнил протезирование митрального клапана, а в 1965 г. Впервые в мире создал и внедрил в практику антитромботические протезы сердечных клапанов. Н.Н. Амосов начал ряд новых методов хирургического лечения пороков сердца, оригинальные модели аппаратов искусственного кровообращения.

Тодуров Борис Михайлович родился 2 января 1965 года в г. Киеве – известный украинский кардиохирург, который совершил первую в нашем государстве трансплантацию сердца, что позволило Украине попасть в число европейских стран с самым высоким уровнем развития медицины. Его родовые корни ведут в приазовскую Ялту. Дед Иван Лазаревич Тодуров до войны был председателем ялтинского колхоза. Ялтинцы помнят,  как фашисты расправились с Иваном за то, что сжег амбар с зерном, чтобы оно не досталось фашистам.

Отец – Михаил Иванович и мать - Нина Ивановна – греки, уроженцы с. Ялта. Борис Михайлович всегда помнит о своих греческих корнях.  В интервью главному редактору газеты «Эллины Украины» он заметил: «Всегда помню и горжусь, что я родом из греческой Ялты.

В 2000 г. впервые в Украине Тодуров совершил трансплантацию сердца человека.
В 2001 г. впервые в Украине Борис Михайлович сделал операцию Батисты (альтернатива трансплантации сердца). В том же году впервые в нашей стране сделал тораскопическую операцию ребенку с врожденным пороком сердца. За последние десять лет Борис Михайлович создал научную школу лечения сердечной недостаточности, признанную на международном уровне одной из лучших. С 2004 г. он заслуженный врач Украины.

 Сердце – удивительный орган, который продолжает биться, если его вынуть из организма Показ видеофрагмента «Автоматизм сердца»

Учитель

Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андреаса Везалия - врача, основателя научной анатомии. Блестящие исследования Везалия привели его к столкновению с католической церковью.
Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого?
Ответить на этот вопрос не мог никто, даже сам Везалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще очень низок. Ответ на него человечество получило только через три столетия.
На сегодня кардиологи знают , что сердце обладает автоматизмом - сокращается под влиянием раздражений, возникающих в нем самом сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы.

Причины неутомимости сердца: (учащиеся делают выводы)

интенсивность работы сердца может изменяться

«Злое слово камнем на сердце падает», - гласит пословица. И действительно, сердечно - сосудистая система активно реагирует на психическое и эмоциональное напряжение. И.П.Павлов сказал так о сердце: Сердце было и остается органом, который указывает на все состояние человека. Я бы назвал его органом чувств. Как не хотим мы скрыть свое волнение, чувство или тревогу, оно тонко укажет на наше субъективное состояние и всегда нас изобличит.
Сильные эмоции сопровождаются учащением пульса, а также расширением и сужением кровеносных сосудов. Ссоры, взаимные оскорбления и обиды создают тяжелый психологический климат, являются источником глубоких, ранящих душу отрицательных эмоций, что, в свою очередь может стать причиной невроза и различных заболеваний сердца и сосудов (гипертонии, ВСД, атеросклероза). Наоборот, положительные эмоции благотворно действуют на состояние сердечно - сосудистой системы. Поэтому ребята старайтесь не ссориться, не оскорбляйте друг друга, а создавайте в классе доброжелательную, комфортную обстановку.

IV.Обобщение.

V.Итоги урока. Оценивание.
VI. Рефлексия.

На сердцах, которые лежат у вас на партах напишите своё самочувствие, эмоции, настроение и повесьте на наше сердечное дерево.
Думайте о здоровье своего сердца и сердцах близких, расскажите им о нашем сегодняшнем разговоре.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Биология " Строение и функции сердца"

Автор: Полушина Ирина Николаевна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок по биологии "Строение и функциии органов дыхания""
    ["seo_title"] => string(59) "urok-po-biologhii-stroieniie-i-funktsiii-orghanov-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "260500"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448972404"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Анатомическое строение человека"
    ["seo_title"] => string(39) "anatomichieskoie-stroieniie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "320327"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461062042"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Видео ролик по теме "Сердце. Строение и работа сердца". "
    ["seo_title"] => string(61) "vidieo-rolik-po-tiemie-sierdtsie-stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "109987"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405345923"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Открытый урок по биологии "Строение сердца" "
    ["seo_title"] => string(46) "otkrytyi-urok-po-biologhii-stroieniie-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "142765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418362888"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Разработка урока "Строение и работа сердца" "
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka-uroka-stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "129233"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415648057"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства