Цель урока: изучить природные зоны России. Деятельностная: формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Что такое природная зона? На нашей планете существует огромное множество природных сообществ – в лесах, пустынях, засушливых степях, болотах, горах, в глубинах океана и т.д.. В природных сообществах сложились свои определённые условия, сформировался тот или иной климат и территорию со сходной растительностью, животным миром – называют природной зоной. Привести примеры. Некоторые природные зоны нам знакомы – тайга, пустыня.
Представьте, что мы летим на вертолёте (скорость и высота полёта небольшая и мы можем рассмотреть, что находиться внизу). Наш полёт начинается с берегов Северного Ледовитого океана по Восточно-Европейской равнине к Кавказу.
- Ребята, как вы думаете, вся территория будет одинакова, через которую мы будем пролетать? А чем она будет отличаться?
- Сразу же после взлёта внизу будет тундра, сделаем привал (с.89 прочитать, делаем вывод).
Далее мы полетим на воздушном шаре, внизу расположилась могущественная тайга. (Привести примеры, рассмотреть рис. на с.90).
- Пролетая половину пути – лес начнёт заметно меняться (обитатели смешанных и широколиственных лесов). (Привести примеры, рассмотреть рис. на с.91).
- Становится теплее, и мы с вами поменяем наш летательный аппарат на ковёр-самолёт – пролетаем над степями (с.92 текст и рисунок). Полёт наш приближается к конечному пункту – впереди горы Кавказ. У подножия раскинулись обширные луга. Но мы не встретили на своём пути пустыни, давайте-ка наденем, сапоги-скороходы и слетаем в низовья реки Волги. По правобережью расположились пустыни. Там очень жарко и мало осадков, поэтому там небогатый животный и растительный мир.
Закрепление знаний:
Карточка с заданием, определить, какая природная зона описана.
- Лето короткое и холодное, а зима длинная и суровая. Растительный покров низкий, редкий, в основном мхи и лишайники. Круглый год можно встретить песца, лемминги, северного оленя. Весной прилетают гуси, утки и лебеди.
Природная зона _______________________________________.
- Самые распространённые деревья – ель, сосна, на востоке лиственница. Далее встречается берёза, дуб, осина, ольха. Животный мир очень богатый: бурый медведь, рысь, лось, белка, соболь, бурундук.
Природная зона _______________________________________.
- Почти вся распахана человеком, имеются пастбища для скота. Основные обитатели – суслики, хомяки, мыши. Антилопа сайгак, журавль-красавка, стрепет – все они занесены в Красную книгу. Растения – ковыль, белая полынь, тюльпаны.
Природная зона _______________________________________.
- Там очень жарко и выпадает мало осадков. Животные приспособились к этим условиям – впадают в спячку или ведут ночной образ жизни. Это различные змеи, скорпионы. Среди растений встречаются верблюжья колючка, кактусы, саксаул.
Природная зона _______________________________________.
Задание на дом: § 22, изучить; творческое задание на выбор, нарисовать рисунок «Сообщество природной зоны».