Урок для учащихся девятого класса. На уроке учащиеся с знакомятся с понятиями катализатор, катализ, ферменты. В ходе урока выполняется лабораторная работа, где ребята в сравнении рассматривают действие фермента на системы. Решают задачи на состав и процентное отношение нуклеотидов в составе ДНК. Делают выводы о значении биологических катализаторов - ферментов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Биологические катализаторы»
Биологические катализаторы
(урок в 9 классе).
Тема урока: Биологические катализаторы.
Цели урока:
Сформировать знания о ферментах , их роли в клетке.
Активизировать знания о катализе, катализаторах из курса химии.
Оборудование: 3% - раствор перекиси водорода, кусочки сырого и вареного картофеля и мяса, пробирки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент.
Объявление темы и целей занятия.
Проверка знаний.
Решение биологических задач.
Задача № 1.
АТФ – постоянный источник энергии для клетки. Его роль можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается это сходство.
Задача № 2.
АТФ синтезируется в митохондриях и хлоропластах. Объясните, в чем сходство и различие процессов, приводящих к синтезу молекул в органоидах.
Задача № 3.
Дано: Т = 880 – 22%.
Найти: 1) А, Г, Ц всего и в %;
2) длину ДНК.
Решение:
(А+Т)+(Г +Ц) = 100%.
А=Т=880 – 22%.
Г+Ц = 100% - (А+Т)
Г+Ц=100% - 44% = 56%.
Г=Ц= 28%.
Находим общее количество нуклеотидов.
880 – 22%
Х – 100%
Х = 4000 штук
Г+Ц= 4000 – (880+880)= 2240.
Г=Ц= 1120 штук.
Находим длину ДНК.
4000:2∙0,34 нм = 680 нм.
Ответ: а)А=880 – 22%
Г+Ц= 1120 – 28%
б) 680 нм.
Изучение нового материала.
Проблемный вопрос: Какие вещества называются катализаторами и какова их роль в химических реакциях.
Катализ (рассказ с элементами беседы).
Катализ – явление ускорения реакции без изменения её общего результата (стр. 35).
Катализаторы – вещества, изменяющие скорость химической реакции, но не входящие в состав продуктов реакции.
Ферменты – биологические катализаторы.
Фермент каталаза имеется в каждой растительной и животной клетке. Он расщепляет Н2О2, которая образуется в клетках в результате окислительно-восстановительных реакций. С появлением молекул воды и кислорода:
2Н2О2 → О2 ↑ + 2 Н2О
Каталаза
За 1 секунду 1 молекула каталазы расщепляет 200000 молекул Н 2О 2
Н 2О 2 – ядовитое вещество, и чтобы не произошло самоотравления клетки и организма в целом, каталаза расщепляет её.
Лабораторная работа (оформление работы в тетради в виде таблицы).
Объект
Явления, наблюдаемые
при действии пероксида водорода
Объяснение наблюдений
1.Сырой картофель
2.Вареный картофель
3.Сырое мясо
4.Вареное мясо
Вывод: в пробирках с кусочками вареного картофеля и мяса не наблюдалось расщепления Н 2О 2 , потому что при варке картофеля произошла денатурация белка-фермента каталазы, нарушалась третичная и , очевидно, вторичная структура молекулы, что и привело к разрушению активного центра фермента.
Строение и механизм действия ферментов (самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 36).
Беседа:
Что может входить в состав кофермента?
Что такое активный центр?
Почему ферменты обладают избирательным действием?
Значение ферментов (рассказ учителя).
Закрепление изученного материала.
- Ферменты активны лишь при определенной температуре. Объясните, почему?
- Как вы понимаете выражение: «Все ферменты – белки, но все белки - ферменты»?