kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Биологическая классификация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

БИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Задачи: познакомить учащихся с историей развития систематики и классификацией живых организмов; выявить значение биологической классификации для развития биологии.

Элементы содержания: систематика, двойные названия видов, систематические категории, естественная и искусственная классификация.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы «Классификация растений», «Классификация животных».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Биологическая классификация"»


БИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Задачи: познакомить учащихся с историей развития систематики и классификацией живых организмов; выявить значение биологической классификации для развития биологии.

Элементы содержания: систематика, двойные названия видов, систематические категории, естественная и искусственная классификация.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы «Классификация растений», «Классификация животных».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Биологический диктант по теме «Вид и популяция».

Вариант I

1. Физиологический критерий вида проявляется в том, что у всех его особей ...

2. Относительность морфологического критерия вида состоит в том, что …

3. При определении принадлежности организма к тому или иному виду необходимо учитывать ...

4. Особей в одну популяцию объединяет ...

5. Диплоидный набор хромосом – это … критерий вида.

6. Соотнесите критерии вида с их характеристиками (ответ записывать в форме: 1 – г и т. д.):

Критерий вида

Характеристика

1. Генетический

2. Экологический

3. Географический

4. Морфологический

5. Физиологический

а) Определенная область распространения

б) Сходство процессов жизнедеятельности

в) Внешнее строение

г) Строение геномного материала

д) Факторы внешней среды

е) История развития вида

ж) Определенные условия обитания

Вариант II

1. Приспособленность вида к жизни в разных условиях в пределах своего ареала обеспечивает его существование в форме …

2. Что является морфологическим критерием вида?

3. Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий, так как …

4. Элементарной единицей существования и адаптации вида является …

5. Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор проявляются в популяции, поэтому ее считают …

6. Соотнесите демографические показатели популяции с их характеристиками (ответ записывать в форме: 1 – г и т. д.):

Демографический

показатель

Характеристика

1. Рождаемость

2. Численность

3. Возрастной состав

4. Плотность

5. Смертность

а) Общее количество особей

б) Скорость прибавления особей

в) Соотношение самцов и самок

г) Скорость сокращения численности

д) Количество особей на определенную территорию

е) Соотношение старых и молодых особей

ж) Прибавление особей других популяций

Ответы

Вариант I

1) наблюдается сходство всех процессов жизнедеятельности;

2) самцы и самки одного вида различаются внешне, есть виды-двойники;

3) весь комплекс критериев вида;

4) свободное скрещивание, относительная изоляция от других популяций этого же вида;

5) генетический;

6) 1 – г, 2 – ж, 3 – а, 4 – в, 5 – б.

Вариант II

1) популяций;

2) особенности внешнего и внутреннего строения;

3) существуют виды-двойники;

4) популяция;

5) единицей эволюции;

6) 1 – б, 2 – а, 3 – е, 4 – д, 5 – г.

III. Изучение нового материала.

Люди всегда стремились к инвентаризации и упорядочиванию всех окружающих их объектов, в том числе и живых организмов. Еще Аристотель занимался описанием живых организмов и выстраиванием их в «лестницу живых существ». Сейчас описанием и классификацией организмов, как живых, так и вымерших, занимается целый раздел биологии, который называется систематикой.

Создателем бинарной номенклатуры (родовое и видовое название организма: крапива двудомная, воробей деревенский и пр.) является шведский натуралист Карл Линней, ему же принадлежит идея иерархичности таксонов. Однако его система была искусственной, так как он был убежден в том, что «видов столько, сколько различных форм сотворила предвечная сущность».

В первом издании основного труда К. Линнея «Системы природы» было лишь 13 страниц. Если бы мы сегодня попытались описать все известные виды растений, животных, микроорганизмов, уделив каждому виду по десять строк, то эти описания заняли бы 10 000 книг по 2335 страниц.

В основу своей классификации К. Линней положил не родство организмов, а сходство по некоторым наиболее легко отличимым признакам. Например, он объединил растения по числу тычинок, поэтому в один класс растений попали морковь, лен, лебеда, колокольчик и смородина; с другой стороны, из-за различий в числе тычинок ближайшие родственники – брусника и черника – попали в разные классы.

Но несмотря на эти очевидные просчеты, система Линнея сыграла огромную роль в истории биологии, так как она помогла хоть как-то ориентироваться в огромном многообразии живых существ.

Современная классификация является естественной, то есть отражает эволюционное родство организмов, при этом каждая таксономическая категория соответствует группе организмов, которые имели общего предка.

Систематические категории

Например:

Тип – Хордовые

Подтип – Позвоночные

Класс – Млекопитающие

Подкласс – Плацентарные

Отряд – Приматы

Подотряд – Высшие приматы

Семейство – Люди

Род – Человек

Вид – разумный

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

1. Зачем необходима классификация организмов?

2. Кто и когда ввел двойные названия видов?

3. На чем основывается искусственная классификация, в чем ее недостаток?

4. Что такое естественная классификация, на чем она основана?

Домашнее задание: § 4.3.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Биологическая классификация"

Автор: Тельнов Андрей Петрович

Дата: 25.09.2017

Номер свидетельства: 429622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект урока  "Биологическая классификация" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-biologhichieskaia-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "136523"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417113438"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Овощеводство. Классификация овощных культур."
    ["seo_title"] => string(52) "ovoshchievodstvo-klassifikatsiia-ovoshchnykh-kul-tur"
    ["file_id"] => string(6) "257582"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448361154"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "для родителей. "ВИТАМИНЫ и их биологическая роль" "
    ["seo_title"] => string(53) "dlia-roditieliei-vitaminy-i-ikh-biologhichieskaia-rol"
    ["file_id"] => string(6) "128455"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415518679"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Белки – биологические полимеры"
    ["seo_title"] => string(32) "bielkibiologhichieskiiepolimiery"
    ["file_id"] => string(6) "284557"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453995848"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Обобщающий урок "Как работает организм человека" (игра «Биологический тир»)"
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchaiushchii_urok_kak_rabotaiet_orghanizm_chielovieka_ighra_biologhichieski"
    ["file_id"] => string(6) "365397"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480788208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства