Я, Давлетбаева Гульмира Олеговна. Являюсь учителем химии и биологии в СШ№28, г.Актобе. Имею 12 категорию. Общий педагогический стаж 13,9 лет. Провожу комбинированные уроки, лекции, семинары, ролевые игры, уроки путешествия, зачеты по изученным темам. Глубокое знание научного материала, методики преподавания биологии и живое эмоциональное объяснение позволяют ей сочетать научность с доступностью и ясностью изложения. В процессе обучения большое внимание уделяет развитию у учащихся умения наблюдать и объяснять физические и химические явления, протекающие в природе, связно и доказательно излагать изученный материал. В своей работе использует разнообразные формы проверки домашних заданий (тестирование, фронтальный опрос, биологический диктант, практическая, лабораторная и контрольная работы). Также использует различные структуры урока: урок – викторина, урок – суд, урок – экскурсия, урок – игра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«.Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Вклад учёных в становление наук о знании строения и функциях человеческого организма.»
1. Цели урока
Показать человека как биосоциальное существо, сочетающее в себе признаки сходства с миртм животных и принципиальное отличие от животных; познакомить с науками, изучающими природу человека и охрану его здоровья, методами и становлением этих наук; научить использовать научные знания и методы для решения возникающих проблем. Познакомить с учебниеом и его методическим аппаратом.
2. Оборудование
Портреты Ч. Дарвина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, модель торса человека.
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Б) Введение
Объяснение учащимся сущности нового раздела биологии, сравнение с изученным курсом «Зоология, 7 класс»
В) Биологическая природа человека. Его сходство с животными.
Беседа с опорой на знание учащихся из курса «Зоология, 7 класс»
Г) Систематическое положение человека
Составление схемы «Систематическое положение человека»
Е) Предмет и задачи анатомии, физиологии, психологии и гигиены. Методы изучения организма человека
Самостоятельная работа с учебником –§1 стр. 6-8 и запись в тетради: определений.
Анатомии, физиологии, гигиене, психологии.
Методы изучения: самонаблюдение, наблюдение, лабораторный анализ, описание строения
4. Закрепление знаний - фронтальная беседа
5.Домашнее задание: Прочитать §1
Биология8 класс
План урока №2
Тема
«Топография внутренних органов.»
1. Цели урока
Дать понятие об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека. Познакомить с историей становления наук о человеке.
2. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Проверка знаний
Б) Вклад деятелей греко-римской культуры в развитии биологии
с/р с.9-10
В) Изучение человека в эпоху Возрождения
с/р с. 10-11
Г) Развитие анатомии, физиологии, гигиены начала XIX в. до наших дней
Д) Закрепление знаний и заполнение таблицы в тетради.
Ученые
Время жизни
Основные идеи, вклад в науку
4.Домашнее задание: Прочитать §2
Биология 8 класс
План урока №3
Тема
«Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система»
1. Цели урока
Познакомить учащихся с доказательствами эволюции (сравнительно-анатомическими, эмбриологическими, палеонтологическими); ввести понятие «рудимент» и «атавизм»; научить использовать сравнительно-анатомические, эмбриологические и физиологические методы для доказательства родства живых организмов.
2. Оборудование
Таблицы с изображением рудиментов и атавизмов
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Проверка знаний
Б) Изучение нового материала
Беседа на основе знаний, сформулированных на первом уроке.
Д) Доказательства животного происхождения человека
1. сравнительно-анатомические
2. эмбриологические объяснение учителя
3. палеонтологические
4.Домашнее задание: Прочитать §3
Биология 8 класс
План урока №4
Тема
«Роль гормонов поджелудочной железы инсулина в регуляции глюкозы в крови. Сахарный диабет. Роль гормонов надпочечников, гипофиза,щитовидной железы и половых желез в регуляции полового развития.»
1. Цели урока
Раскрыть основные этапы эволюции человека, показать влияние на нее биологических и социальных факторов; ввести понятие антропогенез.
2. Оборудование
Модели рас людей
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Проверка знаний
В) Новая тема –характеристика экологических условий, в которых развились предки людей. Понятие об антропогенезе.
«Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона: тело нейрона, дендриты, аксон, рецептор, синапс.
Лабораторная работа № 2»
1. Цели урока
Сформировать понятие «Человек разумный как единый биологический вид»; доказать единство происхождения всех рас и их равноценность; показать антинаучный характер расистских теорий; раскрыть сущность понятий «раса», «народность», «нация», «народ»
2. Оборудование
Макеты рас человека
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Проверка знаний
Б) Человек разумный как единый биологический вид. Раса - видовое подразделение.
В) Расовые признаки. Экологические условия, в которых шло формирование разных рас. Понятие «народность», «национальность» с/р с учебником.
Расы
Австралоидная Европеоидная Монголоидная
или негроидная
Г) Критика расизма (рассказ учителя)
Г) Закрепление пройденного материала
4.Домашнее задание: Прочитать §5, ответить на вопросы в конце учебника
Биология 8 класс
План урока №6
Тема
«Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.»
1. Цели урока
Сформировать понятие об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов животного организма; ввести понятие «гормоны»; формировать навыки наблюдений и самонаблюдений, добывание знаний с помощью опытов.
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Б) Новая тема – Уровни организации организма. Структура тела
Общая характеристика
Наблюдение над собственным организмом.
Задание 1. Внимательно рассмотрите рис.3 и 4 на с.14,15 найдите у себя грудную и брюшную полости и внутренние органы, расположенные в них.
Убедитесь, что:
- длина ладони =длине лица
-длина предплечья =длине стопы
-длина стопы= окружности кулака
-длина носа=длине уха
-ширина уха=1/2 длины уха
Эти параметры верны приблизительно, причем у одних эти соответствия будут большими, а у других меньшими. Эти отклонения не считаются недостатками фигуры.
В) Органы и системы органов
С/р учащихся. В левый столбик записать под диктовку органы, а в правый самостоятельно написать систему органов к которой относится данный орган.
Сердце
Желудок
Легкие
Почки
Яичники
Щитовидная железа
Кожа
Скелет
Головной мозг
Г) Внешняя и внутренняя среда организма
Объяснение учителя
Д) Закрепление пройденного материала
Беседа с учащимися по вопросам:
1. Что такое орган? Система органов?
2. Какие системы органов имеются у человека?
3. Какие 2 системы органов являются наиболее важными?4.Домашнее задание: Прочитать § 6, 7 с. 27-28 до пункта "Строение клетки"
Сформировать понятия «внешняя и внутренняя среда», рассмотреть строение и функции животной клетки, углубить знания о делении клетки и ее жизненных процессах; ввести понятие «гомеостаз»; отработать понятие «раздрожимость и возбудимость»; подвести учащихся к выводу о родстве всех живых организмов на клеточном уровне.
2. Оборудование
Таблица «Животная и растительная клетка», схема деления клетки.
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Проверка знаний
Б) Новая тема – внешняя и внутренняя среда организма
В) Строение клетки – с/р с учебником ст. 28-30
Заполнение таб. «Строение клетки»
Названия клеточных структур
Особенности строения структуры
Функции структуры
Г) Деление клетки
Д) Жизненные процессы в клетке
-Хим. состав в клетке. Обмен в-в. Ферменты. Оборудование для демонстрации опыта (свежий картофель, перекись водорода, стакан)
Е) Рост и развитие клетки. Покой и возбуждение.
Ж) Закрепление пройденного материала
Беседа с учащимися по вопросам:
4.Домашнее задание: Прочитать §7, Выполнение задания 2 после § 7 на с.33.
Биология 8 класс
План урока
Тема
Тип «Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.»
1. Цели урока
Развить понятие о тканях; сформировать представление о строении и функциях эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей; раскрыть связь строения и функции на примере этих тканей;
2. Оборудование
Таблицы «Ткани».
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Проверка знаний
Б) изучение нового материала в форме фронтальной беседы
-что такое ткань?
-что образуют ткани в растении?
-какие ткани животного организма вы знаете?
-чем отличаются разные ткани друг от друга?
В) Новая тема – ткани
Общая характеристика типа
Многообразие тканей:
Зарисовать виды тканей и подписать их
Письменно ответить на вопросы
-чем отличается строение соединительной ткани от эпителиальной?
-чем отличается плотная соединительная ткань от рыхлой?
-в ротовой полости находится многослойный эпителий, а кишечники однослойный. Какое это имеет значение?
Г) Закрепление пройденного материала
4.Домашнее задание: Прочитать §8, до пункта "Свойства мышечной ткани"
Заполнить таб. «Особенности тканей»
Ткань
Особенности строения
Расположение в организме
Функции
Биология 8 класс
План урока № 9
Тема
Тип «Мышечная и нервная ткани»
1. Цели урока
Развить понятие о тканях; сформировать представление о строении и функциях мышечной и нервной тканей; раскрыть связь строения и функции на примере этих тканей;
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Проверка знаний
Б) Основные понятия
Ткань
Нервное волокно
В) Новая тема
Строение нейрона: тело клетки, дендрит, аксон.
Строение синапса
Свойства нервной ткани: возбудимость, проводимость
Свойства мышечной ткани: возбудимость и сократимость
Продолжить заполнение таблицы.
Г) Закрепление пройденного материала
Беседа с учащимися.
4. Домашнее задание: Прочитать §8. Обсуждение вопросов 5-7 на с. 39 после § 8. Анализ текста учебника
Биология 8 класс
План урока № 10
Тема
«Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона: тело нейрона, дендриты, аксон, рецептор, синапс.
Лабораторная работа № 2»
Цели урока
Познакомить учащихся с центральной и периферической НС; углубить понятие о рефлексе; сформировать понятие «рефлекторная дуга», «нейронная цепь», «чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны»; раскрыть роль процессов возбуждения и торможение прямых и обратных связей при осуществлении рефлекса; продолжить формирование навыка самонаблюдения.
4. Домашнее задание: Прочитать §9. Обсуждение вопроса 2 на с. 43 после § 9
Обсуждение вопроса 6 на с. 43 после § 9.
Биология 8 класс
План урока
Тема
«Состав и строение костей, их форма и функции. Рост трубчатых костей. Внутреннее строение кости.
Лабораторная работа № 7.»
1. Цели урока
Раскрыть функции опорно-двигательной системы; сформировать понятие о макро- и микроскопическом строении костей и их классификации; продолжить формировать навыки лабораторных исследований.
2. Оборудование
Модель скелета человека, ИКТ
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Проверка знаний
что такое рефлекс и рефлекторная дуга?
Чем условные рефлексы отличаются от безусловных?
Объясните действие прямых и обратных связей в НС.
Б) Новая тема – Функции опорно-двигательной системы.
- Химический состав костей (демонстрация прокаленной и вымоченной в соляной кислоте кости –ИКТ
Составление схемы «Состав костей»
Состав костей
70%-нерг. в-ва, в основном фосфаты 30% -орг в-ва: белки, ук
лабораторной работы "Микроскопическое строение кости"
Д) Типы костей. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные.
Строение сустава.Зависимость характера повреждения костей от химического состава., рост костей в длину и толщину- объяснение учителя.
Е) Закрепление пройденного материала.
4. Домашнее задание: Прочитать §10, ответить на вопросы.
Биология 8 класс
План урока
Тема
«Основные отделы скелета: череп, скелет туловища, скелеты поясов конечностей, скелет конечностей. Отделы позвоночника. Особенности скелета человека.
Лабораторная работа № 8.»
1. Цели урока
Сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека; выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения человека и других млекопитающих; показать связь между строением и функциями опорно -двигатеной системы
2. Оборудование
Скелет человека и др. млекопитающих
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Проверка знаний
Б) Основной и дополнительный скелет –рассказ учителя.
Повторить материал о типах мышечной ткани и особенностях поперечнополосатой мышечной ткани; познакомить с морфологией мышц, дать понятие об основных группах мышц человека.
2. Оборудование
Таблицы «мышцы человека»
3. Ход урока
III. Изучение новой темы
Какие виды мышечной ткани вы знаете? (Показ слайда № 1 из пособия 1С: Образование – микрофотографии разных видов мышечной ткани в виде презентации).
Приложение
Мышц в организме человека 600, они разнообразны по строению, форме, свойствам и функциям. Название “мышца” произошло от слова “мускулюс” – мышь, это связано с тем, что анатомы заметили, мышцы под кожей перемещаются, как мыши.
Типы мышц (flach-анимация из 1С: Образование)
Следовательно, в нашем организме три типа мышц, где они располагаются и какова их функция? Какое основное свойство их объединяет? Прочитайте, пожалуйста, в учебнике на странице 52 второй и третий абзац сверху. Сократимость, основное свойство мышечной ткани.
Сокращение мышечных волокон(flach-анимация из 1С: Образование)
Рассмотрим строение всех типов мышечной ткани и подумайте, какие мышцы будут быстро сокращаться, а какие медленно?
Строение поперечно-полосатой, гладкой и сердечной мышечной ткани (flach-анимация из 1С: Образование)
А теперь выполним работу № 35 в рабочей тетради, используя рисунок 27, текст, второй и третий абзац сверху, на странице 51 учебника.
Сделаем вывод: Как функционально можно разделить мышцы? На произвольные (скелетные) и непроизвольные (гладкие).
Основные группы скелетных мышц. 1 группа учащихся изучает мышцы головы страница 52 и выполняет в рабочей тетради работу 36, 2 группа – мышцы туловища, вид спереди (стр. 53 работа 37), 3-я группа – мышцы туловища, вид сзади (стр. 53 работа 37). По окончании работы учащиеся каждой группы докладывают результаты, используя слайд презентации (показ слайда № 1, 2, 3).
Приложение
Учитель делает обобщение: Мышцы туловищане всегда располагаются там, где прилагается их сила. Так, большая грудная мышца и широчайшая мышца спины могут действовать и как синергисты(при опускании руки вниз), и как антагонисты(грудная мышца поворачивает ключицу и плечо вперед, широчайшая мышца – назад). О различии мышц по выполняемой работе мы поговорим на следующем уроке. В связи с прямохождением, у человека, наиболее сильны мышцы, обеспечивающие эту способность: трапециевидная мышца, поддерживающая голову; глубокие мышцы спины, разгибающие позвоночник; ягодичная и четырехглавая мышцы, обеспечивающие движения бедра; икроножные.
Мышцы, участвующие в дыхании:наружные и внутренние межреберные, диафрагма и мышцы живота.
Мышцы конечностей:бицепс и трицепс плеча, сгибатели и разгибатели пальцев, четырехглавая и двуглавая бедра, икроножная.
IV. Закрепление изученного материала. Работа с тренажером –- мышцы, через мультимедийный видеопроектор 1С: Образование.
Биология 8 класс
План урока
Тема
«Работа скелетных мышц и их регуляция»
1.Цели урока
Сформировать понятие о двигательной единице, энергетике мышечного сокращения; о механизмах, регулирующих силу мышечного сокращения, об изменении мышц при тренировках; разъяснить суть тренировочного эффектами энергетику мышечного сокращения, вред гиподинамии, особенность работы мышц-антагонистов при динамической и статической работе; познакомить с методами проведения исследования утомления его симптомами.
2. Оборудование
Таблица «Мышцы человека»
3. Ход урокаА) Организационный моментЗаписать тему на доске, Отметить отсутствующихПроверка знанийБ) Новая тема
Основные понятияГиподинамияДвигательная единицаТренировочный эффект
ОбъектМотонейрон
ПроцессДинамическая и статическая работа. Рассказ учителяУтомление.
Регуляция работы мышц-антагонистов-Рис. 37 на с. 71
ФактыЭнергетика мышечного сокращения.
Мышцы – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.Около 600 мышц в организме человека.
В
Быстро сокращаются, интенсивный обмен веществ
Медленно сокращаются, мало интенсивен обмен в-в, большая растяжимость, могут находиться в состоянии длительного сокращения.
мышцах расположены:
кровеносные сосуды – кровь обеспечивает поступление О2 и питательных веществ, уносит продукты распада
лимфатические сосуды – способствуют дополнительному оттоку жидкости от мышц
нервные окончания:
рецепторы – воспринимают степень растяжения и сокращения мышц
эффекторы – получают команды из ЦНС
Лабораторная работа «Группы мышц человеческого тела» стр. 64-68
Заполните таблицу:
Функции мышцы или мышечной группы
Название мышцы или мышечной группы
Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другим – к коже или только к коже.
Мимические
Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть
Жевательные
Мышца шеи и спины, откидывающая назад голову
Трапециевидная
Мышцы, наклоняющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке
Кивательные (грудино-ключично-сосцевидные)
Мышца спины, отводящая руки за спину
Широчайшая
Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперед
Грудные (большие и малые)
Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки
Межреберные
Мышцы, поднимающие туловище из положения лежа в положение сидя при фиксированных ногах
Пресс
Мышцы, обеспечивающие прямохождение
Ягодичные, глубокие мышцы спины
Мышца руки, отводящая плечо в сторону
Дельтовидная
Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак
Предплечье
Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг.).
возбудимость – способность реагировать на нервные импульсы – раздражители
сократимость – способность уменьшать длину при увеличении толщины
растяжимость – способность увеличивать длину при уменьшении толщины
эластичность – способность принимать прежнее положение после растяжения
Наиболее эффективно мышцы работают в 1330.
КПД мышц 20%. 80% - тепловые потери.
Мышечная координация – согласованная работа мышц.
Синергисты – мышцы, выполняющие одно и то же движение.
Антагонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия.
Выполнение лабораторной работы «Утомление при статической работе»
В) Закрепление пройденного материала
Беседа с учащимися по вопросам:
4. Домашнее задание: Прочитать §14
Биология 8 класс
План урока
Тема
«Предупреждение нарушения осанки и плоскостопия. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки мышц на формирование скелета и мускулатуры.
Лабораторная работа № 9.»
Цели урока
1. Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки.
2. Разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.
I. Проверка знаний.
1. Какая система контролирует работу мышц?
2. За счет, какой энергии сокращаются мышцы?
3. Какие мышцы сокращаются при поднятии гантели?
II. Новый материал
Основные понятия
Осанка
Плоскостопие
Остеохондроз
Факты
Степени и факторы нарушения осанки.
Корригирующая гимнастика.
Причины искривления позвоночника.
Предупреждение и лечение плоскостопия
Осанка – непринужденное привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.
Осанка – не наследуемый признак:
-формируется от 5 до 18 лет
-поддерживается статическим напряжением мышц
-зависит от строения скелета, формы позвоночного столба
Типы осанки:
-нормальная
-сутулая
-кифотическая
-лордотическая
-сколиоз
Формирование осанки:
-равномерное упражнение и гармоничное развитие всех групп мышц
-правильно подобранная мебель и обувь
-режим труда и отдыха
Плоскостопие – болезненное изменение стопы, при котором уплощаются ее своды.
Причина:
-неправильно подобранная обувь
-длительное хождение или стояние
-избыточная масса тела
III. Закрепление
Лабораторная работа «Осанка и плоскостопие» стр. 75
4.Домашнее задание: Прочитать §15
Биология 8 класс
План урока
Тема
«Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
Цели урока
Разъяснить казать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; дать элементарные сведения о травмах костно-мышечной системы и мерах первой помощи при них.
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Б) Повреждения опорно - двигательной системы:
-ушибы, их классификация (внутреннее кровотечение, гематомы, синяки)
-перелом (открытый и закрытый)
-растяжение связок
-вывих.
Приемы первой доврачебной помощи.
Рис. 41 на с. 78 "Определите вид травмы"
Рис. 40 на с. 77 "Оказание помощи при переломах"
При растяжении к поврежденному месту необходимо приложить холод, плотно забинтовать сустав и доставить пострадавшего в медицинский пункт.
При вывихе — смешении головки кости из суставной впадины — обеспечить полную неподвижность конечности, наложить фиксирующую повязку, неподвижно закрепляющую конечность и доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
Переломы костей бывают открытые и закрытые. При открытом переломе обломки костей, повредив мягкие ткани и кожу, выступают из раны. В этих случаях необходимо остановить кровотечение, смазать края раны 5%-ным раствором йода и наложить стерильную повязку. Обеспечить полную неподвижность с помощью наложения шины. Шина должна захватывать не менее двух суставов: выше и ниже перелома. При всех случаях перелома костей больного необходимо быстро доставить в лечебное учреждение.
4.Домашнее задание: Прочитать §16
Биология 8 класс
План урока ___________
Тема
«Компоненты внутренней среды»
1. Цели урока
1. Продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах.
2. Раскрыть понятие «гомеостаз».
3. Проанализировать функции плазмы и форменных элементов крови, ввести понятия «фагоцитоз», «антигены», «антитела».
4. Рассмотреть механизм свертывания крови.
5. Разъяснить роль анализа крови для диагностики.
I. Проверка знаний.
1. Рассказать о мерах первой помощи при ушибах.
2. Рассказать о мерах первой помощи при переломах, вывихах суставов.
II. Новый материал
Внутренняя среда организма – совокупность жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), принимающих участие в процессах обмена веществ и поддерживающих гомеостаз организма.
Форменные элементы (40-50%): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Н2О с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки – 1-2%, лимфоциты, лейкоциты.
Н2О, растворенные в ней питательные вещества и неорганические в-ва, О2, СО2, продукты распада.
Местонахождение
Сердце и кровеносные сосуды.
Лимфатическая система.
Между клетками всех тканей.
Источник и место образования
За счет поглощения белков, жиров, углеводов, минеральных солей, Н2О из органов пищеварения, лимфатических сосудов.
За счет тканевой жидкости, всосавшейся в мешочки на концах лимфатических капилляров.
За счет плазмы крови и продуктов жизнедеятельности клеток.
Функции
транспортная
дыхательная
питательная
выделительная
терморегуляторная
гомеостаз
защитная
гуморальная регуляция
возвращение в кровеносное русло тканевой жидкости
фильтрация
обеззараживание
1. перенос О2 и СО2.
Форменные элементы крови:
эритроциты – до 5 млн/1мм3 – двояковогнутый диск, нет ядра; Нв; образуется в красном костном мозге, селезенке; продолжительность жизни 120 дней; функция – перенос О2 и СО2.
Лейкоциты – 4-9 тыс/1мм3 – округлые, бесцветные клетки, есть ядро; образуются в селезенке, лимфатических узлах; продолжительность жизни от 1 до нескольких дней; фукция – защитная.
Тромбоциты – 180-320 тыс/1мм3 – без ядра; образуются в красном костном омзге; живут 5-8 дней; функция – свертывание крови.
В состоянии покоя 50% крови находится в депо (печень, селезенка).
Суммарная площадь поверхности всех Er=34000 м2.
Ежедневно отмирает 2 млрд. Er (0,01% их общего количества).
В каждом Er содержится 265 млн. молекул Hb.
В каждом мм3 крови – 5 млн. Er, в 5 л. = 25 трлн. Если выложить все Er в ряд, то получится цепочка на 200 тыс. км. (5 раз опояшет земной шар).
Свертывание крови – защитное приспособление, предохраняющее организм от потери крови.
Раны
Тромбоциты разрушаются
заболевание, наследственное, при котором кровь не сворачивается.
III. Закрепление
Уточнение значения терминов на странице 88.
Ответы на вопросы под символом «?»
IV. Д/з *17Доклад о резус-факторе.Вопрос 3(п) стр. 89
Биология 8 класс
План урока
Тема
«Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды организма.
Лабораторная работа № 10.»
Цели урока
Познакомить с составом крови и функциями ее компонентов, механизмом свертывания крови. Разъяснить значения анализа крови как средства диагностики заболеваний, ввести понятие малокровия.
2. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Б) Новая тема
Основные понятия
Фагоцитоз
Малокровие (анемия)
Объект
Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Гемоглобин. Группы лейкоцитов: фагоциты, лимфоциты
Процесс
Созревание эритроцитов
Кроветворение
Факты
Транспортная функция эритроцитов, оксигемоглобин, карбоксигемоглобин.
Открытие фагоцитоза
И. И. Мечниковым.
Г) Закрепление пройденного материала
Внутренняя среда организма состоит из крови (течет по кровеносным сосудам), лимфы (течет по лимфатическим сосудам) и тканевой жидкости (находится между клетками).
Кровь состоит из клеток (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов) и межклеточного вещества (плазмы).
Эритроциты (красные кровяные клетки) содержат белок гемоглобин, в состав которого входит железо. Гемоглобин переносит кислород (эритроциты принимают участие в газообмене).
Угарный газ прочно соединяется с гемоглобином и не дает ему переносить кислород.
Лейкоциты (белые кровяные клетки) защищают организм от инородных частиц и микроорганизмов, являются частью иммунной системы.
Тромбоциты (кровяные пластинки) участвуют в процессе свертывания крови.
Плазма состоит из воды с растворенными веществами. Например, в плазме растворен белок фибриноген. При свертывании крови он превращается в нерастворимый белок фибрин.
Часть плазмы крови выходит из кровеносных капилляров наружу, в ткани, и превращается в тканевую жидкость. Тканевая жидкость непосредственно контактирует с клетками тела, доносит до них кислород и другие вещества. Чтобы возвращать эту жидкость обратно в кровь, имеется лимфатическая система.
Лимфатические сосуды открыто оканчиваются в тканях; тканевая жидкость, попавшая туда, называется лимфой. Лимфа – это прозрачная бесцветная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, но много лимфоцитов. Лимфа движется за счет сокращения стенок лимфатических сосудов; клапаны в них не дают лимфе течь назад. Лимфа очищается в лимфатических узлах и возвращается в вены большого круга кровообращения.
Для внутренней среды организма характерен гомеостаз, т.е. относительное постоянство состава и других параметров. Это обеспечивает существование клеток организма в постоянных условиях, независимых от окружающей среды. Сохранением гомеостаза управляет гипоталамус (часть гипофиза)
4.Домашнее задание: Прочитать §17 (до конца)
Обсуждение вопроса 5
на с. 89 после §17.
Обсуждение вопроса 5
на с.99 после §19
Анализ текста учебника на с.86, 88
Рис.45 на с.87
Фагоцитоз.
Рис.44 на с.86 "Созревание эритроцитов"
Биология 8 класс
План урока
Тема
«Лейкоциты, их строение и функция. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза. Процессы воспаления.»
1. Цели урока
Выработка знаний об особенностях пищеварения
Учащиеся должны научиться:
Называть пути поступления пищи в организм животных.
Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения.
Выявлять приспособления организмов к различным источникам пищи.
Сравнивать строение органов пищеварения различных групп животных
2. Оборудование Таблицы «Простейшие», «Пищеварительная система», «Внутренние органы», «Органы дыхания»
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Б) Повторение
Ответы на вопросы 1-3 на стр. 208 учебника
Показать на таблицах особенности дыхательной системы птиц, рыб и млекопитающих
В) Новая тема
Значение и сущность пищеварения
Система органов пищеварения: (анализ рисунков 160 – 162 на стр. 210 – 212 учебника:
У простейших
У рыб
У наземных животных
У птиц
У млекопитающих
Строение и функции лейкоцитов. Лейкоциты развиваются в костном мозге из его стволовых клеток. Лейкоциты имеют шаровидную форму и ядро, способны к активному передвижению. Они могут выходить, из крови в ткани и возвращаться обратно в кровь. В одном мм3 (мкл) крови здорового человека содержится 4000—9000 лейкоцитов. Количество лейкоцитов в крови колеблется в течение суток: их число увеличивается после еды и во время мышечной работы, уменьшается в утренние часы. Функцией лейкоцитов является захват, поглощение и внутриклеточное переваривание чужеродных частиц, продуктов распада клеток, микробных тел, участие в защитных реакциях организма. По форме ядра, составу цитоплазмы и назначению лейкоциты подразделяют на 2 группы: зернистые лейкоциты и незернистые лейкоциты. Зернистые лейкоциты имеют сегментированное ядро и содержат в своей цитоплазме мелкозернистую субстанцию. Среди зернистых лейкоцитов выделяют эозинофильные, базофильные и нейтрофильные лейкоциты. К незернистым лейкоцитам, имеющим несегментированное ядро и не содержащим в цитоплазме зернистости, относят моноциты. В группу лейкоцитов также входят находящиеся в крови клетки иммунной системы — лимфоциты, количество которых у здоровых людей составляет 25—30% от числа всех лейкоцитов. Моноциты образуются в костном мозге. Число их в крови равно 6—8% от числа всех лейкоцитов. И.И. Мечников обнаружил, что лейкоциты участвуют в защитных реакциях крови. Лейкоциты образуют особые белки — антитела, участвующие в обезвреживании чужеродных веществ. Он доказал, что лейкоциты могут обволакивать и поглощать бактерии. Внутри лейкоцитов бактерии перевариваются и обезвреживаются. Этот процесс был назван И.И. Мечниковым фагоцитозом, а белые кровяные клетки, осуществляющие эту функцию, — фагоцитами. Фагоцитарная теория иммунитета была открыта Мечниковым в 1863 г. Клетки, вырабатывающие антитела и выполняющие функцию иммунного надзора в организме — распознавание и уничтожение микроорганизмов, чужеродных веществ, генетически измененных собственных клеток, выполняют Т- и В-лимфоциты. В-лимфоциты образуются в красном костном мозге. На их поверхности имеется большое количество ворсинок, несущих рецепторы, которые распознают чужеродные вещества — антигены. В-лимфоциты образуют антитела, которые разносятся по организму с током крови. Они способны нейтрализовать антигены (чужеродные тела). Т- клетки образуются в вилочковой железе, они сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусами. Вступив с ними в контакт, Т-лимфоциты выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов (в том числе опухолевые клетки).
Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/stroenie-i-funkcii-lejkocitov.html
Г) Закрепление пройденного материала
Определение сущности понятий:
Пищеварение внутренне и внешнее, органы пищеварения
4.Домашнее задание: Прочитать §40 , ответить на вопросы 1-6тр.214
Биология 8 класс
План урока
Тема
«Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы..»
Цели урока
Повторить предшествующий материал о крови, тканевой жидкости и лимфе, функциях крови и иммунитете, замкнутом и незамкнутом кровообращении; понятие об органах кровеносной и лимфатической системе, их строении и функциях
2. Оборудование Таблицы «Кровеносная система»
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Б) Повторение
В) Новая тема
Основные понятия
Замкнутая система
Артерии
Вены
Объект
Органы кровеносной системы. Строение кровеносных сосудов.
-Взаимосвязь компонентов внутренней среды (беседа по рис. 42 на ст.83)
-Кровеносная и лимфатическая системы. Строение кровеносных капилляров, артерий, вен, лимфососудов, лимфоузлов. Роль кармановидных клапанов вен. (рассказ учителя с использованием схем рис 50.)
Г) Закрепление пройденного материала
Иммунитет — совокупность функций организма, направленных на его защиту от всего генетически чужеродного. Речь не только о внешних врагах — бактериях, вирусах, паразитах, аллергенах и прочих. При определенных условиях даже собственные клетки организма могут стать чуждыми ему же — например, когда перерождаются в раковые, или претерпевают мутации, или стареют. А то, что генетически противоестественно, представляет опасность. Задача иммунитета — защитить организм от любой агрессии, независимо от того, откуда она исходит.
Здоровый человек не замечает постоянно идущих в его организме “сражений”. Но если иммунная система не справляется (например, с вирусами гриппа), то человек заболевает. Врачи в таких случаях прописывают разного рода таблетки, которые, может быть, и снимают неприятные ощущения (температуру, головную боль), но не оказывают никакого влияния на их причины.
В период эпидемий вирусных инфекций наблюдается резкий подъем и онкологических заболеваний. Причина этого явления известна: грипозный вирус тормозит иммунные реакции организма. Аналогичное воздействие на иммунные реакции оказывают различные канцерогены: химические, радиационные и другие. Повышение концентрации химических канцерогенов в воздушной среде и повышение интенсивности радиоактивного фона за последние 50 лет привели к росту онкологических заболеваний.
Бесспорным остается факт, что огромную роль в возникновении и болезней, и опухолей играетснижениеобщей сопротивляемости организма, его иммунитета.
Иммунная система — сложно организованная и взаимосвязанная совокупность органов, тканей, миллиардов клеток.
Миндалины. “Передовой пост” иммунной системы. Расположенные в миндалинах иммунные клетки “ловят диверсантов”, пытающихся проникнуть в организм через носоглотку. Таким образом, защищаются от инфекций дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт.
Вилочковая железа (тимус). Расположенный за грудиной орган служит своеобразной школой для Т-лимфоцитов. Здесь эти иммунные клетки “учатся” распознавать враждебные микроорганизмы. У взрослых людей масса вилочковой железы сокращается.
Селезенка. Этот орган, который долгое время хирурги считали излишним, выполняет роль очистного сооружения для крови, удаляя из нее поврежденные эритроциты и другие чуждые ей элементы, в том числе бактерии. Кроме того, селезенка служит “резервным лагерем” для иммунных клеток.
Кишечник. В тонкой кишке находятся лимфоидные (Пейеровы) бляшки. Они отвечают за оборону пищеварительного тракта от возбудителей болезней.
Костный мозг. В красном мозге трубчатых костей “рождаются” белые кровяные тельца (лейкоциты) и другие клетки крови.
Лимфатические узлы. Сотни таких узлов располагаются на путях следования лимфы. Иммунные клетки ждут здесь “сигнала тревоги” о появлении бактерий.
4.Домашнее задание: Прочитать §20,вопросов на с.102 перед §20
Обсуждение вопроса 2 на с.105 после §20.
Рис.50 с.104 "Кровеносные сосуды"
Биология 8 класс
План урока
Тема
«Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы.»
Цели урока
Задачи:
1. Повторить круги кровообращения и строение сердца позвоночных животных.
2. Изучить общий план строения сердца человека и движение крови по большому и малому кругу кровообращения.
3. Доказать вред перетяжек и наличие кармановидных клапанов вен, препятствующих движению крови в обратном направлении.
I. Проверка знаний.
1. С чем связано появление второго круга кровообращения?
2. Почему эволюция в строении сердца от земноводных до птиц и млекопитающих идет в направлении полного разделения правой и левой части сердца?
II. Новый материал
Полный оборот крои через оба круга кровообращения совершается за 21-22 секунды.
Вопросы:
Как нарушается движение крови при пороках сердца?
По каким артериям течет венозная кровь?
Движение крови по сосудам обеспечивается:
работой сердца
разницей кровяного давления в артериях и венах
клапанами, расположенными в венах
присасывающей силой грудной клетки при вдохе
сокращением мышц
Величина кровяного давления:
в аорте 150 мм.рт.ст.
в крупных артериях 120 мм.рт.ст.
в капиллярах 30 мм.рт.ст.
в венах 10 мм.рт.ст.
Скорость тока крови:
в крупных артериях 0,5 м/сек.
в средних артериях 0,06-0,14 м/сек
в полых венах 0,2 м/сек
в капиллярах 0,0005 м/сек
Артериальный пульс - ритмические колебания стенки артерии в период систолы желудочков сердца. Скорость распространения пульсовой волны 6-9 м/сек.
Лабораторная работа "Измерение АД, пульса".
III. Закрепление
1. Рассказать о доставке питательных веществ и кислорода тканям.
2. Проследить, как происходит образование тканевой жидкости и лимфы и отток последней в вены большого круга.
3. Рассказать о строении вен, артерий и капилляров и показать свизь их строения с функцией.
IV. Д/з §21 Выполнение лабораторной работы «Функции венозных клапанов».
Биология 8 класс
План урока
Тема
«Строение сердца. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца.
Лабораторная работа № 11.»
Цели урока
1. Раскрыть связь строения сердца с его функцией,
2. Дать понятие о сердечном цикле,
3. Ввести материал о симпатической и парасимпатической системах, автоматизме сердечной деятельности,
4. Показать связь местной и центральной регуляции, нервной и гуморальной регуляции,
5. Разъяснить суть приемов восстановления сердечной деятельности при клинической смер-ти.
I. Проверка знаний.
1. Проследить эволюцию сердца и позвоночных животных.
2. Рассказать о большом и малом кругах кровообращения.
3. Раскрыть значение лимфатической системы и проследить путь лимфы от момента образо-вания до впадения в кровеносное русло.
Свойства сердечной мышцы: возбудимость и сократимость
Сердце перекачивает за сутки 10 т. крови.
Автоматия сердечной мышцы - периодически возникающее возбуждение сердца под влиянием процессов, протекающих в нем самом. Специфическая мускулатура образует в сердце проводя-щую систему, со скоплениями клеточных узлов - водителей ритма.
Фазы сердечного цикла:
I. Систола предсердий (кровь из предсердий в желудочки) - 0,1 сек.
II. Систола желудочков (кровь из желудочков в легочные артерии и аорту) - 0,3 сек.
III. Диастола предсердий и желудочков (кровь из вен в предсердия) - 0,4 сек.
Регуляция работы сердца
Регуляция работы сердца
нервная
гуморальная
Симпатическая НС ( )
Парасимпатическая НС ( ¯ )
работу
адреналин,
норадреналин, тироксин, Са2+
работу
ацетилхолин, К+
ЭКГ - отражает электрические явления в работающем сердце.
Показать ЭКГ при различных заболеваниях.
III. Закрепление
Ответы на вопросы в конце параграфа 22
IV. Д/з Д.з. §22Обсуждение вопросов 1 и 2 на с. 114 после § 22
Таблица
"Строение сердца"
Рис.53 на с.111
"Сердце и сосуды, связанные сердцем"
Биология 8 класс
План урока
Тема
«Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности»
Цели урока
Сформировать представление о причине движения крови, изменении скорости кровотока в сосудах, распределении крови в организме, поддержании постоянства артериального давления; дать понятие о гипер- и гиподинамии; научить наблюдать над собственным организмом и уметь объяснять их.
2. Оборудование
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Б) Повторение
В) Новая тема
Факты
Причины движения крови по сосудам: работа сердца, артериальное давление.
Факторы, влияющие на движение крови: диаметр сосуда, вязкость крови.
Нарушения артериального давления.
Скорость движения крови.
Особенности артериального давления
Процесс
Поддерживание постоянства артериального давления
Г) Закрепление пройденного материала
Рис.55 с.116
"Измерение артериального давления тонометром"
Обсуждение вопроса 2 на с.120
Рис. 57 на с.120.
"Опыт Моссо
Рис.56 на с.117
А – измерение скорости наполнения сосудов ногтевого ложа.
Б – прием измерения пульса лучевой артерии.
4.Домашнее задание: Прочитать §23 до материала о нарушении артериального давления
Выполнение лабораторной работы «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»; «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови».
Биология 8 класс
План урока
Тема
«Первая помощь при капиллярном, венозном, артериальном кровотечениях»
Цели урока
Сформировать представление о морфологических и функциональных различиях сердца тренированного и нетренированного человека; разъяснить необходимость ведения здорового образа жизни, показать вредное воздействие гиподинамии, курения и алкоголя на сердце и сосуды.
2. Оборудование
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Б) Повторение
В) Новая тема
Основные понятия
Ударный объем
Гипертония
Гипотония
Некроз
Инфаркт миокарда
Факт
Юношеская гипертония
Первая помощь при стенокардии, гипертоническом кризе.
Г) Закрепление пройденного материала
4.Домашнее задание: Прочитать §24 (до конца) Экология человека
Д. з. § 14 Выполнение лабораторной работы «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»