I. Проблем-ная ситуация и актуали-зация знаний. | 1. Диалог Антошки и биолога на с. 73. – Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. Как лучше защищаться от бактерий? 1 2. – Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта о методах науки. Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 1 – Названия каких инфекционных болезней ты знаешь? (4-й класс, жизненный опыт.) – Какие меры безопасности принимают люди во время эпидемии гриппа? Почему? (4-й класс, жизненный опыт.) – Зачем люди моют руки? (4-й класс.) | Таблица «Значение бактерий». | Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные УУД 1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей. |
II. Совмест-ное открытие знаний. | 1. – На какие вопросы учебник предлагает найти ответы? (См. с. 73.) 1) Бактерии – друзья или враги нашего организма? 2) Как можно защититься от бактерий, которые опасны для здоровья? Зафиксируем их на доске и будем писать ответы по мере изучения. 2. Продуктивное чтение отрывка на с. 73. Отвечаем на первый вопрос. 2 3. – Где могут встречаться (жить) бактерии в организме человека? Поработайте в паре. Объясните ситуацию: Миша заболел ангиной. Врач, осмотрев горло мальчика, назначил ему антибиотики и обязательный приём молочно-кислых продуктов с бактериальной флорой. 2 4. Работа с рис. 12.1 на с. 74 – комментарий. Задача 12.1 из задачника-практикума. 3 4 5. – Как поведут себя вредные (опасные) бактерии в теле человека, если нет полезных? Задача 12.8 из задачника-практикума. 6. – Перечислите признаки заболеваний. Проверьте по учебнику. 7. Подготовленные дома сообщения о болезнях. 8. – Как бактерии заражают человека? Заполнить в тетради таблицу. 4 9. – Как можно защититься от бактерий, которые опасны для здоровья? – Поработайте в паре, используя учебник. Сформулируйте гигиенические правила, объясните, что необходимо делать, чтобы не заразиться. Задача 12.6 из практикума. 1 3 4 1 2 Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. | | Личностные УУД 1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Познавательные УУД 1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). 2. Формирование умения владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать факту-альную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения). 3. Формирование умения строить логическое рассуж-дение, включающее установление причинно-следственных связей. 4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (рисунок в текст, текст в таблицу и пр.). Коммуникативные УУД 2. Формирование умения самос-тоятельно организо-вывать учебное взаимо-действие при работе в паре. |
III. Самос-тоятель-ное приме-нение знаний. | Вопросы 1–4 на с. 76. Задания из задачника-практикума на выбор учителя. 1–2 задания на необходимом и 1–2 задания на повышенном уровне. Самооценка по алгоритму. 3 | | ТОУУ Регулятивные УУД 3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |