Задачи урока:Изучить особенности тканей растений и животных. Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память. Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторский материал "Современный урок биологии"»
5
Сегодня нам предстоит изучить еще одну очень интересную тему
из курса «Биологии»!
На предыдущих уроках мы с вами пришли к выводу,
что все организмы, существующие на Земле имеют сходное строение, все они состоят из …( Клеток)
Все живые организмы по количеству клеток, мы можем разделить на 2 группы? (одноклеточные и многоклеточные)
Для изучения строения одноклеточных организмов используют …..(микроскоп).Для изучения строения многоклеточных микроскоп не всегда обязателен.
Ребята, войдя в кабинет, вы, наверное, обратили внимание на таинственную шкатулку, которая стоит у меня на столе. Вам интересно узнать, что в ней?
Для того чтобы узнать что там, послушайте подсказку:
«Здесь находится творение рук человеческих.
По мнению ученых, это появилось 5 тысяч лет до н.э.
Изготавливают это, переплетая нити на станке.
Это находится на каждом из нас.
Из этого шьют одежду для различных сезонов»
Так что там ? (Учитель достает из шкатулки разные виды тканей).
Что же мы будем изучать, какова же тема нашего урока? (Ткани)
Как вы думаете, почему эти ткани оказались у нас сегодня на уроке?
Как они связать с живыми организмами, с биологией? Что такое «Ткань» как понятие в быту и в биологии? Давайте разберемся! (Затрудняются)
Чем отличаются все эти ткани? (Структурой, цветом….)
Какие ткани вы знаете? ( Лен, хлопок, ситец…)
Из чего состоят ткани? ( Из ниток)
С чем связано такое большое разнообразие тканей? (С их назначением)
Для чего нам нужны ткани? (Шить Одежду, а она, чтобы не замерзнуть от холода или не обгореть на солнце, она предохраняет нас от воздействий окружающей среды)
Скажите, из какой ткани нельзя сшить платье?
Что общего между тканями, которые у меня в руках и многоклеточными организмами? (организмы состоят из тканей, покрывают организмы)
Эти ткани состоят из нитей, словно ткани многоклеточных организмах , состоят из ….(Клеток) Клетки, как и нити объединяясь между собой, тоже образуют ткань.
Только благодаря слаженной работе множества миллионов клеток возможна жизнь этих органов растений.
Чем текстильные ткани отличаются друг от друга? (затруднение???)
Давайте, сравним лист, корень и цветок растения. Чем они отличаются? Как вы считаете, их клетки отличаются между собой? Как вы думаете чем?
Как вы думаете, у растений ткани присутствуют в единственном
числе? А Вы знаете, какие ткани есть у растений? Скажите, пожалуйста, этот материал вам знаком?
Что мы должны узнать о тканях? (Из каких клеток они состоят)
Значит, какова цель нашего урока?
познакомиться, что такое ткань; виды тканей и особенности их строения.
А нужно ли нам изучать данную тему? Где могут пригодится нам эти знания?
Гистология – наука о тканях.
В медицине становится всё более популярен метод диагностики – гистологическое исследование. (т.е. на анализ берут ткань) Под микроскопом рассматривают, что же не так со строением тканей и клеток в организме человека. Это даёт четкое понимание того, как именно нужно лечить тот или иной недуг. Ну и одно из самых интересных и перспективных направлений в медицине – тканевая инженерия – производят импланты (искусственно созданные) на основе тканей для нужд медицины (помните, как нуждался летчик Маресьев в хороших протезах).
Давайте определим маршрут нашей работы на уроке.
Вашему вниманию предлагаются задачи, которые нам предстоит решить, но они перепутаны местами. Вам нужно поставить их в том порядке, который поможет достичь цели урока:
1. Сделать вывод о значении тканей в жизни живых организмов.
2. Определить различия в тканях животных и растений.
3. Изучить особенности строения тканей растений и животных, учитывая их функции.
4.Сформулировать определение понятия «ткань».
1) часто клетки называют «кирпичиками», давайте представим себе строительство дома из кирпича. У строителей нет цементного раствора, они кладут стены из кирпича, не скрепляя его.
Что может произойти с таким домом?
Клетки организма можно сравнить с кирпичиками. Почему он не рассыпается?
Клетки должны скрепляться, чтобы организм не развалился.
Значит, кроме клеток должно быть вещество, их скрепляющее. Что это за вещество? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике, стр.22, первый абзац. (межклеточное вещество)
- Лиане было дано задание, она дома выполняла мини-исследование «Измениться ли структура картофеля после варки и почему?»
Выходи к доске, что ты принесла? ( Сварила клубень картофеля и сравнила его с сырым клубнем).
Попробуй сломать варёный и сырой картофель.
Твой вывод. (варёный картофель рассыпчатый, а сырой нет, при варке разрушается межклеточное вещество, которое удерживает клетки, поэтому клубень картофеля варенный стал рассыпчатым)
я предлагаю составить выражение, что такое ткань из предложенных слов и знаков.
Ткань = сходные клетки + межклеточное вещество
Из каких двух частей она состоит? (клетки + межклеточное вещество)
Стр.21 найти полное определение ткани.
Предлагаю прочитать определение ещё раз про себя. Записать в тетрадь.
2) Изучить особенности строения тканей растений и животных, учитывая их функции.
А теперь я предлагаю вам разделиться на группы и каждой группе найти в учебнике, ответы на вопросы.
Каждая группа получает задание.
Представитель каждой группы рассказывает о разных видах тканей, особенностей их строения и функциях (заполнение таблицы в рабочей тетради) стр.15-16
Задание: Узнать ткань по рисунку. Попробуйте узнать, какие типы тканей на экране.
3. Определить различия в тканях животных и растений.
Вопрос группе, слушаем представителя от группы.
Задание « Исправь ошибку».
Растение
Животное
Покровная
Проводящая
Механическая
Нервная
Основная
Эпителиальная
Мышечная
Соединительная
Механическая
Нервная
4. Сделать вывод о значении тканей в жизни живых организмов.
Давайте с вами вспомним самое высокое растение и самое большое животное на Земле. (Секвойя, синий кит)
Только благодаря слаженной работе множества миллионов клеток возможна жизнь этих гигантов!
Напишите самостоятельно в своих тетрадях по 2 предложения о значении тканей в жизни живых организмов.
Вывод: ткани являются основой соединения всех органов в одно целое – организм.
Будут ли Вами востребованы знания по строению тканей растений?
Вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока: из какой ткани нельзя сшить платье? Из растительных тканей.
Д/З
1) п.5 (2 пункт «ткани») знать!
2) желающие составить кроссворд по теме «Клетки. Ткани».