kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Школьный тур олимпиады по биологии с ответами (6-9 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные олимпиады -   традиционная и  многолетняя форма работы с одаренными детьми, помогающая  решать целый ряд важных задач по развитию и воспитанию учащихся.

 

       Использование в работе с детьми  интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся.

 

        Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время. Сегодня, в период перехода к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. В Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические способности». 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Школьный тур олимпиады по биологии с ответами (6-9 классы) »

ВОПРОСЫ

теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

6 класс

Максим.кол.баллов- 30,5

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

  1. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих одну и или несколько сходных функций называется:
    а) хлоропластом; б) тканью; в) межклетником; г) хромосомой.

  2. Вещество, придающее растению зеленый цвет и играющее решающую роль в воздушном питании растения - это:
    а) клеточный сок; б) межклеточное вещество; в) хлорофилл; г) цитоплазма.

  3. К двудольным относятся следующие растения:
    а) горох, кукуруза, овес; б) кукуруза, фасоль, бобы;
    в) фасоль, бобы, горох; г) горох, овес, бобы.

  4. Питательные вещества в семени пшеницы находятся в:
    а) корешке; б) семядоле; в) покровах семени; г) эндосперме.

  5. Растение, семена которого богаты маслами - это:
    а) кукуруза; б) фасоль; в) пшеница; г) подсолнечник.

  6. В процессе дыхания семена потребляют:
    а) углекислый газ б) кислород, воду и тепло; в) кислород г) углекислый газ и воду.

  7. Запасные вещества находятся в семядольных листьях у:
    а) дуба; б) пшеницы; в) фасоли; г) редиски.

  8. Функция корневого чехлика -
    а) непрерывное удлинение корня за счет деления клеток;
    б) проведение воды и минеральных веществ;
    в) защита кончика корня от повреждений;
    г) всасывание воды и минеральных веществ.

  9. Побеги, у которых функцию фотосинтеза выполняют только стебли, имеются у:
    а) алоэ и сосны; б) кактуса и подорожника; в) алоэ и саксаула; г) кактуса и саксаула.

10 .Только для животных характерен процесс:

а) образования на свету органических веществ из неорганических;

б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразования их в нервные импульсы;

в) поступления веществ в организм, их преобразования и удаления конечных продуктов жизнедеятельности;

г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания.


Часть 2. Задание включает 5 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов по-вашему верных ответов поставьте знаки "плюс". Если вы считаете ответ неправильным - поставьте «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. В случае исправлений знак должен быть продублирован.

  1. Плод яблоко у:
    а) яблони; б) рябины; в) вишни; г) груши; д) малины.

  2. Возможные функции видоизмененных подземных побегов:
    а) фотосинтезирующая; б) проводящая; в) дыхание; г) запасающая; д) вегетативное размножение.

  3. Цветки одиночные:
    а) у ландыша майского; б) подсолнечника; в) клевера; г) тюльпана; д) нарцисса.

  4. Для семян растений класса однодольных так же, как и для двудольных характерно наличие:
    а) зародышевого корешка; б) зародышевого стебелька; в) почечки; г) эндосперма;
    д) двух семядолей.

  5. Функция газообмена стебля березы возможна благодаря:
    а) устьицам; б) волокнам; в) сосудам; г) чечевичкам; д) ситовидным трубкам.


Часть 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак "плюс" рядом с номерами правильных суждений, и знак «минус» рядом с не верными). Максимальное количество 5 баллов.

  1. Растения и животные способны обогащать воздух кислородом.

  2. Слоевище – это тело растения, не расчлененное на специальные органы.

  3. Первооткрывателем растительной клетки был Роберт Гук (1665 г.).

  4. Корнеплод свеклы – это видоизмененный главный корень.

  5. У всех растений пыльца одинаковая.


Часть 4.[макс. 3 балла, по 0,5]Установите соответствие между растением и систематической группой:


        1. Картофель А) Хвойные

        2. Чеснок Б) Пасленовые

        3. Шиповник В) Злаковые

        4. Акация Г) Лилейные

        5. Овес Д) Бобовые

        6. Кипарис Е) Розоцветные



Растение

1

2

3

4

5

6

Систем.группа








ОТВЕТЫ

теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

6 класс

Максим.кол.баллов- 30,5


Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).


  1. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих одну и или несколько сходных функций называется:
    а) хлоропластом;
    б) тканью;
    в) межклетником;
    г) хромосомой.

  2. Вещество, придающее растению зеленый цвет и играющее решающую роль в воздушном питании растения - это:
    а) клеточный сок;
    б) межклеточное вещество;
    в) хлорофилл;
    г) цитоплазма.

  3. К двудольным относятся следующие растения:
    а) горох, кукуруза, овес;
    б) кукуруза, фасоль, бобы;
    в) фасоль, бобы, горох;
    г) горох, овес, бобы.

  4. Питательные вещества в семени пшеницы находятся в:
    а) корешке;
    б) семядоле;
    в) покровах семени;
    г) эндосперме.

  5. Растение, семена которого богаты маслами - это:
    а) кукуруза;
    б) фасоль;
    в) пшеница;
    г) подсолнечник.

  6. В процессе дыхания семена потребляют:
    а) углекислый газ
    б) кислород, воду и тепло;
    в) кислород
    г) углекислый газ и воду.

  7. Запасные вещества находятся в семядольных листьях у:
    а) дуба;
    б) пшеницы;
    в) фасоли;
    г) редиски.

  8. Функция корневого чехлика -
    а) непрерывное удлинение корня за счет деления клеток;
    б) проведение воды и минеральных веществ;
    в) защита кончика корня от повреждений;
    г) всасывание воды и минеральных веществ.

  9. Побеги, у которых функцию фотосинтеза выполняют только стебли, имеются у:
    а) алоэ и сосны;
    б) кактуса и подорожника;
    в) алоэ и саксаула;
    г) кактуса и саксаула.

10 .Только для животных характерен процесс:

а) образования на свету органических веществ из неорганических;

б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразования их в нервные импульсы;

в) поступления веществ в организм, их преобразования и удаления конечных продуктов жизнедеятельности;

г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания.


Часть 2. Задание включает 5 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов по-вашему верных ответов поставьте знаки "плюс". Если вы считаете ответ неправильным - поставьте «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. В случае исправлений знак должен быть продублирован.

  1. Плод яблоко у:
    а) яблони;
    б) рябины;
    в) вишни;
    г) груши;
    д) малины.

  2. Возможные функции видоизмененных подземных побегов:
    а) фотосинтезирующая;
    б) проводящая;
    в) дыхание;
    г) запасающая;
    д) вегетативное размножение.

  3. Цветки одиночные:
    а) у ландыша майского;
    б) подсолнечника;
    в) клевера;
    г) тюльпана;
    д) нарцисса.

  4. Для семян растений класса однодольных так же, как и для двудольных характерно наличие:
    а) зародышевого корешка;
    б) зародышевого стебелька;
    в) почечки;
    г) эндосперма;
    д) двух семядолей.

  5. Функция газообмена стебля березы возможна благодаря:
    а) устьицам;
    б) волокнам;
    в) сосудам;
    г) чечевичкам;
    д) ситовидным трубкам.


Часть 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак "плюс" рядом с номерами правильных суждений, и знак «минус» рядом с не верными). Максимальное количество 5 баллов.

  1. Растения и животные способны обогащать воздух кислородом.

  2. Слоевище – это тело растения, не расчлененное на специальные органы.

  3. Первооткрывателем растительной клетки был Роберт Гук (1665 г.).

  4. Корнеплод свеклы – это видоизмененный главный корень.

  5. У всех растений пыльца одинаковая.



Часть 4.[макс. 3 балла, по 0,5] Установите соответствие между растением и систематической группой:


        1. Картофель А) Хвойные

        2. Чеснок Б) Пасленовые

        3. Шиповник В) Злаковые

        4. Акация Г) Лилейные

        5. Овес Д) Бобовые

        6. Кипарис Е) Розоцветные



Растение

1

2

3

4

5

6

Систем.группа








1Б,2Г, 3Е, 4Д, 5В, 6А






Вопросы

теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

7 класс

Максим. кол.баллов- 37,5

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. К признакам бактерий НЕ относится:1

а) цитоплазма; б) отсутствие оформленного ядра;

в) наличие клеточной мембраны (стенки); г) наличие митохондрий

2. К бактериальным инфекциям относится:

а) грипп б) холера в) оспа г) гепатит В

3. НЕ образуют микоризу:

а) шампиньоны б) подосиновики в) мухоморы г) маслята

4. Споры на пластинках плодового тела образуются у:

а) белого гриба б) мукора в) рыжика г) трутовика

5.Лишайники, живущие на коре деревьев, по отношению к дереву

а) являются паразитами б) являются паразитами в начале роста

в) являются паразитами в процессе развития г) не являются паразитами

6. Гриб лишайника получает от водоросли:

а) воду; б) минеральные соли;

в) органические вещества; г) воздух.

7. Применяемое в кондитерской промышленности студенистое вещество агар-агар

изготавливают из:

а) красных водорослей б) бурых водорослей

в) одноклеточных зеленых водорослей г) многоклеточных зеленых водорослей

8. Торф образуется из

а) торфяного мха сфагнума б) сфагнума и других мхов в)сфагнума и кукушкина льна

г) сфагнума и растений других отделов, произрастающих на болотах

9. Появление хвощей на лугах и полях свидетельствует о том, что

а) почва кислая и в нее нужно вносить известь б) почва слабощелочная

в) почва щелочная и в нее нужно вносить кислоту г) почва нейтральная

10. В металлургии, пиротехнике и медицине раньше применяли споры:

а) папоротников; б) мхов; в) хвощей; г) плаунов.

11. Семена в шишках сосны обыкновенной созревают через

а) несколько недель после оплодотворения б) полгода после оплодотворения

в) через год после оплодотворения г) через полтора года после оплодотворения

12. В природе встречается больше растений с семенами, запасающими

а) крахмал б) масло в) белки г) минеральные соли

13. Плод грецкого ореха:

а) орешек б) костянка в) коробочка г) многоорешек

14. Передвижение воды и минеральных веществ у сосны осуществляется по

а) ситовидным трубкам б) сосудам в) трахеидам г) паренхиме

15. Простейшие НЕ реагируют на раздражения

а) химические б) звуковые в) световые г) механические


Часть 2.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. По строению слоевища различают лишайники:

I. накипные; II. колониальные; III. кустистые; IV. одноклеточные; V. листоватые.

а) I,V б) II, III,V в) I,III,V г) II,III, IV

2. Из перечисленных признаков выберите те, которые характерны для грибов и всех животных:

I. отсутствие хлорофилла в клетках; II.хитинизированная клеточная стенка;

III. запасное вещество — крахмал; IV. запасное вещество — гликоген; V.способность к вегетативному размножению участками тела.

а) I, IV,V б) II,III,IV в) I,III г) I,IV

3. Только для кишечнополостных характерно

I. бесполое размножение; II. наличие стрекательных клеток; III. способность к регенерации; IV. слепозамкнутая пищеварительная полость; V. двуслойность

а) только II б) IV,V в) I,II, III, IV г) I,II,III,IV,V

4. Реактивный принцип движения можно встретить у представителей:I. плоских червей, II. кишечнополостных, III. насекомых, IV. моллюсков, V. иглокожих:

а) I, II и V; б) II, III и IV; в) ни в одной из перечисленных групп; г) II, III, IV,V;

5. Кровь у насекомых:

I. разносит питательные вещества; II. разносит кислород; III. собирает продукты распада; IV. принимает участие в разгибании ног;V-окрашена в красный цвет.

а) I,III; б) II,V в) I,II,III; г) I, II,IV,V.


Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет,- знак «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).


1. К миксотрофным организмам относятся лишайники и эвгленовые.

2. Заросток папоротника прикрепляется к почве с помощью корней.

3. Стебли многолетних растений всегда выполняют фотосинтезирующую функцию.

4. Летучие вещества, выделяемые хвойными растениями и убивающие болезнетворные

микроорганизмы – фитонциды

5. У капусты устьица расположены на верхней стороне листа.

6. Макронуклеус – это глазок эвгленовых.

7. Красные и бурые водоросли имеют хлорофилл.

8. Все общественные насекомые относятся к отряду перепончатокрылых.

9. По мере роста моллюска раковина сбрасывается, а под ней образуется новая раковина – более крупная.

10. Паукообразные имеют две пары усиков.


Часть IV. Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


  1. (макс. 2,5 балла) Установите соответствие между представителями гидробионтов (1-5) и соответствующими им жизненными формами (А-Д).


1. Рачок дафния

А - Нектон

2. Судак

Б - Бентос

3. Водомерка

В - Нейстон

4. Моллюск катушка

Г - Перифитон

5. Инфузория сувойка

Д - Планктон




Гидробионты

1

2

3

4

5

Жизненные формы






ОТВЕТЫ

теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

7 класс

Максимум баллов- 37,5


Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. К признакам бактерий НЕ относится:1

а) цитоплазма;

б) отсутствие оформленного ядра;

в) наличие клеточной мембраны (стенки);

г) наличие митохондрий

2. К бактериальным инфекциям относится:

а) грипп, б) холера, в) оспа, г) гепатит В

3. НЕ образуют микоризу:

а) шампиньоны, б) подосиновики, в) мухоморы, г) маслята

4. Споры на пластинках плодового тела образуются у:

а) белого гриба; б) мукора; в) рыжика; г) трутовика.

5.Лишайники, живущие на коре деревьев, по отношению к дереву

а) являются паразитами

б) являются паразитами в начале роста

в) являются паразитами в процессе развития

г) не являются паразитами

6. Гриб лишайника получает от водоросли:

а) воду;

б) минеральные соли;

в) органические вещества;

г) воздух.

7. Применяемое в кондитерской промышленности студенистое вещество агар-агар

изготавливают из:

а) красных водорослей

б) бурых водорослей

в) одноклеточных зеленых водорослей

г) многоклеточных зеленых водорослей

8. Торф образуется из

а) торфяного мха сфагнума

б) сфагнума и других мхов

в) сфагнума и кукушкина льна

г) сфагнума и растений других отделов, произрастающих на болотах

9. Появление хвощей на лугах и полях свидетельствует о том, что

а) почва кислая и в нее нужно вносить известь

б) почва слабощелочная

в) почва щелочная и в нее нужно вносить кислоту

г) почва нейтральная

10. В металлургии, пиротехнике и медицине раньше применяли споры:

а) папоротников;

б) мхов;

в) хвощей;

г) плаунов.

11. Семена в шишках сосны обыкновенной созревают через

а) несколько недель после оплодотворения б) полгода после оплодотворения

в) через год после оплодотворения г) через полтора года после оплодотворения

12. В природе встречается больше растений с семенами, запасающими

а) крахмал б) масло в) белки г) минеральные соли

13. Плод грецкого ореха:

а) орешек; б) костянка; в) коробочка; г) многоорешек.

14. Передвижение воды и минеральных веществ у сосны осуществляется по

а) ситовидным трубкам б) сосудам в) трахеидам, г) паренхиме

15. Простейшие НЕ реагируют на раздражения

а) химические б) звуковые в) световые г) механические


Часть 2.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).


1. По строению слоевища различают лишайники:

I. накипные; II. колониальные; III. кустистые; IV. одноклеточные; V. листоватые.

а) I,V

б) II, III,V

в) I,III,V

г) II,III, IV

2. Из перечисленных признаков выберите те, которые характерны для грибов и всех животных:

I. отсутствие хлорофилла в клетках; II.хитинизированная клеточная стенка;

III. запасное вещество — крахмал; IV. запасное вещество — гликоген; V.способность к вегетативному размножению участками тела.

а) I, IV,V

б) II,III,IV

в) I,III

г) I,IV

3. Только для кишечнополостных характерно

I. бесполое размножение; II. наличие стрекательных клеток; III. способность к регенерации; IV. слепозамкнутая пищеварительная полость; V. двуслойность

а) только II

б) IV,V

в) I,II, III, IV

г) I,II,III,IV,V

4. Реактивный принцип движения можно встретить у представителей:I. плоских червей, II. кишечнополостных, III. насекомых, IV. моллюсков, V. иглокожих:

а) I, II и V;

б) II, III и IV;

в) ни в одной из перечисленных групп;

г) II, III, IV,V;

5. Кровь у насекомых:

I. разносит питательные вещества; II. разносит кислород; III. собирает продукты распада; IV. принимает участие в разгибании ног;V-окрашена в красный цвет.

а) I,III;

б) II,V

в) I,II,III;

г) I, II,IV,V.


Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет- «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. К миксотрофным организмам относятся лишайники и эвгленовые.

2. Заросток папоротника прикрепляется к почве с помощью корней.

3. Стебли многолетних растений всегда выполняют фотосинтезирующую функцию.

4. Летучие вещества, выделяемые хвойными растениями и убивающие болезнетворные

микроорганизмы – фитонциды

5. У капусты устьица расположены на верхней стороне листа.

6. Макронуклеус – это глазок эвгленовых.

7. Красные и бурые водоросли имеют хлорофилл.

8. Все общественные насекомые относятся к отряду перепончатокрылых.

9. По мере роста моллюска раковина сбрасывается, а под ней образуется новая раковина – более крупная.

10. Паукообразные имеют две пары усиков.


Часть IV. Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


  1. (макс. 2,5 балла) Установите соответствие между представителями гидробионтов (1-5) и соответствующими им жизненными формами (А-Д).



1. Рачок дафния

А - Нектон

2. Судак

Б - Бентос

3. Водомерка

В - Нейстон

4. Моллюск катушка

Г - Перифитон

5. Инфузория сувойка

Д - Планктон



Гидробионты

1

2

3

4

5

Жизненные формы







1Д, 2А, 3В, 4Г, 5Б










Вопросы

теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

, 8 класс

Максимальное кол-во 45,5 баллов

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.У эукариот НЕ встречается вещество

а)гликоген б) крахмал в) парамилон г) муреин

2. Плод у репы называется:

а) клубень; б) стручок; в) корнеклубень; г) корнеплод.

3. Соцветие, характерное для злаковых - это:
а) простой колос; б) сложный колос в) головка; г) сложный зонтик.

4. Какие приспособления характерны для растений, опыляемых насекомыми:

а) пыльца мелкая и сухая; б) пыльца крупная и липкая;

в) пыльца с воздушными мешками; г) околоцветник мелкий, малозаметный

5. Горчица относится к семейству:
а) бобовых; б) розоцветных; в) паслёновых; г) крестоцветных.

6.К плодам НЕ относится:
а) костянка сливы; б) «ягода» можжевельника;
в) ягода смородины; г) тыквина арбуза.

7. При двойном оплодотворении после слияния центральной клетки со спермием возникает:
а) зародыш; б) семязачаток; в) эндосперм; г) зигота.

8. Какая система органов планарии схематически изображена на рисунке?

а) выделительная; б) половая; в) нервная; г) пищеварительная

9. У какого из перечисленных паразитических червей нет специальных органов прикрепления?

а) печёночный сосальщик; б) свиной цепень;

в) аскарида; г) у всех перечисленных червей имеются прикрепительные органы

10. Чем дышат прудовики:

а) жабрами; б) трахеями; в) легкими; г) поверхностью тела.

11. Какой тип симметрии у круглых червей?

а) радиальная; б) билатеральная; в) сферическая; г) отсутствует

12. Имеется ли череп и головной мозг у ланцетника:

а) череп есть, головного мозга нет; б) черепа нет, головного мозга нет;

в) черепа нет, головной мозг есть г) череп есть, головной мозг есть

13. Где расположены органы вкуса у рыб:

а) во рту и на теле; б) только во рту; в) только на усиках; г) вкус рыбы не различают.

14. Для чего служат ноздри лягушек:

а) только для дыхания; б) только для потребления воды;

в) для дыхания и обоняния; г) для потребления воды и обоняния.

15. Какое из этих пресноводных животных может быть промежуточным хозяином червей-паразитов человека?


а)

б)

в)

г)


16. Плавательного пузыря НЕ имеет:
а) морской окунь; б) камбала в) судак г) лещ

17.Артериальная кровь поступает в сердце человека через:

а) аорту; б) легочную артерию; в) полые вены; г) легочные вены.

18. Малокровие связано с:

а) уменьшением количества эритроцитов; б) увеличением количества лейкоцитов;

в) изменением размеров эритроцитов; г) снижением объёма плазмы крови.

19. Хрящевые полукольца составляют основу:

а) трахеи; б) бронхов; в) гортани; г) бронхиол.

20. Полуподвижносоединены между собой:

а) тазовые кости; б) позвонки шейного отдела;

в) позвонки копчикового отдела; г) кости крыши черепа.



Часть 2.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).


1. Для хелицеровых характерны следующие признаки:
I. простые глаза;II. легкие и трахеи;III. легкие; IV. хитиновый покров; V. фасеточные глаза.

а) I,III,IV; б) I,IV; в) V,III г) IV,I,II.

2. Признаками типа Кольчатые черви являются:
I. билатеральная симметричность;II- двуслойное строение тела;III- трехслойное строение тела; IV-многоклеточное строение; V- наличие целома.

а) I,IV; б) III,IV,I; в) I, II,IV г) IV,V.

3. Для земноводных характерны следующие признаки:
I-имеется только легочное дыхание;II- наличие мочевого пузыря; III- на стадии личинки имеются признаки строения рыб; IV- для взрослых особей характерна линька;V- отсутствие грудной клетки.

а) V; б) II, IV,V в) III,IV, II,V г) I,III

4. Внутреннее ухо млекопитающих содержит: I-молоточек; II-наковальня; III- стремечко; IV-барабанная перепонка; V-овальное окно

а) I,II,III б) только III в) только IV г) только V

5.К костям пояса верхних конечностей относятся: I-плечевая кость;II- локтевая кость;III- ключица;IV- лопатка;V- грудина

а) I,II,III,IV; б) только V; в) V,IV г) III, IV


Часть 3.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет- «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

  1. Для простейших характерна не только водная среда жизни.

  2. Многощетинковых кольчатых червей сближает с плоскими червями отсутствие личиночной стадии.

  3. К сложным соцветиям относится кисть ландыша.

  4. Одним из признаков двудольных растений является наличие камбия в стебле, вследствие чего он может расти в толщину.

  5. Кровеносная система круглых червей замкнутая.

  6. В клетках дрожжей не обнаруживаются пластиды.

  7. Муравьи и термиты относятся к отряду Перепончатокрылые.

  8. Клоака отсутствует у крысы.

  9. Йод входит в состав гормона надпочечников

  10. В лимфу из кишечника человека всасываются аминокислоты


Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5,5. Заполните матрицы

ответов в соответствии с требованиями заданий.


1.[2,5 балла] Сопоставьте болезнь (1–5) и переносчика возбудителя (А–Д).

1) чума; А) собаки, шакалы, летучие мыши;

2) энцефалит; Б) комары;

3) малярия; В) клещи;

4) эпидемический сыпной тиф; Г) вши;

5) бешенство Д) блохи.


Болезни






Переносчик возбудителя







2. [мах. 3 балла] Кровь (гемолимфа) у беспозвоночных животных имеет различную

окраску. Укажите для объектов (1–6) характерный цвет крови/гемолимфы (А–Д).

Объект: Цвет крови/гемолимфы:

1) дождевой червь; А) красная;

2) многощетинковый червь серпула; Б) голубая;

3) каракатица; В) зеленая;

4) речной рак; Г) оранжево-желтая;

5) личинка комара-толкунца (род Chironomus); Д) бесцветная.

6) божья коровка


Объект

1

2

3

4

5

6

Цвет крови








ОТВЕТЫ

теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

2014-2015 год,

8 класс

Максимальное кол-во 45,5 баллов


Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.У эукариот НЕ встречается вещество

а)гликоген

б) крахмал

в) парамилон

г) муреин

2. Плод у репы называется:

а) клубень;

б) стручок;

в) корнеклубень;

г) корнеплод.

3. Соцветие, характерное для злаковых - это:
а) простой колос;
б) сложный колос
в) головка;
г) сложный зонтик.

4. Какие приспособления характерны для растений, опыляемых насекомыми:

а) пыльца мелкая и сухая;

б) пыльца крупная и липкая;

в) пыльца с воздушными мешками;

г) околоцветник мелкий, малозаметный

5. Горчица относится к семейству:
а) бобовых;
б) розоцветных;
в) паслёновых;
г) крестоцветных.

6.К плодам НЕ относится:
а) костянка сливы;
б) «ягода» можжевельника;
в) ягода смородины;
г) тыквина арбуза.

7. При двойном оплодотворении после слияния центральной клетки со спермием возникает:
а) зародыш;
б) семязачаток;
в) эндосперм;
г) зигота.

8. Какая система органов планарии схематически изображена на рисунке?

а) выделительная; б) половая; в) нервная; г) пищеварительная

9. У какого из перечисленных паразитических червей нет специальных органов прикрепления?

а) печёночный сосальщик;

б) свиной цепень;

в) аскарида;

г) у всех перечисленных червей имеются прикрепительные органы

10. Чем дышат прудовики:

а) жабрами;

б) трахеями;

в) легкими;

г) поверхностью тела.

11. Какой тип симметрии у круглых червей?

а) радиальная;

б) билатеральная;

в) сферическая;

г) отсутствует

12. Имеется ли череп и головной мозг у ланцетника:

а) череп есть, головного мозга нет;

б) черепа нет, головного мозга нет;

в) черепа нет, головной мозг есть

г) череп есть, головной мозг есть

13. Где расположены органы вкуса у рыб:

а) во рту и на теле;

б) только во рту;

в) только на усиках;

г) вкус рыбы не различают.

14. Для чего служат ноздри лягушек:

а) только для дыхания;

б) только для потребления воды;

в) для дыхания и обоняния;

г) для потребления воды и обоняния.

15. Какое из этих пресноводных животных может быть промежуточным хозяином червей-паразитов человека?


а)

б)

в)

г)


16. Плавательного пузыря НЕ имеет:
а) морской окунь;
б) камбала
в) судак
г) лещ

17.Артериальная кровь поступает в сердце человека через:

а) аорту;

б) легочную артерию;

в) полые вены;

г) легочные вены.

18. Малокровие связано с:

а) уменьшением количества эритроцитов;

б) увеличением количества лейкоцитов;

в) изменением размеров эритроцитов;

г) снижением объёма плазмы крови.

19. Хрящевые полукольца составляют основу:

а) трахеи;

б) бронхов;

в) гортани;

г) бронхиол.

20. Полуподвижносоединены между собой:

а) тазовые кости;

б) позвонки шейного отдела;

в) позвонки копчикового отдела;

г) кости крыши черепа.


Часть 2.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).


1. Для хелицеровых характерны следующие признаки:
I. простые глаза;II. легкие и трахеи;III. легкие; IV. хитиновый покров; V. фасеточные глаза.

а) I,III,IV;

б) I,IV;

в) V,III

г) IV,I,II.

2. Признаками типа Кольчатые черви являются:
I. билатеральная симметричность;II- двуслойное строение тела;III- трехслойное строение тела; IV-многоклеточное строение; V- наличие целома.

а) I,IV;

б) III,IV,I;

в) I, II,IV

г) IV,V.

3. Для земноводных характерны следующие признаки:
I-имеется только легочное дыхание;II- наличие мочевого пузыря; III- на стадии личинки имеются признаки строения рыб; IV- для взрослых особей характерна линька;V- отсутствие грудной клетки.

а) V;

б) II, IV,V

в) III,IV, II,V

г) I,III

4. Внутреннее ухо млекопитающих содержит: I-молоточек; II-наковальня; III- стремечко; IV-барабанная перепонка; V-овальное окно

а) I,II,III

б) только III

в) только IV

г) только V

5.К костям пояса верхних конечностей относятся: I-плечевая кость;II- локтевая кость;III- ключица;IV- лопатка;V- грудина

а) I,II,III,IV;

б) только V;

в) V,IV

г) III, IV


Часть 3.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет- «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

  1. Для простейших характерна не только водная среда жизни.

  2. Многощетинковых кольчатых червей сближает с плоскими червями отсутствие личиночной стадии.

  3. К сложным соцветиям относится кисть ландыша.

  4. Одним из признаков двудольных растений является наличие камбия в стебле, вследствие чего он может расти в толщину.

  5. Кровеносная система круглых червей замкнутая.

  6. В клетках дрожжей не обнаруживаются пластиды.

  7. Муравьи и термиты относятся к отряду Перепончатокрылые.

  8. Клоака отсутствует у крысы.

  9. Йод входит в состав гормона надпочечников

  10. В лимфу из кишечника человека всасываются аминокислоты


Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5,5. Заполните матрицы

ответов в соответствии с требованиями заданий.


1.[2,5 балла] Сопоставьте болезнь (1–5) и переносчика возбудителя (А–Д).

1) чума; А) собаки, шакалы, летучие мыши;

2) энцефалит; Б) комары;

3) малярия; В) клещи;

4) эпидемический сыпной тиф; Г) вши;

5) бешенство Д) блохи.


Болезни






Переносчик возбудителя






1 Д, 2В. 3 Б, 4Г, 5 А


2. [мах. 3 балла] Кровь (гемолимфа) у беспозвоночных животных имеет различную

окраску. Укажите для объектов (1–6) характерный цвет крови/гемолимфы (А–Д).

Объект: Цвет крови/гемолимфы:

1) дождевой червь; А) красная;

2) многощетинковый червь серпула; Б) голубая;

3) каракатица; В) зеленая;

4) речной рак; Г) оранжево-желтая;

5) личинка комара-толкунца (род Chironomus); Д) бесцветная.

6) божья коровка


Объект

1

2

3

4

5

6

Цвет крови








1А, 2В ,3 Б ,4Б, 5 А, 6 Г






Вопросы

теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

9 класс

Максим.кол-во баллов – 65,5

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).


1.Анабена относится к организмам:
а) многоклеточным; б) прокариотическим;
в) колониальным; г) симбиотическим.

2.У цветковых растений в клетке нет:

а) центриолей; б) микротрубочек; в) микрофиламентов;

г) ядрышка.

3. Рисунок иллюстрирует пример проявления

жизненного свойства:

а) обмен веществ; б) размножение;

в) движение; г) рост.




4. Из перечисленных признаков, общим для клеток растений и животных является:
а) наличие хлоропластов; б) 46 хромосом в клетке;
в) химический состав; г) наличие пластид.

5. На рисунке представлен эффективный агротехнический прием:

а) пасынкование; б) мульчирование; в) пикировка; г) окучивание.

6. Формула цветка ↑О(2)+2Т3П1 характерна для семейства:

а) пасленовых; б) злаковых; в) лилейных; г) мотыльковых (бобовых).

7. Бесполое поколение мха (спорофит) развивается из:

а) споры; б) зиготы; в) сперматозоида; г) яйцеклетки.

8.Проводящие пучки в листьях:

а) проводят воду и минеральные соли;

б) проводят растворы сахаров из листьев в другие части растения;

в) выполняют опорно-механическую функцию;

г) выполняют все названные функции.

9. Основу древесины березы составляют

а) лубяные волокна, б) ситовидные трубки, в) трахеиды, г) сосуды

10. Только для животных характерен процесс:

а) образования на свету органических веществ из неорганических;

б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразования их в нервные импульсы;

в) поступления веществ в организм, их преобразования и удаления конечных продуктов жизнедеятельности;

г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания.

11. Для чего служат цисты одноклеточных животных:

а) для размножения и расселения; б) для выживания и расселения:

в) для размножения и выживания; г) для размножения, расселения и выживания.

12. Функции носителей наследственной информации выполняют:
а) белки; б) углеводы; в) жиры; г) нуклеиновые кислоты.

13. Аминокислоты – это вещества, образующие:
а) белки; б) углеводы; в) жиры; г) нуклеиновые кислоты.

14. Из указанных процессов, к процессам биосинтеза НЕ относится образование:
а) белков; б) углеводов; в) воды и углекислого газа при дыхании;
г) нуклеиновых кислот.

15. Из перечисленных элементов в живых клетках в наибольшем количестве присутствует:

а) магний; б) азот; в) фосфор; г) углерод

16.К абиотическим факторам относится

а) влияние паразитов; б) сбор ягод; в) конкуренция за пищу; г) состав почвы.

17. Наука, изучающая условия нормальной жизнедеятельности человеческого организма:
а) анатомия; б) физиология; в) гигиена; г) медицина.

18. Из перечисленных систем органов, деятельность всего организма регулируют:
а) опорно-двигательная и пищеварительная; б) кровеносная и дыхательная;
в) нервная и эндокринная; г) выделительная и покровная.

19. Характерным признаком эпителиальной ткани является:
а) наличие в ней кровеносных сосудов и нервных окончаний;
б) быстрая регенерация поврежденных клеток;
в) наличие плотной клеточной оболочки;
г) развитие из эктодермы.

20. Наука, изучающая клетку:
а) гистология; б) морфология; в) цитология; г) эмбриология.

21. Основой любой биологической мембраны являются:
а) белки; б) липиды; в) углеводы; г) неорганические соли и вода.

22. Пероксисома – это:
а) органоид одномембранного строения; б) органоид двумембранного строения;
в) органоид немембранного строения; г) не является органоидом.

23. Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК:
а) интерфаза; б) профаза; в) метафаза; г) телофаза.

24. Примерами гомологичных органов являются:

а) легкие амфибий и пауков; б) прыгательные ноги тушканчика и кенгуру;

в) китовый ус и усы сома; г) щупальца кальмара и ноги таракана

25. Впервые представление о виде ввел:

а) Джон Рей в XVII веке; б) Карл Линней в XVIII веке;

в) Чарлз Дарвин в XIX веке; г) Н. И. Вавилов в XX веке.

Часть 2.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1.Эндосперм имеется в семенах:
I-гороха; II- пшеницы; III- лука; IV- фасоли; V- ячменя.

а)II,III,IV ; б) I,IV; в) V,I; г) II,III,V; д) I,III

2. Семена не образуются у: I- спирогиры; II- сфагнума; III- щитовника; IV- плаунов;V- кипариса

а) I,III,II,IV; б) IV,V; в) III,II; г) V; д) II,V.

3. Признаки, характерные для кораллов: I- двуслойное строение тела; II- чувствительны к температуре воды; III- известковый скелет; IV- обитают в соленой и пресной воде; V- нет стрекательных клеток.

а) I, III, IV ; б) II, I, III ; в) III, IV ; г) I,II,III,IV,V. д) III,V

4. Трубчатых цветков не бывает у: I- одуванчика; II- василька синего; III-подсолнечника; IV- ромашки; V- пижмы.

а) II,V ; б) I, V, II; в) только I; г) I, II. д) IV, V.

5. Для рыжего муравья характерны следующие признаки:I- хелицеры; II- четыре пары конечностей; III- две пары антенн; IV- голова, грудь, брюшко; V- колюще-сосущий ротовой аппарат.

а) I, IV ; б) II, V ; в) IV ; г) I,II,III,IV; д) III,II.

6. Безусловные рефлексы:

I- индивидуальные; II- врожденные; III- видоспецифичные; IV- возникают при определенных условиях; V- имеют готовые рефлекторные дуги

а) I,II,III; б) I, V ; в) III, IV; г) II,III,V; д) I,II,III,IV,V

7. Эндокринная регуляция:
I- включается быстро и действует долго;II- включается медленно и действует долго;
III- передача сигнала химическая; IV- распространение сигнала по сосудам с током крови; V- передача сигнала химическая и электрическая.

а) II,III; б) IV,II; в) III,II,IV; г) I,V; д) I,III,V.

8. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества –

I- калий; II- кальций; III- протромбин; IV- фибриноген;V- гепарин.

а) II,III,IV; б)II,IV ; в) I,V; г) I,II,III,IV,V; д) только V.

9. ДНК в клетках эукариот находится в –

I- цитоплазме, II- ядре, III- митохондриях,IV- лизосомах, V- рибосомах:

а) I,II ; б) II,III; в) III,IV,V; г) I,II,III. д) II,IV.

10. Плазматическая мембрана участвует –

I- во взаимодействии клеток, II- в избирательном транспорте веществ,

III- хранении генетической информации, IV- биосинтезе белка, V- фагоцитозе:

а) I,II ; б) I,III; в) II,IV,V; г) IV, II,III,V ; д) I,II,III,IV.


Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет- «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.

2. Фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений.

3. Если цветки растения имеют только пестики, то его называют женским.

4. Плод стручок образуется у растений семейства бобовых

5. Листья хвощей мелкие, чешуевидные, не имеющие зеленой окраски, фотосинтез происходит в стеблях.

6. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у круглых червей.

7. Адолескария печеночного сосальщика обитает в воде.

8. Человек является промежуточным хозяином в жизненном цикле лошадиной аскариды.

9. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

10. В отличие от птиц, у млекопитающих кора больших полушарий развита лучше.

11. В дикой природе обезьяны в Европе не обитают.

12. У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с когтями для

лазания по деревьям.

13. Люди, обладающие группой крови IV (АВ) являются при ее переливании

универсальными донорами.

14. В регуляции работы желез внутренней секреции принимает участие только нервная

система.

15. Артериями называют сосуды, по которым течет артериальная кровь.


Часть 4.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5,5. Заполните матрицы

ответов в соответствии с требованиями заданий.


1.[по 0,5 балла, макс.3 балла] Из предложенной информации выберите сведения об одуванчике.

Это:

  1. Однодольное растение.

  2. Двудольное растение.

  3. Жизненная форма - дерево.

  4. Жизненная форма - трава.

  5. Может иметь несколько деревянистых, ветвящихся у основания стволиков, либо один ствол.

  6. Из семени в течении одного сезона образуются вегетативные и репродуктивные органы, в конце вегетационного периода отмирает все растение.

  7. Многолетнее растение.

  8. Двулетнее растение.

  9. Имеет трубчатые и ложноязычковые цветки, собранные в соцветие корзинка.

  10. Имеет соцветие головку.

  11. Цветки собраны в соцветие щиток.

  12. Теплолюбивое растение.

  13. Холодостойкое растение.

  14. Культурное растение.

  15. Дикорастущее растение.

  16. Имеет язычковые цветки, собранные в соцветие корзинка.


2.[мах. 2,5 балла]Сопоставьте названия белков (А–Д) с их функциями в организме

человека (1–5).

1) структурная; А) трипсин;

2) каталитическая; Б) миозин;

3) защитная; В) гемоглобин;

4) двигательная; Г) тубулин;

5) транспортная. Д) гамма-глобулин.


Функции

1

2

3

4

5

Белки












ОТВЕТЫ

теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

9 класс

Максим. Кол-во баллов – 65,5


Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).


1.Анабена относится к организмам:
а) многоклеточным;
б) прокариотическим;
в) колониальным;
г) симбиотическим.

2.У цветковых растений в клетке нет:

а) центриолей;

б) микротрубочек;

в) микрофиламентов;

г) ядрышка.

3. Рисунок иллюстрирует пример проявления

жизненного свойства:

а) обмен веществ;

б) размножение;

в) движение;

г) рост.




4. Из перечисленных признаков, общим для клеток растений и животных является:
а) наличие хлоропластов;
б) 46 хромосом в клетке;
в) химический состав;
г) наличие пластид.

5. На рисунке представлен эффективный агротехнический прием:

а) пасынкование;

б) мульчирование;

в) пикировка;

г) окучивание.


6. Формула цветка ↑О(2)+2Т3П1 характерна для семейства:

а) пасленовых;

б) злаковых;

в) лилейных;

г) мотыльковых (бобовых).

7. Бесполое поколение мха (спорофит) развивается из:

а) споры;

б) зиготы;

в) сперматозоида;

г) яйцеклетки.

8.Проводящие пучки в листьях:

а) проводят воду и минеральные соли;

б) проводят растворы сахаров из листьев в другие части растения;

в) выполняют опорно-механическую функцию;

г) выполняют все названные функции.

9. Основу древесины березы составляют

а) лубяные волокна,

б) ситовидные трубки,

в) трахеиды,

г) сосуды

10. Только для животных характерен процесс:

а) образования на свету органических веществ из неорганических;

б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразования их в нервные импульсы;

в) поступления веществ в организм, их преобразования и удаления конечных продуктов жизнедеятельности;

г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания.

11. Для чего служат цисты одноклеточных животных:

а) для размножения и расселения;

б) для выживания и расселения:

в) для размножения и выживания;

г) для размножения, расселения и выживания.

12. Функции носителей наследственной информации выполняют:
а) белки;
б) углеводы;
в) жиры;
г) нуклеиновые кислоты.

13. Аминокислоты – это вещества, образующие:
а) белки;
б) углеводы;
в) жиры;
г) нуклеиновые кислоты.

14. Из указанных процессов, к процессам биосинтеза НЕ относится образование:
а) белков;
б) углеводов;
в) воды и углекислого газа при дыхании;
г) нуклеиновых кислот.

15. Из перечисленных элементов в живых клетках в наибольшем количестве присутствует:

а) магний;

б) азот;

в) фосфор;

г) углерод

16.К абиотическим факторам относится

а) влияние паразитов;

б) сбор ягод;

в) конкуренция за пищу;

г) состав почвы.

17. Наука, изучающая условия нормальной жизнедеятельности человеческого организма:
а) анатомия;
б) физиология;
в) гигиена;
г) медицина.

18. Из перечисленных систем органов, деятельность всего организма регулируют:
а) опорно-двигательная и пищеварительная;
б) кровеносная и дыхательная;
в) нервная и эндокринная;
г) выделительная и покровная.

19. Характерным признаком эпителиальной ткани является:
а) наличие в ней кровеносных сосудов и нервных окончаний;
б) быстрая регенерация поврежденных клеток;
в) наличие плотной клеточной оболочки;
г) развитие из эктодермы.

20. Наука, изучающая клетку:
а) гистология;
б) морфология;
в) цитология;
г) эмбриология.

21. Основой любой биологической мембраны являются:
а) белки;
б) липиды;
в) углеводы;
г) неорганические соли и вода.

22. Пероксисома – это:
а) органоид одномембранного строения;
б) органоид двумембранного строения;
в) органоид немембранного строения;
г) не является органоидом.

23. Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК:
а) интерфаза;
б) профаза;
в) метафаза;
г) телофаза.

24. Примерами гомологичных органов являются:

а) легкие амфибий и пауков;

б) прыгательные ноги тушканчика и кенгуру;

в) китовый ус и усы сома;

г) щупальца кальмара и ноги таракана

25. Впервые представление о виде ввел:

а) Джон Рей в XVII веке;

б) Карл Линней в XVIII веке;

в) Чарлз Дарвин в XIX веке;

г) Н. И. Вавилов в XX веке.


Часть 2.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1.Эндосперм имеется в семенах:
I-гороха; II- пшеницы; III- лука; IV- фасоли; V- ячменя.

а)II,III,IV ;

б) I,IV;

в) V,I;

г) II,III,V;

д) I,III

2. Семена не образуются у: I- спирогиры; II- сфагнума; III- щитовника; IV- плаунов;V- кипариса

а) I,III,II,IV;

б) IV,V;

в) III,II;

г) V;

д) II,V.

3. Признаки, характерные для кораллов: I- двуслойное строение тела; II- чувствительны к температуре воды; III- известковый скелет; IV- обитают в соленой и пресной воде; V- нет стрекательных клеток.

а) I, III, IV ;

б) II, I, III ;

в) III, IV ;

г) I,II,III,IV,V.

д) III,V

4. Трубчатых цветков не бывает у: I- одуванчика; II- василька синего; III-подсолнечника; IV- ромашки; V- пижмы.

а) II,V ;

б) I, V, II;

в) только I ;

г) I, II.

д) IV, V.

5. Для рыжего муравья характерны следующие признаки:I- хелицеры; II- четыре пары конечностей; III- две пары антенн; IV- голова, грудь, брюшко; V- колюще-сосущий ротовой аппарат.

а) I, IV;

б) II, V ;

в) IV ;

г) I,II,III,IV;

д) III,II.

6. Безусловные рефлексы:

I- индивидуальные; II- врожденные; III- видоспецифичные; IV- возникают при определенных условиях; V- имеют готовые рефлекторные дуги

а) I,II,III;

б) I, V ;

в) III, IV;

г) II,III,V;

д) I,II,III,IV,V

7. Эндокринная регуляция:
I- включается быстро и действует долго;II- включается медленно и действует долго;
III- передача сигнала химическая; IV- распространение сигнала по сосудам с током крови; V- передача сигнала химическая и электрическая.

а) II,III;

б) IV,II;

в) III,II,IV;

г) I,V;

д) I,III,V.

8. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества –

I- калий; II- кальций; III- протромбин; IV- фибриноген;V- гепарин.

а) II,III,IV;

б)II,IV ;

в) I,V;

г) I,II,III,IV,V;

д) только V.

9. ДНК в клетках эукариот находится в –

I- цитоплазме, II- ядре, III- митохондриях,IV- лизосомах, V- рибосомах:

а) I,II ;

б) II,III;

в) III,IV,V;

г) I,II,III.

д) II,IV.

10. Плазматическая мембрана участвует –

I- во взаимодействии клеток, II- в избирательном транспорте веществ,

III- хранении генетической информации, IV- биосинтезе белка, V- фагоцитозе:

а) I,II;

б) I,III;

в) II,IV,V;

г) IV, II,III,V;

д) I,II,III,IV.


Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с ним знак «плюс», если нет- «минус». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).


1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.

2. Фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений.

3. Если цветки растения имеют только пестики, то его называют женским.

4. Плод стручок образуется у растений семейства бобовых

5. Листья хвощей мелкие, чешуевидные, не имеющие зеленой окраски, фотосинтез происходит в стеблях.

6. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у круглых червей.

7. Адолескария печеночного сосальщика обитает в воде.

8. Человек является промежуточным хозяином в жизненном цикле лошадиной аскариды.

9. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

10. В отличие от птиц, у млекопитающих кора больших полушарий развита лучше.

11. В дикой природе обезьяны в Европе не обитают.

12. У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с когтями для

лазания по деревьям.

13. Люди, обладающие группой крови IV (АВ) являются при ее переливании

универсальными донорами.

14. В регуляции работы желез внутренней секреции принимает участие только нервная

система.

15. Артериями называют сосуды, по которым течет артериальная кровь.


Часть 4.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5,5. Заполните матрицы

ответов в соответствии с требованиями заданий.


1.[по 0,5 балла, макс.3 балла] Из предложенной информации выберите сведения об одуванчике.

Это:

  1. Однодольное растение.

  2. Двудольное растение.

  3. Жизненная форма - дерево.

  4. Жизненная форма - трава.

  5. Может иметь несколько деревянистых, ветвящихся у основания стволиков, либо один ствол.

  6. Из семени в течении одного сезона образуются вегетативные и репродуктивные органы, в конце вегетационного периода отмирает все растение.

  7. Многолетнее растение.

  8. Двулетнее растение.

  9. Имеет трубчатые и ложноязычковые цветки, собранные в соцветие корзинка.

  10. Имеет соцветие головку.

  11. Цветки собраны в соцветие щиток.

  12. Теплолюбивое растение.

  13. Холодостойкое растение.

  14. Культурное растение.

  15. Дикорастущее растение.

  16. Имеет язычковые цветки, собранные в соцветие корзинка.


02, 04,07,13,15,16

2.[мах. 2,5 балла]Сопоставьте названия белков (А–Д) с их функциями в организме

человека (1–5).

1) структурная; А) трипсин;

2) каталитическая; Б) миозин;

3) защитная; В) гемоглобин;

4) двигательная; Г) тубулин;

5) транспортная. Д) гамма-глобулин.


Функции

1

2

3

4

5

Белки







1Г, 2А, 3Д, 4Б, 5В








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Тесты

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Школьный тур олимпиады по биологии с ответами (6-9 классы)

Автор: Сабитов Роберт Шафигуллович

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "олимпиадные задания по биологии для 8-9 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "olimpiadnyie-zadaniia-po-biologhii-dlia-8-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "119393"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1413396459"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Внеклассное мероприятие по литературе "Ученик года!""
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-uchienik-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "255072"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447860161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства