Урок на тему: «Значение питания. Состав и функции пищи».
Цель: дать представление о значении питания и пищеварения, развить умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, решать творческие задачи, формировать культуру общения, коммуникативные качества, умение работать в группе.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о значении питания и пищеварения; о продуктах питания и питательных веществах как основе жизни; о составе пищи человека и роли питательных веществ;
Развивающие: Научить учащихся определять положение слюнных желез; исследовать действие ферментов на компоненты пищи; распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы.
Воспитательные: формировать бережное отношение к здоровью.
Оборудование: инструктивные карточки, компьютер, торс человека, модель строения зуба.
Демонстрации: программа «Биология человека»: (интерактивные плакаты, 3D модели, иллюстрации), торс человека, модель строения зуба.
Тип урока: Вводный урок (новой теме), контрольный по «Дыхательной системе».
Этапы урока:
I. Организационый момент
II. Контрольная работа
III. Мотивация учебной деятельности.
IV. Изучение новой темы
V. Закрепление изученного материала.
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Основные понятия: белки, жиры, углеводы, протеины, фруктоза, сахара, питательные вещества.
Конспект урока.
I.Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, похлопаем в ладоши, положительно настроимся на урок. Сегодня на уроке мы проведем контрольную работу и перейдем к изучению новой темы.
II. Раздел на тему «Дыхательная система» мы прошли, и сегодня проверим, как хорошо вы ее усвоили. Сейчас приготовили листочки, подписали вариант, фамилию и приступаем к работе. Время на контрольную работу 20 минут.
Ученики выполняют контрольную работу (Приложение 1).
По истечению времени ученики сдают работы.
III. Для того, чтобы определить к изучению, какой темы мы сегодня приступим, необходимо вспомнить основные признаки живых существ.
Ученики читают на слайде № 1 основные признаки живых существ.
Рождение, рост, развитие, движение, дыхание, размножение, старение и смерть.
Учитель: Какого признака не хватает?
Ученики: Питание!
Учитель: Кто догадался, какой будет тема нашего урока?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель достаточно близко. Тема нашего урока. Записывайте в тетрадь «Значение питания. Состав и функции пищи».
Цель нашего урока, ответить на вопросы : Зачем мы едим? Каков состав пищи? Какую пищу необходимо употреблять в разном возрасте?
Перед вами продуктовая корзина. В ней продукты - хлеб, гречневая каша, картофель, мясо, яйцо, рыба, сливочное масло, сыр, соль, вода.
На какие группы можно разделить эти продукты
Ответы учеников.
Заполнение схемы.
Основные питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности
Белки Жиры Углеводы Витамины Минеральные соли Вода
Какое количество и в каких продуктах содержаться питательные вещества мы узнаем, изучив текст учебника и заполнив таблицу.
Питательные вещества
Питательные вещества | Функция | Где содержится | Суточная норма |
Органические вещества Белки (протеины) | Каталитическая Строительная Энергетическая Транспортная | Яйцо Молоко Мясо Рыба Орехи | 80-120 г. |
Жиры | Энергетическая Строительная Запасающая | Животные жиры Растительные жиры Молочные продукты | 80-90 г. |
Углеводы (сахара) | Энергетическая Строительная Запасающая | Мука Крупа Картофель Мед | 400 -500 г. |
Неорганические вещества Витамины | Рост развитие Обмен веществ Регуляция | Фрукты Печень Овощи Орехи Молочные продукты | Малое количество |
Минеральные соли | Строительная Регуляторная Каталитическая | | |
Вода | Растворитель Структурная Терморегуляционная | Вода | 1,5 – 2,5 л. |
Ученики используя учебник и совместно с учителем заполняют таблицу.
В завершении урока вспомним слова великих мыслителей
«Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу.»(И. Фишер)
«Пища, которая не переваривается, съедает того, кто её съел.»(Абуль Фарадж)
«Скажи мне что ты ешь и я скажу тебе, кто ты.»(А.С. Пушкин)
Сформулируем и запишем правила правильного питания.
Сегодня на уроке мы изучили значение питания, и состав и функции пищи.
Домашнее задание § 40.
Похлопали в ладоши себе за хорошо выполненную работу.