Итоговая контрольная работа составлена по программе Н.И. Сонина и состоит из трех частей: части А, включающей 20 тестовых заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных; части В - из пяти заданий, 2 на выбор нескольких ответов, 2 задания на соответствие и одно задание на установление правильной последовательности биологических процессов; части С - из четырех заданий. Прилагается инструкция по проверке работ учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
А 19. Падение пожилых людей часто приводит к переломам, так как у них в костной ткани преобладают
Минеральные вещества
Белки
Жиры
Углеводы
А 20. Выделение слюны на вид и запах лимона – пример рефлекса
Условного
Безусловного
Передающегося по наследству
Врожденного
Часть 2
Задания с выбором нескольких верных ответов из шести
В 1. Выпишите буквы, обозначающие верные элементы ответа на вопрос: чем скелет человека отличается от скелета млекопитающих животных?
Позвоночник не имеет изгибов
Грудная клетка сжата в спинно – брюшном направлении
Грудная клетка сжата с боков
Позвоночник имеет S образную форму
Стопа сводчатая
Лицевой отдел черепа массивный
В 2. В капиллярах большого круга кровообращения происходит:
Превращение артериальной крови в венозную
Обогащение крови кислородом, поступающим из тканей
Поступление в кровь углекислого газа и продуктов тканевого обмена
Фильтрация крови с образованием первичной мочи
Превращение венозной крови в артериальную
Ускорение кровотока
В 3. Установите соответствие между системами органов и их функциями
Функции системы
Системы органов
Доставка атмосферного кислорода к легким
Доставка кислорода к тканям
Транспорт питательных веществ в организме
Окисление питательных веществ
Выведение углекислого газа в атмосферу
Выведение углекислого газа из тканей
А. Дыхательная
В. Кровеносная
В 4. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками
Вещества
Признаки
Нуклеиновые кислоты
Белки
А). Основной строительный материал клетки
Б). Большинство является ферментами
В). Несут генетическую информацию
Г). Синтезируются в ядре клетки
Д). Синтезируются на рибосомах
Е). Состоят из нуклеотидов
В 5. Установите правильную последовательность прохождения пищи через пищеварительную систему:
Глотка
Пищевод
ротовая полость
Желудок
Тонкий кишечник
Двенадцатиперстная кишка
Толстый кишечник
Часть 3
С 1. Назовите признаки класса, к которому относится человек.
С 2. Найдите ошибки в тексте и объясните их.
Сердце человека это - трехкамерный мышечный орган. 2. Оно помещается в околосердечной сумке из соединительной ткани, внутри которой находится жидкость, уменьшающая трение при сокращениях. 3.Сердечная мышца сильнее развита в правом желудочке, так как он качает кровь по большому кругу кровообращения. 4. Между левым и правым желудочками находится неполная межжелудочковая перегородка, поэтому кровь в большом круге кровообращения смешанная.
Прочитайте текст и выполните задания С 3 – С 4.
Высшая нервная деятельность.
Под высшей нервной деятельностью понимают деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих более совершенную приспособленность животных и человека к условиям внешней среды. Основой высшей нервной деятельности у млекопитающих является кора головного мозга вместе с подкорковыми ядрами переднего мозга. Всю совокупность рефлексов И.П. Павлов разделил на две группы: условные и безусловные. Одинаковые безусловные рефлексы характерны для всех особей вида. Они имеют постоянные рефлекторные дуги. Эти рефлексы осуществляются в ответ на соответствующие непосредственные раздражители – пищу, нехватку воздуха, боль и т. д. и контролируются спинным мозгом и стволом головного мозга вместе с его подкорковыми ядрами.
Условные рефлексы индивидуальны. Они приобретаются человеком и животными в течении жизни, вместе с определенным опытом. Эти рефлексы не имеют готовых рефлекторных дуг. Они непостоянны и осуществляются на любое воспринимаемое организмом раздражение. Формируются на базе безусловных рефлексов. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга. Для образования условных рефлексов необходимо сочетание во времени двух раздражителей – безразличного (условного), например, свет, звук, предмет, и безусловного, вызывающего определенный условный рефлекс (например, пища). Условный сигнал должен предшествовать безусловному сигналу. Подкрепление условного сигнала безусловным должно быть неоднократным и в отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей.
С 3. Прочитайте текст и сравните признаки условных и безусловных рефлексов, заполнив таблицу.
Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов
Признаки для сравнения
Безусловные рефлексы
Условные рефлексы
Наследуемость
1
2
Контролирующие структуры
3
4
5
6
7
8
9
10
С 4. Чем можно объяснить то, что люди, блестяще владеющие иностранным языком, могут через несколько лет его забыть? Докажите ответ, пользуясь текстом задания С 3.
Инструкция по проверке работ учащихся по биологии в 8 классе
Часть 1
Задания с выбором одного верного ответа
№ задания
Ответ
№ задания
Ответ
А 1
2
А 11
2
А 2
4
А 12
1
А 3
3
А 13
2
А 4
2
А 14
3
А 5
1
А 15
1
А 6
3
А 16
4
А 7
2
А 17
1
А 8
2
А 18
3
А 9
3
А 19
1
А 10
2
А 20
1
Часть 2
Задания с выбором нескольких верных ответов.
№ задания
Ответ
В 1
245
В 2
134
В 3
А – 145; В - 236
В 4
1 – ВГЕ; 2 - АБД
В 5
3124657
Часть3
С 1. Элементы ответа:
Тело покрыто волосами или шерстью.
Есть молочные железы.
Есть ногти, когти.
Вскармливание детенышей молоком.
Плацентарное развитие.
С 2.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Ответ: ошибки в предложениях 1,3,4.
Элементы ответа:
Сердце у человека четырехкамерное.
Сильнее развит левый желудочек.
Межжелудочная перегородка полная, и кровь разделена на венозную и артериальную.
С 3.
Признаки для сравнения
Безусловные рефлексы
Условные рефлексы
Наследуемость
Наследуются
Не наследуются
Контролирующие структуры
Спинной мозг, ствол головного мозга
Кора мозга
Специфичность (для кого характерны)
Видовые ( для вида)
Индивидуальные ( для особи)
Длительность существования рефлекторных дуг
Всю жизнь (постоянные)
Временно (непостоянные)
С 4. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл). Элементы ответа: