Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по биологии»
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО БИОЛОГИИ - 6 КЛАСС.
1 вариант.
Часть А Тест с выбором одного правильного ответа:
Органами цветкового растения являются: А) корневой волосок, околоцветник, Б) тычинки, пестики, корневой чехлик, В) корень и побег, Г) чашечка и венчик.
Роль корня в жизни растения состоит в: А) образовании органических веществ, Б) поглощение органических веществ из почвы, В) укреплении растении в почве, поглощении воды и минеральных солей, Г) опылении и оплодотворении растений.
Что представляет собой побег? А) лист и корень, Б) верхушка стебля, В) верхушка корня, Г) стебель с листьями и почками.
Устьице на листе: А) состоит из клеток, содержащих хлоропласты, Б) клетки имеют сильно удлиненную форму, В) состоит из двух замыкающих клеток и щели между ними, Г) состоит из крупных рыхло расположенных клеток.
Что такое фотосинтез? А) образование органических веществ на свету из углекислого газа и воды, Б) расщепление органических веществ с освобождением энергии, В) поглощение веществ из почвы, Г) минеральное питание растений.
Подземный побег можно отличить от корней по наличию у него: А) почек, Б) корневого чехлика, В) главного корня, Г) корневых волосков.
Какова роль оболочки в клетке? А) выполняет защитную функцию, Б) осуществляет связь между частями клетки, В) обеспечивает сходство с дочерними клетками, Г) служит местом отложения питательных веществ в запас.
8. Какие организмы состоят из сходных клеток и не имеют тканей?
1) мхи 2) папоротники 3) водоросли 4) грибы
9. Транспорт воды и минеральных веществ из корня в стебель происходит в процессе
1)дыхания
2)отложения органических веществ в запас
3)образования органических веществ
4)корневого давления и испарения воды листьями
10. Функцию поглощения воды и минеральных веществ из почвы выполняют в корне
1)корневые волоски 2)молодые делящиеся клетки
3)молодые растущие клетки 4)клетки проводящей системы
11. Что представляет собой почка растений?
1)зародыш с запасом питательных веществ 2)зачаточный побег
3)видоизмененный стебель 4)часть стебля с листьями
12. Почему покрытосеменные считают процветающей группой растений?
1)они размножаются спорами
2)семена у них расположены внутри плода
3)семена лежат на чешуйках шишки
4)они размножаются половым путем
Часть В
ЗаданиеС выбором нескольких правильных ответов
В 1. Из приведенных ниже выберите признаки, характеризующие фотосинтез и дыхание. Внесите в таблицу буквы, обозначающие признаки этих процессов.
А. Происходит во всех клетках. Б. Протекает только на свету. В. Поглощается углекислый газ, выделяется кислород. Г. Поглощается кислород, выделяется углекислый газ. Д. Происходит в клетках с хлоропластами. Е. Протекает на свету и в темноте. Ж. Органические вещества образуются. З. Органические вещества расщепляются до более простых.
ФОТОСИНТЕЗ
ДЫХАНИЕ
В 2 задание на соответствие. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен.
Признаки растений
1)число частей в цветке соответствует трем
2)число частей в цветке соответствует четырем или пяти
3)жилкование листьев параллельное или дуговое
4)жилкование листьев сетчатое
5)корневая система стержневая
6)корневая система мочковатая
1
2
3
4
5
6
Классы растени
А) Двудольные
Б) Однодольные
В3 задание с выполнением рисунка.
Зарисовать строение цветка и подписать его составные части.
В 4 задание на установление последовательности:
Установите последовательность возникновения групп растений в ходе эволюции.
А) моховидные Б) папоротниковидные В)водоросли
Г) цветковые Д) голосеменные
В 5 задание. Дать определение понятиям: симбиоз, вакуоль, ткань, эндосперм.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО БИОЛОГИИ - 6 КЛАСС.
2 вариант.
Часть А Тест с выбором одного правильного ответа:
1. Растения в отличие от животных:
А) образуют на свету органические вещества из углекислого газа и воды, Б) питаются готовыми органическими веществами, В) поглощают кислород в процессе дыхания, Г) имеют клеточное строение.
2. Роль стебля в жизни растений состоит в:
А) поглощение воды и минеральных солей из почвы, Б) образовании органических веществ, В) укреплении растения в почве, Г) передвижении воды, минеральных и органических веществ.
3.Что представляет собой корень?
А) видоизмененный побег, Б) корневище с почками, В) подземный орган который поглощает воду и минеральные соли, Г) клубень с почками.
4. Какую роль играет свет в процессе фотосинтеза?
А) способствует передвижению веществ, Б) служит источником энергии, В) способствует поглощению воды растением, Г) способствует делению клеток.
5.Доказательством того, что клубень представляет собой побег, служит:
А) наличие запаса питательных веществ, Б) наличие прочных наружных покровов, В) наличие признаков видоизмененного стебля с почками, Г) клеточное строение клубня.
6. Растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ всеми клетками тела в процессе:
10. Клубень представляет собой видоизмененный подземный побег, так как
А) на нем расположены почки,
Б) он поглощает воду и минеральные вещества,
В) в нем органические вещества расщепляются до минеральных веществ,
Г) в нем образуются органические вещества из неорганических веществ
11. Цветок — орган размножения растения, так как в нем
образуются
А) половые клетки, Б) споры,
В) лепестки, Г) чашелистики
12. Чтобы определить, к какому семейству класса двудольных относится растение, необходимо знать строение
А) цветка и плода, Б) корневой системы
В)листа и стебля, Г)семени и почки
В 5. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен.
Признаки растений
1)число частей в цветке соответствует трем
2)число частей в цветке соответствует четырем или пяти
3)жилкование листьев параллельное или дуговое
4)жилкование листьев сетчатое
5)корневая система стержневая
6)корневая система мочковатая
1
2
3
4
5
6
Классы растений
А) Двудольные
В 10. Установите последовательность возникновения групп растений в ходе эволюции.
А) моховидные Б) папоротниковидные В)водоросли
Г) цветковые Д) покрытосеменные
В 1. Выпишите три буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос:что происходит при фотосинтезе?
A)поглощается кислород
Б) выделяется углекислый газ
B)поглощается углекислый газ
Г) выделяется кислород
Д) органические вещества образуются
Е) органические вещества расходуются
Часть В
ЗаданиеС выбором нескольких правильных ответов
В 1. Из приведенных ниже признаков выберите характерные для растений класса однодольных и двудольных. Буквы, обозначающие признаки каждого класса, выпишите в таблицу. А. В семени 2 семядоли. Б. В семени 1 семядоля. В. Корневая система стержневая. Г. Корневая система мочковатая. Д. Жилкование листьев сетчатое. Е. Жилкование листьев параллельное. Ж. Запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме. З. Запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.
КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ
КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ
В 2 задание на соответствие.Установите соответствие между растением и семейством, к которому оно относится.
Растения
1)яблоня
2)картофель
3)шиповник
4)томат
5)рябина
6)баклажан
1
2
3
4
5
6
Семейства растений
А) Розоцветные
Б) Пасленовые
3 задание с выполнением рисунка.
Зарисовать стержневую и мочковатую корневые системы и обозначить – из каких корней они состоят.
Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен.
Признаки растений
1)число частей в цветке соответствует трем
2)число частей в цветке соответствует четырем или пяти
3)жилкование листьев параллельное или дуговое
4)жилкование листьев сетчатое
5)корневая система стержневая
6)корневая система мочковатая
1
2
3
4
5
6
Классы растений
А) Двудольные
В 10. Установите последовательность возникновения групп растений в ходе эволюции.
А) моховидные Б) папоротниковидные В)водоросли
Г) цветковые Д) покрытосеменные
5 задание. Дать определение понятиям: семядоля, почка, венчик, сложный лист.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
ПО БИОЛОГИИ - 6 КЛАССЫ
Данная контрольная работа включает два варианта по 5 заданий и направлена на проверку знаний и умений, полученных в течение года учащимися 6-х классов по предмету биология.
В каждом варианте предложены однотипные задания:
1 задание – тест – работа с заданиями на выбор одного правильного ответа, которые позволяют выявить полноту и глубину знаний, учат школьников анализировать явления и процессы, выделять главное.
2 задание – тестовые задания на классификацию объектов и процессов – это задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу. Такие задания необходимы для контроля знаний на базовом уровне.
3 задание – графическое изображение биологического объекта (строение цветка и корневых систем) и обозначение их составных частей. Данное задание направлено на развитие образного мышления учащихся, учит распознавать объекты и устанавливать связи между ними, проверяет сформированность умения наблюдать.
4 задание – расширенные свободные ответы на поставленные вопросы (3 вопроса) – направлены на выявление умений учащихся давать полный и обоснованный ответ на поставленные вопросы на основе полученных знаний по предмету биология.
5 задание – дать определение понятиям – работа с понятийным аппаратом.