Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа по курсу Биология 7 класс»
Пояснительная записка Данная итоговая работа подводит итог курсу биологии 7 класса. Работа составлена по программе курса «Животные» и учебнику В.М. Константинова, В.С.Кучменко, И.Н.Пономарёвой, 2015 года (68 часов, 2часа в неделю)
Чтобы проверить знания, полученные за год обучения, работа проводится в тестовой форме. Это позволит охватить большее число проверяемых учебных элементов ( знаний, умений, навыков).
Дифференциация достигается следующим образом.
Задания делятся на три группы:
А) Задания с выбором предложенного ответа из четырёх возможных для учащихся, работающих на репродуктивном уровне, достаточно указать только букву ответа. Это наиболее лёгкая часть. За выполнение только этой группы заданий можно получить тройку. За правильно выполненные задания типа А по 1 баллу.
Б) Задания на соответствие; на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
За правильно выполненные задания типа Б – по 2 баллу.
С) Это задания с развёрнутым свободным ответом ( включающее словесное обоснование, математический вывод и т. п.). Это уже более сложные и творческие задания. За их выполнение можно получить пятёрку. Правильный ответ оценивается -3 балла.
Общее число заданий в экзаменационных вариантах – 14. при этом заданий типа А больше (10 заданий), чем заданий типа Б и С, а заданий типа Б и С по два.
Ученик, набравший 20-18 баллов, получает отметку «5», 16 – 17 балов – «4», 9-15 баллов – «3» и менее – «2»
Что должен ученик
Характеризовать ( описывать) многообразие животного мира и его систему, отражающую родственные отношения между организмами и историю животного мира; организмы как биосистемы; взаимосвязи между органами в системах и системы органов между собой; согласованную деятельность, осуществляемую нервной системой; связь животных с окружающей средой.
знать что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора ; что для каждого животного характерны рождение, рост развитие, размножение, старение и смерть.
сравнивать (распознавать, узнавать, определять) строение клеток автотрофов и гетеротрофов, прокариот и эукариот; различные организмы животных, чтобы видеть родственные отношения между ними и прослеживания системы животного мира, отражающую длительную эволюцию животных.
Обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; значение биологического разнообразия в устойчивом развитии природы; влияние антропогенного фактора; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы.
Применять знания по биологии для формирования картины мира; для гуманного, этического поведения в природе. В деле охраны природы; редких и исчезающих видов; для доказательства уникальной ценности жизни; в суждениях по культорологическим проблемам.
Владеть умениями сравнивать, доказывать, вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться указателями в научной и популярной литературе; составлять развёрнутый план и тезисы, составлять схемы и готовить рефераты.
Итоговая РАБОТА ПО БИОЛОГИИ, 7 КЛАСС
Вариант 1
А1. Клетки, сходные по строению и выполняемым функциям, образуют 1) ткани; 2) органы; 3) системы органов; 4) единый организм.
А2. Какое животное размножается почкованием 1) белая планария; 2) пресноводная гидра; 3) дождевой червь; 4) большой прудовик
А3. Малярийный комар обитает в организме человека в 1) лимфе; 2) клетках крови; 3) эпителиальной ткани; 4) тканевой жидкости.
А4. Среди беспозвоночных животных наиболее сложное строение имеют 1)кольчатые черви; 2) плоские черви; 3) моллюски; 4) членистоногие.
А5. У большинства животных с прямым развитием из яйца появляется организм, 1) по строению похожий на родителей; 2) значительно отличающийся от родителей; 3) способный к гетеротрофному питанию; 4) способный к автотрофному питанию
определённую функцию; 4) представляет собой самостоятельный организм.
А6. Какие классы животных относят к типу Хордовых? 1) Головоногие и Гидроидные; 2) Брюхоногие и Ракообразные; 3) Птицы и Млекопитающие; 4) Насекомые и Двустворчатые.
А7. Кожное и лёгочное дыхание характерно для 1) ящериц; 2) крокодилов; 3) змей; 4) лягушек.
А8. Какая особенность размножения птиц отличает их от пресмыкающихся? 1) раздельнополость; 2) откладывание яиц; 3) выкармливание потомства; 4) внутреннее оплодотворение.
А9. Сперматозоиды млекопитающих отличаются от спермиев цветковых растений
А10. В каком органе пищеварительной системы млекопитающих происходит переваривание пищи 1) желудке; 2) прямой кишке; 3) глотке; 4) пищеводе.
В1. Установите соответствие между особенностью строения и функцией кожи и классом позвоночных, для которых эта особенность характерна.
Особенность строения и функции кожи Класс позвоночных
А) обеспечивает поступление воды в тело
Б) защищает от высыхания 1) Земноводные
В) имеет роговую чешую
Г) содержит много желёз 2) Пресмыкающиеся
Д) участвует в газообмене
Е) выделяет обильную слизь
В2. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп животных на Земле. А) Кишечнополостные; Б) Членистоногие; В) Кольчатые черви; Г) Колониальные жгутиковые; Д) Плоские черви
С1. Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых? Назовите не менее 3 признаков
С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Основные классы типа членистоногих – Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. К членистоногим относят креветок, крабов, нереид, клещей, комаров и других представителей. 3. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на головогрудь и брюшко, тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет, у насекомых две пары усиков, а у ракообразных – одна пара.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А1. Клетка многоклеточного животного, в отличие от клетки простейшего, 1) покрыта оболочкой из клетчатки; 2) выполняет все функции организма; 3) выполняет
определённую функцию; 4) представляет собой самостоятельный организм.
А2. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства 1) морфология; 2) систематика; 3) экология; 4) физиология.
А3. Какие классы животных относят к типу Членистоногие? 1) Головоногие и Гидроидные; 2) Брюхоногие и Ракообразные; 3) Птицы и Млекопитающие; 4) Паукообразные и Насекомые .
А4. Насекомые какого отряда имеют во взрослом состоянии сосущий ротовой аппарат, а в личиночном – грызущий? 1) Жуки; 2) Бабочки; 3) Двукрылые; 4) Перепончатокрылые.
А6. Сердце головастика по строению напоминает сердце 1) рыбы; 2) моллюска; 3) пресмыкающегося; 4) взрослого земноводного.
А7. В процессе исторического развития животного мира Земли появлению земноводных предшествовали 1) ихтиозавры; 2) пресмыкающиеся; 3) кистепёрые рыбы; 4) зверозубые млекопитающие
А8. . Какой кровью снабжаются клетки тела крокодилов, если их сердце состоит из четырёх камер, а температура тела непостоянная? 1) насыщенной кислородом; 2) венозной; 3) насыщенной углекислым газом; 4) смешанной.
А9. Внутренний скелет впервые сформировался в процессе эволюции у 1) паукообразных; 2) насекомых; 3) головоногих моллюсков; 4) хордовых
А10 О приспособленности к какому образу жизни у млекопитающих могут свидетельствовать короткий мех без ворса, короткий хвост, широкие передние конечности и ушные раковины редуцированы 1) водному; 2) подземнороющему; 3) воздушному; 4) древеснолазающему.
В1 Расположите животных в последовательности, которая отражает усложнение строения их сердца в процессе эволюции. А) окунь; Б) собака; В) ящерица; Г) лягушка.
В2. Установите соответствие между признаком организма и царством. Для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК ЦАРСТВО
А) по способу питания в основном автотрофы
Б) имеют вакуоли с клеточным соком 1) Растения
В) клеточная стенка отсутствует 2) Животные
Г) большинство способно передвигаться
Е) по способу питания преимущественно гетеротрофы
С1. Чем отличаются растения от животных? Назовите не менее трёх признаков
С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плоские черви - это трёхслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печёночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощённое тело.4. Нервная система плоских червей развита лучше, чем у кольчатых червей.