Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по биологии, 5 класс.»
Спецификация
итоговой контрольной работы по биологии в 5 классе
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение итоговой работы.
Итоговая контрольная работа позволяет установить уровень освоения обучающимися в 5 классе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на конец учебного года по биологии. Предлагаемая работа предполагает включение заданий предметного, метапредметного и личностного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.
Структура диагностической работы.
Формат заданий имеет три уровня сложности : часть А – базовый уровень. На вопросы предполагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть один. Часть В - более сложный уровень. Задания, представляемые в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний. Часть С – уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ. .
Система оценивания итоговой работы.
За правильный ответ на задания: части А – 1 балл; части В – 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С – 2 балла (при наличии полного ответа). Максимальное количество баллов: 22 балла.
4. Форма проведения итоговой работы.
К каждому заданию с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении такого задания нужно указать номер правильного ответа. Если номер указан не тот, его можно зачеркнуть крестиком, а затем указать номер правильного ответа.
Ответы к заданиям В1- В3, С1 – С3 нужно указать в отведенном для этих ответов месте. В случае записи неверного ответа рекомендуется зачеркнуть его и записать рядом новый.
Выполнять задания нужно в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать те задания, которые не удается выполнить сразу, и перейти к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий.
Шкала оценивания результатов учащихся.
Количество баллов
Отметка
19-22
5
13-18
4
7-12
3
0-6
2
Критерии оценивания
Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов, 6 баллов и менее.
Оценка «3» - если набрано от 33% до 56% баллов, от 7 до 12 баллов.
Оценка «4» - если ученик набрал от 57% до 85% баллов ,от 13 до 18 баллов
Оценка «5» - если ученик набрал свыше 86% баллов, от 19 до 22 баллов
Уровень сформированности УУД
Низкий
Базовый
Повышенный
до 6 баллов
7-18
19-22
7. Продолжительность контрольной работы.
На выполнение диагностической работы отводится 45 минут. Работа выполняется обучающимися на бланках ответов.
Итоговая контрольная работа по биологии для 5 класса
Вариант I
Часть I
На выполнение заданий отводится 1 урок ( 45 мин). Внимательно читайте задания.К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
А1. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:
цитология
биология
энтомология
зоология
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
не подвижны
состоят из химических веществ
имеют клеточное строение
разнообразны по форме
АЗ. Микориза -это:
растение
грибокорень
плесневый гриб
плод
А4. Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:
клеточная мембрана
ядро
хлоропласт
цитоплазма
А5. Дрожжи размножаются:
почкованием
с помощью оплодотворения
черенкованием
половым путем
А6. Организмы, клетки которых не имеют ядра,- это:
лишайники
животные
растения
бактерии
А7. Важнейшим признаком представителей царства Растения является способность к:
к размножению
питанию
фотосинтезу
к росту
А8. Торфяным мхом называют:
сфагнум
плаун булавовидный
кукушкин лен
маршанция
А9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:
стеблей
цветков
листьев
корней
А10. Цветки характерны для
покрытосеменных
папоротников
голосеменных
мхов и плаунов
Часть II. Ответы заданий записываются в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).
В1. Определите, на каком рисунке изображен гриб трутовик ?
3
(В ответ запишите цифру.)
В2. Выберите три правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:
Наблюдение
Сложение
Измерение
Вычитание
Эксперимент
Сравнение
В3. Выберите три правильных ответа. Наука микология изучает:
Водоросли и плауны
Мхи и лишайники
Шляпочные грибы
Строение клетки
Одноклеточные грибы
Паразитические и плесневые грибы (В ответ запишите ряд цифр.)
Часть III. Ответы к заданиям С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
С1. Какую роль играют растения в природе и жизни человека?
С2. Почему пластиды имеют разную окраску? Приведите примеры.
С3. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
Ключи ответов
Номер задания
Ответ
Вариант I
А1
1
А2
3
А3
2
А4
3
А5
1
А6
4
А7
3
А8
1
А9
2
А10
4
В1
1
В2
156
В3
356
С1
Значение растений в природе и жизни человека: пища, сырье для промышленности, образуют кислород, очищают воздух и др.
С2
Пластиды содержат разные красящие пигменты. Бывают бесцветные, зелёные, красные, жёлтые. Зеленые –хлорофилл, оранжевые –каротин.
С3
Среды обитания животных: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная.