Просмотр содержимого документа
«Биологические лабиринты»
Интересной формой контроля знаний являются биологические лабиринты.
ЛАБИРИНТ "МОХОВИДНЫЕ"
Ребята, отвечая на вопросы положительно или отрицательно, переходят из одного квадрата в другой, последовательно записывая номера соответствующих вопросов. На такой опрос отводится 5–7 минут.
Для творческого домашнего задания и для контроля можно использовать рабочие тетради, которые в настоящее время издаются почти для каждого учебника. Содержание их разное. Есть рабочие тетради, задания в которых опираются только на текст учебника, а есть требующие более глубокого знания предмета и творческого подхода.
На каждом уроке я стараюсь выделить несколько минут на решение биологических задач практического характера, контролирующих усвоение основного ядра содержания или интеллектуальных и творческих умений ребят. Это могут быть, например, такие задания.
1. Замечено, что в новых парках птицы встречаются редко, хотя в старых их много. Чем можно объяснить это явление?
2. Пресноводная гидра не встречается в водоемах с быстрым течением, а в водоемах со стоячей водой широко распространена. Почему?
Изучение биологии в обязательном порядке предполагает проведение практических и лабораторных работ, которые также могут являться формами контроля знаний, умений и навыков. Так, после изучения темы «Внешнее строение листа» можно предложить учащимся выполнить практическую работу с использованием гербарного материала.
Выберите лист хорошо знакомого вам растения и определите:
1) простой это лист или сложный; 2) черешковый лист или сидячий; 3) форму листовой пластинки; 4) характер края листа; 5) тип жилкования.
После изучения большого раздела эффективны обобщающие уроки в виде командного или индивидуального зачета.
В командном зачете класс делится на группы. Каждая группа получает оценочный лист, где фиксируется работа каждого ее члена и ряд заданий, о выполнении которых команда отчитывается перед учителем.
Индивидуальный зачет проводится при помощи 5–6 заранее подготовленных учеников (как правило, хорошо знающих предмет), которые вместе с учителем готовят вопросы по разным темам. Это «экзаменаторы», а все остальные учащиеся должны получить у них зачет. Итоговая оценка выставляется с учетом баллов, полученных за ответы на отдельные вопросы.
Четкие, системные знания способствуют дальнейшему стремлению к познанию изучаемого предмета. Возникает цикл взаимосвязанных процессов, приводящих к положительным результатам у учащихся и удовлетворению учителя своей работой.