№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Организационно-мотивационный |
1.1 | Организационный момент | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в журнале, побуждает учащихся проверить готовность учебных принадлежностей к уроку, обращает внимание: «В течение урока вы будете получать за правильные ответы золотистые фишки, которые в конце урока помогут вам оценить уровень ваших знаний». 1 слайд. Вопросы: Как вы думаете, возможна ли жизнь без растений? (нет). Почему? - Какие органы растений вы знаете? Назовите функции органов? | Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте. | Личностные: самоопределение; регулятивные: организация своей учебной деятельности коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
1.2. | Постановка цели урока | Подводит учащихся к формулировке темы урока. Слайд 2. Загадывает загадку: Из почек появляются, Весною распускаются Летом шелестят Осенью летят? Как вы думаете какова тема нашего урока сегодня? Подводит учащихся к формулировке цели урока, ставя учащихся в ситуацию затруднения, вызванную недостатком знания по обсуждаемому вопросу: «По каким признакам мы определяем то или иное растение? (ответы учащихся). «Очень часто мы определяем вид того или иного растения по его листьям (форме или размерам). Известны ли вам особенности строения листьев, которые можно использовать для определения вида растения?» Побуждает учащихся формулировать цель и задачи урока. «Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений? (ответы учащихся). А как они отличаются по размерам! (Слайд 3.) | Называют отгадку (Лист) Формулируют тему урока. Называют варианты ответов. Ставят цели урока. Называют размеры и формы листьев, которые могут вспомнить. | личностные: мотивация учебной деятельности регулятивные: целеполагание коммуникативные: формулировка ответов. познавательные: умение извлекать информацию из собственного жизненного опыта; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение полно и точно выражать свои мысли. |
1.3 | Актуализа-ция знаний УУД. | Проверяет знания учащихся о листе как части побега: «Каким образом листья растений отличаются друг от друга? Свяжите эти отличия со строением листа, как органом побега». Демонстрирует задания на слайдах 4, 5, 6. Организует взаимопроверку в парах: демонстрирует правильные ответы и критерии оценивания работы на слайде 7. | Учащиеся выполняют задания, взаимопроверка в парах. | Личностные: оценивание уровня осваиваемого содержания Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коммуникативные: работают в парах, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
2. | Операционно-технологический |
2.1 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | 1) Произносит вступительное слово: «Лист – часть побега. Это специализированный орган, содержащий клетки, которые улавливают солнечный свет, необходимый для осуществления фотосинтеза (воздушного питания)». 2) Направляет деятельность детей на выявление общих признаков в строении листьев; на составление классификации листьев. Задает вопросы: «В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Знаем ли мы эти черты?» Организует выполнение самостоятельной работы с учебником: «Проанализируйте материал учебника стр.42-43 и выделите основные части листа». 3) Организует обсуждение результатов выполнения работы, показывая слайд 8. 4) организует работу в парах: «Основываясь на знаниях о строении листа составьте классификацию листьев, используя полученные знания о строении листа и рисунки в учебнике стр.42-43». 5) Организует обсуждение, показывая слайд 9. За правильные ответы учащиеся получают листики. 6) организует работу в парах с выданным материалом (листья в чашке Петри) «Возьмите лист в руки, потрогайте его, что вы чувствуете?» 7) Организует обсуждение, показывая слайд 10. | За правильные ответы на этом этапе урока учащиеся получают листики. отвечают на вопрос, читают материал в учебнике находят и запоминают части листа: листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники. Выделяют типы листьев по строению: черешковые и сидячие, простые и сложные. выполняют задание, анализируют ощущения, высказывают предположения | Личностные: межличностные отношения; Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями Регулятивные: контроль в форме сличения действия с эталоном Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов, с целью выделения существенных признаков; выбор оснований для классификации объектов, смысловое чтение; |
2.2 | Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | 1) Организует выполнение лабораторной работы «Простые и сложные листья», выдает гербарии и дидактические карточки (прил. 3), демонстрирует ход работы на слайдах 11-14 (прил.2)слайд 11-12. | работают с гербариями, дидактическими карточками, выполняют задания лабораторной работы, формулируют выводы. | Личностные: самоопределение, смыслообразование Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии; умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Познавательные: анализ объектов, структурирование знаний |
2.3 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | 1) организует выполнение задания по соотношению полученных знаний к уже имеющимся: «Давайте вспомним ткани растений и определим, какие из них образуют лист?». 2) организует фронтальное обсуждение «зачем нужен лист?» слайды 17-24 | Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении. За правильные ответы учащиеся получают листики. | Личностные: осознание своих возможностей в учении; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: структурирование знаний; синтез – составление целого из частей; установление причинно-следственных связей. |
3 | Рефлексивно – оценочный. |
3.1 | Рефлексия деятельности | Самооценка И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: - Сегодня я узнал … - Я удивился … - Теперь я умею … - Я хотел бы … | Участвуют в беседе. Самооценка знаний | Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: оценка |
3.2 | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников | 1) направляет подсчитать заработанные фишки, оценить себя в соответствии с критериями. 2) собирает тетради с отчетом по лабораторной работе, для последующей проверки 3) побуждает записать домашнее задание, слайд 21 | подсчитывают и оценивают сдают тетради записывают домашнее задание | Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; самоопределение Коммуникативные: вступают в диалог Регулятивные: оценка результатов работы; осознание качества и уровня усвоения материала |