kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по биологии на тему "Зоны корня" (6 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный архив содержит конспект, презентацию урока по биологии на тему "Зоны корня",  которые составлены для учащихся 6 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Архив содержит 4 видеоматериала, способствующие развитию познавательного интереса школьников. Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕНТ, ЕГЭ и ВОУДу.

Просмотр содержимого документа
«Зоны корня. Корневой чехлик. Рост корня. Ветвление корней. 6 класс.»

Поурочный план Дата 16.10.15 Класс ____6 -ые____

Урок 13 биологии

Учитель Волкова Т.В.

Тема урока Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней (слайд 1).

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с клеточным строением корня: изучить зоны корня, особенности их строения в связи с выполняемой функцией, прививать

практические навыки работы с микроскопом.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление у школьников о зонах корня: деления, растяжения, всасывания, проведения; о корневом чехлике и его роли; о росте и ветвлении корня;

Развивающие: продолжить развивать умения школьников сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: активизировать познавательный интерес учащихся к изучению биологии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Оборудование: таблицы «Зоны корня», «Ткани растений», микроскопы, лупы, готовые микропрепараты «Корневые волоски и корневой чехлик»,

проростки фасоли презентация «Зоны корня», видеофильмы.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функ-циональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент

Организационно- психологический настрой.

Р

Коллект




II.

Актуализация знаний

А). Работа в группах по заданию (слайд 2):

Прочитайте отрывок басни А.Крылова «Дуб и свинья», обсудите и ответьте на вопросы:

Прав ли ворон? Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться?

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит.

А.И.Крылов


Б). Работа с тетрадью Ж.Курмангалиевой – 2 человека.

Страница 18 задание 2 и 3.

В). Устно:

1 . Каково значение корня?

2. Что называется корневой системой растения?

3. Какие корни называются главным, боковыми и придаточными?

4. Какие корневые системы вы знаете?

5. Какую корневую систему имеет фасоль и почему?

6. Какую корневую систему имеет пшеница и почему?

Г). Тест. Выберите правильные ответы (слайды 3 -4):

1. От стебля, листьев отрастают корни:

А) главный С) придаточные

В) боковые Д) главный или боковые Е) боковые и придаточные

2. Мочковатая корневая система характерна для растений:

А) пшеницы В) фасоли С) тополя Д) сирени Е) березы

3. Стержневая корневая система характерна для растений:

А) пшеницы В) фасоли С) чеснока Д) лилии Е) овса

4). Развивается из зародышевого корешка семени корень:

А) боковой В) придаточный С) главный Д) второстепенные Е) все ответы верны

5). Совокупность всех корней данного растения называется

А) придаточными корнями С) главным корнем

В) боковыми корнями Д) тканью Е) корневой системой

6). Ответвления главного, бокового или придаточного – это корень

А) главный С) придаточные

В) главный или боковые Д) боковые Е) боковые и придаточные


Ответы:

1 – С 2 – А 3 - В 4 – С 5 – Е 6 - Д

Шкала оценивания:

«Нет ошибок» – «5»

«1» - «2» ошибки – «4»

«3» - «4» ошибки – «3»

более «4» ошибок – «2».

Р













Р



Р






Р

Работа в группах












Индивид



Фронтал






Индивид

+













+



+






+

+













+



+






+


III. Введение в тему

Записываем тему урока «Зоны корня»» в тетрадь (слайд 5).

Для того чтобы определить, какие зоны имеет корень, разгадайте анаграмму, которую мы получили.

Анаграмма – это задания с пропусками и перестановками букв.

(слайд 6):

Работа в парах:

  1. Переставьте буквы так, чтобы получилось название зон корня:

зона яивсасыанв, девепрония, яледени, осарт.

(ответ: зона всасывния, проведения, деления, рост).

Исходя из анаграммы, попытайтесь поставить перед собой цель, что бы вы хотели узнать на уроке. (Примерный ответ: узнать, какие бывают зоны, из каких клеток они состоят и какие функции выполняют).

Р

ПП

Работа в парах

+

+


IV. Изучение н/м:

Если рассмотреть микропрепарат «Зоны корня» под микроскопом и сравнить с рисунком 29 на странице 44 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, можно отметить, что корень состоит из нескольких зон, клетки которых отличаются друг от друга формой, размерами и функциями.

Зоны корня – участки верхушки растущего корня.

А). Корневой чехлик и его значение (слайд 7).

Работа в группах по заданию:

Используя материал параграфа 13 на странице 44 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, найдите ответ на вопрос, обсудите его в группе, запишите в тетрадь и выступите перед классом:

1 группа:

Как определить корневой чехлик?

(Примерный ответ: Корневой чехлик не относится к зонам корня. Кончик корня покрыт, как наперстком, корневым чехликом. Его можно увидеть невооруженным глазом, если рассматривать на свет кончик корня: здесь корень темнее и плотнее, чем в других зонах.

2 группа:

Каково значение корневого чехлика?

(основная функция корневого чехлика – защитная, который не допускает возможности повреждения хрупкого растущего кончика корня растения при контакте с твердыми компонентами почвы. Наружные клетки корневого чехлика выделяют слизь, которая защищает молодые клетки верхушки корня от повреждений и облегчает продвижение корня в почве).

3 группа:

Каково строение корневого чехлика?

(Клетки корневого чехлика живые. Они живут недолго, постепенно отмирают и слущиваются. Взамен отмерших клеток постоянно образуются новые).

Б). Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения (слайды 8 - 10).

Работа в парах

Используя материал параграфа 13 на страницах 44 - 45 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, заполните таблицу «Зоны корня»:

Зоны корня

Какой тканью образована

Особенности строения клеток

Функции

1

Зона деления

Образовательная

Клетки мелкие с тонкой оболочкой

Образование новых клеток, тканей

2

Зона роста (растяжения)

Образовательная

Вытянутые клетки с тонкой оболочкой

Рост корня в длину

3

Зона всасывания с корневыми волосками

(видео «Корневой волосок)

Покровная

Образуют выросты-корневые волоски.

Всасывание воды и минеральных веществ

4

Зона проведения

(видео «Ткани корня»

Покровная,

механическая,

основная,

проводящая:

  • Древесина

  • Луб

Клетки вытянутые (сосуды, ситовидные трубки)

Проведение воды и минеральных веществ

в стебель


В). Решение проблемного вопроса:

Почему рассаду лучше выращивать и затем высаживать в торфяных горшочках?

На корне выше кончика можно увидеть множество мелких волосков. Здесь выше кончика корня располагается зона всасывания, состоящая из корневых волосков. У некоторых растений корневые волоски напоминают легкий пушок, покрывающий часть корня. Корневой волосок - вырост наружной клетки корня, длиной до 1 см.. Под клеточной оболочкой в корневом волоске находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком. Волоски живут несколько дней, затем отмирают. Новые корневые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня. Поэтому зона всасывания, как и другие зоны, постоянно перемещается и находится вблизи кончика корня. Корневые волоски всасывают воду и растворенные в ней минеральные элементы. При пересадке растений молодые участки корня, несущие корневые волоски, можно легко повредить.

А знаете ли Вы, что длина всех корней у ржи равняется примерно 623 км, а с корневыми волосками - 11 тыс. км(слайд11).

Г). Физкультминутка (слайд12).

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

(движения маятника)

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)


Д). Лабораторная работа № 7. Определение зоны роста (растяжения) у корня.

(выполняем лабораторную работу в тетрадях Ж.Курмангалиевой).

Е). Рост корней.

Просмотр видеоролика «Рост корней» с последующим обсуждением.

Ж). Ветвление корней.

Ветвление корней - это процесс увеличения числа корней у растений за счет разделения их апекса или образования боковых корней, в результате чего формируется корневая система

Корень способен ветвиться, что обеспечивает более надежное закрепление растения в почве и приводит к увеличению его всасывающей поверхности. У корней имеются два типа ветвления: верхушечный и боковой. В пер­вом случае происходит раздвоение верхушечной меристемы корня и возникают два новых конуса, дающих начало двум корням, появившим­ся на верхушке материнского. Такое ветвление корня называют ди­хотомическим, или вильчатым, Этот тип ветвления сравнительно редок и встречается у некоторых высших споровых растений, к примеру у плаунов.

При боковом ветвлении новый меристематический конус возникает сбоку на оси материнского корня. Из него развивается боковой корень. Начало боковому корню дают клет­ки перицикла. Так как перицикл — это внутренняя ткань корня, то заложение боковых корней внутреннее. Сформировавшийся в резуль­тате меристематической деятельности перицикла зачаток бокового корня проходит через кору материнского корня и выступает во внеш­нюю среду уже, будучи прикрытый чехликом. Возникновение новых боковых корней вполне закономерно, и наиболее молодые из них появляются ближе к верхушке материнского корня.





Р
ИП
























Р

ИП


























Р

ПП






























Р

ЧП

НО


Р






Работа в группах
























Работа в парах


























Коллект































Индивид


Коллект


Коллект





+

























+



























+































+


+


+





+

























+



























+































+


+


+


V.

Закрепление

А). Проблемный вопрос:

Иногда при пересадке комнатных растений можно наблюдать, что растения имеют увядшие листья, но через некоторое время они приобретают нормальный вид. С чем это связано? Можно ли этого избежать?

Б). Закончите предложения (слайды 13- 14):

  1. При помощи корня растение получает из почвы … и минеральные вещества.

  2. Не относится к зонам корня … … .

  3. В зоне … клетки все время делятся.

  4. Зона … расположена выше зоны роста.

  5. В зоне … корневых волосков нет, но зато много боковых корней.

  6. … … - это длинный вырост наружной клетки корня.


Ответы:

1 – воду; 3 – деления; 5- проведения;

2 – корневой чехлик; 4 – всасывания; 6 - корневые волоски.

Р
ПП

ЧП

Р

Коллект



Индивид

+



+

+



+


VI.

Подведение итогов

(слайд15).

  • Корень – орган растения, обеспечивающий закрепление в почве и почвенное питание – поглощение воды и минеральных веществ.

  • По строению и функциям в корне различают четыре зоны: деления, роста (растяжения), всасывания, проведения.

  • Тесное взаимодействие всех зон корня обеспечивает его нормальную работу.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Р

Коллект




VII.

Домашнее задание

(слайд16).

§ 13,

Выполнить задания № 1- 3 в тетрадях Ж.Курмангалиевой на странице 18 .

Р

Индивид




VIII.

Рефлексия

(слайд17). Учащиеся дописывают фразы и по желанию зачитывают их.

  • Оказывается …..

  • Меня удивило то, что…

  • Мне понравилось то, что…

  • Я задумался над тем….

Школьники зачитывают свои фразы.

Р

Индивид




Литература и Интернет – ресурсы:

  • Р.Алимкулова. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ. Алматы/ 2015.

  • Ж. Курмангалиева. Биология. Лабораторные работы. 6 класс. Алматы. 2015.

  • Ж. Курмангалиева. Биология. Строение и жизнедеятельность растений. 6 класс. Алматы. 2015.

  • Г.П.Игошин. Уроки биологии в 6 классе. Ярославль. 2002.

  • В.Рохлов. Занимательная ботаника. Москва, 1998

  • 900igr.netkartinki…Koren-rastenija…rastenija.html

  • yandex.kz/images рисунки зоны корня



Приложение 1:




Просмотр содержимого презентации
«Зоны корня. 6 класс.»

Зоны корня. Корневой чехлик. Рост корня. Ветвление корней.

Зоны корня. Корневой чехлик. Рост корня.

Ветвление корней.

Прочитайте отрывок басни А.Крылова «Дуб и свинья», обсудите и ответьте на вопросы:  Прав ли ворон? Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться? Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала;  Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала.

Прочитайте отрывок басни А.Крылова «Дуб и свинья», обсудите и ответьте на

вопросы: Прав ли ворон? Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться?

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит.

А.И.Крылов

Выберите правильные ответы 1. От стебля, листьев отрастают корни :  А) главный С) придаточные В) боковые Д) главный или боковые Е) боковые и придаточные  2. Мочковатая корневая система характерна для растений:  А) пшеницы В) фасоли С) тополя Д) сирени Е) березы  3. Стержневая корневая система характерна для растений:  А) пшеницы В) фасоли С) чеснока Д) лилии Е) овса  4). Развивается из зародышевого корешка семени корень:  А) боковой В) придаточный С) главный Д) второстепенные  Е) все ответы верны  5). Совокупность всех корней данного растения называется  А) придаточными корнями С) главным корнем  В) боковыми корнями Д) тканью Е) корневой системой  6). Ответвления главного, бокового или придаточного – это корень  А) главный С) придаточные В) главный или боковые  Д) боковые Е) боковые и придаточные

Выберите правильные ответы

1. От стебля, листьев отрастают корни :

А) главный С) придаточные

В) боковые Д) главный или боковые Е) боковые и придаточные

2. Мочковатая корневая система характерна для растений:

А) пшеницы В) фасоли С) тополя Д) сирени Е) березы

3. Стержневая корневая система характерна для растений:

А) пшеницы В) фасоли С) чеснока Д) лилии Е) овса

4). Развивается из зародышевого корешка семени корень:

А) боковой В) придаточный С) главный Д) второстепенные

Е) все ответы верны

5). Совокупность всех корней данного растения называется

А) придаточными корнями С) главным корнем

В) боковыми корнями Д) тканью Е) корневой системой

6). Ответвления главного, бокового или придаточного – это корень

А) главный С) придаточные В) главный или боковые

Д) боковые Е) боковые и придаточные

Выберите правильные ответы Ответы:  Шкала оценивания: «Нет ошибок» – «5» «1» - «2» ошибки – «4» «3» - «4» ошибки – «3» Более «4» ошибок – «2». 1 – С 2 – А 3 - В 4 – С 5 – Е 6 - Д

Выберите правильные ответы

Ответы:

Шкала оценивания:

«Нет ошибок» – «5»

«1» - «2» ошибки – «4»

«3» - «4» ошибки – «3»

Более «4» ошибок – «2».

1 – С 2 – А 3 - В 4 – С 5 – Е 6 - Д

Зоны корня. Корневой чехлик. Рост корня. Ветвление корней.

Зоны корня. Корневой чехлик. Рост корня.

Ветвление корней.

Анаграмма Переставьте буквы так, чтобы получилось название зон корня: зона яивсасыанв, девепрония, яледени, осарт. Ответ: зона всасывания, проведения, деления, рост).

Анаграмма

Переставьте буквы так, чтобы получилось название зон корня:

зона яивсасыанв, девепрония, яледени, осарт.

Ответ:

зона всасывания, проведения, деления, рост).

Корневой чехлик и его значение. Работа в группах по заданию: Используя материал параграфа 13 на странице 44 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, найдите ответ на вопрос, обсудите его в группе, запишите в тетрадь и выступите перед классом: 1 группа: Как определить корневой чехлик?  2 группа: Каково значение корневого чехлика?  3 группа: Каково строение корневого чехлика?

Корневой чехлик и его значение.

Работа в группах по заданию:

Используя материал параграфа 13 на странице 44 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, найдите ответ на вопрос, обсудите его в группе, запишите в тетрадь и выступите перед классом:

1 группа:

Как определить корневой чехлик?

2 группа:

Каково значение корневого чехлика?

3 группа:

Каково строение корневого чехлика?

Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Работа в парах Используя материал параграфа 13 на страницах 44 - 45 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, заполните таблицу «Зоны корня»: № 1 Зоны корня 2 Какой тканью образована 3 Особенности строения клеток Функции 4

Зоны корня:

деления, растяжения, всасывания, проведения.

Работа в парах

Используя материал параграфа 13 на страницах 44 - 45 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, заполните таблицу «Зоны корня»:

1

Зоны корня

2

Какой тканью образована

3

Особенности строения клеток

Функции

4

Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. № Зоны корня 1 Какой тканью образована Зона деления 2 Особенности строения клеток Зона роста (растяжения) Образовательная 3 4 Зона всасывания с корневыми волосками Образовательная Клетки мелкие с тонкой оболочкой Функции Вытянутые клетки с тонкой оболочкой Зона проведения Образование новых клеток, тканей Покровная Рост корня в длину Образуют выросты-корневые волоски. Покровная, механическая, основная, проводящая: Древесина Луб Клетки вытянутые (сосуды, ситовидные трубки) Всасывание воды и минеральных веществ Проведение воды и минеральных веществ в стебель

Зоны корня:

деления, растяжения, всасывания, проведения.

Зоны корня

1

Какой тканью образована

Зона деления

2

Особенности строения клеток

Зона роста (растяжения)

Образовательная

3

4

Зона всасывания с корневыми волосками

Образовательная

Клетки мелкие с тонкой оболочкой

Функции

Вытянутые клетки с тонкой оболочкой

Зона проведения

Образование новых клеток, тканей

Покровная

Рост корня в длину

Образуют выросты-корневые волоски.

Покровная,

механическая,

основная,

проводящая:

Древесина

Луб

Клетки вытянутые (сосуды, ситовидные трубки)

Всасывание воды и минеральных веществ

Проведение воды и минеральных веществ в стебель

А знаете ли Вы, что  длина всех корней у ржи равняется примерно 623 км,  а с корневыми волосками - 11 тыс. км.

А знаете ли Вы, что

длина всех корней

у ржи равняется примерно 623 км,

а с корневыми волосками - 11 тыс. км.

Физминутка Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения маятника) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

(движения маятника)

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Закончите предложения:

Закончите предложения:

  • При помощи корня растение получает из почвы … и минеральные вещества.
  • Не относится к зонам корня … … .
  • В зоне … клетки все время делятся.
  • Зона … расположена выше зоны роста.
  • В зоне … корневых волосков нет, но зато много боковых корней. … … - это длинный вырост наружной клетки корня.
Закончите предложения: 1 – воду; 2 – корневой чехлик;  3 – деления; 4 – всасывания;  5 – проведения;  6 - корневые волоски.

Закончите предложения:

1 – воду;

2 – корневой чехлик;

3 – деления;

4 – всасывания;

5 – проведения;

6 - корневые волоски.

Выводы урока Корень – орган растения, обеспечивающий закрепление в почве и почвенное питание – поглощение воды и минеральных веществ. По строению и функциям в корне различают четыре зоны: деления, роста (растяжения), всасывания, проведения. Тесное взаимодействие всех зон корня обеспечивает его нормальную работу.

Выводы урока

Корень орган растения, обеспечивающий закрепление в почве и почвенное питание – поглощение воды и минеральных веществ.

По строению и функциям в корне различают четыре зоны: деления, роста (растяжения), всасывания, проведения. Тесное взаимодействие всех зон корня обеспечивает его нормальную работу.

Домашнее задание: Параграф 13 Выполнить задания № 1- 3 в тетради Ж.Курмангалиевой

Домашнее задание:

Параграф 13

Выполнить задания № 1- 3

в тетради Ж.Курмангалиевой

Рефлексия Допишите фразы и по желанию зачитайте их. Оказывается ….. Меня удивило то, что… Мне понравилось то, что… Я задумался над тем….

Рефлексия

Допишите фразы и по желанию зачитайте их.

Оказывается …..

Меня удивило то, что…

Мне понравилось то, что…

Я задумался над тем….

Список использованной литературы и интернет - ресурсы

Список использованной литературы и интернет - ресурсы

  • Р.Алимкулова. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ. Алматы/ 2015.
  • Ж. Курмангалиева. Биология. Лабораторные работы. 6 класс. Алматы. 2015.
  • Ж. Курмангалиева. Биология. Строение и жизнедеятельность растений. 6 класс. Алматы. 2015.
  • Г.П.Игошин. Уроки биологии в 6 классе. Ярославль. 2002.
  • В.Рохлов. Занимательная ботаника. Москва, 1998
  • 900igr.net kartinki…Koren-rastenija…rastenija.html
  • yandex.kz/images› рисунки   зоны   корня


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока по биологии на тему "Зоны корня" (6 класс).

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка урока по биологии на тему "Органы цветковых растений. Корень". 6-й класс "
    ["seo_title"] => string(103) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-na-tiemu-orghany-tsvietkovykh-rastienii-korien-6-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141056"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418052575"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "этапы развития познавательного интереса "
    ["seo_title"] => string(44) "etapy-razvitiia-poznavatiel-nogho-intieriesa"
    ["file_id"] => string(6) "208532"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430835826"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства