kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по работе со слабоуспеващими и изучению причин неуспеваемости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках биологии»

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках биологии







 Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей, отвлекаются в те моменты, когда идет поиск, требуется напряжение мысли. Учителя не всегда учитывают особенности понимания у таких детей, характер их мышления, уровень подготовленности, работоспособности, общее развитие, интересы, потребности, временное психическое состояние.

Типы слабоуспевающих учащихся:

1 тип.  Низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению.

Подтипы:

А). Стремление компенсировать неуспех в учебе какой-нибудь деятельностью; направленность на определенный вид деятельности в будущем.

Б). Стремление избежать трудностей в учебной работе, поиск обходных путей - списать, обмануть...;  отсутствует направленность на определенный вид деятельности в будущем.

Пути решения проблемы: изменить установку, связанную на простое воспроизведение,  на стремление искать способы решения. Надо учить жесткой регламентацией каждого шага с добыванием знаний, постоянно учить их  рассуждать.

2 тип.  Неплохая интеллектуальная подготовка, но отрицательное отношение к учению.

Подтипы:

А). Стремление компенсировать неуспех в учебе другой деятельностью;  в будущем хотели бы заниматься чем-то романтическим.

Б). Компенсируют популярностью вне школы; о будущем не думают.

Пути решения проблемы: включение в коллектив, формирование положительных мотивов учения и иных видов деятельности.

3 тип. Слабое развитие мыслительных процессов в сочетании с нежеланием учиться.

Подтипы:

А). Компенсируют   практической  деятельностью, с целью избежать учебы, работы; профессиональные интересы неустойчивы и слабы.

Б). Поиск обходных путей любой работы ради корыстных целей, примитивные потребности.

Пути решения проблемы: проведение индивидуальной кропотливой и систематической работы, «потерянные дети».

       Работа  учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к организации следующих мер: проведение индивидуальных и дополнительных занятий, которые отнимают много времени у учителя и создают дополнительную нагрузку на учащихся; оказание давления на ученика, что порождает у него чувство неполноценности, неверие в свои силы, неуравновешенность, а порой озлобленность и враждебное отношение к школе. Но эти действия не позволяют в должной степени осуществлять эффективную работу с учащимися по предупреждению слабой успеваемости.

1. Слабая успеваемость как явление имеет сложную природу, формируясь в определенных условиях, при определенных причинах, под влиянием множества факторов. Причины слабой успеваемости делятся на типы в зависимости от их источника и содержания: личностные психические и медицинские, семейные педагогические и бытовые, школьные педагогические, социальные педагогические и бытовые. Ведущую роль играют личностные психические факторы, причины и условия.
  2. Формы слабой успеваемости различаются, в частности, по глубине и по устойчивости. 
  3. Важным фактором успеваемости в начальный период обучения является уровень школьной готовности, имеющей три основные составляющие: интеллектуальную, мотивационную и волевую. В свою очередь, готовность во многом определяет успешность адаптации к школе.



 Действие факторов, причин, условий преломляется в системе других факторов и в первую очередь - в психике ребенка. В результате этого взаимодействия реализуется тот или иной вариант развития процесса. Так, следствием влияния неблагоприятных семейных условий в одних случаях может быть снижение успеваемости, в других - воспитание положительных качеств характера, устойчивой учебной мотивации с тем, чтобы в дальнейшем избежать сложной семейной обстановки.

     Для получения информации о состоянии слабой успеваемости учеными было проведено анкетирование. Анализ данных позволил, с одной стороны, определить мнение педагогов о проблеме отставания детей в учении, с другой стороны - обстоятельства, сопутствующие слабой успеваемости. Учителям было предложено указать главные причины неуспеваемости. Более 80%  среди них отметили личностные особенности ученика и его бытовые условия. Педагогические причины указали всего 28% учителей.
     По ответам родителей установили зависимость успеваемости от различных обстоятельств. Доля детей, отстающих в обучении, высока среди школьников, живущих в плохих бытовых условиях (50%), в семьях которых отсутствует контроль со стороны родителей (63%) или они отрицательно относятся к данной школе (63%). Анкетирование свидетельствует о том, что условия для успешного обучения наиболее благоприятны в больших городах (где более доступно дополнительное образование детей в центрах детского творчества, кружках и т.п.), а также в небольших поселениях (где выше занятость школьников в домашнем хозяйстве).

 Одним из неотъемлемых свойств слабой успеваемости является динамичность. Динамика слабой успеваемости зависит от наличия и организации соответствующей педагогической работы с учащимися, при адекватной постановке которой можно добиться хороших результатов. Наибольшие сложности в работе педагога возникают во втором полугодии, когда у детей теряется чувство новизны по отношению к школе, и соответствующие мотивы учения перестают действовать.



Исходя из вышеизложенного даются рекомендации для последующей работы с учащимися:



  • в работе со слабоуспевающими школьниками использовать методику педагогического исследования причин слабой успеваемости;


  •  учитывать конкретные индивидуальные причины слабой успеваемости, факторы и условия учебного процесса;



  • активно и систематически вести разнообразную работу с отстающими и школьниками "группы риска" - индивидуальную, групповую, общеклассную;





  • при  опросе  слабоуспевающим  школьникам  даётся примерный  план 

ответа,  разрешается  пользоваться  планом,  составленным  дома,    больше времени  готовиться  к  ответу  у доски,  делать предварительные  записи,  пользоваться  наглядными  пособиями;



  • ученикам  задаются  наводящие  вопросы,  помогающие  последовательно излагать материал;



  • при  опросе  создаются  специальные  ситуации  успеха;






  • периодически  проверяется  усвоение  материала  по  темам  уроков,  на     которых ученик  отсутствовал;



  • входе  опроса  и  при  анализе  его  результатов  обеспечивается  атмосфера благожелательности;



  • концентрировать внимание   на  наиболее  важных  и  сложных   

разделах  изучаемой  темы;  



  • даются упражнения,  направленные  на  устранение  ошибок, 

допускаемых ими  при  ответах  или  в  письменных  работах; 



  • домашняя  работа  для  слабоуспевающих  школьников  подбирается   на осознание  и исправление  ошибок:  проводится  подробный  инструктаж  о  порядке  выполнения  домашнего  задания;  дается задания на поиск в Интернете;

  • контрольные работы проводить  в трех уровнях сложности;



  • каждому предметнику вести индивидуальный журнал слабоуспевающих учащихся.



Десять правил работы со «слабоуспевающими»



  1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

  1. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

  1. Каждый урок - продолжение предыдущего, многократное повторение основного материала  - один из приемов работы со слабыми.

  1. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

  1. Работy со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное  развитие памяти, логики,  мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

  1. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и  закрепить.

  1. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

  2. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните:    спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и... «слабоуспевающих».

10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.







ФИО ребенка

Причины неуспеваемости

Использованные виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы


Пропуск занятий из-за болезни

Письменный

Индивидуальные консультации

Повышение уровня знаний со среднего до достаточного


Низкая активность во время уроков

Индивидуальный

Индивидуальные домашние задания, решение аналогичных заданий на карточках во время урока

Повышение уровня знаний с низкого до среднего


Слабая домашняя подготовка, отсутствие интереса к учебе

Устный

Внеурочные дополнительные занятия, помощь перед уроком

Повышение уровня знаний с низкого до среднего






















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках биологии

Автор: Безрукова Наталья Геннадьевна

Дата: 23.06.2018

Номер свидетельства: 474130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад: "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ ПО БИОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(49) "doklad-osobiennosti-podgotovki-k-ient-po-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "151030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624626"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Краткосрочное  планирование урока биологии: «Значение процесса пищеварения. Строение пищеварительной системы человека» "
    ["seo_title"] => string(139) "kratkosrochnoie-planirovaniie-uroka-biologhii-znachieniie-protsiessa-pishchievarieniia-stroieniie-pishchievaritiel-noi-sistiemy-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "208450"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430817774"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Открытый урок  биологии  6 класса на тему:   «Размножение многоклеточных животных» "
    ["seo_title"] => string(86) "otkrytyi-urok-biologhii-6-klassa-na-tiemu-razmnozhieniie-mnoghoklietochnykh-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "126247"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415128729"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов в преподавании биологии». "
    ["seo_title"] => string(97) "urovnievaia-diffierientsiatsiia-na-osnovie-obiazatiel-nykh-riezul-tatov-v-priepodavanii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "161567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422252331"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "урок-практикум по решению генетических задач "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-praktikum-po-rieshieniiu-ghienietichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "152178"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420812637"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства