kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии «Животные» для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-9 кл.), утвержденного приказом МОиН РФ № 1089 от 05.03.2004г., примерной ООП основного общего образования МБОУ гимназии №8, г.Хабаровска, утвержденная педсоветом.

      Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечника, В. В. Латюшина и др. и включающей в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии «Животные» для 7 класса»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия № 8








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии

«Животные»

для 7 класса

2016-2017 учебный год

Составитель программы: Шитик О.В.












г. Хабаровск

2016 год

Пояснительная записка

к рабочей программе по биологии для 7 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-9 кл.), утвержденного приказом МОиН РФ № 1089 от 05.03.2004г., примерной ООП основного общего образования МБОУ гимназии №8 , г.Хабаровска, утвержденная педсоветом № 9 от 20.04.15 по биологии.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии , программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечника, В. В. Латюшина и др. и включающей в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем. отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.


Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.


Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.


Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей


Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.


Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.


В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:


  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.


Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе календарно – тематического планирования «Планируемый результат», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен знать:

На базовом уровне:

-характерные признаки царства животных;

-строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки);

роль простейших в биосфере и жизни человека;

-многоклеточность и ее биологический смысл;

-отличительные черты планов строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые);

основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные; фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека;

особенности жизненных циклов морских беспозвоночных;

особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней;

основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше;

основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение для человека;

важнейшие отряды насекомых;

о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением;

роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд);

важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; причины возникновения «вредителей»;

насекомые человеческого жилища на примере своего региона;

роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;

классы позвоночных животных;

приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше;

особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных;

роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли;

о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и их рациональное использование ресурсов;

особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением, птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни;

роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни человека;

о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности;

основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих;

основные группы домашних животных, их значение в жизни человека;

основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, о рациональном использовании их ресурсов на примере своего региона;

характерных животных своего региона;

-об охране животных, роли заповедников и заказников.

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона.

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии у животных.


уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать готовые микропрепараты и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части, органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных,

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.

-оказания первой помощи при укусах животных;

-соблюдения правил поведения в окружающей среде


Ресурсное обеспечение рабочей программы по биологии для 7 класса:


Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;

- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.


. Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.

Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.

Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология: Животные. учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений , М. Дрофа, 20011

Учебно-методическая литература для учителя:

Дмитриева, Т. А., Суматохин, С. В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6–7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.– 128 с.: ил. (Дидактические материалы).

Дидактические карточки-задания по биологии: животные / Бровкина, Е. Т., Белых, В. И. – М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. – 56 с.

Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.

Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 160 с.

Никишов, А. И., Теремов, А. В. Дидактический материал по зоологии. – М.: РАУБ «Цитадель», 1996. – 174 с.

Теремов, А., Рохлов, В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. («Занимательные уроки»)

Фросин, В. Н., Сивоглазов, В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004. – 272 с.

Шарова, И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.



Дополнительная литература для учащихся:

Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся VII–VIII классов. В 2 ч. – М.: МИРОС, 1997. – 432 с.: ил.

Дольник, В. Р., Козлов, М. А. Зоология: учебник. – СПб.: Специальная литература, 1996. – 240 с.: ил.

Животные / пер. с англ. М. Я. Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил.

Красная книга Волгоградской области. Т. 1. Животные. – Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2004. – 172 с.

Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.: ил.

Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. – М.: «Росмэн», 1998. – 88 с.

Секреты природы / пер. с англ. – ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. – 432 с.

Сладков, Н. Покажите мне их! Зоология для детей / худож. Р. Варшамов. – М.: РОСМЭН, 1994. – 183 с.: с ил.

Старикович, С. Ф. Замечательные звери: рассказы / худож. Р. Варшамов. – М.: РОСМЭН, 1994. – 144 с.: с ил.

Суматохин, С. В., Кучменко, В. С. Биология / Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2000. – 206 с.: ил.

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./ глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704 с.: ил.

Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. Х. Тамбиев; – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.

Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.

Я познаю мир: детская энциклопедия: амфибии / автор Б. Ф. Сергеев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 480 с.: ил.


Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 7 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»



Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).


Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучени





УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Количество часов

Резервное время

ХККГОС

Лабораторных работ

Экскурсии

по прогр.

По

КТП

1.

Введение. Общие сведения о животном мире.

2

2

0

0

0

0

2.

Многообразие животных.

34

37

3

22

5

1

3.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

14

14

0

0

1

0

4.

Индивидуальное развитие животных.

3

3

0

0

1

0

5.

Развитие животного мира на Земле.

3

3

0

0

-

0

6.

Биоценозы.

4

4

0

0

-

2

7.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

5

5

0

0

-

0


Резервное время

3

-

0

0

0

0


Итого:

65

68

3

22

7

3















График лабораторных работ

Название лабораторной работы

Дата проведения

№1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей».




№2 «Знакомство с многообразием ракообразных».




№3 «Изучение представителей отрядов насекомых».




№4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб".




№5 «Изучение внешнего строения птиц».




№6 «Изучение особенностей различных покровов тела»




№7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».




График экскурсий

Тема экскурсии

Дата проведения

Экскурсия №1 «Изучение многообразия птиц»




Экскурсия№2 "Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза".




Экскурсия№3: Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни




Экскурсия №4

" Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных"









п/п

Тема урока


Содержание


Термины

Требования к знаниям,

умениям учащихся


Дом.зад

Тип урока, форма урока

Дата проведения

план-факт.

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

1
(1)

История изучения животных. Методы изучения.

Термины

Зоология

Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных.

Систематика животных. Систематические категории.

Роль зоологии в практической деятельности людей

Сходство и различия животных и растений.

Ученые-зоологи (А. Левенгук, Аристотель)

Термины

Этология

Зоогеография

Энтомология

Ихтиология

Орнитология

Признаки классификации наук о животных

Воспроизведение

Давать определение терминам.

Перечислять методы изучения зоологии, систематические категории животных

Интеллектуальный уровень

Формулировать определение термина.

Выделять признаки классификации наук о животных.

Сравнивать растения и животных

Творческий уровень

Доказывать свою точку зрения о роли зоологии в практической деятельности людей

§1

ИНМ,

беседа









2
(2)

Наука зоология и ее структура. Сходство и различия растений и животных. Систематика животных.

§2



КУ, рассказ, беседа




Многообразие животных (37 часов)

1
(3)

Общая характеристика простейших. Многообразие простейших,среда обитанияи места обитания


ХККГОС

Простейшие – одноклеточные организмы.

Строение и особенности их жизнедеятельности.

Термины

Циста

Органоиды движения: ложноножки, жгутики, реснички. Колониальные организмы

Воспроизведение

Описывать строение и роль в природе и в практической деятельности.

Давать определение терминам.

Узнавать по рисункам представителей простейших

Интеллектуальный уровень

Анализировать содержание демонстрационной таблицы.

Выделять особенности жизнедеятельности

Творческий уровень

Приводить аргументы, доказывающие единство происхождения животных и растений.

Доказывать свою точку зрения по определенной проблеме (задание в раб. тетр. № 12 с. 8)

§3

ИНМ,

рассказ, беседа





2
(4)

Образ жизни и поведение простейших.

Биологические и экологические особенности.значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.


Систематические группы простейших.

Роль простейших в природе и в жизни человека.

Простейшие – возбудители заболеваний человека

Среда и места обитания (свободноживущие, паразитические и прикрепленные организмы). Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности

§4

КПЗУ,

семинар








3
(5)

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Классы губок: Известковые, стеклянные, обыкновенные.

Роль губок в природе и в жизни человека

Среда обитания, прикрепленный образ жизни. Особенности строения (специализация клеток, наличие слоев) и экологические особенности

Воспроизведение

Узнавать по рисункам представителей губок.

Описывать строение губок и их роль в природе и в практической деятельности.

Определять по рисункам классы губок.

Называть способы защиты губок от врагов

Интеллектуальный уровень

Выделять особенности строения губок и признаки систематики губок.

Объяснять усложнение строения губок по сравнению с простейшими

Творческий уровень

Подготовить сообщение из литературных источников и научно-популярной литературы о сборе губок и их использовании (учебник с. 25, задание 3)

§5


ИНМ,

инд. работа




4
(6)

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Классы кишечнополостных: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека

Термины

Эктодерма

Энтодерма

Регенерация

Чередование поколений

Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (кишечная полость, лучевая симметрия, нервная система) и экологические особенности. Стадии развития: полип и медуза

Объяснять значение термина кишечнополостные, появление колониальной формы жизни.

Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела.

Доказывать принадлежность представителей к одному типу.

Сравнивать строение и жизнедеятельность губок и кишечнополостных

Творческий уровень

Подготовить сообщение из литературных источников и научно-популярной литературы о значении кишечнополостных, используя современные информационные технологии

§6

ИНМ,

инд.

работа




5
(7)

Тип Плоские черви. Многообразие, среда и место обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.


Классы плоских червей:

Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви.

Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных

Термины

Промежуточный хозяин

Окончательный хозяин

Среда обитания. Особенности строения (кожно-мускульный мешок, системы органов, двусторонняя симметрия) и особенности образа жизни (свободноживущие и паразиты).

Уровни организации

Воспроизведение

Узнавать по рисункам представителей плоских червей и определять классы.

Давать определение терминам

Интеллектуальный уровень

Анализировать содержание демонстрационной таблицы, содержание рисунков.

Отбирать информацию для заполнения таблицы.

Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и симметрией тела

§7

ИНМ,
групп. работа




6
(8)

Тип Круглые черви.

Многообразие, среда и место обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.


ХККГОС

Значение круглых червей в природе и жизни человека

Среда обитания, образ жизни (свободноживущие, паразиты). Особенности строения (двухслойные, наличие анального отверстия) и экологические особенности

Воспроизведение

Узнавать по рисункам представителей круглых червей.

Перечислять приспособления к паразитизму.

Описывать значение круглых червей

Интеллектуальный уровень.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы.

Сравнивать строение плоских и круглых червей

§8

ИНМ,

беседа




7
(9)

Тип Кольчатые черви.

Многообразие, среда и место обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Термины

Олигохеты

Полихеты

Классы: Малощетинковые, Многощетинковые, Пиявки.

Роль кольчецов в природе и в жизни человека (в медицине и сельском хозяйстве)

Термины

Параподии

Анабиоз

Гирудин

Кокон

Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (сегментация тела, замкнутая кровеносная система, окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка, органы чувств) и экологические особенности (забота о потомстве)

Воспроизведение

Узнавать по рисункам представителей кольчецов.

Приводить примеры представителей различных классов кольчецов.

Описывать значение кольчатых червей в природе и практической деятельности человека.

Давать определение терминам

Интеллектуальный уровень

Анализировать содержание демонстрационной таблицы.

Сравнивать строение круглых и кольчатых червей.

§9

ИНМ,

беседа, практикум




8
(10)

Многообразие кольчатых червей. Лабораторная работа№1: Знакомство с разнообразием кольчатых червей.

Объяснять характер приспособления кольчецов для перенесения неблагоприятных условий.

Доказывать принадлежность представителей разных классов к одному типу

§10

ОСЗУ,





9
(11)

Тип Моллюски.

Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

ХККГОС

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Роль моллюсков в природе и в жизни человека

Термины

Реактивное движение

Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (незамкнутая кровеносная система, трехкамерное сердце, мантийная полость, мантия, почки – органы выделения) и экологические особенности. Зависимость строения органов дыхания от среды обитания

Воспроизведение

Узнавать по рисункам представителей моллюсков.

Приводить примеры представителей различных классов моллюсков.

Давать определение терминам.

Описывать механизмы кровообращения, движения, значение моллюсков в природе и жизни человека

Интеллектуальный уровень

Анализировать содержание демонстрационной таблицы.

Объяснять приспособления моллюсков к среде обитания.

Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Доказывать, что моллюски – более высокоорганизованные животные, чем черви

§11

ИНМ,

групп. Работа














10
(12)

Многообразие моллюсков.


§12

КПЗУ,

практикум




11
(13)

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Классы иглокожих: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры.

Роль иглокожих в

природе и в жизни человека

Среда обитания, образ жизни (свободноживущие, малоподвижные). Особенности строения (известковый скелет, водно-сосудистая система, лучевая симметрия) и экологические особенности

Воспроизведение

Узнавать по рисункам представителей иглокожих.

Приводить примеры представителей различных классов иглокожих.

Описывать значение иглокожих в природе

Интеллектуальный уровень

Объяснять характер и особенности приспособления иглокожих к среде обитания.

Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных

§13

КУ,

беседа




12
(14)

Тип Членистоногие Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа№2

«Знакомство с многообразием ракообразных». ХККГОС

Классы членистоногих:

Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

Роль членистоногих в природе и в практической деятельности человека. Одомашненные виды.



Представители классов типа Членистоногих

Термины

Фасеточное (мозаичное) зрение

Хитин

Партеногенез

Многообразие сред обитания и образов жизни (свободноживущие, паразиты).

Особенности строения (отделы тела, число ног, органы чувств) и жизнедеятельности (типы развития, размножения, дыхания и пищеварения). Особенности экологии

Воспроизведение

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей ракообразных.

Приводить примеры представителей классов членистоногих.

Описывать значение членистоногих в природе и в практической деятельности человека.

Давать определение терминам

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность различных классов к типу Членистоногие, прогрессивное развитие членистоногих.

Объяснять характер приспособлений членистоногих к среде обитания.

Находить черты сходства различных классов членистоногих и моллюсков.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

Творческий уровень

Подготовить сообщение из научно-популярной литературы о видах насекомых дальнего Востока (с использованием современных информационных технологий). Доказывать свою точку зрения по определенной проблеме (задание в раб. тетр. № 4 с. 35)

§14

КУ,

групп. Работа















§15




ИНМ,

групп.

работ




13
(15)

Тип Членистоногие Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

ХККГОС

14

(16)

Тип Членистоногие Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. ХККГОС

15
(17)

Лабораторная работа№ 3 «Изучение представителей отрядов насекомых».

Отряды насекомых: Тараканы, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

ХККГОС


Названия отрядов насекомых.

Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека.

Основные представители отрядов насекомых

Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития.

Экологические особенности (среда обитания, образ жизни и адаптации) представителей отрядов насекомых

Воспроизведение

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых.

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

§16


ИНМ,

практикум




16
(18)

Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.


ИНМ,

групп. работа




17
(19)

Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.


ИНМ,

групп. работа




18
(20)

Перепончатокрылые насекомые.


Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека.

Основные представители отрядов насекомых

Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития.

Экологические особенности (среда обитания, образ жизни и адаптации) представителей отрядов насекомых

Воспроизведение

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых.

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

§19


ИНМ,

инд. работа




19
(21)

Характеристика хордовых животных. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.


Термины

Бесчерепные

Хордовые

Деление хордовых на низших и высших. Подтип Бесчерепные, класс Ланцетники.

Значение в природе и в практической деятельности человека

Представители подтипа бесчерепные. *История открытия ланцетника П. С. Палласом.

Среда обитания и образ жизни. Особенности строения: хорда, нервная трубка, пищеварительная система в виде трубки, замкнутая кровеносная система

Воспроизведение

Приводить примеры представителей подтипа бесчерепные.

Перечислять черты приспособленности ланцетника к жизни в воде. Описывать строение биологического объекта (влажного препарата ланцетника)

Интеллектуальный уровень

Отличать ланцетника от беспозвоночных.

Самостоятельно формулировать определение термина.

Выделять характерные особенности строения хордовых, бесчерепных.

Анализировать содержание рисунка учебника

Творческий уровень

Выдвигать предположения и аргументировать собственную точку зрения

§20


ИНМ,

групп. работа




20
(22)

Подтип Черепные,или позвоночные.

Надкласс Рыбы. Многообразие: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа№ 4

« Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».

ХККГОС


Термины

Позвоночные

Классификация

Многообразие классов: Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы

Значение в природе и жизни человека.

Приспособления для жизни в воде

Водная среда обитания и образ жизни.

Признаки подтипа Позвоночные (скелет головы, позвоночник, совершенствование органов чувств, сердце, органы дыхания).

Представители черепных хордовых, класса Круглоротые: минога и миксина

Воспроизведение

Приводить примеры представителей классов Круглоротые, Хрящевые и Костные рыбы.

Описывать строение биологического объекта (живых рыб в аквариуме)

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным.

Выделять характерные особенности строения позвоночных.

Самостоятельно формулировать определение термина.

Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

Творческий уровень

Выдвигать предположения и аргументировать собственную точку зрения

§21


ИНМ,

инд. работа




21
(23)

Хрящевые рыбы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. ХККГОС




Отряды: Акулы, Скаты, *Химерообразные

Значение в природе.

Признаки класса:

жаберные щели, хрящевой скелет

Признаки отрядов: форма тела, строение хвостового плавника.

Образ жизни и среда обитания (в толще воды, дно)

Воспроизведение

Приводить примеры представителей хрящевых и костных рыб

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность различных представителей рыб к тем или иным отрядам.

Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и особенностями строения.

Сравнивать классы костных и хрящевых рыб.

§22


КПЗУ,

групп. работа




22
(24)

Костные рыбы.

Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. ХККГОС


Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные; Кистеперые и двоякодышащие рыбы.

Промысловые рыбы.

Признаки класса: жабры, костный скелет,

плавательный пузырь

Признаки отрядов костных рыб: строение плавников, размеры и строение чешуи.

Образ жизни и среда обитания (в толще воды, дно)

Находить черты сходства акул и осетров
(с. 115, вопр. 3) и различия (с. 115, вопр. 4).

Объяснять признаки адаптации рыб к водной среде обитания.

Подготовить сообщение об отрядах рыб.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

§23


КПЗУ,

групп. работа




23
(25)

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. ХККГОС


Отряды земноводных: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

Значение в природе и жизни человека.

Особенности строения земноводных.

Представители земноводных

Среда обитания и образ жизни.

Признаки отрядов: форма тела, строение конечностей, наличие хвоста.

Исчезающие виды и охраняемые виды

Воспроизведение

Приводить примеры представителей отрядов земноводных.

Узнавать по рисункам представителей земноводных

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность различных представителей земноводных к тем или иным отрядам.

Объяснять адаптации земноводных к жизни на суше, в воде и в почве; их происхождение от рыб.

Сравнивать земноводных и рыб (с. 121, вопр. 1).

Находить различие в развитие земноводных и рыб (с. 121, вопр. 4)

§24


ИНМ,

практикум




24
(26)

Класс Пресмыкающиеся. Отряды Крокодилы и Черепахи. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. ХККГОС

Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.

Систематика пресмыкающихся.

Значение в природе и жизни человека.

Признаки класса: сухая кожа, трехкамерное сердце, два круга кро-вообращения, внутрен-нее оплодотворение, наличие яйца, ячеистое строение легких

Термины

Покровительственная окраска

Среда обитания и образ жизни, способы передвижения.

Биологические и экологические особенности.

Признаки отрядов.

Исчезающие виды и охраняемые виды

Воспроизведение

Приводить примеры представителей отрядов пресмыкающихся.

Узнавать по рисункам представителей отрядов пресмыкающихся.

Описывать значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека

Интеллектуальный уровень

Выделять причинно-следственную зависимость между способом передвижения и особенностями строения.

Доказывать принадлежность к классу и к различным отрядам

§25


ИНМ,

групп. работа




25
(27)

Отряд Чешуйчатые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.



Объяснять особенности адаптации пресмыкающихся к наземному образу жизни и к жизни в воде.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

Творческий уровень

Прогнозировать последствия уничтожения пресмыкающихся человеком

§26


ИНМ,
групп работа




26
(28)

Характеристика класса птиц. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни».



Среда обитания и образ жизни.

Признаки класса: крылья, перья, яйца, теплокровность, альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце

Термины

Инкубация

Гнездовые птицы

Выводковые птицы

Особенности внешнего строения.

Типы перьев: маховые, рулевые

Воспроизведение

Давать определение терминам

Описывать строение биологического объекта (коллекции перьев птиц)

Интеллектуальный уровень

Объяснять особенности адаптации птиц к полету.

Доказывать происхождение птиц от пресмыкающихся

§27


ИНМ,

беседа




27
(29)

Нелетающие птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

ХККГОС


Отряды птиц: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные.

Образ жизни и среда обитания.

Значение в природе и в практической деятельности человека

Особенности строения нелетающих птиц.

Признаки отрядов (оперение, строение ног), основные представители и их распространение

Воспроизведение

Приводить примеры представителей отрядов нелетающих птиц.

Узнавать по рисункам представителей отрядов нелетающих птиц

Интеллектуальный уровень

Определять тип птенцов.

Объяснять особенности адаптации птиц к наземному нелетающему образу жизни

§28


КПЗУ,

практикум




28
(30)

Водоплавающие птицы и птицы околоводных пространств. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

ХККГОС



Отряды птиц. Систематика птиц.

Среда обитания и образ жизни.

Признаки гусеобразных: длинная шея, короткие ноги с четырьмя пальцами, короткий широкий клюв.

Воспроизведение

Приводить примеры представителей отрядов птиц, обитающих в данной местности.

Узнавать по рисункам представителей отрядов птиц.

§28


ОСЗУ,

практикум




29

(31)

Отряды птиц: Воробьинообразные, голенастые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

ХККГОС


Значение в природе и в практической деятельности.

Меры по охране

Признаки Голенастых: длинные ноги, рыхлый перьевой покров, гибкая длинная шея, клюв удлиненный, большие крылья.

Особенности биологии и экологии

Описывать значение птиц в природе и в жизни человека

Интеллектуальный уровень

Объяснять особенности адаптации птиц к образу жизни.

Отличать летающих птиц от плавающих и бегающих.

§29


ОСЗУ,

практикум




30
(32)

Хищные птицы, Совы , Куриные.

Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

ХККГОС




Признаки отрядов хищных птиц: крючковатый клюв, мощные ноги с острыми когтями.

Особенности биологии и экологииПризнаки куриных: жесткий перьевой покров, крылья короткие, голова маленькая, клюв короткий, сильные четырехпалые ноги.

Признаки воробьинообразных: небольшие размеры, маленькая голова, четырехпалые конечности.

Особенности биологии и экологии

Сравнивать отряды птиц между собой.

Характеризовать отряды птиц.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Творческий уровень

Прогнозировать последствия уничтожения птиц человеком

§30


ОСЗУ,

практикум




31
(33)

Экскурсия №1 «Изучение многообразия птиц» ХККГОС





32
(34)

Класс Млекопитающие. Первозвери. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

ХККГОС


Признаки класса: млечные железы, живорождение, пятипалые конечности, 7 шейных позвонков, дифференцированные зубы, кора больших полушарий,
4-камерное сердце, альвеолярные легкие, волосяной покров, теплокровность

Подклассы: Яйцекладущие; Настоящие звери.

Представители подкласса яйцекладущих, отряда однопроходных.

Среда обитания и образ жизни. Черты примитивного строения

Воспроизведение

Приводить примеры и узнавать по рисункам

представителей однопроходных

Интеллектуальный уровень

Доказывать, что однопроходные – древние и примитивные млекопитающие

§31


ИНМ,

беседа,

инд. работа




33
(35)

Сумчатые. Насекомоядные. Рукокрылые.

Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

ХККГОС


Распространение.

Основные представители.

Значение в природе и жизни человека.

Редкие виды и их охрана

Признаки отрядов:

Сумчатые – наличие сумки, недоразвитые детеныши;

Насекомоядные – вытянутая мордочка, слабо дифференцированные зубы.

Рукокрылые – кожистая перепонка между передними и задними конечностями, большие размеры ушных раковин.

Представители, обитающие на территории данной местности.

Редкие виды и их охрана

Воспроизведение

Приводить примеры и узнавать по рисункам представителей отрядов млекопитающих.

*Описывать строение зубов

Интеллектуальный уровень

Характеризовать отряды млекопитающих.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков.

Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни

Творческий уровень

Готовить сообщение по теме и формулировать вопросы выступающему

§31


ОСЗУ,

групп. работа




34
(36)

Грызуны. Зайцеобразные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

ХККГОС



Распространение.

Основные представители.

Значение в природе и жизни человека.

Редкие виды и их охрана

Признаки отряда:

Грызуны – по два резца в верхней и нижней челюстях; постоянный рост резцов, отсутствие клыков.

Зайцеобразные – две пары резцов на верхней челюсти; одна пара на нижней челюсти

Представители, обитающие на территории данной местности

§32


КПЗУ,

инд. работа




35
(37)

Копытные. Хоботные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

ХККГОС



Распространение;

Основные представители.

Значение в природе и жизни человека.

Редкие виды и их охрана

Признаки отрядов:

Копытные – число пальцев, наличие копыта

Хоботные – наличие бивней, хобота, отсутствие волосяного покрова.

Представители, обитающие на территории данной местности

§33


КПЗУ,

инд. работа




36
(38)

Китообразные. Ластоногие. Хищные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

ХККГОС



Распространение; признаки отрядов: форма тела, особенности волосяного покрова, конечностей

Значение в природе и жизни человека.

Редкие виды и их охрана

Приспособления китообразных к эхолокации.

Основные подотряды китообразных.

Семейства отряда Хищные

Воспроизведение

Приводить примеры и узнавать по рисункам.

*Описывать строение зубов

Интеллектуальный уровень

Характеризовать отряды млекопитающих.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни

Творческий уровень

Готовить сообщение по теме и формулировать вопросы выступающему

§34


КПЗУ,

инд. работа




37
(39)

Приматы.

Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.



Распространение; признаки отряда: развитие полушарий головного мозга, пятипалые конечности, расположение большого пальца, расположение глаз.

Значение в природе и жизни человека.

Редкие виды и их охрана

Основные подотряды приматов

§35


КПЗУ,

инд. работа




Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)

1
(40)

Покровы тела.


Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей различных покровов тела».


Функции покровов тела: защитная, регуляция to тела, предохранение от потери влаги

Основные виды покровов тела: плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа

Воспроизведение

Перечислять основные функции покровов тела.

Узнавать по рисункам основные виды покровов тела

Интеллектуальный уровень

Находить черты сходства в строении покровов животных.

Обосновывать взаимосвязь строения и функций покровов тела.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

§36


КПЗУ,

инд. работа




2
(41)

Опорно-двигательная система.


Функции опорно-двигательной системы: обеспечение перемещения, защитная, опора Опорные структуры: оболочка клетки, наружный скелет, внутренний скелет

Основные отделы скелета позвоночных: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), скелет конечностей и пояса конечностей

Факторы эволюционных изменений опорно-двигательной системы.

Особенности строения скелета позвоночных животных: эволюционные усложнения, приспособления к среде обитания.

Соединения костей. Строение сустава.

Строение позвоночника, черепа, конечностей у различных хордовых

Воспроизведение

Перечислять основные функции опорно-двигательной системы.

Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных.

Приводить примеры животных с различными типами скелетов.

Интеллектуальный уровень

Обосновывать взаимосвязь строения и функций опорно-двигательной системы.

Находить черты сходства в строении опорно-двигательной системы.

Обосновывать приспособления опорно-двигательной системы к различным условиям обитания.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

§37


ИНМ,

беседа,

инд. работа




3
(42)

Способы передвижения.


Виды движения: амебовидное, движение при помощи жгутиков и ресничек, движение с помощью мышц

Приспособления к различным способам движения у животных(передвижение по грунту, плавание, полет, прыжки, бег, ходьба)


Воспроизведение

Перечислять виды и способы передвижения.

Давать определения терминам.

Описывать механизм передвижения у различных животных

Интеллектуальный уровень Объяснять характер приспособления к способам движения в различных средах.

Находить различие в основных способах передвижения.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

§38


ИНМ,

беседа,

инд. работа




4

(43)

Полости тела.

Термины

Полость тела


Первичная, вторичная и смешанная полости тела

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков.

Давать определения терминам.

Приводить примеры животных, имеющих разные типы полостей тела.

Описывать расположение органов в полостях тела.

§38


ИНМ,

беседа,

инд. работа




5
(44)

Органы пищеварения.


Термины

Пищеварение

Значение питания.

Питание животных готовыми органическими веществами.

Функции пищева-
рительной системы.

Строение пищеварительной системы в виде трубки.


Термины

Ферменты

Типы животных в зависимости от потребляемой пищи: травоядные, плотоядные, всеядные, паразиты.

Внутреннее пищеварение. Внутриклеточное пищеварение. Внеклеточное переваривание. Внешнее пищеварение.

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Перечислять основные функции пищеварительной системы.

Приводить примеры животных, относящихся к разным группам по характеру потребляемой пищи

Интеллектуальный уровень

Обосновывать взаимосвязь строения и функций пищеварительной системы.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

§39


ИНМ,

беседа,

инд. работа




6

(45)

Обмен веществ и превращение энергии.

Процессы обмена веществ и превращения энергии

Внешнее пищеварение.

Дифференциация системы на отделы в процессе эволюции

Творческий уровень

Доказывать, что организм – открытая система

§39


ИНМ,

беседа,

инд. работа




7
(46)

Органы дыхания. Газообмен.


Термины

Альвеолы

Диафрагма

Пути поступления кислорода.

Газообмен у животных разных систематических групп: поверхность тела, жабры, легкие

Двойное дыхание птиц

Механизм поступления кислорода: проницаемость клеточных мембран, диффузия.

Наружные и внутренние жабры.

Строение легких, увеличение дыхательной поверхности

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Перечислять основные функции органов дыхания, механизмы поступления кислорода

Интеллектуальный уровень

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов дыхания.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Творческий уровень

Доказывать преимущества легочного дыхания на суше над жаберным дыханием

§40


ИНМ,

беседа,

инд. работа




8
(47)

Кровеносная система.


Термины

Капилляры

Вены

Артерии

Венозная кровь

Артериальная кровь

Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения.

Строение сердца у различных животных.

Функции крови

Изменение органов кровообращения в процессе эволюции.

Движение крови по малому и большому кругам кровообращения.


Воспроизведение

Давать определения терминам.

Перечислять основные функции кровеносной системы.

Описывать механизм кровообращения

Интеллектуальный уровень

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов кровообращения.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Творческий уровень

Прогнозировать последствия повреждения кровеносной системы


§41


ИНМ,

беседа,

инд. работа




9

(48)

Кровь

Термины

Функции крови, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, плазма

Строение крови: плазма, форменные элементы – лейкоциты, эритроциты, тромбоциты

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Перечислять основные функции крови. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

§41


ИНМ,

беседа,

инд. работа




10
(49)

Органы выделения.


Пути удаления веществ из организма.

Появление выделительной системы.

Значение органов выделения.

Органы выделения: канальцы, почки, мочеточник, мочевой пузырь

Изменение органов выделения в процессе эволюции

Воспроизведение

Перечислять основные функции органов выделения

Интеллектуальный уровень

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов выделения.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Творческий уровень

Прогнозировать последствия повреждения органов выделения

§42


ИНМ,

беседа,

инд. работа




11
(50)

Нервная система.


Термины

Раздражимость

Функции нервной системы.

Строение нервной системы у различных животных.

Строение головного мозга у позвоночных животных

Строение нервной клетки.

Строение коры больших полушарий.

Изменение нервной системы в процессе эволюции: формирование нервной ткани, образование органов, образование надглоточного узла, формирование головного и спинного мозга

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Перечислять основные функции нервной системы.

Интеллектуальный уровень

Обосновывать взаимосвязь строения и функций нервной системы.

Анализировать содержание

демонстрационной таблицы и рисунков

Творческий уровень

Прогнозировать последствия повреждения нервной системы

§43
















ИНМ,

беседа,

инд. работа




12
(51)

Поведение. Рефлекс. Инстинкт.

Регуляция деятельности.


Термины

Рефлекс

Инстинкт

Врожденные и приобретенные рефлексы

Термины

Нервный импульс

Зависимость усложнения строения нервной системы и усложнения поведения.

Нервная и жидкостная регуляция деятельности организма: механизм, проявление, свойства

Воспроизведение

Давать определения терминам. Описывать реакции животных на воздействие окружающей среды.

Приводить примеры врожденных и приобретенных рефлексов, инстинктов



§43


ИНМ,

беседа,

инд. работа




13
(52)

Органы чувств.


Значение органов чувств.

Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, химическая чувствительность, обоняние, слух.

Влияние среды обитания и образа жизни на строение органов чувств

Термины

Фасеточное зрение

Монокулярное и бинокулярное зрение.

Зависимость строения органов чувств от развития головного мозга

Перечислять основные функции органов чувств.

Давать определения терминам

Интеллектуальный уровень

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов чувств.

Показывать влияние окружающей среды на строение органов чувств.

*Находить различия между монокулярным и бинокулярным зрениемть содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Творческий уровень

Прогнозировать последствия изменений окружающей среды на строение органов чувств

§44


ИНМ,

беседа,

инд. работа




14
(53)

Продление рода. Органы размножения.

Размножение – свойство живых организмов.

Значение органов размножения.

Строение половой системы животных: половые железы, половые пути.

Влияние среды обитания на строение органов размножения

Термины

Гермафродиты

Плацента

Матка

Усложнение строения органов размножения в процессе эволюции. Направления эволюции.

Внутреннее и внешнее оплодотворение.

Возникновение оболочек в женской половой клетке


Воспроизведение

Давать определения терминам.

Перечислять основные функции органов размножения.

Приводить примеры животных-гермафродитов и раздельнополых; животных с внешним и с внутренним оплодотворением.

Описывать строение органов размножения

Интеллектуальный уровень

Объяснять биологическое значение гермафродитизма.

Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

§45


ИНМ,

беседа,

инд. работа




Индивидуальное развитие животных ( 3 часа)

1
(54)

Способы размножения у животных.


Термины

Оплодотворение

Типы размножения: бесполое и половое

Механизмы бесполого и полового размножения.

Особенности размножения и развития хордовых животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих

Термины

Почкование

Живорождение

*Яйцеживорождение

Приспособления к половому размножению гермафродитов.

Внешнее и внутреннее оплодотворение.

Развитие во внешней среде и внутри материнского организма

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Описывать механизмы бесполого размножения животных

Интеллектуальный уровень

Отличать бесполое и половое размножение.

Доказывать эволюционное преимущество внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме перед внешним.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

§46


ИНМ,

беседа,

инд. работа










2
(55)


Развитие животных с превращением и без превращения.

Лабораторная работа.№7

«Изучение стадий развития животных и определение их возраста».бораторная работа №7


Термины

Развитие без превращения

Метаморфоз

Биологическое значение развития с метаморфозом

Значение развития с метаморфозм для доказательства происхождения животных

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры животных с различным типом развития

Интеллектуальный уровень

Сравнивать строение взрослого животного и личинки.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Творческий уровень

Высказывать суждения о преимуществах и недостатках метаморфоза

§47


ИНМ,

беседа,

инд. работа




3

(56)

Периодизация и продолжительность жизни.


Термины

Онтогенез

Периодизация: эмбриональный период, формирование и рост организма, половая зрелость, старость

Продолжительность жизни животных

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры животных с различной продолжительностью жизни

Интеллектуальный уровень

Выделять характерные признаки периодизации.

Характеризовать возрастные периоды животных.

Объяснять различную продолжительность жизни

Творческий уровень

Наблюдать за развитием своих домашних животных

§48


ИНМ,

беседа,

инд. работа




Развитие животного мира на Земле ( 3 часов)

1
(57)

Доказательства эволюции животных.


Палеонтологические, эмбриологические, доказательства эволюции.

Значение для объяснения эволюции животных

Термины

Палеонтология

Филогенез

Переходные формы. Строение археоптерикса.

Сходство в строении зародышей животных

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции

Интеллектуальный уровень

Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных.

Сравнивать рудименты и атавизмы.

Находить различия в палеонтологических и сравнительно-анатомических доказательствах эволюции

§49


ИНМ,

беседа,

инд. работа




2
(58)

Сравнительно- анатомические доказательства эволюции животных

Сравнительно-анатомические доказательства эволюции.

Значение для объяснения эволюции животных

Термины

Гомологичные органы

Рудиментарные органы

Атавизмы

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

§50


ИНМ,

беседа,

инд. работа




3
(59)

Ч. Дарвин о причинах эволюции животных. Усложнение строения животных. Результаты эволюции.

Ареалы обитания. Закономерности размещения животных. Миграции.




Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции.

Усложнение и упрощение организации животных в эволюции.

Разнообразие видов как результат эволюции Термины

Ареал

Эндемики

Виды-космополиты

Причины, определяющие границы ареала

Термины

Миграция

Причины миграций животных.

Зоогеографические области



Термины

Дивергенция

Формы изменчивости: наследственная (неопределенная) и ненаследственная (определенная)

Виды ареалов: сплошной, разорванный, реликтовый.

Механизм образования ареалов

Виды миграций: возрастная, периодическая, непериодическая

Воспроизведение

Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существование и проявления естественного отбора.

Описывать процесс видообразования

Интеллектуальный уровень

Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования

Творческий уровень

Прогнозировать результаты эволюции животныхВоспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры животных с различными ареалами

Интеллектуальный уровень

Объяснять механизм образования ареалов.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков


§51,52


ИНМ,

беседа,

инд. работа




Биоценозы (4 часа)

1
(60)

Естественные и искусственные биоценозы.


Термины

Биоценоз

Агробиоценоз

Естественные и искусственные биоценозы.

Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты

Термины

Зоопланктон

Фитопланктон

Устойчивость биоценозов. Причины устойчивости.

Ярусность: пространственная и временная

Воспроизведение

Давать определения терминам.



Приводить примеры различных биоценозов.

Описывать структуру биоценоза водоема и леса

Интеллектуальный уровень

Находить различия между естественными и искусственными биоценозами.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Творческий уровень

Аргументировать целесообразность сложной структуры консументов в отличие от продуцентов

§53



ИНМ,

беседа,

инд. работа




2
(61)

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Экскурсия№2: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Термины

Среда обитания

Экологические факторы

Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные

Прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры различных сред обитания животных; положительного и отрицательного воздействия человека на природу

Интеллектуальный уровень

Доказывать воздействие животных на окружающую среду.

Объяснять прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды и взаимодействие факторов

§54


ИНМ,

беседа,

инд. работа




3
(62)

Цепи питания. Поток энергии.

Экскурсия№3: Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Термины

Цепь питания

Продуктивность биоценоза
















Термины

Пищевая пирамида.

Энергетическая пирамида.

Структура пирамид. Изменение численности, видового разнообразия консументов в пищевой цепи

Воспроизведение

Давать определения терминам

Интеллектуальный уровень

Объяснять изменение численности и видового разнообразия в пищевой цепи.

Сравнивать продуктивность естественного и искусственного биоценозов.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

§55


ИНМ,

беседа,

инд. работа




4
(63)

Взаимосвязь компонентов биоценоза.



Трофические связи.

Связи по отысканию строительного материала.

Связи, способствующие расселению видов

Прямые и косвенные трофические связи.

Экологические группы по объектам питания

Воспроизведение

Приводить примеры прямых и косвенных трофических связей, экологических групп, взаимодействия животных

Интеллектуальный уровень

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

§56


ИНМ,

беседа,

инд. работа




Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

1
(64)

Воздействие человека на животных. Рациональное использование животных.


Термины

Промысел

Прямое и косвенное воздействие человека на животный мир

Термины

Акклиматизация.

Рациональное использование животных

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на животный мир; примеры промысловых животных, рационального использования животных на территории данной местности

§57

ИНМ,

беседа,

инд. работа




2

(65)

Одомашнивание животных.


Термины

Одомашнивание

Селекция

Причины и факторы одомашнивания

Одомашнивание в современное время.

Направленность отбора животных человеком

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры направленности отбора домашних животных

Интеллектуальный уровень

Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими.


§58

ИНМ,

беседа,

инд. работа




3
(66)

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.







Термины

Мониторинг

Заповедники

Заказники

Памятники природы

Природные национальные парки

Законы России об охране животного мира

Красная книга России Хабаровского края.

Система мониторинга

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры охраняемых территорий Волгоградской области

Интеллектуальный уровень

Раскрывать сущность законов России об охране животного мира.

Обосновывать целесообразность мониторинга

Творческий уровень

Подготовить презентации «Редкие и охраняемые животные нашего края»

«Сельскхозяйственные и домашние животные»

§59

ИНМ,

беседа,

инд. работа




4
(67)

Охраняемые территории Красная книга.

Рациональное использование животных.

Красная книга России Хабаровского края

§60





5

(68)

Экскурсия №4

" Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных"







36




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии «Животные» для 7 класса

Автор: Шитик Ольга Владимировна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380258

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа по биологии  7 класс В.В.Латюшин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-v-v-latiushin"
    ["file_id"] => string(6) "168616"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423252240"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по биологии. 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "174896"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424189125"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по природоведению, 5 класс "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-5-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "184563"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426067811"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-planieta-znanii-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153586"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421050148"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по  природоведению 5 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117658"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412865271"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства