kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая образовательная программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа составлена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, 6 и 7 классов. Программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которого теряется  волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг  к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая образовательная программа »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пермяковская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена и согласована

на методическим советом

от «___»__________20____г.

протокол № _________

Председатель МС

_________М.Ф. Дроздовская

Утверждаю:

Директор школы:

_____________А.И.Матыцина

Протокол педсовета

от________20____ г. №______




Рабочая программа

учебного предмета БИОЛОГИЯ

для обучающихся 8 класса

на 2014- 2015 учебный год


на 68 часов








Обсуждено Составитель:

на заседании методического ________ Лесникова Н.А.

объединения

от «___»_____________20___ г.

протокол №_______

Руководитель МО__________

___________________________


Пермяки

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса биология для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе следующих документов:


  • Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089.

  • Примерной программой основного общего образования по биологии для VI-XI классов, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ. – М.: Дрофа, 2005.

  • Авторской программой для общеобразовательных школ по предмету биология для 6-11 класов, авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров и др. - Программы основного общего образования по биологии. Природоведение 5 класс. Биология. 6-9 классы. – М.: Дрофа, 2010.

  • Учебным планом МБОУ «Пермяковская СОШ» на 2014/15 учебный год.

Настоящая программа составлена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, 6 и 7 классов. Программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которого теряется  волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг  к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Цель: формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

Задачи:

  • Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;

  • Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;

  • Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;

  • Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;

  • Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.

Структура курса складывается из трех частей. В первой вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетки и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность. Во второй части дается обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе, анализаторах и железах внутренней секреции. В третьей части дается индивидуальное развитие человека.



































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)


1. Место человека в системе органического мира (2 ч)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекооб­разных обезьян. Человек разумный.

2. Происхождение человека (2 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Ра­сы человека, их происхождение и единство.

3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч)

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.

4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиаль­ные, соединительные, мышечные, нервная. Органы че­ловеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

5. Координация и регуляция (10 ч)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секре­ции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нерв­но-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Веге­тативная и соматическая части нервной системы. Реф­лекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов голов­ного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полуша­рий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена орга­нов чувств.

6. Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кос­ти. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Ос­новные группы мышц, их функции. Работа мышц; ста­тическая и динамическая нагрузка. Роль нервной систе­мы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышеч­ной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигатель­ной системы.

7. Внутренняя среда организма (3ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевая. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

8. Транспорт веществ (4 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давле­ние. Заболевания органов кровообращения, их предуп­реждение.

9. Дыхание (5 ч)

Потребность организма человека в кислороде возду­ха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыха­тельные движения. Газообмен в легких, тканях; пере­нос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

10. Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и под­желудочная железа. Этапы процессов пищеварения. За­болевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравле­ний, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена пи­тания.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выде­ления. Почки, их строение и функции. Образование мо­чи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их пре­дупреждение.

11. Обмен веществ и энергии (2ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ.

12. Выделение (2ч)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

13. Покровы тела (3 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одеж­де, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнеч­ном ударах, обморожении, электрошоке.

14. Размножение и развитие (3 ч)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лак­тация. Рост и развитие ребенка.

15. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды реф­лексов. Формы поведения. Особенности высшей нерв­ной деятельности и поведения человека. Познаватель­ные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.






















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения предмета

учащиеся должны знать:

  • место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропосоциогенеза;

  • основные черты древнейшего, древнего и иско­паемого человека, человека современного типа, единст­во человеческих рас;

  • науки, изучающие организм человека;

  • особенности строения органов и систем, функци­онирования, расположения органов;

  • нервно-гуморальную регуляцию деятельности ор­ганизма человека;

  • внутреннюю среду организма, иммунитет;

  • обмен веществ и энергии;

  • развитие организма человека;

  • вредное влияние алкоголя, курения, наркотиче­ских веществ на организм человека.

учащиеся должны уметь:

  • распознавать изученные органы и системы орга­нов на таблицах;

  • оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотече­ниях.


















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название темы

Количество часов

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

Тема 2. Происхождение человека.

2

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

Тема 5. Координация и регуляция.

10

Тема 6. Опора и движение

8

Тема 7. Внутренняя среда организма

3

Тема 8. Транспорт веществ.

4

Тема 9. Дыхание

5

Тема 10. Пищеварение

5

Тема 11. Обмен веществ и энергии

2

Тема 12. Выделение

2

Тема 13. Покровы тела

3

Тема 14. Размножение и развитие

3

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

Тема 16. Человек и его здоровье

4

ИТОГО

63+7

резерв












СТРУКТУРА КУРСА



п/п

Тема

Количество часов

всего часов

теория

практика

зачет

1

Место человека в системе органического мира

2

2

-

-

2

Происхождение человека.

2

2

-

-

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

1

-

-

4

Общий обзор строения и функций организма человека

4

2

2

-

5

Координация и регуляция.

10+1

9

1

1

6

Опора и движение

8

6

1

1

7

Внутренняя среда организма

3+2

3

1

1

8

Транспорт веществ.

4+1

1

3

1

9

Дыхание

5+1

2

3

1

10

Пищеварение

5+1

3

2

1

11

Обмен веществ и энергии

2

2

-

-

12

Выделение

2

2

-

-

13

Покровы тела

3+1

2

1

1

14

Размножение и развитие

3

3

-

-

15

Высшая нервная деятельность

5

4

1

-

16

Человек и его здоровье

2

2

-

-

ИТОГО

68

46

15

7










урока п/п

урока в теме

Тема

Дата

8 «А» класс

8 «Б» класс



Место человека в системе органического мира (2 ч.)



1

1

Место человека в системе органического мира.



2

2

Особенности человека.





Происхождение человека (2 ч.)



3

1

Происхождение человека. Этапы становления человека.



4

2

Расы человека их происхождение и единство.





Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч.)



5

1

История развития знаний о строении и функциях организма человека.





Общий обзор организма человека (4 ч.)



6

1

Клеточное строение организма человека.



7

2

Ткани. Типы тканей и их свойства. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей».



8

3

Органы, системы органов, организм.

Лабораторная работа «Распознавание на таблицах органов и систем органов»



9

4

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Р.К.





Координация и регуляция (10 ч. + 1ч.)



10

1

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.



11

2

Роль гормонов в обменных процессах. Гуморальная регуляция, ее нарушения. Р.К.



12

3

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.



13

4

Спинной мозг.



14

5

Строение и функции головного мозг. Лабораторная работа «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»



15

6

Полушария головного мозга. Р. К.



16

7

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.



17

8

Анализаторы слуха и равновесия.



18

9

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.



19

10

Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.



20

11

Зачет по теме «Координация и регуляция».





Опора и движение (8 ч.)



21

1

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета.



22

2

Строение, свойства костей, типы их соединений.



23

3

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.



24

4

Мышцы, их строение и функции.



25

5

Работа мышц. Лабораторная работа: «Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей ,мышц и суставов.»



26

6

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.



27

7

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата. Опоры и движения человека.



28

8

Зачет по теме «Опора и движение».





Внутренняя среда организма. (3+2)



29

1

Внутренняя среда организма и ее значение.



30

2

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции. Лабораторная работа «Изучение строения клеток крови под микроскопом»



31

3

Иммунитет.



32

4

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.



33

5

Зачет по теме «Внутренняя среда организма»





Транспорт веществ. (4+1ч.)



34

1

Органы кровообращения.



35

2

Работа сердца. Лабораторная работа: «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»



36

3

Движение крови и лимфы по сосуда. Лабораторная работа: «Проведение инструментальных анализов и функциональных проб. Оценка пульса, измерение артериального давления, оценка степени тренированности испытуемого»



37

4

Заболевание сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. Лабораторная работа: «Основы техники и методики самомассажа. Оказание первой помощи при артериальных и венозных кровотечениях» Р.К.



38

5

Зачет по теме «Транспорт веществ».





Дыхание (5+1ч.)



39

1

Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхание Лабораторная работа: «Дыхательные упражнения для формирования дикции»



40

2

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.



41

3

Дыхательные движения.



42

4

Регуляция движения. Лабораторная работа: «Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки».



43

5

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. Лабораторная работа: «Гигиеническая оценка микроклимата помещений ( измерение температуры, влажности и скорости проветриваемости помещения)».



44

6

Зачет по теме «Дыхание».





Пищеварение (5+1ч.)



45

1

Пищевые продукты и питательные вещества. Строение и функции пищеварительной системы. Лабораторная работа: «Качественное определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах».



46

2

Пищеварение в ротовой полости.



47

3

Пищеварение в желудке. Лабораторная работа: «Воздействие желудочного сока на белки».



48

4

Пищеварение в кишечнике.



49

5

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Обобщение знаний о пищеварении. Р.К.



50

6

Зачет по теме «Пищеварение».





Обмен веществ и энергии (2ч.)



51

1

Обмен веществ и энергии.



52

2

Витамины.





Выделение (2ч.)



53

1

Выделение. Строение и работа почек.



54

2

Заболевание почек, их предупреждение.





Покровы тела (3+1ч.)



55

1

Строение и функции кожи. Гигиена кожи. Лабораторная работа: «Изучение строения кожи, волос, ногтей».



56

2

Роль кожи в терморегуляции организма.



57

3

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. Р.К.



58

4

Зачет по темам «Обмен веществ и энергии», «Выделение», «Покровы тела».





Размножение и развитие (Зч.)



59

1

Система органов размножения.



60

2

Оплодотворение. Внутриутробное развитие.



61

3

Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Р.К.





Высшая нервная деятельность (5ч.)



62

1

Рефлекс-основа нервной деятельности.



63

2

Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.



64

3

Типы нервной системы.



65

4

Биологические ритмы Сон и его значение. Гигиена сна.



66

5

Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Лабораторная работа: «Тесты, направленные на выяснение объема внимания, эффективности запоминания». Р.К.








Человек и его здоровье (2ч.)



67

1

Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой до врачебной помощи.






68

2

Укрепление здоровья. Факторы риска.



































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Д – демонстрационные пособия, имеются в одном экземпляре.

Р – раздаточное оборудование, 1 экземпляр на 2х учащихся в основной и старшей школе при базовом изучении предмета.



п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Основная школа

Примечания

Номенклатура: библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Стандарт основного общего образования по биологии.

Д


2

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

Д


3

Примерная программа основного общего образования по биологии.

Д


4

Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

Д


5

Авторская программа курса биологии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений.

Д


6

Методические пособия для учителя.

Д


7

Учебники по биологии (базовый уровень)

- для 7 класса;

- для 8 класса;

- для 9 класса;

- для 10 класса.

Р


8

Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (7-10 классы).

Р


9

Справочник по биологии.

Р


10

Энциклопедия по биологии.

Р


Печатные пособия

1

Комплект портретов ученых-биологов.

Д


2

Серия инструктивных таблиц по биологии:

- место человека в системе органического мира;

- происхождение человека;

- общий обзор строения и функций организма человека;

- координация и регуляция;

- опора движение;

- внутренняя среда организма;

- транспорт веществ;

- дыхание;

- пищеварение;

- обмен веществ и энергии;

- выделение;

- покровы тела;

- размножение и развитие;

- высшая нервная деятельность;

- человек и его здоровье.

Д

Сменная экспозиция

Информационно-коммуникативные средства

1

CD – диск. Шпаргалки для старшеклассников.


Для учителя, учащихся и домашнего пользования

2

CD – диск. 1 С: репетитор (для абитуриентов, старшеклассников и учителей).


Для учителя, учащихся и домашнего пользования

3

CD – диск. Биология 6-9 класс.


Для учителя, учащихся и домашнего пользования

4

CD – диск. Биология. Анатомия и физиология человека (2 диска).


Для учителя, учащихся и домашнего пользования

5

Биология 7 класс. Многообразие живых организмов (приложение к учебнику).


Для учителя, учащихся и домашнего пользования

6

Биология 8 класс. Человек (приложение к учебнику).


Для учителя, учащихся и домашнего пользования

7

Биология 9 класс. Общие закономерности (приложение к учебнику).


Для учителя, учащихся и домашнего пользования

8

Городские птицы (познавательная программа для детей).

Д


9

Экология.

Д


Экранно-звуковые пособия

1

Комплект видеофильмов по анатомии человека.

Д


Технические средства обучения

1

Интерактивная доска.

Д


2

Мультимедийный проектор.



3

Ноутбук Dell.

Д

С пакетом прикладных программ; с возможностью подключения к Интернету.

4

Телевизор.

Д


5

Видеомагнитофон.



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1

Держатель.

Р


2

Спиртовка.

Р


3

Штатив металлический ШЛБ.

Р


4

Микроскоп.

Р


5

Лупа.

Р


6

Комплект предметных стекол.

Р


7

Чашка Петри.

Р


Натуральные объекты коллекции

1

Муляжи:

Строение глаза

Строение сердца

Челюсти

Печень

Гортань

Селезёнка

Грудная клетка

Предстательная железа

Поджелудочная железа

Ухо

Череп

Скелет человека

Р








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

  2. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

  3. Лернер Г.И. Человек: анатомия, физиология, гигиена: поурочные тесты и задания 9 класс. – М.: «Аквариум», 1998г., 239с.

  4. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с. Маркина В.В.





ИНТЕРНЕТ-МАТЕРИАЛЫ

  1. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  2. http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3 Информация о школьном оборудовании.

  3. Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»

http://bio.1september.ru 

  1. Биология в Открытом колледже

http://www.college.ru/biology 


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
рабочая образовательная программа

Автор: Лесникова Наталья Анатольевна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 141919

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(297) "РАЗРАБОТКА  РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ  В СООТВЕСТВИИ С ФГОСРАЗРАБОТКА  РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ  В СООТВЕСТВИИ С ФГОС "
    ["seo_title"] => string(166) "razrabotka-rabochiei-obrazovatiel-noi-programmy-po-priedmietu-v-sootviestvii-s-fgosrazrabotka-rabochiei-obrazovatiel-noi-programmy-po-priedmietu-v-sootviestvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "131825"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416236039"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая образовательная программа дополнительного образования «Костюм – язык социального общения» "
    ["seo_title"] => string(110) "rabochaia-obrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-kostium-iazyk-sotsial-nogho-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "174592"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424159091"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая образовательная программа на 2014-2015 учебный год . "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-obrazovatiel-naia-proghramma-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "128220"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415457728"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Рабочая образовательная программа. По реализации основной образовательной программы в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет. "
    ["seo_title"] => string(165) "rabochaia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-riealizatsii-osnovnoi-obrazovatiel-noi-proghrammy-v-ghruppie-obshchierazvivaiushchiei-napravliennosti-dlia-dietiei-6-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "232533"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442856325"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Разработка варианта рабочей учебной программы для 8 класса по курсу «Химия» в условиях перехода на ФГОС ООО по учебнику О.С. Габриелян"
    ["seo_title"] => string(148) "razrabotka-varianta-rabochiei-uchiebnoi-proghrammy-dlia-8-klassa-po-kursu-khimiia-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-ooo-po-uchiebniku-o-s-gabriielian"
    ["file_id"] => string(6) "284432"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453981110"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства