Настоящая программа составлена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, 6 и 7 классов. Программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.
В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которого теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая образовательная программа »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пермяковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и согласована
на методическим советом
от «___»__________20____г.
протокол № _________
Председатель МС
_________М.Ф. Дроздовская
Утверждаю:
Директор школы:
_____________А.И.Матыцина
Протокол педсовета
от________20____ г. №______
Рабочая программа
учебного предмета БИОЛОГИЯ
для обучающихся 8 класса
на 2014- 2015 учебный год
на 68 часов
Обсуждено Составитель:
на заседании методического ________ Лесникова Н.А.
объединения
от «___»_____________20___ г.
протокол №_______
Руководитель МО__________
___________________________
Пермяки
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса биология для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе следующих документов:
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089.
Примерной программой основного общего образования по биологии для VI-XI классов, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ. – М.: Дрофа, 2005.
Авторской программой для общеобразовательных школ по предмету биология для 6-11 класов, авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров и др. - Программы основного общего образования по биологии. Природоведение 5 класс. Биология. 6-9 классы. – М.: Дрофа, 2010.
Учебным планом МБОУ «Пермяковская СОШ» на 2014/15 учебный год.
Настоящая программа составлена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, 6 и 7 классов. Программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.
В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которого теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Цель: формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.
Задачи:
Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;
Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;
Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.
Структура курса складывается из трех частей. В первой вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетки и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность. Во второй части дается обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе, анализаторах и железах внутренней секреции. В третьей части дается индивидуальное развитие человека.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68 часов, 2 часа в неделю)
1. Место человека в системе органического мира (2 ч)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
2. Происхождение человека (2 ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч)
4.Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
5. Координация и регуляция (10 ч)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
6. Опора и движение (8 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
7. Внутренняя среда организма (3ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.
Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевая. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
8. Транспорт веществ (4 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
9. Дыхание (5 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
10. Пищеварение (5 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
11. Обмен веществ и энергии (2ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ.
12. Выделение (2ч)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
13. Покровы тела (3 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
14. Размножение и развитие (3 ч)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
15. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения предмета
учащиеся должны знать:
место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропосоциогенеза;
основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
науки, изучающие организм человека;
особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
внутреннюю среду организма, иммунитет;
обмен веществ и энергии;
развитие организма человека;
вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.
учащиеся должны уметь:
распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
Количество часов
Тема 1. Место человека в системе органического мира
2
Тема 2. Происхождение человека.
2
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.
1
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека
4
Тема 5. Координация и регуляция.
10
Тема 6. Опора и движение
8
Тема 7. Внутренняя среда организма
3
Тема 8. Транспорт веществ.
4
Тема 9. Дыхание
5
Тема 10. Пищеварение
5
Тема 11. Обмен веществ и энергии
2
Тема 12. Выделение
2
Тема 13. Покровы тела
3
Тема 14. Размножение и развитие
3
Тема 15. Высшая нервная деятельность
5
Тема 16. Человек и его здоровье
4
ИТОГО
63+7
резерв
СТРУКТУРА КУРСА
№п/п
Тема
Количество часов
всего часов
теория
практика
зачет
1
Место человека в системе органического мира
2
2
-
-
2
Происхождение человека.
2
2
-
-
3
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.
1
1
-
-
4
Общий обзор строения и функций организма человека
4
2
2
-
5
Координация и регуляция.
10+1
9
1
1
6
Опора и движение
8
6
1
1
7
Внутренняя среда организма
3+2
3
1
1
8
Транспорт веществ.
4+1
1
3
1
9
Дыхание
5+1
2
3
1
10
Пищеварение
5+1
3
2
1
11
Обмен веществ и энергии
2
2
-
-
12
Выделение
2
2
-
-
13
Покровы тела
3+1
2
1
1
14
Размножение и развитие
3
3
-
-
15
Высшая нервная деятельность
5
4
1
-
16
Человек и его здоровье
2
2
-
-
ИТОГО
68
46
15
7
№ урока п/п
№ урока в теме
Тема
Дата
8 «А» класс
8 «Б» класс
Место человека в системе органического мира (2 ч.)
1
1
Место человека в системе органического мира.
2
2
Особенности человека.
Происхождение человека (2 ч.)
3
1
Происхождение человека. Этапы становления человека.
4
2
Расы человека их происхождение и единство.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч.)
5
1
История развития знаний о строении и функциях организма человека.
Общий обзор организма человека (4 ч.)
6
1
Клеточное строение организма человека.
7
2
Ткани. Типы тканей и их свойства. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей».
8
3
Органы, системы органов, организм.
Лабораторная работа «Распознавание на таблицах органов и систем органов»
9
4
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Р.К.
Координация и регуляция (10 ч. + 1ч.)
10
1
Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.
11
2
Роль гормонов в обменных процессах. Гуморальная регуляция, ее нарушения. Р.К.
12
3
Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.
13
4
Спинной мозг.
14
5
Строение и функции головного мозг. Лабораторная работа «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»
15
6
Полушария головного мозга. Р. К.
16
7
Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.
17
8
Анализаторы слуха и равновесия.
18
9
Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.
19
10
Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.
20
11
Зачет по теме «Координация и регуляция».
Опора и движение (8 ч.)
21
1
Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета.
22
2
Строение, свойства костей, типы их соединений.
23
3
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
24
4
Мышцы, их строение и функции.
25
5
Работа мышц. Лабораторная работа: «Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей ,мышц и суставов.»
26
6
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.
27
7
Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата. Опоры и движения человека.
28
8
Зачет по теме «Опора и движение».
Внутренняя среда организма. (3+2)
29
1
Внутренняя среда организма и ее значение.
30
2
Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции. Лабораторная работа «Изучение строения клеток крови под микроскопом»
31
3
Иммунитет.
32
4
Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.
33
5
Зачет по теме «Внутренняя среда организма»
Транспорт веществ. (4+1ч.)
34
1
Органы кровообращения.
35
2
Работа сердца. Лабораторная работа: «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»
36
3
Движение крови и лимфы по сосуда. Лабораторная работа: «Проведение инструментальных анализов и функциональных проб. Оценка пульса, измерение артериального давления, оценка степени тренированности испытуемого»
37
4
Заболевание сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. Лабораторная работа: «Основы техники и методики самомассажа. Оказание первой помощи при артериальных и венозных кровотечениях» Р.К.
38
5
Зачет по теме «Транспорт веществ».
Дыхание (5+1ч.)
39
1
Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхание Лабораторная работа: «Дыхательные упражнения для формирования дикции»
40
2
Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
41
3
Дыхательные движения.
42
4
Регуляция движения. Лабораторная работа: «Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки».
43
5
Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. Лабораторная работа: «Гигиеническая оценка микроклимата помещений ( измерение температуры, влажности и скорости проветриваемости помещения)».
44
6
Зачет по теме «Дыхание».
Пищеварение (5+1ч.)
45
1
Пищевые продукты и питательные вещества. Строение и функции пищеварительной системы. Лабораторная работа: «Качественное определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах».
46
2
Пищеварение в ротовой полости.
47
3
Пищеварение в желудке. Лабораторная работа: «Воздействие желудочного сока на белки».
48
4
Пищеварение в кишечнике.
49
5
Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Обобщение знаний о пищеварении. Р.К.
50
6
Зачет по теме «Пищеварение».
Обмен веществ и энергии (2ч.)
51
1
Обмен веществ и энергии.
52
2
Витамины.
Выделение (2ч.)
53
1
Выделение. Строение и работа почек.
54
2
Заболевание почек, их предупреждение.
Покровы тела (3+1ч.)
55
1
Строение и функции кожи. Гигиена кожи. Лабораторная работа: «Изучение строения кожи, волос, ногтей».
56
2
Роль кожи в терморегуляции организма.
57
3
Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. Р.К.
58
4
Зачет по темам «Обмен веществ и энергии», «Выделение», «Покровы тела».
Размножение и развитие (Зч.)
59
1
Система органов размножения.
60
2
Оплодотворение. Внутриутробное развитие.
61
3
Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Р.К.
Высшая нервная деятельность (5ч.)
62
1
Рефлекс-основа нервной деятельности.
63
2
Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
64
3
Типы нервной системы.
65
4
Биологические ритмы Сон и его значение. Гигиена сна.
Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой до врачебной помощи.
68
2
Укрепление здоровья. Факторы риска.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Д – демонстрационные пособия, имеются в одном экземпляре.
Р – раздаточное оборудование, 1 экземпляр на 2х учащихся в основной и старшей школе при базовом изучении предмета.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Основная школа
Примечания
Номенклатура: библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Стандарт основного общего образования по биологии.
Д
2
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).
Д
3
Примерная программа основного общего образования по биологии.
Д
4
Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).
Д
5
Авторская программа курса биологии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений.
Д
6
Методические пособия для учителя.
Д
7
Учебники по биологии (базовый уровень)
- для 7 класса;
- для 8 класса;
- для 9 класса;
- для 10 класса.
Р
8
Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (7-10 классы).
Р
9
Справочник по биологии.
Р
10
Энциклопедия по биологии.
Р
Печатные пособия
1
Комплект портретов ученых-биологов.
Д
2
Серия инструктивных таблиц по биологии:
- место человека в системе органического мира;
- происхождение человека;
- общий обзор строения и функций организма человека;
- координация и регуляция;
- опора движение;
- внутренняя среда организма;
- транспорт веществ;
- дыхание;
- пищеварение;
- обмен веществ и энергии;
- выделение;
- покровы тела;
- размножение и развитие;
- высшая нервная деятельность;
- человек и его здоровье.
Д
Сменная экспозиция
Информационно-коммуникативные средства
1
CD – диск. Шпаргалки для старшеклассников.
Для учителя, учащихся и домашнего пользования
2
CD – диск. 1 С: репетитор (для абитуриентов, старшеклассников и учителей).
Для учителя, учащихся и домашнего пользования
3
CD – диск. Биология 6-9 класс.
Для учителя, учащихся и домашнего пользования
4
CD – диск. Биология. Анатомия и физиология человека (2 диска).
Для учителя, учащихся и домашнего пользования
5
Биология 7 класс. Многообразие живых организмов (приложение к учебнику).
Для учителя, учащихся и домашнего пользования
6
Биология 8 класс. Человек (приложение к учебнику).
Для учителя, учащихся и домашнего пользования
7
Биология 9 класс. Общие закономерности (приложение к учебнику).
Для учителя, учащихся и домашнего пользования
8
Городские птицы (познавательная программа для детей).
Д
9
Экология.
Д
Экранно-звуковые пособия
1
Комплект видеофильмов по анатомии человека.
Д
Технические средства обучения
1
Интерактивная доска.
Д
2
Мультимедийный проектор.
3
Ноутбук Dell.
Д
С пакетом прикладных программ; с возможностью подключения к Интернету.
4
Телевизор.
Д
5
Видеомагнитофон.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1
Держатель.
Р
2
Спиртовка.
Р
3
Штатив металлический ШЛБ.
Р
4
Микроскоп.
Р
5
Лупа.
Р
6
Комплект предметных стекол.
Р
7
Чашка Петри.
Р
Натуральные объекты коллекции
1
Муляжи:
Строение глаза
Строение сердца
Челюсти
Печень
Гортань
Селезёнка
Грудная клетка
Предстательная железа
Поджелудочная железа
Ухо
Череп
Скелет человека
Р
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
Лернер Г.И. Человек: анатомия, физиология, гигиена: поурочные тесты и задания 9 класс. – М.: «Аквариум», 1998г., 239с.
Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с. Маркина В.В.
ИНТЕРНЕТ-МАТЕРИАЛЫ
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3 Информация о школьном оборудовании.
Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Разработка варианта рабочей учебной программы для 8 класса по курсу «Химия» в условиях перехода на ФГОС ООО по учебнику О.С. Габриелян"
["seo_title"] => string(148) "razrabotka-varianta-rabochiei-uchiebnoi-proghrammy-dlia-8-klassa-po-kursu-khimiia-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-ooo-po-uchiebniku-o-s-gabriielian"
["file_id"] => string(6) "284432"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1453981110"
}
}