kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая образовательная программа дополнительного образования «Костюм – язык социального общения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая образовательная программа дополнительного образования разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 262019, 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

В программе изучается исторический и культурный опыт человечества в данной области декоративно-прикладного творчества, включая знакомство с коми традициями и культурно-национальными особенностями Республики Коми.

Цель программывыявление и развитие способности подростка к творческой самореализации и самовыражению как в области материальной культуры, так и в социуме.

Одежда шьется в рамках реализации программы для показов и выставок, остается в распоряжении Театра мод. Программа Театра мод в этом направлении студийная – с обучаюшимися работают 2 – 3 педагога (рисунок и моделирование преподает один преподаватель, конструирование и пошив изделий – второй преподаватель, дефиле и постановку показов – руководитель Театра мод, педагог дополнительного образования).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая образовательная программа дополнительного образования «Костюм – язык социального общения» »

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

«Сыктывкарса сервис да связь колледж»

уджсикасӧ велӧдан канму учреждение


Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

(ГПОУ «СКСиС»)






УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по воспитательной работе

ГПОУ «СКСиС»


____________________Н.И. Князева


________________________2014 г.










Рабочая ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММа ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Костюм – язык социального общения






















Сыктывкар, 2014

Рабочая образовательная программа дополнительного образования разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 262019, 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».






Разработчики:

Аксанова Оксана Валерьевна, педагог дополнительного образования

ГПОУ «СКСиС»

Ильяшевич Вера Николаевна, преподаватель ГПОУ «СКСиС», председатель Художественного совета


Эксперт:

Князева Надежда Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе ГПОУ «СКСиС»



Одобрена

предметно-цикловой комиссией конструирования и моделирования одежды


Протокол

от __________ 2014 г. № ________

Председатель ПЦК______(Козловская И.В.)



Рекомендована Методическим советом ГПОУ «СКСиС»




СОДЕРЖАНИЕ



стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


4

  1. паспорт Рабочей ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


6

    1. Предмет изучения программы

6


    1. Цели и задачи дополнительной образовательной программы – требования к результатам освоения программы

6




    1. Период освоения дополнительной образовательной программы


8

    1. Количество часов на освоение рабочей образовательной программы дополнительного образования обучающихся


9

    1. Предполагаемые результаты


9

    1. Формы подведения итогов и оценка результатов

11


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

13


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

18


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

38

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Моделирование одежды, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, более всех других видов искусств связано с человеческой жизнью.

Костюм – один из элементов мировой и национальной культуры. В нем, как в капле воды, отражен огромный мир: природные условия, особенности быта, политические и исторические события, опыт народа, его темперамент и образ жизни, взаимоотношения мужчины и женщины в обществе, архитектура и др.

В программе изучается исторический и культурный опыт человечества в данной области декоративно-прикладного творчества, включая знакомство с коми традициями и культурно-национальными особенностями Республики Коми. Знакомство с историческим и народным костюмом способствует приобщению обучающихся к достижениям мировой культуры, помогает лучше понять историю и быт разных народов. Знакомство с коми костюмом, его символикой, образным решением, пластикой, а также изучение обрядов и традиций, связанных с костюмом, помогает обучающимся глубже понять и почувствовать свое место и значение в ряду других народов, свои национальные особенности, ощутить преемственность национальных традиций не только в костюме, но и в самом образе жизни.

Актуальность программы определяется тем, что собранные в ней знания, умения и навыки по моделированию, конструированию и технологии создания одежды учитывают последние достижения науки и производства в этих областях (новые способы и методы моделирования и конструирования, новые технологии, использование новых тканей и материалов и др.). Кроме того, предполагается вариативность способов обработки, методов моделирования и конструирования.

Будучи частью мировой культуры, костюм в то же время является существенной характеристикой личности. По тому, как одевается человек, как он носит костюм, можно судить о его вкусе, творческих способностях, аккуратности, часто о месте его работы, образе жизни, темпераменте, положении в обществе, достатке и т.д. В современном мире с его оперативностью контактов и необходимостью быстрых оценок имидж человека и одна из его главных составляющих – костюм все чаще отождествляются с самим человеком. Костюм давно стал одним из языков социального общения и средством социальной коммуникации.

Отличие данной программы от колледжских программ состоит в существенно большем объеме информации, знаний, умений и навыков, получаемых обучающимися; в большей вариативности способов моделирования, конструирования и обработки изделий; в использовании новых технологий; в индивидуальном подходе к обучающимся.

Все молодежные коллективы, занимающиеся моделированием одежды, можно условно разделить на 2 вида по направленности их деятельности:

 Делающие одежду «прет-а-порте» – одежду для реального использования реальными людьми, промышленный вариант моды.

 Создающие одежду «от кутюр» – сложную по форме, богатую по отделке, с обилием ручной работы, которую можно носить в исключительных случаях: на балу, сцене, карнавале. Одежда шьется для показов и выставок, остается в распоряжении Театра мод. Программа Театра мод в этом направлении студийная – с обучаюшимися работают 2 – 3 педагога (рисунок и моделирование преподает один преподаватель, конструирование и пошив изделий – второй преподаватель, дефиле и постановку показов – руководитель Театра мод, педагог дополнительного образования).

Особенность данной программы состоит во взгляде на костюм, который рассматривается не только как предмет декоративно-прикладного творчества, но и как язык социального общения.

1. паспорт Рабочей ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


КОСТЮМ – ЯЗЫК СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ


1.1. Предмет изучения программы

Предмет изучения программы – моделирование одежды, если понимать моделирование широко, как процесс создания одежды от проектирования до производства.

Программа включает в себя несколько информационных и тренинговых блоков:

 освоение способов работы на электрической швейной машине;

 история моделирования;

 моделирование костюма;

 конструирование;

 технология изготовления одежды;

 практика социального общения.

Изучение курса помогает обучающимся не только приобрести практические умения, навыки общения, выразить себя в творчестве, но и устанавливать гармоничные отношения с миром.


1.2. Цели и задачи дополнительной образовательной программы – требования к результатам освоения программы:

Цель программывыявление и развитие способности подростка к творческой самореализации и самовыражению как в области материальной культуры, так и в социуме.

Ценности, на которых построена программа:

 самоопределение подростка;

 творческое развитие его личности, совершенствование взаимоотношений с самим собой и миром;

 нахождение им своего места в этом мире.

Ведущие идеи программы:

Провести обучающихся от понимания через знания и умения к творчеству в таких областях, как культура личности, культура деятельности и культура социального взаимодействия.

В условиях современного совместного обучения и ориентации на «равенство» полов часто происходит искусственное размывание психологических различий юношей и девушек, что приводит к далеко не безобидным последствиям как для будущих мужчин и женщин, так и для общества в целом. Поэтому, не ставя в узких рамках программы по моделированию одежды задач комплексного и всестороннего воспитания будущей женщины, все же необходимо уделить внимание таким ценностным установкам, знаниям, умениям и практическим навыкам, которые помогают формировать у обучающихся традиционные женские качества и в то же время адаптировать их к современным условиям. Например, наряду с воспитанием аккуратности, трудолюбия, терпения, скромности не исключается установка на успех, развитие коммуникабельности.

Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач.

1. Обучающие задачи:

 приобретение общих представлений о назначении одежды, ее классификации и стилях; требованиях к одежде;

 усвоение элементарных знаний об истории костюма;

 изучение размеров и пропорций человеческого тела и приобретение умения с помощью одежды корректировать свой внешний облик;

 знание основ и овладение навыками моделирования, конструирования, технологии пошива одежды;

 приобретение умения грациозно и свободно двигаться, демонстрируя модели одежды;

 формирование навыков ношения и демонстрации одежды;

 освоение способов создания и постановки показа коллекций одежды.

  1. 2. Воспитывающие задачи:

 выработка адекватной самооценки;

 приобщение к общечеловеческим ценностям;

 помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;

 воспитание традиционных женских качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать).

3. Развивающие задачи:

 развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;

 совершенствование интеллектуального потенциала личности;

 развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;

 помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды и ее популяризацией;

 формирование правильной осанки.


    1. Период освоения дополнительной образовательной программы

Возраст обучающихся – 15-18 лет.

Учет уровня подготовки девушек при приеме в группы:

 1-й год обучения: навыки работы на швейной машине (желательно), навыки ручного шитья, активное желание подростка шить;

 2-ой год обучения: навыки работы на швейной машине (обязательно), умение шить простейшие изделия;

 3 -й год обучения: умение шить простые поясные и плечевые изделия.

В исключительных случаях возможно зачисление наиболее подготовленных обучающихся сразу в группы 2-го или 3-го годов обучения.

Программа рассчитана на подростков 15-18 лет – возраст, когда подросток еще не всегда знают, как выразить свою индивидуальность в адекватных формах. Девушки хотят быть красивыми и модными уже сейчас, а не через 5 лет, когда они смогут носить одежду «от кутюр», и поэтому шьют реальную одежду, соответствующую их внутреннему миру, сегодняшней моде, позволяющую им выразить себя. В данной программе ставится творческая задача - научить обучающихся разных профессий и специальностей умению выражать себя в простом и простыми средствами.

Программа рассчитана на 3 года; занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

По завершении основного курса обучающиеся, проявляющие устойчивый интерес и способности к шитью, могут продолжать занятия по индивидуальной программе.

Программа предусматривает два уровня усвоения большинства тем:

 приобретение основных знаний, умений и навыков;

 творческое использование полученных знаний, умений и навыков.

Наличие двух уровней обусловливает индивидуальный подход к возможностям и потребностям обучающихся.

Данная программа ориентирована на изучение и использование народных традиций при моделировании одежды.

В ней не предусмотрено построение основных конструкций плечевых и поясных изделий расчетным методом. Вместо этого используются хорошо обработанные выкройки из журналов мод и предлагается вариативность способов их корректировки с учетом особенностей фигуры и осанки. Используются различные методы получения нужной конструкции из выбранной базовой; широко применяется метод наколки. Наряду с этим используются элементы расчетного метода для построения простых конструкций и узлов.

Несмотря на то, что программа не является студийной, большое внимание уделяется не только изготовлению одежды, но и таким вопросам, как коррекция осанки и походки, дефиле, начальные навыки рисунка, изготовление эскизов и т.д.

Девочки 15-18 лет (если они не являются студентами специальности Конструирование, моделирование и технология швейных изделий), как правило, имеют элементарные навыки шитья, определенные знания по истории, основные геометрические и математические представления. Также у подростков достаточно сформированы внимание, усидчивость, способность воспринимать и осмысливать сложную информацию, необходимые для освоения программы. Программа предназначена для девушек, но не исключает возможность обучения и юношей при оперативной корректировке отдельных тем.

Отбор в группы производится на основе собеседования или просмотра работ. Приоритетным основанием для зачисления в группу является активное желание подростка шить и интерес к данному виду деятельности. При зачислении в группу 1-го года обучения желательным является наличие навыков работы на электрической швейной машине. Опыт показывает, что, даже если таковых нет и первые самостоятельные опыты шитья неудачны, при большом желании обучающиеся осваивают программу довольно успешно.


1.4. Количество часов на освоение рабочей образовательной программы дополнительного образования обучающихся:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 648 часов, в том числе:

теория 112 часов;

практические занятия 536 часов.

1 год занятий – 216 часов (в том числе: теория 32 час., практика 184 час.)

2 год занятий – 216 часов (в том числе: теория 36 час., практика 180 час.)

  1. год занятий – 216 часов (в том числе: теория 44 час., практика 172 час.)


1.5. Предполагаемые результаты

1-й год обучения.

 обучающиеся имеют общие представления об историческом и народном костюме как источниках моделирования; восприимчивы к достижениям культуры других народов;

 обучающиеся владеют основными навыками работы на электрической швейной машине;

 обучающиеся могут построить чертеж, самостоятельно раскроить и сшить узкую юбку или раскроить и сшить брюки по выкройке из журнала мод; провести примерку;

 обучающиеся владеют начальными навыками дефиле: умеют поддерживать правильную осанку, естественно и грациозно двигаться;

 обучающиеся умеют вести себя и одеваться в соответствии с требованиями времени, места и обстановки;

 у обучающихся сформированы моторные навыки, глазомер и точность движений.

2-й год обучения.

 обучающиеся имеют представление о творчестве ведущих модельеров, об особенностях народного костюма различных народов мира; знают и уважают традиции своего народа;

 обучающиеся знакомы с пропорциями тела человека;

 обучающиеся могут самостоятельно сшить простое плечевое (топ, платье) или поясное (юбка, брюки) изделие, а также плечевое изделие с рукавами;

 обучающиеся знают различные варианты обработки основных узлов изделий;

 обучающиеся могут внести простые изменения в выкройку из журнала;

 обучающиеся имеют представление об основах конструирования методом наколки и комбинирования;

 обучающиеся умеют демонстрировать изготовленные изделия, владеют навыками дефиле и показа моделей одежды; умеют доброжелательно общаться с людьми;

 у девушек развиты: усидчивость, терпение, аккуратность.

3-й год обучения.

 обучающиеся знают творчество ведущих модельеров, имеют представление о костюмах разных эпох и народов мира; ориентируются в тенденциях моды;

 обучающиеся обладают высоким художественным вкусом, чувством прекрасного, творческим воображением;

 обучающиеся могут самостоятельно сшить простое поясное и плечевое изделие, включая выбор модели, раскрой, примерку, пошив, выбор методов обработки, а также изделие средней или повышенной сложности;

 обучающиеся вносят изменения в модель и конструкцию одежды методами наколки и комбинирования;

 обучающиеся знают и могут самостоятельно выбрать методы обработки простых (1-й уровень усвоения) или сложных (2-й уровень усвоения) узлов изделия или изделий в целом;

 обучающиеся могут самостоятельно моделировать и конструировать простые изделия, в том числе методом наколки;

 обучающиеся владеют навыками показа модной одежды, умеют свободно и уверенно держаться на подиуме;

 обучающиеся активно участвуют в различных творческих конкурсах;

 обучающиеся имеют адекватную самооценку, уважают себя и окружающих.


    1. Формы подведения итогов и оценка результатов

В программе выделены часы на просмотр изделий обучающихся с анализом качества пошива, посадки одежды на фигуре, эстетических свойств моделей.

Демонстрация моделей одежды, фотосъемки, выставки, соревнования проводятся с последующим их анализом и обсуждением членами коллектива.

Присуждаются номинации по итогам года.

Оценка результатов, достигнутых каждым обучающимся, проводится по пяти основным показателям:

  1. Эстетические качества моделей.

  2. Конструкция изделия.

  3. Качество обработки.

  4. Демонстрация моделей одежды.

  5. Участие в общественной жизни.

Итоги работы подводятся дважды в год (по полугодиям).

Достижения обучающихся оцениваются по десятибалльной шкале, что позволяет с достаточной степенью дифференцирования оценить приобретенные ими знания, умения, навыки и др. Кроме того, использование десятибалльной шкалы не вызывает у обучающихся ассоциации со школьными оценками и получение низкого балла не снижает самооценку подростка. Суммарное количество баллов позволяет определить тройку лидеров в группе по итогам года. Показатель «Участие в общественной жизни» помогает оценить, наряду с «профессиональными» знаниями, умениями и навыками, личностные качества детей: активность, коммуникабельность, доброту, взаимопомощь, дисциплину, стремление к лидерству и т.д. Эти же качества частично оцениваются и в графе «Демонстрация моделей одежды».






  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год занятий

п/п

Тема

Всего часов

В том числе:

теория

практика

Вводное занятие.

3

3

-

Освоение способов работы на электрической швейной машине.

9

2

7

История моделирования.

Тенденции современной моды.

4

2

2

Источники моделирования одежды. Исторический и народный костюм как источники моделирования.

2

1

1

Моделирование костюма.




5.

Методы моделирования (эскиз, наколка). Понятие композиции костюма. Выбор модели для пошива.

6

3

3

Конструирование костюма.

6.

Методы конструирования (расчетный, наколка, комбинированные). Применение этих методов для уточнения конструкций.

6

2

4

7.

Понятие «плечевых» и «поясных» изделий. Размеры фигуры, основные мерки. Определение размера изделия.

3

1

2

8.

Построение чертежа узкой юбки.

6

2

4

9.

Перевод выкройки из журнала.

5

1

5

10.

Основные детали различных конструкций лифа. Конструирование юбок.

3

2

1

Технология пошива изделий.

11.

Свойства тканей и ниток.

1

1

-

12.

Правила раскроя ткани.

2

1

1

13.

Пошив поясного изделия (юбка, брюки).

34

2

32

14.

Пошив плечевого изделия (без рукавов).

34

2

32

15.

Пошив изделия выбранной модели.

38

2

36

Костюм как средство взаимодействия трех элементов: культура – человек – общество.

16.

Требования, предъявляемые к одежде и ее классификация по назначению и стилям.

3

2

1

17.

Упражнения для выработки правильной походки и осанки. Дефиле.

6

1

5

18.

Репетиции показов.

Подбор дополнений и аксессуаров.

9

1

8

19.

Показ моделей.

3

-

3

20.

Контрольное занятие. Фотосъемка или показ моделей одежды.

3

1

2

Практика социального общения.

21.

Встречи с выпускниками мастерской моделирования.

3

-

3

22.

Празднование Нового Года, 8-го Марта, Дней рождения и др.

14

-

14

23.

День города, благотворительные акции.

6

1

5

24.

Масленица.

3

1

2

25.

Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, других мероприятиях.

6

-

6

26.

Посещение музеев, выставок, театров.

6

-

6

27.

Подведение итогов. Присуждение номинаций.

3

-

3

Итого:

216

32

184


2-й год занятий


п/п


Тема Тема

Всего часов

В том числе:

теория

практика

Вводное занятие.

3

1

2

История моделирования.

Тенденции современной моды. Творчество современных модельеров.

6

6

-

Народный костюм в моделировании. Костюмы разных народов (обзорно).

3

3

-

Костюм коми народа.

3

3

-

Моделирование костюма.

Пропорции тела человека.

3

1

2

Основы моделирования костюма методом наколки.

3

1

2

Образное решение и композиция костюма. Форма, линия и цвет как элементы композиции. Роль формы и линии в композиции.

6

3

3

Моделирование костюма на конкретную фигуру (на себя).

6

2

4

Конструирование.

Конструирование лифа изделия облегающей формы методом наколки.

6

1

5

Конструирование воротников.

3

1

2

Внесение изменений в готовую конструкцию (выкройку). Построение оборок и воланов.

6

2

4

Технология изготовления одежды.

Пошив плечевого изделия с втачными рукавами.

34

2

32

Пошив изделия (блуза, платье) с втачными рукавами, застежкой по линии середины переда, с отложным воротником или воротником-стойкой.

38

2

36

Пошив изделия по выбранной модели. Обработка воланов, оборок.

37

2

35

Костюм как средство взаимодействия трех элементов: культура – человек – общество.

Дефиле.

3

1

2

Репетиции показов. Формирование коллекции моделей. Образное решение коллекций и отдельных моделей.

12

2

10

Показ моделей.

3

-

3

Итоговое занятие (фотосъемка или показ моделей).

3

1

2

Практика социального общения.

Встречи с выпускниками мастерской моделирования.

3

-

3

Празднование Нового года, 8-го Марта, дней рождения и др.

14

-

14

День города, благотворительные акции.

6

1

5

Масленица и др.

3

1

2

Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, других мероприятиях.

6

-

6

Посещение музеев, выставок, театров.

6

-

6

Подведение итогов. Присуждение номинаций.

3

-

3

Итого:

216

36

180


3-й год занятий


п/п

Тема

Всего часов

В том числе:

теория


практика


Вводное занятие.

3

3

-

История моделирования.

Тенденции современной моды. Моделирование на основе народных и исторических традиций. Творчество модельеров.

9

6

3

Исторический костюм.

5

2

3

Творчество современных модельеров и модельеров прошлого.

3

3

-

Моделирование и конструирование костюма.

Законы композиции. Элементы и средства композиции. Роль цвета, фактуры и рисунка ткани в композиции.

8

4

4

Выполнение эскизов.

12

2

10

Моделирование и конструирование изделий методом наколки.

11

3

8

Конструктивное решение коми народного костюма.

4

2

2

Основные виды конструкций плечевых изделий в зависимости от покроя рукава. Конструирование путем переноса вытачек и рельефов.

9

3

6

Моделирование и конструирование костюма на конкретную фигуру.

4

2

2

Технология изготовления одежды.

Пошив изделия для показа коллекции:

 обработка сложных узлов (пиджачный воротник, прорезные карманы, ластовицы и т.д.);

 варианты обработки различных узлов изделия.

Пошив изделия по выбранной модели.

41

4

37

Обработка изделия с подкладкой.

41

3

38

Костюм – язык социального общения.

Символика костюма.

3

3

-

Репетиции показов. Образное и стилистическое формирование коллекции. Постановка показа.

19

4

15

Показ моделей.

3

-

3

Фотосъемка или показ моделей.

3

-

3

Практика социального общения.

Встречи с выпускниками мастерской моделирования.

3

-

3

Празднование Нового года, 8-го Марта, дней рождения и др.

14

-

14

День города, благотворительные акции.

6

6

5

Масленица и др.

3

1

2

Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, других мероприятиях.

6

-

6

Посещение музеев, выставок, театров.

6

-

6

Подведение итогов. Присуждение номинаций.

3

-

3

Итого:

216

44

172











  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год занятий


1. Вводное занятие

Программа и задачи 1-го года обучения. Ожидаемые результаты. Понятие о моделировании одежды. Составляющие моделирования. Техника безопасности.

2. Освоение способов работы на электрической швейной машине

Заправка верхней и нижней нити; подключение машины к сети; работа с тканью (прямая и зигзагообразная строчка); чистка и простейшая наладка машины. Техника безопасности.

Практическая деятельность. Упражнения: заправка верхней и нижней нити, подключение машины к сети, выполнение прямой и зигзагообразной строчек, регулировка натяжения верхней и нижней нити, замена иглы, чистка челночного устройства, смазка машины.

Эвристические задания. Помощь товарищам в освоении отдельных приемов.

Формы подведения итогов. Проверка преподавателем прочности усвоения каждого из навыков каждым учащимся; групповой опрос по правилам техники безопасности.

История моделирования

3.Тенденции современной моды

Тенденции и направления современной моды «прет-а-порте» (силуэты, стили, формы, длина, линия талии, цвет, обувь, дополнения, отделка, прически, макияж). Зарубежные и российские показы коллекций одежды «прет-а-порте». Понятие «стиль в одежде».

Практическая деятельность. Просмотр журналов мод, зарисовки моделей, обсуждение.

Эвристические задания. Выбор понравившейся модели, соответствующей собственному внешнему облику.

Формы подведения итогов. Беседа-опрос о модных тенденциях; использование полученной информации при выборе модели для пошива.

4. Источники моделирования одежды. Народный и исторический костюм как источники моделирования

Источники моделирования одежды: природа, музыка, исторические события, архитектура, искусство и т.п. Исторический и народный костюм как источники моделирования. Использование декоративных и конструктивных особенностей народного костюма.

Повторяемость образов и форм в искусстве, природе, жизни.

Представление о преемственности традиций в области создания костюма.

Объяснение необходимости соответствия костюма своему времени.

Отражение в современном костюме черт исторического и народного костюмов.

Практическая деятельность. Знакомство с примерами (визуальными) влияния архитектуры, исторических событий на моделирование костюма; изучение образцов костюмов с использованием образов живой природы, объектов быта и т.д.

Эвристические задания. Найти (в журналах мод) примеры использования традиций изготовления народного и исторического костюма в одежде.

Творческая работа. Создание эскизов одежды, отражающих образы архитектуры, природы, народного и исторического костюмов.

Моделирование костюма

5. Методы моделирования (эскиз, наколка). Понятие композиции костюма. Выбор модели для пошива

Понятие моделирования костюма. Представление о двух методах моделирования: эскизировании и наколке (муляжный метод). Особенности наколки на манекен и фигуру. Преимущества и недостатки методов. Область применения. Учет назначения костюма и условий его эксплуатации при моделировании.

Понятие композиции костюма и ее составляющих (форма, линия, цвет, фактура, декор). Учет внешних данных человека при моделировании костюма.

Практическая деятельность. Выбор и зарисовка моделей одежды из журналов мод (выбор модели для пошива). Первые опыты закалывания куска ткани с целью придания ему той или иной формы и определения будущей формы изделия.

Эвристические задания. Самостоятельное выполнение эскизов (простейших).

Форма подведения итогов. Просмотр зарисовок из журналов мод и эскизов, их обсуждение и утверждение. Анализ показа моделей готовой одежды.

Конструирование костюма

6. Методы конструирования (расчетный, наколка, комбинированные). Применение этих методов для уточнения конструкции

Характеристика двух методов конструирования: расчетного и наколки. Область применения. Достоинства и недостатки. Комбинированные методы.

Практическая деятельность. Выбор методов и использование основ этих методов при конструировании простейших узлов изделия (вырез горловины, пояс юбки или брюк, оформление карманов, оформление шва сидения брюк), уточнении размеров выкроек.

Формы подведения итогов. Беседа-опрос, просмотр и обсуждение готовых и находящихся в процессе изготовления изделий, уточнение готовых выкроек.

7. Понятие «плечевых» и «поясных» изделий. Размеры фигуры, основные мерки. Определение размера изделия

Понятие «поясных» и «плечевых» изделий. Снятие основных мерок, необходимых для определения размера изделия (О.г., О.б., О.т., рост). Различие в размерах изделия, созданного по российским и европейским стандартам. Стандартизация фигур, стандартные фигуры.

Практическая деятельность. Снятие обучающимися мерок друг с друга (работа в паре), определение своего размера по российской и европейской классификации.

Формы подведения итогов. Проверка правильности снятия мерок и определение размера.

8. Построение чертежа узкой юбки

Мерки, необходимые для построения чертежа узкой прямой юбки. Прибавки. Построение сетки, расчет и построение вытачек. Оформление линии талии, бокового шва, низа.

Практическая деятельность. Снятие необходимых мерок, выполнение расчетов, построение чертежа.

Форма подведения итогов. Проверка правильности снятия мерок, расчетов и построения чертежа.

9. Перевод выкройки из журнала

Определение размера в соответствии со своими мерками по таблице в журнале. Нахождение нужного листа выкроек. Нахождение необходимых деталей на листе выкроек. Перенесение выкройки на кальку: обозначения деталей, нити основы, рассечки. Прибавки на швы.

Эвристические задания. Уточнить выкройку по своим размерам.

Творческая работа. Внести простейшие изменения в конструкцию.

Формы подведения итогов. Проверка правильности снятия выкройки, точности линий, данных прибавок.

10. Основные детали различных конструкций лифа.

Конструирование юбок

Основные детали различных конструкций лифа: с рельефами из плечевого шва и проймы, с вытачками на полочке по линии талии, из проймы или бокового шва.

Конструирование юбок: покроя «солнце» и «полусолнце»; расклешенных, в складку или сборку. Надсечки и вспомогательные линии.

Практическая деятельность. Визуальное знакомство с основными деталями различных конструкций лифа и их зарисовка (в тетради). Построение (в тетради) различных конструкций юбок.

Формы подведения итогов. Проверка зарисовок и построения конструкций юбок.

Технология пошива изделий

11. Свойства тканей и ниток

Классификация тканей по составу; строение и свойства натуральных волокон, искусственных и синтетических волокон и тканей из них.

Требования к ниткам для шитья.

Учет свойств тканей при выборе модели, раскрое и пошиве изделия. Выбор материала в зависимости от назначения костюма и условий его эксплуатации.

Практическая деятельность. Визуальное и тактильное знакомство с тканями различного состава. Знакомство со свойствами тканей в процессе раскроя и пошива изделий.

12. Правила раскроя ткани

Производство тканей на ткацком станке. Нити основы и утка.

Изменение свойств ткани в зависимости от направления – вдоль нити основы, вдоль нити утка, по диагонали. Раскрой ткани с учетом расположения нити основы в изделии. Учет направленности и размера рисунка. Раскрой ворсовых тканей, вельвета и бархата. Расположение деталей выкройки на ткани.

Практическая деятельность. Определение нити основы, утка, косого направления ткани.

Определение направленности рисунка, направления ворса, разнооттеночности.

Определение расположения лекал на ткани (в соответствии с направлением нити основы).

13. Пошив «поясного» изделия (юбка, брюки)

Обработка ткани перед раскроем. Расположение нити основы на юбках и брюках в зависимости от модели и ткани. Раскладка лекал. Правила работы с тканью и ножницами. Раскрой и подготовка к 1-й примерке. Проведение примерки. Уточнение конструкции. Внесение изменений в конструкцию. Обработка вытачек, боковых швов, шагового шва и шва сидения брюк. Уточнение линии талии. Обработка застежки «молния», пояса. Уточнение нижней линии и обработка низа изделия.

Практическая деятельность. Раскладка лекал, раскрой, примерка, пошив.

Формы подведения итогов. Контроль качества в процессе освоения отдельных операций; контроль качества готового изделия; анализ эстетического, конструктивного и технологического качества одежды после показа коллекции.

14. Пошив плечевого изделия (топ, платье) без рукавов

Обработка ткани перед раскроем. Расположение нити основы на деталях лифа в зависимости от модели и ткани. Раскладка лекал. Раскрой и подготовка к 1-й примерке. Проведение примерки. Уточнение конструкции. Внесение изменений в конструкцию. Обработка вытачек, рельефов, среднего шва спинки, боковых и плечевых швов. Проведение 2-й примерки. Уточнение конструкции, внесение изменений. Обработка выреза горловины и пройм подкройными обтачками. Уточнение нижней линии и обработка низа изделия.

Формы подведения итогов. Контроль качества в процессе освоения отдельных операций. Контроль качества готового изделия. Анализ эстетического, конструктивного и технологического качества одежды после показа коллекций.

15. Пошив изделия выбранной модели

Последовательность обработки простых плечевых и поясных изделий. Выбор ткани, ее обработка перед раскроем.

Практическая деятельность. Расположение нити основы на деталях кроя в зависимости от модели и ткани. Раскладка лекал. Раскрой и подготовка к 1-й примерке. Проведение примерки. Уточнение конструкции, внесение изменений в конструкцию. Обработка вытачек, рельефов, боковых швов, среднего шва спинки, разрезов или шлиц. Подготовка ко 2-й примерке. Проведение примерки. Уточнение конструкции, внесение изменений. Обработка горловины подкройными обтачками (2-й способ) или руликом. Обработка пройм. Обработка застежки «молния» (одним из способов). Обработка и соединение с лифом воротников, карманов и т.д. Уточнение нижней линии и обработка низа изделия.

Формы подведения итогов. Контроль качества в процессе освоения отдельных операций; контроль качества готовых изделий; анализ эстетического, конструктивного и технологического качества костюма после показа моделей одежды или фотосъемки.

Костюм как средство взаимодействия трех элементов:

культура – человек – общество

16. Требования, предъявляемые к одежде, и ее классификация по назначению и стилям

Классификация одежды по назначению и стилям. Понятие стиля, в том числе в одежде. Эстетические, гигиенические и экономические требования к одежде. Оценка качества одежды комплексно, с учетом всех требований.

Практическая деятельность. Анализ соответствия одежды (своей, членов коллектива) требованиям и стилям. Примеры людей «стильных» и анализ их манеры одеваться.

Эвристические задания. Собственные примеры одежды разного назначения и различных стилей.

Творческая работа. Подбор «стильных» дополнений к коллекции одежды.

Анализ правильности использования полученных знаний при подготовке к показу коллекции.

17. Упражнения для выработки правильной походки и осанки. Дефиле

Правильная осанка. Упражнения, способствующие ее выработке. Красивая походка, ее составляющие. Упражнения, помогающие сделать походку красивой.

Практическая деятельность. Анализ своей осанки и походки (с помощью зеркала); упражнения для улучшения осанки и походки, укрепления позвоночника. Дефиле.

Формы подведения итогов. Анализ демонстрации моделей одежды, проведенной педагогом и членами коллектива.

18. Репетиции показов. Подбор дополнений и аксессуаров

Понятие коллекции моделей одежды. Формирование отдельных моделей в коллекции. Образное решение отдельной модели. Дополнения и аксессуары как элементы создания образа.

Практическая деятельность. Подбор дополнений и аксессуаров. Репетиция показа моделей (дефиле).

Эвристические задания. Нахождение собственного «рисунка» показа.

Формы подведения итогов. Демонстрация моделей и ее анализ.

19. Показ моделей.

Отработка навыков дефиле; умения выступать перед зрителями; работа над координацией движений.

Навыки оценки своей внешности и манеры держаться в сравнении с другими.

Дисциплина, аккуратность. Внутренняя дисциплина, внимание и организованность.

Навыки взаимодействия и взаимопомощи в коллективе.

Развитие уверенности в своих силах.

Практическая деятельность. Участие в демонстрации коллекций. Помощь другим членам коллектива (за кулисами).

Формы подведения итогов. Просмотр и анализ видеозаписи фестиваля.

20. Контрольное занятие. Фотосъемка или показ моделей одежды

Фотосъемка или показ моделей как работа по демонстрации одежды. Умение оценить достоинства и недостатки своей внешности, походки. Способы корректировки внешности (для фотосъемки) или походки (для демонстрации одежды). Обувь, дополнения, прическа и макияж.

Практическая деятельность. Подбор дополнений, обуви, прически и макияжа.

Фотосъемка или показ моделей одежды.

Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение фотоснимков, анализ демонстрации моделей одежды.

Практика социального общения

21. Встречи с выпускниками мастерской моделирования

Участие выпускников в показах моделей одежды.

Установление здоровых межличностных отношений в коллективе.

Обеспечение преемственности традиций коллектива.

Передача жизненного опыта, коррекция жизненных установок, манеры поведения. Развитие вкуса. Профессиональная ориентация.

22. Празднование Нового года, 8-го Марта, дней рождения

Сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы, привитие позитивных навыков общения в коллективе. Изучение традиций празднования Нового года в разных странах, разработка сценариев празднования дней рождения, подготовка выставки к 8-му Марта.

23. День города

Участие в культурной программе праздника. Воспитание патриотизма, уважения к традициям собственного народа. Знакомство с историей возникновения Дня города Сыктывкар.

24. Масленица

Изучение народных традиций, воспитание культуры проведения коллективных праздников. Участие в программе праздника.

25. Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, других мероприятиях

26. Посещение музеев, выставок, театров

Изучение способов моделирования одежды предполагает посещение выставок декоративно-прикладного искусства, проведение экскурсий в музеях, выставочных залах.

Воспитанникам необходимо знакомство с творчеством художников в области декоративно-прикладного искусства, изучение исторического и народного костюма.

27. Подведение итогов. Присуждение номинаций

Оценка работы каждого обучающегося в течение года по 5-ти показателям. Определение победителей. Присуждение «номинаций» с учетом личных достижений членов коллектива (например, «Мисс элегантность», «Надежда моделирования» и др.). Формирование установки на успех у каждой воспитанницы.


Второй год занятий

  1. Вводное занятие

Программа и задачи 2-го года обучения. Ожидаемые результаты. Техника безопасности. Просмотр и обсуждение эскизов, костюмов, проектов, сделанных за лето.

История моделирования

  1. Тенденции современной моды. Творчество современных модельеров

Знакомство с тенденциями и направлениями современной моды («прет-а-порте» и «от кутюр»). Стили, силуэты, форма, длина, линия талии, цвет ткани, обувь, дополнения, отделка, прическа, макияж. Информация о текущих показах зарубежных и российских коллекций одежды. Творчество ведущих современных модельеров; ведущие Дома мод. Понятие об одежде «прет-а-порте» и «от кутюр».

Зависимость внешнего вида и качества одежды от ее назначения.

Практическая деятельность. Просмотр и обсуждение журналов мод и телепередач о моде, зарисовки моделей и модных элементов одежды.

Эвристические задания. Выбор модели, соответствующей собственному внешнему облику и внутреннему миру. Применение отдельных модных элементов при проектировании одежды.

  1. Народный костюм в моделировании. Костюмы разных народов (обзорно)

Принципы использования народного костюма как источника вдохновения в моделировании. Заимствование или интерпретация декоративных и конструктивных решений. Усвоение образных, стилевых, силуэтных решений; использование характерных отделок, украшений, тканей и т.д.

Различия декоративно-образного решения костюмов отдельных народов. Костюм Японии, Средней Азии, Юго-Восточной Азии, Индии, Испании, стран Африки, Западной Европы, Латинской Америки, цыганский костюм как источники вдохновения модельеров.

Характерные черты костюмов отдельных народов, их отличие от русской традиционной одежды. Представление об образном, стилевом, силуэтном, цветовом решении костюма.

Практическая деятельность. Визуальное знакомство с одеждой отдельных (вышеперечисленных) народов. Посещение выставок и музеев. Просмотр книг, журналов мод. Зарисовка костюмов.

Эвристические задания. Отыскать в журналах мод изделия, смоделированные по народным мотивам, и определить, костюмы каких народов стали источником вдохновения.

4. Костюм коми народа.

Образно-декоративное и цветовое решение коми народного костюма. Идеал красоты, отраженный в традиционной народной одежде. Отличие коми народного костюма от русского.

Приобщение к традициям своего народа, приобретение представления об идеалах красоты. Понятие о связи традиционного костюма с образом жизни, нравственными ценностями, обычаями народа; представление о костюме как элементе системы: культура – человек – общество, о неразрывности составляющих этой системы.

Практическая деятельность. Знакомство с коми народным костюмом по книгам и экскурсиям на выставки и в музеи. Использование коми народных традиций модельерами, народными мастерами; элементы народного костюма в коллекциях Театра мод.

Эвристические задания. Внести черты коми народного костюма в современную одежду.

Творческая работа. Использовать народные традиции при проектировании одежды.

Моделирование костюма

5. Пропорции тела человека

Основные пропорции фигуры человека. Различие в пропорциях фигуры взрослого и ребенка, в пропорциях мужской и женской фигур.

Разнообразные типы женских фигур, зависящие от соотношения основных размеров и осанки.

Условно-пропорциональная фигура, ее зарисовка (построение).

Практическая деятельность. Визуальное знакомство с различными типами женских фигур. Построение условно-пропорциональной женской фигуры.

6. Основы моделирования костюма методом наколки

Метод наколки как один из способов моделирования одежды. Область применения. Определение методом наколки: формы, силуэта, размера формы. Направление ткани; расположение рисунка, расположение, размер и форма деталей, отделки и т.д.

Практическая деятельность. Моделирование отдельных элементов костюма (вырез горловины, воротник, карманы и т.д.).

Моделирование общей формы костюма, отдельных его частей; направление ткани, расположение рисунка, деталей при проектировании одежды для показа коллекций.

Творческая работа. Самостоятельное моделирование костюма или его частей методом наколки.

7. Образное решение и композиция костюма. Форма, линия и цвет как элементы композиции. Роль формы и линии

Понятие композиции костюма; ее роль в образно-эмоциональном восприятии костюма. Форма, линия, цвет – элементы композиции. Композиционный центр. Роль формы и линии в композиции костюма. Величина и характер формы. Вертикальные, горизонтальные и наклонные линии.

Практическая деятельность. Рассмотрение примеров влияния формы и линии на композицию костюма. Анализ композиционного решения отдельных костюмов.

Эвристические задания. Использование полученных знаний при проектировании одежды.

8. Моделирование костюма на конкретную фигуру (на себя)

Требования, которые необходимо учитывать при моделировании (или выборе) костюма (эстетические, гигиенические, экономические). Соответствие проектируемого костюма внешнему облику человека, манере держаться, назначению, условиям эксплуатации. Гармония модели, конструкции и ткани. Выбор методов моделирования. Простая наколка на манекен или фигуру или зарисовка модели (рабочий эскиз).

Практическая деятельность. Просмотр журналов мод, зарисовка различных моделей, выбор базовой модели и внесение в нее желательных изменений при эскизировании.

Простейшая наколка на манекен или фигуру. Выбор модели для пошива. Выбор ткани.

Эвристические задания. Разработка собственных эскизов.

Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение эскизов; анализ результатов моделирования при обсуждении готовой модели одежды.

Конструирование костюма

9. Конструирование лифа изделия облегающей формы методом наколки

Область применения метода наколки (моделирование, конструирование). Принципы конструирования методом наколки. Последовательность действий. Конструирование лифа изделия облегающей формы с рельефами на полочке наколкой на манекен (расположение нити основы; наколка ткани на манекен по линии середины переда и спинки; закалывание боковых и плечевых швов; формирование и закалывание вытачек и рельефов; раскалывание наколки). Внесение уточнений в конструкцию.

Практическая деятельность. Наколка на манекен конструкции лифа изделия облегающей формы с рельефами на полочке.

Эвристические задания. Наколка лифа с рельефами, отличными по форме от заданных.

Формы подведения итогов. Просмотр и сравнение конструкций, созданных разными парами воспитанниц (на манекене и в развертке).

10. Конструирование воротников

Способы построения воротников (расчетный, наколка, комбинированный). Основные типы воротников и их конструирование (отложной плосколежащий; отложной с притачной или цельнокроеной стойкой; воротник – «стойка», прилегающий к шее или отстающий; воротник – «хомутик»).

Практическая деятельность. Построение конструкций различных воротников в тетради. Зарисовка формы воротников.

Эвристические задания. Построение конструкции выбранного воротника для конкретного изделия.

Формы подведения итогов. Оценка качества готового воротника (на изделии).

11. Внесение изменений в готовую конструкцию (выкройку).

Построение оборок и воланов

Проверка основных размеров выкройки (О.г., О.т., О.б., Д.и.). Изменение силуэта, линии горловины; построение вытачек (по линии талии); построение воротников и карманов. Определение прибавок на швы в зависимости от предполагаемых методов обработки. Построение оборок и воланов. Построение подбортов.

Практическая деятельность. Внесение вышеуказанных изменений в выкройку при проектировании одежды. Построение оборок и воланов в тетради.

Подведение итогов. Проверка выкройки преподавателем, внесение исправлений.

Контроль качества конструкции готовых изделий.

Технология изготовления одежды

12. Пошив плечевого изделия с втачными рукавами

Последовательность обработки изделия с втачными рукавами. Обработка и втачивание рукава (совмещение рассечек, правильное приметывание и втачивание рукава); обеспечение хорошей посадки на фигуре. Зависимость высоты оката от величины проймы.

Отработка навыков вметывания и втачивания рукава, обеспечение хорошей посадки рукава, внесения изменений в линию оката в случае изменения длины проймы (после втачивания плечевых и боковых швов и т.п.).

Практическая деятельность. Раскладка лекал, раскрой, проведение примерок, пошив изделия с втачным рукавом.

Формы подведения итогов. Контроль качества изготовления предмета одежды в процессе пошива и качества готового изделия.

13. Пошив изделия (блузы, платья) с втачными рукавами, застежкой по линии середины переда, отложным воротником или воротником-стойкой. Последовательность обработки Расположение нити основы на деталях кроя. Раскладка лекал, раскрой, подготовка и проведение

1-ой примерки. Внесение изменений. Обработка и втачивание воротника (одним из способов), обработка и втачивание рукавов. Обработка линии низа.

Практическая деятельность. Рассмотрение вариантов обработки подбортов и воротника и способов втачивания воротника в горловину. Обработка воротника, подбортов, втачивание воротника в горловину одним из способов при пошиве изделия.

Формы подведения итогов. Проверка знания последовательности обработки (опрос). Контроль качества обработки изученных узлов в готовом изделии.

14. Пошив изделия по выбранной модели. Обработка воланов, оборок

Обработка воланов, оборок. Варианты обработки простых узлов (пояс, обтачка юбки или брюк, различные варианты обработки застежки-«молнии», подгибки низа, оформления горловины и пройм). Обработка «сложных» тканей: вельвета, бархата, ткани «стрейч», трикотажа, тонких тканей. Выбор способов обработки.

Практическая деятельность. Пошив изделия по выбранной модели.

Эвристические задания. Выбор оптимальных способов обработки отдельных узлов.

Формы подведения итогов. Анализ рациональности выбранных методов обработки.

Контроль качества обработки готового изделия.

Костюм как средство взаимодействия трех элементов:

культура – человек – общество

15. Дефиле

Связь походки с костюмом, его образным и стилевым решением, с формой. «Характер» и варианты походки.

Практическая деятельность. Выполнение упражнений для улучшения походки и осанки. Дефиле.

Помощь «отстающим» учащимся со стороны успевающих.

Формы подведения итогов. Анализ демонстрации коллекций педагогом и членами коллектива. Присуждение диплома в номинации «Лучшая манекенщица» (по результатам показа моделей одежды и коллекций).

16. Репетиции показов. Формирование коллекции. Образное решение коллекции и отдельных моделей

Принципы формирования коллекции моделей одежды. Единство образно-стилистического решения коллекции.

Общность цветового и силуэтного решений. Дополнения и аксессуары. Музыкальное сопровождение. Образное решение отдельных моделей. Учет модных тенденций.

Практическая деятельность. Нахождение образного решения отдельных моделей. Подбор дополнений и аксессуаров. Репетиция с постановочными элементами.

Эвристические задания: участие в подборе музыки, нахождение собственного «рисунка» показа.

Творческая работа. Формирование собственных коллекций.

Формы подведения итогов. Показ коллекции и его анализ.

17. Показ моделей.

Демонстрация навыков дефиле, умения выступать перед зрителями, чувства ритма; координации движений; пластичности.

Сравнение своей модели одежды, коллекции коллектива с коллекциями других коллективов. Стремление к идеалу. Потребность в творчестве. Развитие эстетического вкуса, чувства стиля.

Аккуратность, дисциплинированность. Внутренняя дисциплина, внимание и организованность. Навыки взаимодействия в коллективе, взаимопомощь.

Практическая деятельность. Участие в показе. Помощь другим членам коллектива (за кулисами).

Творческое задание. Демонстрация собственной коллекции одежды.

Формы подведения итогов. Просмотр видеозаписи показа. Анализ выступления преподавателем, обсуждение членами коллектива.

18. Контрольное занятие. Фотосъемка или показ моделей одежды

Фотосъемка или показ моделей как работа по демонстрации одежды. Показ декоративных и конструктивных особенностей модели одежды. Корректировка внешности и постановка походки для демонстрации одежды. Стилистическое единство костюма, обуви, дополнений, прически, макияжа и манеры демонстрации. Влияние манеры держаться, манеры поведения на производимое впечатление.

Оценка воспитанниками своих внешних данных, манеры держаться, походки. Способы корректировки. Участие в фотосъемке, демонстрации одежды.

Практическая деятельность. Выбор костюма для фотосъемки или показа. Подбор дополнений, обуви, прически, макияжа, позы (для фотосъемки) или походки (для показа). Фотосъемка или демонстрация моделей одежды.

Эвристические задания: использование метода наколки для видоизменения костюма или создания отдельных его деталей.

Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение фотоснимков, показа моделей одежды, выставление оценок и присуждение номинаций.

Практика социального общения

См. в разделе «Содержание программы» первого года занятий.

26. Подведение итогов. Присуждение номинаций

Оценка работы каждого обучающегося в течение года по 5-ти показателям. Определение победителей. Присуждение «номинаций» с учетом личных достижений членов коллектива (например, «Мисс элегантность», «Надежда моделирования» и др.). Формирование установки на «успех» у каждой воспитанницы.


Третий год занятий

1. Вводное занятие

Программа и задачи 3-го года обучения. Предполагаемые результаты. Техника безопасности. Просмотр и обсуждение эскизов, костюмов, проектов, сделанных за лето.

История моделирования

2. Тенденции современной моды. Моделирование на основе народных и исторических традиций. Творчество современных модельеров

Знакомство с тенденциями и направлениями современной моды («прет-а-порте» и «от кутюр»): образы, стили, силуэты, форма, длина, конструкция, линия талии, ткани, цвет, обувь, дополнения, отделка, прическа, макияж. Информация о текущих показах зарубежных и российских коллекций одежды ведущих современных модельеров и Домов мод. Использование элементов народного и исторического костюма в современной моде (образное решение, крой, отделки, ткани, цвет и т.д.).

Практическая деятельность. Просмотр и обсуждение журналов мод и телепередач о моде, обсуждение «костюмных» фильмов и спектаклей с анализом понравившихся костюмов. Зарисовки моделей и модных элементов костюма.

Эвристические задания: выбор и применение отдельных модных элементов при проектировании одежды.

Творческая работа. Создание собственных моделей (эскизов) с учетом модных тенденций, и применением элементов исторического и народного костюмов.

Форма подведения итогов. Беседа-опрос о модных тенденциях, творчестве современных модельеров, использовании исторических и народных традиций в одежде; учет использования полученной информации при проектировании одежды.

3. Исторический костюм

Знакомство с традиционной одеждой Древнего Египта, Древней Греции и Рима, Византии; с костюмами Средневековья, Возрождения, XVII – XX веков (обзорно). Связь костюма с архитектурой, искусством, историческими событиями своего времени, бытом и нравами общества. Различные идеалы красоты, нашедшие отражение в костюмах разных эпох.

Практическая деятельность. Знакомство с историческим костюмом по книгам, экскурсиям в музеи и посещениям выставок. Зарисовка костюмов.

Эвристические задания: нахождение в современных моделях элементов исторического костюма и стилизаций.

Творческая работа. Использование элементов исторического костюма при выполнении эскизов одежды.

Форма подведения итогов. Беседа-опрос, разговор о различных идеалах красоты.

4.Творчество современных модельеров и модельеров прошлого

Коллекции Надежды Ламановой в дореволюционный и советский период. Творчество Вячеслава Зайцева.

Творчество Габриэль Шанель, Кристиана Диора, Ива Сен-Лорана.

Особенности коллекций современных российских модельеров.

Практическая деятельность. Знакомство с творчеством модельеров по видеофильмам, книгам и журналам мод. Зарисовки моделей.

Форма подведения итогов. Беседа-опрос, обсуждение творчества модельеров.

Моделирование и конструирование костюма

5. Законы композиции. Элементы и средства композиции. Роль цвета, рисунка, фактуры ткани, отделки в композиции

Пропорции и ритм в композиции костюма; симметрия и асимметрия. Роль композиционного центра, элементы и средства композиции. Контраст, нюанс и тождество. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические, контрастные, родственные и родственно-контрастные. Влияние цвета на зрительно-эмоциональное восприятие формы и композиции. Роль фактуры, рисунка ткани, отделки.

Практическая деятельность. Просмотр и анализ различных композиционных решений (в т.ч. интерьера, фотоснимков). Анализ использования форм, линий, цвета в композиции. Определение композиционного центра.

Творческая работа. Использование полученных знаний при проектировании костюма.

Формы подведения итогов. Анализ успешности применения полученных знаний при проектировании и пошиве костюма. Анализ образного и композиционного решения готового костюма.

6. Выполнение эскизов

Последовательность выполнения эскизов. Выполнение набросков. Выбор окончательного варианта модели.

Набросок фигуры. Общая форма одежды, силуэт, основной цвет или цветовые сочетания, внутренняя разработка формы – конструктивная и декоративная.

Окончательная отделка и оформление эскиза. Единая стилистика при оформлении эскизов одной коллекции.

Особенности изображения женской фигуры.

Практическая деятельность. Выполнение эскиза фигуры в костюме.

 1-й уровень усвоения: по шаблону;

 2-й уровень: самостоятельно.

Творческая работа. Разработка эскизов коллекции моделей.

Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение эскизов, участие в конкурсах и выставках.

7. Моделирование и конструирование изделий методом наколки

Последовательность действий при проектировании (моделировании) одежды методом наколки.

Выбор общей формы, силуэта изделия с учетом свойств ткани, назначения одежды и т.д.

Выбор направления нити основы в изделии.

Разработка соотношения отдельных частей формы, расположение отделки, размер и форма деталей.

Конструктивная проработка формы (расположение и размер вытачек, рельефов, сборок, драпировок и т.д.).

Раскалывание наколки, внесение необходимых уточнений с помощью расчетного метода.

Практическая деятельность. Предварительная наколка на манекен или фигуру при моделировании изделий для себя. Конструктивная разработка изделия и моделирование отдельных элементов костюма в процессе пошива.

Выполнение отдельных упражнений при изучении темы.

Творческая работа. Наколка на манекен изделия повышенной сложности. Образное решение костюмов с помощью метода наколки.

Формы подведения итогов. Анализ успешности применения метода наколки при выполнении заданий и в процессе пошива изделия. Анализ результатов применения метода при просмотре готовых изделий.

8. Конструктивное решение народного костюма

Принципы построения народного костюма (функциональность, рациональность, экономичность кроя).

Примеры различных конструкций женской рубахи, прямого и косоклинного сарафана, юбки-поневы.

Расположение декора.

Практическая деятельность. Знакомство с особенностями кроя народной одежды; зарисовки кроя.

Эвристические задания и творческая работа. Использование кроя народной одежды и его элементов при конструировании современной одежды.

Формы подведения итогов. Обсуждение понравившихся элементов кроя и возможности их использования в современной одежде.

Анализ успешности использования учащимися элементов кроя народной одежды.

9. Основные виды конструкций плечевых изделий в зависимости от покроя рукава. Конструирование путем переноса вытачек (и рельефов)

Основные виды конструкций в зависимости от покроя рукава: конструкции изделий с втачным рукавом, рукавом «реглан», цельнокроенным рукавом, «полурегланом», рукавом «кимоно», комбинированным. Конструирование путем перенесения вытачек. Конструирование рельефов, драпировок, складок и т.д.

Практическая деятельность. Визуальное знакомство с различными покроями рукава; зарисовки конструкции изделий различных покроев.

Конструирование моделей путем переноса вытачек (зарисовка и построение в тетради; видоизменение базовой конструкции при проектировании изделий для себя).

Формы подведения итогов. Проверка правильности построения конструкций, оценка эффективности использования методов конструирования в процессе изготовления и при просмотре готового изделия.

10. Моделирование и конструирование костюма на конкретную фигуру

Требования, которые необходимо учитывать при проектировании: эстетические, гигиенические, экономические. Знание модных тенденций; учет назначения одежды, особенностей фигуры и внутреннего мира человека, его манеры держаться, социального статуса и т.д. Гармония модели, конструкции и ткани. Выбор ткани для отдельной модели или для пошива коллекции моделей. Создание моделей для показа коллекций. Принципы объединения моделей в коллекцию: единство образного решения, стилистики, ткани, конструкций, цвета и т.д. Использование комбинированных методов при моделировании и конструировании костюма.

Практическая деятельность. Просмотр журналов мод, зарисовки различных моделей. Анализ точности выполнения требований; назначение коллекции. Предварительная наколка на манекен, эскизирование.

Проектирование модели. Выбор ткани (при проектировании коллекции отдельное занятие проводится в магазине). Конструирование комбинированным методом (наколка, расчетный метод), внесение изменений в выбранную базовую конструкцию.

Формы подведения итогов. Просмотр и утверждение эскизов, анализ эстетических и конструктивных свойств моделей одежды (после показа моделей одежды или показа коллекции).

Технология изготовления одежды

11. Пошив изделия для показа коллекции

Обработка сложных узлов: пиджачного воротника и лацканов, ластовицы, прорезного кармана – «листочка», кармана «в рамку» или с клапаном.

Практическая деятельность. Обработка вышеперечисленных узлов (хотя бы одного) при пошиве изделий для коллекции. Выбор вариантов обработки ранее изученных узлов и закрепление необходимых навыков.

Формы подведения итогов. Проверка и анализ качества готовых изделий.

Варианты обработки различных узлов изделий. Способы обработки и втачивания воротников, накладных и «брючных карманов», подбортов с лацканами (втачивания с отделочной строчкой и в «чистый край»).

Практическая деятельность. Обработка хотя бы одного из вышеперечисленных узлов при пошиве изделий для коллекции.

Выбор вариантов обработки ранее изученных узлов и закрепление необходимых навыков.

Формы подведения итогов. Проверка и анализ качества готовых изделий.

12. Пошив изделия по выбранной модели. Обработка изделий с подкладкой Последовательность обработки изделия и соединение его с подкладкой (в пиджаке или пальто).

Практическая деятельность. Пошив по выбранной модели изделия с подкладкой (пиджак или пальто).

Формы подведения итогов. Анализ качества готового изделия.

Костюм – язык социального общения

13. Символика костюма

Понятие символа. Роль символа в первобытном обществе. Развитие символа. Символика у разных народов. Символы в коми народном костюме. Символика в современном костюме. Символика как социально-нравственная характеристика человека. Цветовая символика. Представление о костюме как языке социального общения.

Практическая деятельность. Зарисовка отдельных символов.

Обсуждение «символики» современной одежды.

Формы подведения итогов. Опрос, беседа.

14. Репетиции показов. Образное и стилистическое формирование коллекции.

Постановка показа

Образно-стилистическое формирование коллекции. Единство темы коллекции, музыкального сопровождения, рисунка и манеры показа. Образное решение отдельных моделей. Понятие о гармонии манеры держаться, походки, поведения в целом и костюма. Стилевое единство вышеперечисленных элементов и их соответствие внутреннему миру человека и требованиям внешнего мира. Значение красивой походки, не вступающей в противоречие с костюмом, внешностью человека, его внутренним миром и требованиями внешнего мира.

Развитие чувства стиля, уверенности в себе, повышение самооценки.

Практическая деятельность. Поиск образного решения отдельных моделей, подбор музыки и манеры показа. Подбор дополнений и аксессуаров. Дефиле с постановочными элементами и танцевальными движениями.

Эвристические задания. Участие в подборе музыки, придумывании названия коллекции, выборе рисунка показа.

Творческая работа. Формирование собственных коллекций и постановка показа. Участие в репетициях в качестве помощника педагога, «инструктора».

Формы подведения итогов. Демонстрация коллекции и ее анализ.

15. Показ коллекции.

Выработка умения выступать перед зрителями, умения свободно и раскрепощенно чувствовать себя «на публике». Развитие артистического начала. Пластичность и ритмичность. Выработка собственного стиля.

Подготовка коллекции к показу.

Сравнение коллекции своего коллектива с другими. Сравнение своего стиля и манеры поведения со стилем и манерой товарищей.

Практическая деятельность. Участие в показе. Помощь другим членам коллектива. Демонстрация собственной коллекции одежды.

Формы подведения итогов. Просмотр видеозаписи показа.

Анализ показа членами коллектива.

16. Контрольное занятие. Фотосъемка или показ моделей одежды

Выбор модели одежды для показа. Образное и стилевое соответствие костюма, манеры его демонстрации и индивидуальности человека. Выявление декоративных и конструктивных особенностей одежды. Создание и подчеркивание «образа» и «характера» костюма с помощью дополнений и манеры показа. Роль композиционного центра. Контраст, нюанс и тождество в костюме и фотографии.

Практическая деятельность. Выбор модели одежды для демонстрации.

Выбор дополнений, корректировка модели с помощью метода наколки, выбор манеры показа или композиции кадра. Фотосъемки или демонстрация моделей одежды.

Творческая работа. Самостоятельный выбор и корректировка костюма, подбор дополнений, манеры показа, позы и композиции кадра.

Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение, анализ фотоснимков или демонстрации моделей одежды. Присуждение номинаций. Анализ работы за год.

Практика социального общения

См. в разделе «Содержание программы» первого года занятий.

24. Подведение итогов. Присуждение номинаций

Оценка работы каждого обучающегося за год по 5-ти показателям. Определение победителей. Присуждение «номинаций» с учетом личных достижений членов коллектива (например, «Мисс элегантность», «Надежда моделирования» и др.). Создание установки на успех для каждой воспитанницы.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Брун В., Тильке М. История костюма. – М.: Эксмо, 1995.

  2. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. – М.: Легкая индустрия, 1974.

  3. Домострой. – М.: Советская Россия, 1990.

  4. Древняя одежда народов Восточной Европы. /Под ред. М.Г. Рабиновича. – М.: Наука, 1986.

  5. Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. – М.: Просвещение, 1988.

  6. Зайцев В. Такая изменчивая мода. – М.: Молодая гвардия, 1977.

  7. Зимняя И.А. и др. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. – М., 2000.

  8. Кибалова Л., Тербенова О. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: Артия, 1986.

  9. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. – М.: Экономика, 1993.

  10. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. – М.: Книга, 1989.

  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996.

  12. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. I, II. – М.: АО Академия моды, 1993.

  13. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М., Молодая гвардия, 1975.

  14. Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Русский народный костюм. – Л.: Художник РСФСР, 1984.

  15. Николаева Т.А. Украинская народная одежда. – Киев: Наукова думка, 1987.

  16. Пармон Ф.М. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1985.

  17. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М.: Международные отношения, 1994.

  18. Правила свътской жизни и этикета. Хороший тонъ. – СПб., 1889.

  19. Раманюк М. Белорусскае народнае адзенне. – Минск: Беларусь, 1981.

  20. Русский народъ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1880.

  21. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1990.

  22. Статьи из журналов мод разных лет.

  23. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. – М.: ГИТИС, 1994.

  24. Трудовое обучение. – М.: Просвещение, 1989.

  25. Черемных А.Н. Основы художественного конструирования женской одежды. – М.: Легкая индустрия, 1977.





54



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аксанова Оксана Валерьевна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174592


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства