Пути и средства повышения эффективности и качества урока
Пути и средства повышения эффективности и качества урока
Повышение качества обучения становятся весьма актуальными педагогическими проблемами в связи с введением профильного обучения, использованием рейтинговой системы контроля и самоконтроля, с применением тестов, компьютерных учебных занятий, направленностью обучения на самообразование и внедрение методов самооценки знаний.
На примере работа учителей нашей школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пути и средства повышения эффективности и качества урока»
Пути и средства повышения эффективности и качества урока
Подготовила; учитель МКОУ «Ленинской СОШ №2 г. Ленинск Волгоградской области Терлянская Е.В.
Одним из приоритетных направлений российской политики являются модернизации образования. Для этого, как указанного в концепции национальной образовательной политики РФ, требуется повышение качества образования, повышение эффективности форм и технологий обучения. Повышение качества обучения становятся весьма актуальными педагогическими проблемами в связи с введением профильного обучения, использованием рейтинговой системы контроля и самоконтроля, с применением тестов, компьютерных учебных занятий, направленностью обучения на самообразование и внедрение методов самооценки знаний.
В современной школе основной и постоянно действующей формой учебных занятий, где решаются задачи обучения, развития и воспитания является урок.
Дать хороший, качественный урок- дело непростое, даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения.
Наши учителя постоянно ищут пути его дальнейшего совершенствования.
Многое делается для того, чтобы с первых минут урока овладеть активным вниманием учащихся. С этой целью учителя МО сразу включают детей в активную познавательную деятельность.
Так Бухарева проводит небольшие компьютерные тесты на уроках в 5, 6, 9 классах, а в 7-8 классах компьютерные тренажеры.
Слободских – карточки- задания и компьютерные тренажеры с использованием интерактивной доски.
Терлянская –использует проблемные вопросы и карточки задания. Все эти средства привлекают детей к активной работе.
Определенное значение для поддержания рабочего настроя учащихся имеет поэлементное усвоение учебного материала, то есть подразделение его на небольшие законченные элементы и последовательная отработка их до полного усвоения .
Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке, Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.
Бухарева использует для этого индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях и контурных картах, в 10-11 классах групповую работу при создании презентаций. Е.Ю. применяет на уроках разнообразные демонстрационные компьютерные программы для наглядного изучения учебного материала. Особенно много они содержат фото в 9-10 классах (города мира, России, народы мира, и другие). Мультимедийные учебники и программы тренажеры помогают продемонстрировать многие процессы происходящие на Земле, которые трудно передать словами, а в этом помогает компьютер.
Слободских- использует индивидуальную работу при подготовки сообщений, рефератов, презентаций. Групповую работу при изучении, например, семейств растений, классов животных. Большую помощь при изучении новых тем оказывает интерактивная доска, которая активизирует учащихся, привлекает их внимание.
Терлянская – применяет индивидуальную , например, в виде сообщений, опережающих заданий; индивидуальные презентации; разнообразные уроки: уроки-презентации, уроки- семинары, где ученики работают группами по специальным карточкам заданиям и есть возможность каждому проявить свои способности. Использование компьютера на уроках химии, например для моделирования химических процессов и явлений- необходимо прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории (ядовитых веществ), но они могут быть показаны с помощью компьютера. Или по биологии, например транспорт веществ, движение крови по сосудам.
При закреплении учителя так же используют компьютерные тренажеры различного типа: на выбор одного верного ответа; вставить пропущенные слова; выбор нескольких ответов; заполнение таблиц.
Последним этапом урока является подведение итогов и рефлексия. Учителя применяют самооценки учеников по таблице, оценку в виде рожиц для 5-7 классов.
Одним из способов проявления эффективности обучения является для старшеклассников творческие домашние задания, исследовательские работы, реализуются которые во внеурочной деятельности.
Использование различных видов компьютерных программ, видов и форм обучения при построении учебного процесса обеспечивает создание педагогической ситуации успеха для ученика, в ходе которой каждый ученик может проявлять инициативу, творчество, исследовательский подход и позволяет повысить эффективность и качество урока.