Данная программ позволит педагогическому коллективу совместно с родителями целенаправленно и последовательно воспитать экологически культурных детей в своем образовательном учреждении
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Если хочешь быть здоров"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Относовская средняя школа
Вяземского района Смоленской области
П Р О Г Р А М М А
В О С П И Т А Н И Я
Э К О Л О Г И Ч Е С К И
К У Л Ь Т У Р Н О Й
Л И Ч Н О С Т И
«Если хочешь быть здоров…»
Разработана учителем биологии
Сюриной Галиной Анатольевной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Осознание первопричины катастрофического состояния окружающей среды подводит к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать, прежде всего, в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему.
Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее страны, Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставить ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму.
XXI век наречен мировым сообществом «столетием окружающей среды» в отличии от ХХ века - «столетия экономики». А это означает, что экологическому воспитанию принадлежит заглавная роль.
Программа предполагает ступени роста или критерии освоения учащимися экологической культуры.
Прогнозирование личности роста определяется несколькими ступенями.
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ – младший школьный возраст. На этой ступени формируется опыт взаимодействия с окружающей средой, появление потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их.
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ – средний школьный возраст. Учащиеся этой ступени имеют потребность самовыражения в творческой деятельности, в решении экологических проблем ближайшего окружения.
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ – старший школьный возраст – реальная деятельность по недопущению действий, наносящих ущерб природной среде; посильный вклад в преодолении негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране природы.
Основныецели:
- формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности;
-воспитание позитивного отношения к природной среде на основе активности и заинтересованности в вопросах решения природоохранных проблем;
-углубить научные знания о современных проблемах экологии, развивать экологическое мышление в комплексном подходе к окружающей среде;
-пробуждать «души прекрасные порывы» на бережное отношение к природной среде.
Основныезадачи:
-научить учащихся грамотному поведению в природе, систематизировать их знания по охране окружающей среды;
- учить видеть красоту природы, понимать ее ценности;
- вырабатывать потребность оказания практической помощи природе, оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- учить контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
- на всех уровнях школьного обучения раскрывать взаимоотношения в системе «природа - человек - общество».
Путиреализациипрограммы:
1. Горизонтальные проекты – работа в классах учителей-предметников, которые включают экологическую информацию во все учебные курсы, в классные часы.
2. Вертикальные проекты – интеграция программ по экологическому образованию, охватывающая учащихся 1-11 классов, поэтапное раскрытие вопросов охраны природы с учетом возрастных особенностей учащихся.
Внеклассная и внешкольная деятельность:
Выполняется во внеурочное время, является не обязательной для учащихся и строится на основе их интересов и самодеятельности.
В основе – краеведческий принцип изучения и охраны природы, т.е. экологическое краеведение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ РОСТА: 1 - 4 классы
1 КЛАСС - ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БУКВАРЬ.
Формирование основ экологических знаний и экологической культуры.
Учить наблюдать природу, знакомить с экологическими терминами и понятиями, с поэзией о природе, осуществлять экскурсии в природу.
Осуществление программы идет через общее дело «Калейдоскоп проектов».
Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре.
Октябрь – «Возвращенный лес»
Ноябрь – «Именная книга»
Декабрь – «Окно радости»
Январь – «Птичья столовая»
Февраль – «Добрая зима»
Март - «Праздничное настроение»
Апрель - «Экологическая почта»
Май - «Разведка прекрасного и удивительного»
2 – 4 КЛАСС- «НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
По этой теме осуществляется знакомство учащихся с практическим, бытовым смыслом сезонных праздников, с их нравственным характером. Главная мысль: человек не господин, а слуга природы.
Рассматриваются четыре сезона:
Осень, зима, весна, лето по вопросам - линиям:
а/ состояние природы, приметы сезона;
б/ природа и труд;
в/ природа и здоровье человека;
г/ природа и творчество;
д/ обычаи и праздники.
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ РОСТА (5- 9 КЛАССЫ):
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕКРАЕВЕДЕНИЕ
Познание природы, выявление взаимосвязей с нею, поиск практической реализации доступных для учащихся путей их решения. Главная задача—познание и преобразование родного края.
За основу берется изучение местных экологических систем и изучение деятельности человека в этих средах:
5 класс - «Лесичеловек»
6 класс – «Лугичеловек»
7 класс – «Водоемичеловек»
8 класс — «Окружающаясредаиздоровьечеловека»
9 класс — «ПКурочищарекиВязьмы».
Т Р Е Т Ь Я С Т У П Е Н Ь Р О С Т А ( 10 – 11 классы).
ТЕМА «ЯИПРИРОДА»
Активное участие старшеклассников в разнообразной интеллектуальной и практической экологической деятельности. Просветительская работа среди учащихся школы и местного населения.
Это - программа экологического кружка «Вероника».
Основныетемыкружка:
Я и природа.
Естественная среда и здоровье человека.
Человек и климат.
Животные – переносчики заболеваний.
Вирусные заболевания.
Экологическая безопасность.
Радиация и здоровье.
Экология в быту.
Экология рабочего места.
Растения и здоровье человека.
ЗОЖ – основа устойчивости организма.
Вредные привычки – враг здоровья.
Режим дня и здоровье.
Питание и здоровье.
Гигиена и здоровье.
Здоровье – богатство во все времена.
Однодневный экологический поход.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Яблоков А.В. Реймерс Н.Ф. и др. Биология и современность. - М., Просвещение, 1990.
Захлебный А.Н. Суравегина И.Г. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М., Просвещение, 1984.
Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьников. - М., Просвещение, 1988.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль, Академия развития, 1997.
Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. - М., Педагогическое общество России, 2000.