kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по теме "! В чем польза мёда?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каким же образом пчёлы производят мёд? Для того,чтобы это понять, я отправился на пасеку.  Наблюдение за пчёлами оказалось очень интересным, но и сложным занятием и заканчивалось при попадании пчелы в улей. А что происходит внутри без специального оборудования не увидеть. Тут я обратился к научной литературе, а после посмотрел по зоологическому каналу передачу о том, как пчелы делают мёд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме "! В чем польза мёда?"»

13



Изиляев Дмитрий Евгеньевич, 4 в класс








В чем польза мёда?








Научный руководитель:

Миниахметова Ленария Мухаметнуровна,

учитель начальных классов,

Россия, Сургутский район,

п.г.т Федоровский, МБОУ

«Федоровская СОШ №2 с углублённым

изучением отдельных предметов»



















Сургутский район

2023 год


Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………………....….3

2. Теоретическая часть.…………………………………………………………………….....…4

2.1. Рождение мёда…………………………………………………............................................4

2.2. Состав мёда……………………………………………………….........................................4

2.3. Разновидности мёда................................................................................................................4

2.4. Сорта натурального мёда.......................................................................................................5

2.5. Мёд - детям..............................................................................................................................5

3. Практическая часть…………………………………………………………………..…..........6

3.1. Мои исследования: проверка мёда на качество……………………………………...........6

3.2. В области кулинарии……………………………………………………………...…...........7

3.3. В области медицины...............................................................................................................7

3.4. В области косметологии.........................................................................................................8

3.5. Презентация работы классу...................................................................................................8

4. Заключение……………………………………………………………………………........….9

5. Список литературы……………………………………………………………………............9

6. Приложения........................................................................................................................10-20



















  1. Введение

Каждое лето я отдыхаю у бабушек и дедушек в солнечной Башкирии. У них всегда на столе стоит мёд, и они мне говорят: "Митя, пей чай с мёдом, он очень полезный». И вот как-то за кружечкой чая я задумался: "А чем же так полезен этот мёд?" На мой взгляд, мёд – это вкусный продукт, но мама убеждена, что это ещё и лекарство, и его широко применяют не только в пищу, но и в лечебных целях. Более подробно я решил изучить и рассмотреть в своей работе, посвященной этому удивительному и полезному продукту.

Актуальность исследования заключается в том, что, употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумывается о том, насколько уникален мёд и какую важную роль он играет в жизни человека. Я задумался, действительно ли мёд такое целебное лекарство?

Мы поставили перед собой цель - изучить пользу мёда и познакомиться с использованием мёда человеком. В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

- узнать, какие существуют виды мёда, где и как он используется;

- выявить полезные свойства и качества мёда;

- побеседовать с врачом о пользе мёда и узнать советы медиков;

- познакомить одноклассников с рождением мёда и провести эксперименты на качество представленного продукта. 

В своей работе мы использовали следующие методы исследования: анализ научной литературы, поиск информации в интернете, экскурсия на пасеку, экспериментальная деятельность, показ опытов перед одноклассниками, анализ полученных результатов. На этапе теории мы изучали современную литературу по нашей теме: о рождении мёда, его составе и разновидностях. В новейшем научном мире многие ученые рассматривают проблемы пчеловодства, рекомендации по разведению пчел, содержание пасек в современных условиях. Мы опирались в своей работе на энциклопедию мёда, большой медовый лечебник Синякова А.Ф., книги Суворина А.В. и Шнуровозовой Т.В. В практической части мы провели ряд экспериментов на определение качества мёда, его употребление в таких областях науки, как косметология, медицина, кулинария, а также мы рассказали ученикам моего класса наш проект и провели несколько опытов.

Объект исследования: мёд. Предмет исследования: полезные качества мёда.

Гипотеза: предположим, что мёд обладает не только полезными свойствами, но имеет и отрицательное влияние на организм человека.

Практическая значимость работы заключается в определении способов проверки качества и натуральности мёда в домашних условиях. Данная работа может использоваться на уроках окружающего мира или биологии начального и среднего звена, а также на уроках внеурочной деятельности.


2. Теоретическая часть

2.1. Рождение мёда

Каким же образом пчёлы производят мёд? Для того,чтобы это понять, я отправился на пасеку. (1) Наблюдение за пчёлами оказалось очень интересным, но и сложным занятием и заканчивалось при попадании пчелы в улей. А что происходит внутри без специального оборудования не увидеть. Тут я обратился к научной литературе, (2) а после посмотрел по зоологическому каналу передачу о том, как пчелы делают мёд.

Каждый наблюдал, как в теплый летний солнечный день пчелы кружатся над цветками, с которых собирают сладкие капельки нектара. Своим хоботком пчела собирает с цветков нектар и наполняет им медовый желудочек, после чего она летит в свой улей. Пчелу с ценным грузом встречают ее крылатые сестры - приемщицы нектара. Они освобождают сборщицу от нектара и некоторое время хранят его в своем медовом желудочке, где нектар продолжает подвергаться сложной переработке. Время от времени пчела-приемщица раздвигает верхнюю челюсть и выдвигает немного вперед и вниз свой хоботок, на поверхности которого появляется капля нектара. Затем пчела проглатывает эту каплю снова, а хоботок прячет. Это повторяется 120-240 раз. Затем пчела-приемщица отыскивает свободную восковую ячейку, в которую она и откладывает каплю нектара. Но это еще не мёд: другие пчелы будут продолжать сложную работу по превращению нектара в мёд. За летний сезон одна пчелиная семья собирает до 150 кг мёда и более. [3]

2.2. Состав мёда

Мёд представляет собой переработанный пчелами цветочный нектар. В основном он состоит из простых сахаров: 35% фруктозы и 40% глюкозы. Также в нем содержатся цветочная пыльца, вырабатываемые пчелами ферменты. В небольших количествах в мёде содержатся белки, микроэлементы, витамины группы В, С, Е, К и органические кислоты. [3] Таким сложным химическим составом объясняются многие полезные свойства мёда. В состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма. (3)

2.3. Разновидности мёда

Итак, пчелиный мёд вырабатывается медоносными пчёлами главным образом из нектара цветущих растений. Если мёд собран пчёлами с растений одного вида, то он называется монофлёрным. К примеру, всем известен мёд липовый, гречишный, каштановый. Мёд, который пчёлы собирают с разнотравья, называют полифлёрным. Это мёд луговой, цветочный, таёжный. Монофлёрный имеет больший спрос и ценится выше. [3]

По способу получения и обработки отличают сотовый и центробежный мёд. Сотовый мёд - мёд содержащийся в запечатанных ячейках сотов. (4) Центробежный мёд получается при откачивании его на медогонке (5), имеет при откачке жидкую консистенцию. [4]

Мёд, полученный с пасек, расположенных в разных областях, отличается по вкусу и целебным свойствам. В России наиболее известен мёд, получаемый в Башкирии и на Алтае. [3]

2.4. Сорта натурального мёда

Большинство сортов натурального мёда обладает великолепными вкусовыми свойствами. О качестве мёда часто судят по его цвету, виду, запаху и вкусу. Различают светлый, средний и темный мёд. Среди светлых медов ценятся акациевый, клеверный, донниковый, ивовый, кленовый, мелиссовый, яблоневый, липовый и др. [4]

Липовый мёд принадлежит к лучшим сортам. (6) Благодаря исключительно приятному вкусу ценится высоко. Башкирский липовый мёд бесцветный, при кристаллизации становится белой, с золотистым оттенком крупнозернистой массой. [4]

Среди темных сортов мёда особенно ценным считается гречишный мёд. (7) Он отличается приятным специфическим сильно выраженным вкусом и ароматом. Содержит много белков и железа. [2]

2.5. Мёд – детям

Замена сахара мёдом в рационе благотворно влияет на формирование детского организма. Употреблять мёд лучше всего в чистом виде, а также прибавляя к различным кушаньям. Ложка мёда к режиму питания детей принесла больше пользы, чем ложка сахара. Мёд содержит фолиевую кислоту, имеющую очень большое значение для растущего детского организма. Мёд надо давать детям по чайной ложке 2—3 раза в день, но не более 20—30 г в сутки. Мёд содействует факторам роста. При регулярном его потреблении дети развиваются нормально. У них повышается количество гемоглобина в крови и улучшаются защитные силы организма. [4] Но при всей полезности данного продукта, нужно учитывать то, что у некоторых детей мёд может вызвать аллергию.




3. Практическая часть

В практической части мы провели ряд экспериментов на определение качества мёда, его употребление в таких областях науки, как косметология, медицина, кулинария, а также мы рассказали ученикам моего класса наш проект и провели несколько опытов.

3.1. Мои исследования: проверка мёда на качество

С помощью некоторых тестов можно определить, не подделан ли мёд. Мы решили провести ряд опытов на нашем Башкирском мёде для определения его качества. (8)

Опыт №1. Разболтаем пол чайной ложечки мёда в стакане тёплой воды, если тёмные частички опустились на дно или всплыли вверх - мёд загрязнен. [5] В нашем случае этого не произошло - мёд чист.

Опыт №2. Определи наличие крахмала в мёде. Разбавим небольшое количество мёда в дистиллированной воде и добавим несколько капель 5% раствора йода. Любое изменение цвета медового раствора при проверке йодом, за исключением желтого, говорит о наличии добавок не пчелиного характера. Натуральный продукт не реагирует на йод, его цвет не меняется. [5] Мёд не окрасился в фиолетовый цвет – крахмала в нём не обнаружено.

Опыт №3. Окунем в мёд деревянную палочку, поднимем её. Мёд должен стекать непрерывной, тягучей струей. Натуральный мёд не капает, не разбрызгивается, образует на поверхности горку, которая постепенно сравнивается с остальной массой. [5] У нас так и произошло.

Опыт №4. В чашку некрепко заваренного чёрного чая положим ложечку мёда, размешиваем до его полного растворения. Если чай стал мутным, то значит — в мёде есть сахар. Качественный мёд осадка не дает, чай только слегка потемнеет. Наш чай слегка потемнел.

Опыт №5. Проверим, не добавлены ли в мёд вода и сахар. 
Для этого на кусочек обычной газетной или туалетной бумаги, которая хорошо впитывает влагу, капнем мёд. Если он растечется по бумаге, образуя влажные пятна, или даже просочится сквозь нее – это фальшивый мёд. [5] Наш мёд не растекся по бумаге.

Опыт №6. Если при добавлении уксусной эссенции раствор зашипит – в мёде есть мел. [5] Добавив 9% уксусную кислоту в мёд, никакой реакции не произошло.

Отдыхая в 2017году в Краснодарском крае, мы с бабушкой побывали на экскурсии на пасеке. Там нам рассказали некоторые секреты проверки мёда на натуральнось.

Опыт №7. Мы взяли мёд в 1,5 литровой пластиковой бутылке: при резком переворачивании бутылки должен появиться большой пузырь, а после сразу маленький. У нас так и получилось.

Опыт №8: Мы взяли 2 столовые ложки мёда и налили в тарелку, добавили немного воды, а затем покрутили. Вскоре на поверхности мёда стали чётко видны шестиугольники по размеру точно соответствующие размерам сот. Мы пришли к выводу, что настоящий мёд имеет генетическую память, то есть помнит те времена, когда он находился в сотах и потому может «вспомнить» и принять ту самую структуру сот несмотря на то, что самих сот давно уже нет, а мёд несколько раз переливался по ёмкостям.

Таким образом, проверить качество мёда, можно в домашних условиях, при помощи подручных средств. Наш мёд оказался качественным и надежным, все испытания он выдержал:

1. наш экспериментируемый мёд оказался чистым и качественным, без добавления каких-либо иных ингредиентов;

2. в нём не оказалось крахмала;

3. также мы не обнаружили сахар и воду;

4. наш продукт имеет генетическую память, что говорит о его натуральности.

А всё потому, что я сам был на той пасеке, где рождался этот мед, видел все этапы его производства и знаю, что в него ничего не добавляли, а значит он очень полезный, и это самое главное!

3.2. В области кулинарии

Благодаря своим уникальным свойствам мёд широко используется человеком и в кулинарии. Мёд вводят в пряники, различные виды печенья, коврижки, кексы, торты. Добавляют его и в молочные продукты для детей. Мёдом заменяют часть сахара при изготовлении фруктовых сиропов или варенья, фруктовых прохладительных напитков. [5]

Придерживаясь традиций, мы с мамой решили приготовить чак-чак - это национальное башкирское блюдо, в котором используется мёд. Наш подробный рецепт можно найти в приложении №9. (9)

3.3. В области медицины

Чтобы выявить, действительно ли мёд обладает лечебными свойствами, а также нет ли у него противопоказаний, как у любого лекарственного средства, я решил узнать у моего педиатра в местной детской больнице – Поповой Анастасии Андреевны. Она подтвердила, что мёд действительно обладает некоторыми лечебными свойствами. Его применяют для лечения ран, ожогов, при заболеваниях почек, печени, суставов. Раствором мёда лечат инфекционные и простудные заболевания верхних дыхательных путей: ринит, гайморит, фарингит, ларингит, бронхит, ангина. Мёд или его растворы используют для ингаляций, закапываний, повязок, примочек, ванн. Мёд благотворно влияет на пищеварение. [1] Мёд улучшает общее состояние, самочувствие, внешний вид, аппетит, сон, устраняет усталость и головокружение, способствует повышению массы тела. Но не следует при этом забывать, что мёд не лечит, а ускоряет лечение многих заболеваний. Он может употребляться всеми, кроме детей до года. А также аллергикам, у которых возникает реакция на пыльцу медоносных растений. (10)

Таким образом можно заключить, что от мёда больше пользы, чем вреда. Мёд как природное лекарство можно применять очень широко.

3.4. В области косметологии

Еще древние греки знали о целебных свойствах пчелиных продуктов и использовали мёд в качестве лекарства. А красавица Клеопатра добавляла его в различные маски и кремы, зная, что такие процедуры помогут сохранить ей молодость.

Мы с мамой решили сделать маску для лица. Сначала мама отварила в воде овсяные хлопья (две столовые ложки овсянки на пять воды, варить 3 минуты, дать остыть), и я соединил их с чайной ложкой мёда, хорошенько перемешал. И готовую смесь я наложил маме на 15 минут, после чего она смыла маску теплой водой. Моя мама посвежела прямо у меня на глазах! (11)

3.5. Презентация работы классу.

Мы решили провести познавательное занятие для моих одноклассников. Я задал им некоторые вопросы:

- Знаете ли вы ребята, какие бывают виды и сорта мёда?

- Как вы думаете, мёд только вкусный или еще и полезный продукт? Почему?

Как оказалось, немногие дети знают о пользе мёда. Затем я рассказал им о рождении мёда с помощью наглядной презентации. (12) После этого я продемонстрировал перед классом несколько опытов на определение качества мёда:

1. Я разболтал пол чайной ложки мёда в стакане теплой воды, если темные частички опустятся на дно или всплывут вверх - мёд загрязнен; в нашем случае мёд чист. (13)

2. На кусочек обычной газетной или туалетной бумаги, которая хорошо впитывает влагу, капнем мёд. Если он растечется по бумаге, образуя влажные пятна, или даже просочится сквозь нее – это фальшивый мёд. Наш мёд не растекся по бумаге.

3. Я взял мёд в 1,5 литровой пластиковой бутылке: при резком переворачивании бутылки должен появиться большой пузырь, а после сразу маленький. У меня так и получилось.

4. Я взял 2 столовые ложки мёда и налил в тарелку, добавил немного воды, а затем покрутил. Вскоре на поверхности мёда стали чётко видны шестиугольники по размеру точно соответствующие размерам сот.

Ребята слушали все внимательно, особенно им понравились опыты.

4. Заключение

На заключительном этапе нами были сделаны выводы:
1. Пчелы живут в ульях, они очень трудолюбивы. Процесс рождения мёда очень долгий. Множество пчел хлопочет над одной каплей меда. За летний сезон одна пчелиная семья собирает до 150 кг мёда и более.

2. Цвет меда зависит от того, с каких цветков собирали пчелы нектар. 
3. В состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма. 

4. Мёд благоприятно влияет на организм человека и широко используется в медицине, кулинарии, косметологии. [6]

Изучив информацию о полезности и целебности мёда, я выяснил, что постоянное употребление мёда:

  •  повышает жизненные силы;

  • повышает иммунитет;

  • укрепляет нервную систему;

  • обеспечивает спокойный сон;

  • ребёнок становится умным, сильным и здоровым.

До начала работы я считал, что мёд может принести организму человека как пользу, так и вред. Наша гипотеза подтвердилась частично: я могу утверждать, что мёд - уникальный продукт, и он приносит намного больше пользы, чем вреда.  Мои опыты и эксперименты стали подтверждением того, что только качественный мёд является источником здоровья и энергии для человека. Его можно употреблять как в лечебных, так и в профилактических целях. Самое главное – он очень вкусный и полезный. 

Мне очень понравилось работать над данным проектом, и в дальнейшем я хочу больше узнать о работе самой пчелы по образованию мёда, о тех продуктах (помимо мёда), которые она делает, о пчеловодстве, о работе пчеловода, о способах и технологии получения и извлечения мёда… Я думаю, что свои исследования в этом направлении я обязательно продолжу. Только надо дождаться следующего лета!








5. Список литературы

1. Синяков А.Ф. Большой медовый лечебник. – М.: Авеонт, 2006. -56 с.

2. Суворин А.В. Пчелы и пасека: опыт, советы, рекомендации/ А.В. Суворин. – Изд. 8-е, стереотипное.- Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 286 с.: ил. – (Библиотека пчеловода).

3. Шнуровозова Т. В. Пчелы/Татьяна Шнуровозова. – М.: Эксмо, 2013. – 320 с. – (Урожайкины. Школа фермера).

4. Энциклопедия меда/ Православная библиотека. – Тула: Изд. «Лiтопис», 2010. – 208 с.

5. http://supercook.ru/honey/honey-02.html

6. http://www.maam.ru/detskijsad/isledovatelskii-proekt-chem-polezen-m-d-podgotovitelnaja-grupa.html























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект по теме "! В чем польза мёда?"

Автор: Миниахметова Ленария Мухаметнуровна

Дата: 14.02.2023

Номер свидетельства: 625631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "исследовательский проект "Вред или польза сухих завтраков»? "
    ["seo_title"] => string(62) "issliedovatiel-skii-proiekt-vried-ili-pol-za-sukhikh-zavtrakov"
    ["file_id"] => string(6) "117723"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412872486"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Проект "Кормушка для птиц""
    ["seo_title"] => string(25) "proiektkormushkadliaptits"
    ["file_id"] => string(6) "262686"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449402177"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока правила питания 8 класс"
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokapravilapitaniia8klass"
    ["file_id"] => string(6) "306135"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458056037"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок – проект по окружающему миру  «Дикие и домашние животные» "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-proiekt-po-okruzhaiushchiemu-miru-dikiie-i-domashniie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "104972"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402775328"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Проект: "Лимон-волшебник" "
    ["seo_title"] => string(25) "proiekt-limon-volshiebnik"
    ["file_id"] => string(6) "147177"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419339973"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства