kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект на тему: "Стекло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект знакомит с историей появления стекла, видами стекол,возможностями вторичного спользования, учит создавать мозаичные картины из стекла.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: "Стекло"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29











Проект на тему:


Стекло




Работу выполнил:

ученик 10 класса

Козицкий Артем Алексеевич.

Руководитель:

Блохина Валентина Александровна










г. Рыбинск

2022-2023 учебный год

  1. Содержание

1. Основная часть 4

1.1. История стекла 4

1.2. Состав стекла 7

1.3. Виды стекла по сырьевому составу 8

1.4. Виды стекол применяемых в остеклении 10

1.5. Виды окрашенного стекла 12

1.6. Физические свойства стекла 12

1.7. Оптические свойства стекла 14

1.8. Химические свойства стекла 15

1.9. Производство стекла 16

1.10. Производство цветного стекла 18

1.11. Красители для производства цветного стекла 19

1.12. Применение стекла 20

1.13. Второе применение стеклу 20

1.14. Утилизация стекла 21

1.15. Возникновение и развитие мозаики 22

1.16. Технологии создания мозаики 24

1.17. Способы создания мозаики 25

3. Практическая часть 26

3.1. Создание мозаичного панно 26

4. Заключение 27

5. Приложения 28

6. Список использованной литературы 32



Введение

Стекло является самым широко применяемым материалом в быту, строительстве, на транспорте благодаря своим уникальным качествам: прозрачности, твердости, устойчивости к активным химическим реагентам, относительной дешевизне производства. Без него невозможно изготовить оптические приборы, телевизоры, космические корабли и др. Несмотря на успехи в создании новых материалов широкого назначения, неорганические стекла после камня, бетона, металла прочно занимают одно из главных мест среди используемых в практике.

Актуальность: Сегодня о стекле можно сказать, что это один из самых современных материалов, используемых человеком. Стекло повсюду вокруг нас, что многие даже не догадываются о его разнообразии и огромной области применения. А самое главное, что столько людей выбрасывают изделия из стекла в окружающую среду, не задумываясь, что ему можно найти второе применение.

Проблема: Так как изделий из стекла великое множество, то возникает вопрос о загрязнении нашей планеты и о вторичном использовании битого стекла и тех стеклянных предметов, которые выполнили свое первоначальное предназначение, например бутылок.

Цель проекта: Исследование свойств и видов стекла и его вторичное применение.

Задачи:

  • Познакомиться с составом и производством стекла;

  • Познакомиться с видами стекла;

  • Узнать о применении различных видов стекла;

  • Изучить вторичное применение для разных видов стекла;

  • Изучить виды, техники создания и возникновение мозаики;

  • Освоить методику создания мозаичных панно из битого бутылочного стекла;

  • Сделать собственную мозаику.


  1. Основная часть
    1. История стекла

Стекло — вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, — универсальный в практике человека. Стеклу более четырёх тысяч лет, открыли его в Египте. Египетские стеклоделы плавили стекло на открытых кострах в глиняных мисках. Спёкшиеся куски бросали раскалёнными в воду. Там они растрескивались, и эти обломки, так называемые фритты, размалывались в пыль жерновами и снова плавили. Фриттование удерживалось ещё долго по истечении средневековья, почему на старых гравюрах и при археологических раскопках мы всегда находим две печи – одну для предварительной плавки и другую для плавки фритт. Температура проплавления составляет 1450 °С, а рабочая температура – 1100 – 1200 °С. Конструкция стеклоплавильной печи продержалась до конца XVII века, однако недостача дров вынуждала некоторые гуты, особенно в Англии, уже в XVII веке переходить на уголь; а так как улетучивающаяся из угля двуокись серы окрашивала стекло в жёлтый цвет, англичане начали плавить стекло в замкнутых, так называемых крытых горшках. Этим плавильный процесс затруднялся и замедлялся, так что приходилось составлять шихту не такой твёрдой. Однако, уже в конце XVIII века преобладающей делается топка углем.

Долгое время первенство в открытии стеклоделия признавалось за Египтом, чему несомненным свидетельством считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джоссера (XXVII век до н. э.); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад.





Археология Древней Месопотамии склоняет исследователей к тому, что немногим менее древним образцом стеклоделия следует считать памятник, найденный в Месопотамии— цилиндрическую печать из прозрачного стекла. Возраст её — около четырёх с половиной тысяч лет.

Изучающие историю происхождения этого материала когда-нибудь придут к единому мнению и относительно места — Египет, Финикия или Древняя Месопотамия, Африка или Восточное Средиземноморье и так далее, — и относительно времени — «около 6 тысяч лет назад», но характерную для феноменологии естествознания черту — «синхронность открытий», можно наблюдать по некоторым признакам и в данном случае, причём не имеет большого значения разница даже в сотни лет, в особенности, когда в реконструируемом способе варки стекла прослеживаются существенные различия.

Плоское стекло и окрашенные в различные цвета изделия из стекла появились намного позже. Окрашивание стекла было известно древним шумерам, в Египте периода Нового Царства из разноцветного стекла изготавливались сосуды.

Для окраски в смесь соды и песка при выплавке стекла добавляли различные примеси. Первое письменное описание способов производства цветного стекла датируется 650 г. до н. э.

В 1752 году Ломоносов написал письмо фавориту императрицы графу Шувалову «Письмо о пользе стекла», где рассказывал о своем интересе к удивительному материалу. По слухам, ученого привлекли работы итальянских мозаистов, которые создавали настоящие шедевры — не хуже живописных. Другая версия гласит, что Ломоносов изучал особенности добычи минералов и горных руд, а в процессе увлекся плохо изученной темой силикатных расплавов.


Вскоре в химической лаборатории, созданной по чертежам ученого, начались опыты по производству стекла. Всего их было более 4000. Во время экспериментов исследователь записывал результаты в лабораторные журналы, фиксируя дозировку каждого из компонентов и их пропорции.

Эксперименты позволили Ломоносову подобрать и расширить список материалов для шихты. Если до начала работы стеклодувы использовали всего 15 компонентов, то теперь их количество выросло в четыре раза. Кроме того, был получен опыт использования минеральных красителей: ученый смог получить редкие оттенки стекла — изумрудный и «королевский» красный. Ломоносов также сформулировал принцип, который лежит в основе стекольного производства: изменение состава напрямую влияет на физико-химические свойства.



















    1. Состав стекла

В стекловарении используют только самые чистые разновидности кварцевого песка, в которых общее количество загрязнений не превышает 2—3 %. Особенно нежелательно присутствие железа, которое даже в ничтожных количествах (десятые доли %) окрашивает стекло в зеленоватый цвет. Если к песку добавить соду Na2CO3, то удается сварить стекло при более низкой температуре (на 200—300°С). Но такое стекло растворимо в воде,

а для придания стеклу нерастворимости в воде в него вводят третий компонент — известь, известняк, мел. Все они характеризуются одной и той же химической формулой — СаСО3. Стекло, исходными компонентами шихты которого является кварцевый песок, сода и известь, называют известковым. Оно составляет около 90 % получаемого в мире стекла. При варке карбонат натрия и карбонат кальция разлагаются до оксидов натрия и кальция.

В результате в состав стекла входят оксиды SiO2, Na2O и СаО. Они образуют сложные соединения — силикаты, которые являются натриевыми и кальциевыми солями кремниевой кислоты. В стекло вместо Na2O с успехом можно вводить К2О, а СаО может быть заменен MgO, PbO, ZnO, BaO. Часть кремнезема можно заменить на оксид бора или оксид фосфора. В каждом стекле содержится немного глинозема Аl2О3, попадающего из стенок стекловаренного сосуда. Иногда его добавляют специально.(приложение №1)











    1. Виды стекла по сырьевому составу
  • Кварцевое стекло

Стекло, состоящее из одного только кремнезема, правильно называть плавленым кварцем или кварцевым стеклом. Это простейшее стекло по своим химическим и физическим свойствам, и оно обладает многими необходимыми параметрами: не подвергается деформированию при температурах вплоть до 1000° С; оно обладает стойкостью к резкому изменению температуры; его объемное и поверхностное удельные электрические сопротивления весьма высоки; оно отлично пропускает как видимое, так и ультрафиолетовое излучение. К сожалению, кварцевое стекло с большим трудом плавится и перерабатывается в изделия. Высокая стоимость кварцевого стекла ограничивает его применение изделиями специального назначения, такими, как химико-лабораторная посуда, ртутные лампы и компоненты оптических систем, работающие при высоких температурах.

  • Известковые

Это стекло является почти натриево-силикатным, в которое добавлена известь. Включение последнего компонента делает материал устойчивым к растворению в воде. Именно этот тип стекла широко использовали в древности благодаря сравнительной легкости его производства. Известковые стекла производят и в наше время, но немного по усовершенствованной технологии. В него добавляют оксид алюминия, оксид магния и прочие компоненты, позволяющие повысить качество готового изделия. Зачастую оконные стекла сделаны именно из этого материала, как и большинство зеркал.






  • Свинцовые

Несмотря на название, в состав этого стекла помимо свинца также включены сода, кремнезем и еще несколько оксидов. Этот материал является очень эффективным электрическим изолятором. Благодаря этому его используют для создания микросхем, изоляторов для конденсаторов. Эта разновидность стекла отличается повышенным блеском. Подавляющее число так называемых хрустальных изделий являются свинцовыми стеклами. Оно используется в производстве защитных экранов для медицинской диагностики, защитных окон в лабораториях, линз рентгенозащитных очков, оборудования для досмотра службы безопасности аэропортов.

  • Боросиликатные

В состав боросиликатного стекла включен оксид бора. За счет этого материал отличается высокой устойчивостью к температурным воздействиям как минимум в 2 раза выше, чем у обычных видов стекла. Это делает боросиликатное стекло популярным при производстве посуды. Из него делают тарелки, кастрюли, медицинские пипетки, пробирки для лабораторных исследований, стекла для оптических приборов, элементы микроволновых печей, корпуса плит, электрочайников и другой электронагревательной техники, стеклянные инструменты, полупроводники в плазменных телевизорах и многое другое.

  • Натриево-силикатное стекло

Натриево-силикатные стекла получают сплавлением кремнезема (оксида кремния) и соды (оксида натрия). Смесь 1 части оксида натрия (Na2O) с 3 частями оксида кремния (SiO2) плавится при температуре, на ~900° С более низкой, чем чистый кремнезем. К сожалению, такие стекла растворяются в воде, и, хотя они чрезвычайно важны для промышленного применения, из них нельзя изготавливать большинство изделий.



    1. Виды стекол применяемых в остеклении
  • Ламинированные

Ламинированное стекло также называют триплекс. Это листовой материал, состоящий из нескольких слоев обычного стекла, между которыми располагается пленка или полимер. Наличие последних делает материал более крепким и безопасным. При разбивании он не разлетается на мелкие осколки. В связи с этим его используют для изготовления лобовых стекол для автомобилей. В целом материал имеет массу достоинств. Его сложнее разбить, он лучше останавливает ультрафиолет. За счет пленки при взгляде на него с внешней стороны создается эффект поляризации, снижающий просматривание.

  • Закаленные

Эти стекла поддаются термической или химической обработки. За счет этого они становятся более крепкими и твердыми. Их очень сложно разбить или поцарапать. Их используют для изготовления триплекса, стеклопакетов для окон. В случае разбивания, что бывает редко, закаленное стекло разлетается на мелкие не острые безопасные осколки.

  • Армированные

Эти стекла содержат внутри металлическую сетку. Она выступает в качестве армирующего слоя. За счет нее обеспечивается высокая ударопрочность. В случае разбивания осколки стекла удерживаются на сетке. Это позволяет ему по-прежнему выполнять свою функцию, хотя и менее эффективно. Стекло считается эффективным для удержания распространения огня и дыма. Его часто используют для остекления хозяйственных построек, гаражей, автомоек. За счет сетки внутри окна разбиваются с меньшей вероятностью, чем обычные стекла. Армированное изделие хорошо пропускает свет, но искажает изображение, по этой причине оно совершенно непригодно для установки в окна домов, административных и офисных зданий.

  • Энергосберегающие

Они наделены весьма важным качеством-отражают обратно тепловые лучи при воздействии с одной стороны. Их применяют для сборки стеклопакетов для окон. За счет них тепло помещения при попадании на остекление не проходит наружу. При этом свет и тепло от солнечных лучей проникают внутрь помещения без проблем. Эффект энергосбережения может достигаться напылением на стекла специального состава или путем приклеивания пленки. Нужно отметить, что энергосберегающее остекление может дополнительно работать и в обратную сторону, препятствовать проникать солнечного тепла внутрь помещения.

  • Солнцезащитное

Изделие этого типа работает на отражение солнечного тепла. Оно используется для изготовления стеклопакетов. Оно размещается отражающей стороной на улицу, за счет чего внешнее тепло не проникает в помещение. Они способны отражать солнечное тепло, при этом пропускать внутрь практически весь свет. За счет этого в помещение поступает нормальное дневное освещение.

  • Окрашенные

Такое стекло является менее прозрачным. За счет этого оно поглощает часть света и тепла. Чаще всего при его изготовлении используются цветные пигменты: зеленые, коричневые, бронзовые, серые. За счет поглощения тепла поверхность стекла сильно разогревается. Установлено, что у стекол с поглощением света на 50% температура поверхности днем может дойти до +90°С. Касание к ним в такие моменты вызывает ожог на коже. Использование таких стекол на окнах также нежелательно и по причине пагубного влияния на человека. Тусклый свет через такое окно приводит к нарушению ориентированию во времени, порчи зрения.

    1. Виды окрашенного стекла
  • Глушеное стекло с матовой окраской, напоминающей молоко;

  • Прозрачное;

  • Также производят мраморное цветное стекло, в котором сочетаются; глушеные и прозрачные участки одного или разных цветов.

    1. Физические свойства стекла

Стекло — аморфный материал, не имеющий кристаллического строения. Это определяет его прозрачность, газонепроницаемость и весьма малое газоотделение в вакууме. При высоких температурах стекло постепенно размягчается, становится пластичным и вязким.

  • Прозрачность

Это свойство сделало стекло незаменимым для остекления зданий, зеркал и оптических приборов, включая лазерные, телевизионные, кино- и фототехники и так далее.

  • Плотность

Она зависит от компонентов, входящих в их состав. Так, стекломасса, в больших количествах включающая оксид свинца, более плотная по сравнению со стеклом, состоящим помимо прочих материалов и из оксидов лития, бериллия или бора.

  • Прочность

Под прочностью на сжатие в физике и химии принято понимать способность того или иного материала сопротивляться внутренним напряжениям при воздействии извне каких-либо нагрузок. У обычных стёкол предел прочности на сжатие составляет от 500 до 2000 МПа. Путём закаливания стекла удаётся повысить его прочность в 3—4 раза.

  • Хрупкость

Величина хрупкости стекла в основном зависит не от химического состава образующих его компонентов, а в большей степени от однородности стекломассы (входящие в его состав компоненты должны быть беспримесными, чистыми) и толщины стенок стеклоизделия.

  • Твердость

Она зависит от химического состава. Наиболее твердым является кварцевое стекло, с увеличением содержания щелочных оксидов твердость стекол снижается.

  • Теплоемкость

Это свойство тел принимать и сохранять определенное количество теплоты при каком-либо процессе без изменения состояния. Теплоемкость стекла прямо зависит от химического состава компонентов, входящих в состав исходной стекломассы.

  • Теплопроводность

Таким термином в науке обозначают свойство тел пропускать через себя теплоту от одной поверхности до другой, при условии, что у последних разная температура. Наибольшую теплопроводность имеют кварцевые стекла.

  • Тепловое расширение

Этим термином принято обозначать явление расширения размеров того или иного тела под воздействием высоких температур. Эту величину очень важно учитывать при изготовлении стеклоизделий с различными накладками по поверхности.

  • Термостойкостью

Это способность стекла не поддаваться коррозии и разрушению в результате резкой смены внешней температуры.










    1. Оптические свойства стекла
  • Преломление света

Так в науке называют изменение направления светового луча при его прохождении через границу двух прозрачных сред.

  • Отражение света

Это возвращение светового луча при его падении на поверхность двух сред, имеющих различные показатели преломления.

  • Поглощением света

Это способность той или иной среды уменьшать интенсивность прохождения светового луча. Показатель поглощения света стекол невысок. Он увеличивается лишь при изготовлении стекла с применением различных красителей, а также особых способов обработки готовых изделий.

  • Рассеяние света

Это отклонение световых лучей в различных направлениях. Показатель рассеяния света зависит от качества поверхности стекла. Так, проходя сквозь шероховатую поверхность, луч частично рассеивается, и потому такое стекло выглядит полупрозрачным. Это свойство, как правило, используют при изготовлении стеклянных абажуров для ламп и плафонов для светильников.

















    1. Химические свойства стекла
  • Гидролиз

Наибольшее значение имеет натриевое растворимое стекло, водные растворы которого называют жидким стеклом. Оно обладает свойством твердеть на воздухе, так как в результате гидролиза силиката натрия образуются гели кремниевых кислот, обладающие вяжущими свойствами. Поэтому жидкое стекло находит применение в качестве связующего вещества для укрепления грунтов при стройке.

  • Взаимодействие стекла небольшим количеством HF

Большинство технических силикатных стекол характеризуются высокой стойкостью к действию влажной атмосферы, воды и кислот (кроме НF и Н3РO4). Наиболее сильное химическое разрушение стекла происходит под действием фтороводородной кислоты уже при комнатной температуре. Если количество НF небольшое, идет так называемое матовое травление стекла по реакции: Nа2СаSi6O14+ 28НF = 2NaF + СаF2 ↓+ 6SiF4↑ + 14Н2O

  • Взаимодействие стекла с избытком НF

Происходит прозрачное травление, без выделения газа и образования нерастворимого фторида кальция:

Nа2СаSi6O14 + 36НF = Nа2SiF6 + СаSiF6 + 4Н2SiF6 + 14Н2O

  • Взаимодействие с водными растворами щелочей

Они довольно быстро разрушают стекло, особенно при нагревании. В основе механизма щелочной коррозии стекла лежит ускоренное извлечение (выщелачивание) из него диоксида кремния, в результате чего структура стекла разрушается:

3Nа2СаSi6O14+ 26NаОН + 4Н2O = 16Nа2Н2SiO4 + Са3Si2O7∙Н2O↓

    1. Производство стекла

Стекло варится путем выдерживания смеси сырьевых материалов при высоких температурах (от 1200 до 1600° С) в течение продолжительного времени – от 12 до 96 ч. Такой режим обеспечивает протекание необходимых химических реакций, в результате чего сырьевая смесь приобретает свойства стекла. В древние времена варка производилась в глиняных горшочках глубиной и диаметром 5–7 см. В настоящее время применяются шамотные горшки гораздо больших размеров, вмещающие от 200 до 1400 кг шихты, для производства оптического, художественного и других видов стекла специального состава. В одной печи могут выдерживаться от 6 до 20 горшков. Большие массы стекла варятся в ванных печах непрерывного действия. Постоянный уровень расплавленного стекла в ванне поддерживается путем непрерывной подачи шихты на одном из концов установки и извлечения готового продукта с той же скоростью из другого конца; в таком режиме некоторые стекловаренные печи работали в течение пяти лет, прежде чем возникала необходимость в ремонте. Крупные печи, иногда вмещающие несколько сот тонн расплавленного стекла, приспосабливаются к интенсивному механическому производству. Как горшковые, так и ванные печи обычно нагреваются сжиганием природного газа или мазута.










В отношении переработки в изделия стекло отличается от большинства других материалов двумя особенностями. Во-первых, оно должно перерабатываться, будучи чрезвычайно горячим и полужидким. Во-вторых, операции формования должны выполняться за короткие периоды, длящиеся от нескольких секунд до, самое большее, нескольких минут, – за это время стекло охлаждается до состояния твердого тела. При необходимости дальнейшей обработки стекло вновь должно быть нагрето. В расплавленном состоянии стекло может быть вытянуто в длинные нити, обладающие гибкостью при высокой температуре, извлечено из общей массы погруженным в него инструментом в виде небольшого сгустка, подцеплено концом стеклодувной трубки либо разлито в формы для получения отливок или прессовок. Поскольку стекло легко сплавляется с металлом, отдельные части сложного изделия соединяются друг с другом после повторного нагрева, благодаря которому также обеспечивается чистота соединяемых поверхностей. Вращение заготовки с постоянной скоростью при обработке придает изделию осесимметричную форму. Готовые стеклянные изделия подвергаются процессу отжига со стадией медленного охлаждения для релаксации напряжений. За все время производства стекла были созданы четыре главных метода его обработки: выдувание, прессование, прокатка и литье.

Первые три метода используются как в мелкосерийном ручном, так и в непрерывном машинном производстве. Литье, однако, трудно приспособить к крупносерийному производству.











    1. Производство цветного стекла

Цветные стекла используются, в первую очередь, в создании витражей. Кроме того, их применяют в дизайне интерьеров, в строительстве, в производстве светильников и декоративных стеклянных конструкций, а также для производства посуды, украшений, мелких декоративных изделий, для изготовления медицинского, фото и видеооборудования, и других изделий.

Сегодня для придания стеклу того или иного цвета используется несколько разных технологий. Самой старой и распространенной является окрашивание стекольного сырья во время выплавки. Заключается способ в добавлении красящих веществ в расплавленную массу стекла. При использовании этой технологии главной особенностью является изменение температуры плавления в зависимости от применяемой добавки, а также влияние некоторых красителей на процесс застывания стекла.

Еще один способ окраски заключается в сплавке прозрачного слоя стекла с окрашенным слоем из з цветного стекла или из пленки, состоящей из красящего вещества (оксида металла). Такой способ сложнее технологически, потому что требует тщательного подбора плотности и жесткости обоих слоев – иначе один из них может быстро растрескаться. Зато при нанесении окрашенной пленки расход красителя намного ниже, чем при окраске стекла в массе.










    1. Красители для производства цветного стекла

Чтобы получить разные оттенки цветного стекла при выплавке или нанесении пленки применяют красители, содержащие соли и оксиды металлов. Например, чтобы получить зеленое стекло, используют соединения хрома. Красный цвет придают стеклу оксиды меди и коллоидное золото. Соединения кобальта позволяют получить синее стекло, а марганца – фиолетовое. Соли кадмия используются для получения желтого цвета.

Использование различных добавок в разной концентрации, изменение толщины цветного слоя двухслойного стекла позволяет получить цвета разной степени насыщенности, а также производить глушеное или прозрачное стекло.

Различные соединения, использующиеся в качестве красителей, влияют не только на цвет стекла, но и придают ему те или иные свойства. Так, если заменить соду карбонатом калия, можно получить более тугоплавкое стекло – такое применяют при изготовлении химической посуды. Если при этом еще ввести окись свинца в смесь для выплавки стекла, то получается хрусталь – его характерной особенностью является способность сильно преломлять свет. Хрусталь используется в изготовлении декоративных интерьерных изделий, посуды, украшений, а также в оптике.

(приложение №2)












    1. Применение стекла

Стекло активно применяется для производства стеклянной тары – банок и бутылок для пищевой промышленности, флаконы для парфюмерной, сосуды для химической, емкости и ампулы для фармацевтической. Стеклотару можно повторно использовать в быту, но её основным минусом является хрупкость.

Стекло проявило себя и в интерьере. Отличным решением для изменения интерьера дома или квартиры может стать создание стеклянных дверей, перегородок и мебели. Различная обработка, современные технологии и добавление в состав стекла красителей позволяет создать изделие различной структуры, форм и цветов.

    1. Второе применение стеклу
  • Из кварцевого стекла, чаще всего который можно встретить в лабораторной посуде, оптике, кухонной посуде, можно сделать предметы декора: мозаики, вазы, светильники, подсвечники, сувениры. Также в современное время бутылки применяют в различных строениях. Такими строениями являются дома, бани, заборы. Также из бутылок можно сделать разные декоративные изделия: светильники, вазы, подсвечники, мозаики, подвесной террариум, клумбы и т. д.

  • Натриево-силикатные стекла, то есть жидкие стекла, можно использовать как в декорировании поверхности различных предметов, так и сделать свои украшения: заколки, сережки, броши, статуэтки.

  • Из известковых стекол, которые применяются в производстве окон и зеркал, можно сделать стеклянные полки, столы, теплицу, кухонную посуду, забор.

  • Из боросиликатных стекол, используемых для производства элементов микроволновых печей, корпусов плит, электрочайников, посуды, можно сделать рамки для фотографий, ветрины для коллекций, аквариумы.

    1. Утилизация стекла

Утилизация стекла и вторичная его переработка – это очень важное направление во всей отрасли работы с отходами производства и жизнедеятельности человека.

Она необходима для защиты окружающей нас природы, сбережения не возобновляемых природных химических элементов и ресурсов.

Подготовка стеклянных отходов включает:

  • Разделение на составляющие (открутить крышку, оторвать этикетку);

  • Промывку и сушку тары.

Существует несколько способов, как утилизировать стекло:

  • Выбросить в предназначенный для стекла контейнер;

  • Сдать в пункт приема;

  • Заказать вывоз при наличии значительного объем.

















    1. Возникновение и развитие мозаики

Мозаикой называют орнаментальное или образное изображение, выполненное из частиц одного или нескольких разноцветных материалов (стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пластмассы, кости, раковин и др.). Кусочки материалов выкладываются на основе общей поверхности.

Таким образом, мастер набирает отдельные части набора плотно подгоняет друг к другу и скрепляет между собой и с основой каким-либо связующим раствором: специальной мастикой, воском, цементом и т. п.

Искусство набирать узоры или картины из разных по цвету и фактуре материалов (камня, стекла и т. п.) было известно еще в эпоху античности.

Так, при раскопках, проведенных на территории Югославии, в столице древней Македонии — городе Пелле, были обнаружены мозаичные картины из цветной гальки, прекрасные по исполнению и почти не тронутые временем. Наиболее замечательной из найденных мозаичных картин этого вида является изображение Диониса—бога вина и веселья, сидящего верхом на пантере, запечатленной в стремительном прыжке.

Найденные в Македонии образцы относятся к шедеврам греческого искусства IV—III вв. до н. э. Однако известны еще более древние виды мозаики.

Позднее искусство мозаики развивалось в Риме, Флоренции, Византии, а также в городах Северного Причерноморья, в Малой Азии, на территории Англии, Франции, Испании и др.

В эпоху средневековья искусство мозаики достигает высшего расцвета в Византии и связанных с нею странах Юго-Восточной Европы. Большое развитие получает церковная мозаика, в которой античный реализм вытесняется условным изображением.



Наибольшего совершенства искусство мозаики достигло в эпоху Возрождения. В XVI в. средоточием мозаичного искусства становится Италия. При своем дворе паны основывают специальные мозаичные мастерские, искусные мастера создают образцы монументальной мозаики для украшения стен, сводов собора Святого Петра.

В конце XVI в. мозаика постепенно перестает служить лишь украшением церквей, ее начинают использовать в области прикладного художественного промысла. Во Флоренции, например, мозаикой из пластин мрамора стали украшать столы, ниши дворцов и г. п.

В течение XVII и XVIII вв. искусство мозаики продолжало оставаться очень распространенным на Западе.


























    1. Технологии создания мозаики
  • Матричная технология

Она считается самой легкой в изготовлении. Элементы мозаики собираются в готовые сборные фрагменты на бумажной или сеточной основе размером примерно 30 см. В магазинах можно купить готовые композиции, состоящие из таких фрагментов, а на месте останется только закрепить их в определенном порядке с помощью специального клея. Они могут быть как однотонными, так и разноцветными в зависимости от задумки художника и сферы применения. Их форма чаще всего квадратная или прямоугольная, реже встречаются и другие формы.

  • Художественная технология

Она применяется преимущественно при выполнении эксклюзивных заказов по индивидуальным эскизам. Это очень тонкая, кропотливая ручная работа, сравнимая с ручной живописью – с помощью такой технологии становится возможным воссоздавать целые картины и даже портреты.

Для этого могут быть использованы как целые плитки правильной формы, так и их части – чем меньше по размеру элементы мозаики, те выше ее художественная ценность и, соответственно, стоимость. Художественная технология помогает сделать акцент на различных элементах отделки или, наоборот, скрыть какие-либо несовершенства.

Чтобы повысить эстетические свойства готового произведения, применяют художественную затирку – к каждому фрагменты подбирается подходящая цветовая гамма.

  • Смешанная технология

Ее название говорит само за себя. Она сочетает в себе некоторые элементы изготовления первых двух технологий. Благодаря такому подходу можно добиться высокого качества и сэкономить на некоторых этапах работ.

    1. Способы создания мозаики
  • В первом случае фрагменты будущего изделия выкладывают на поверхность чистовой стороной вверх. Такую технику применяют для выкладывания мозаичных панно на горизонтальных ровных поверхностях. Все фрагменты будущей картины сажают на клей на специальную сетку. Затем сетку переносят на постоянное место пребывания, после чего затирают швы.

  • Если поверхность нанесения мозаики имеет изогнутую форму, применяют обратную укладку. Чаще всего такой способ укладки применяется, если основой для композиции является ткань или картон. Плитку наклеивают на основу лицевой стороной вниз, затем делают основание – всю композицию скрепляют специальным раствором. Когда основание затвердеет, бумагу или ткань с лицевой стороны удаляют. Затирку швов производят на месте.




















  1. Практическая часть
    1. Создание мозаичного панно

В химический состав бутылок, из которых я буду делать мозаику, входят SiO2, СаО и Na2O. Кроме них с целью улучшения их физико-химических свойств в составы вводят: MgO — до 3—3,5%; Al2O3 — до 3—5%, иногда до 5—7%.

  1. Выбираем рисунок и создаем эскиз

Берем обычный карандаш и наносим рисунок на бумагу. Для того чтобы рисунок выглядел ярче можно раскрасить его красками.

  1. Разбиваем бутылку на осколки

Для этого мы берем любой ненужный тканевый мешок и кладем чистую бутылку в него. Если мешка нет, просто кладем бутылку между двумя тканями и плотно закрепляем края, чтобы осколки не разлетелись.

Берем молоток и разбиваем бутылку, не забывая проверять осколки на нужный нам размер.

  1. Приклеиваем осколки к бумаге

Берем любой клей и наносим его на нужные нам участки. Приклеиваем стекло к этим участкам и таким образом заполняем всю картину.

(приложение №3)

Вывод: после проведенной работы я понял, что абсолютно каждый человек может повторно использовать стекло в любом направлении, будь это творчество или быт. А также не будет проблемой утилизировать стекло, что поможет окружающей среде.




  1. Заключение

В итоге я могу сказать, что намного больше узнал о производстве стекла, его видов и свойств. Узнал множество различных вариантов вторичного использования стекла. А также изучил процесс создания и самостоятельно вторично использовал бутылочное стекло в изготовлении мозаичного панно.




































  1. Приложения
  1. Состав стекла


SiO2

B2O3

Al2O3

MgO

CaO

BaO

PbO

Na2O

K2O

Fe2O3

SO3

Оконное

71,8

-

2

4,1

6,7

-

-

14,8

-

0,1

0,5

Тарное

71,5

-

3,3

3,2

5,2

-

-

16

-

0,6

0,2

Посудное

74

-

0,5

-

7,45

-

-

16

2

0,05

-

Хрусталь

56,5

-

0,48

-

1

-

27

6

10

0.02

-

Химико-лабораторное

68,4

2,7

3,9

-

8,5

-

-

9,4

7,1

-

-

Оптическое

41,4

-

-

-

-

-

53,2

-

5,4

-

-

Кварцоидное

96

3,5

-

-

-

-

-

0,5

-

-

-

Медицинское

73

4

4,5

1

7

-

-

8,5

2

-

-

Жаростойкое

57,6

-

25

8

7,4

-

-

-

2

-

-

Термостойкое

80,5

12

2

-

0,5

-

-

4

1

-

-

Защитное

12

-

-

-

-

-

86

-

2

-

-

Термометрическое

57,1

10,1

20,6

4,6

7,6

-

-

-

-

-

-

Радиоционно-стойкое

48,2

4

0,65

-

0,15

29,5

-

1

7,5

-

-



Оксиды

Цвет

MnO2 или Mn2O3

Разные оттенки фиолетового

CoO

Синий

Cr2O3

Зеленый и желто-зеленый

Cr2O3 и CuO

Травянисто-зеленый

NiO, Ni2O3, Ni(OH)2

Красно-фиолетовый

FeO

Сине-зеленый

Fe2O3

Желтый или коричневый

Fe2O3, C, S

Оранжевый

Fe3O4(FeO·Fe2O3)

Зеленый

CuО (1-2%)

Голубой

UO2 или UO3

Желто-зеленый

CdS

Ярко-желтый

  1. Красители для стекла








  1. Создание мозаичного панно















  1. Список использованной литературы

https://studwood.ru/1804384/tovarovedenie/steklo_struktura_svoystva_i_primenenie

https://science.fandom.com/ru/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%BE

https://gufo.me/dict/bse/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%BE

https://wikidea.ru/wiki/glass

https://www.remontiruemlegko.ru/steklo-osnovnye-svojstva-i-harakteristiki.html

http://www.glass-work.ru/auxpage_chemicalglass

https://theslide.ru/uncategorized/himiya-v-stroitelstve

https://tehpribory.ru/glavnaia/materialy/steklo.html

https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/STEKLO.html

https://naruservice.com/articles/oblasti-primeneniya-stekla

https://www.mirstekla-expo.ru/ru/ui/17009/

http://masterastekla.ru/page/polezny-e-stat-i/mozajki-iz-stekla.html













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект на тему: "Стекло"

Автор: Блохина Валентина Александровна

Дата: 30.06.2024

Номер свидетельства: 653827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Творческий проект   "Моей любимой мамочке" "
    ["seo_title"] => string(45) "tvorchieskii-proiekt-moiei-liubimoi-mamochkie"
    ["file_id"] => string(6) "160875"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422124306"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Тема урока:  «Образование почв и их разнообразие». "
    ["seo_title"] => string(50) "tiema-uroka-obrazovaniie-pochv-i-ikh-raznoobraziie"
    ["file_id"] => string(6) "116829"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412613642"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по теме "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pieriedacha-davlieniia-zhidkostiami-i-ghazami-zakon-paskalia"
    ["file_id"] => string(6) "174551"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424154710"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Исследовательский проект на тему "Поющие бокалы" "
    ["seo_title"] => string(55) "issliedovatiel-skii-proiekt-na-tiemu-poiushchiie-bokaly"
    ["file_id"] => string(6) "188203"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426622494"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Презентация проекта "
    ["seo_title"] => string(24) "priezientatsiia-proiekta"
    ["file_id"] => string(6) "214703"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432430601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства