Просмотр содержимого документа
«Применение межпредметных связей на уроках биологии.»
Применение межпредметных связей на уроках биологии
Межпредметными называют связи между учебными предметами, которые установлены педагогом или обучающимся в процессе познавательной деятельности. Данные связи необходимы для более глубокого осознания какой-либо проблемы и эффективного использования полученных знаний на практике. Наибольшее число межпредметных связей можно использовать в биологии. Школьный курс биологии построен таким образом, что, начиная с самых первых уроков биологии в основной школе, учителю приходится прибегать к знаниям из других предметов. Многие материалы из курса биологии практически невозможно освоить без знаний других предметных областей. Особенно тесно связана биология с химией. Понятие о неорганических и органических веществах вводится ещё в 5 классе. В последующие годы обучения на уроках биологии разбирается биологическая роль воды в связи с её физическими и химическими свойствами, свойства минеральных солей и органических веществ, функции данных веществ в живых организмах. На уроках биологии в старших классах значительное внимание уделяется изучению белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот и т.д. На фоне нехватки учебного времени при изучении подобных тем существует дублирование существенной части материала в учебниках биологии и химии, и их нестыковка по времени изучения. Недостаточность химических знаний вызывает затруднения при изучении неорганических и органических веществ в курсе биологии, т.к. химия изучается с 8 класса. Поэтому целесообразно проведение интегрированных уроков по следующим темам: вода в природе и в организме; строение и функции белков; свойства липидов и углеводов и их биологическая роль; пластический обмен (биосинтез белка); строение, свойства и функции нуклеиновых кислот; рациональное питание с точки зрения химии; ферменты и их роль в организме; химические и биологические методы защиты растений; биохимический анализ крови; энергетический обмен; фотосинтез; круговорот веществ в природе.
Значительную связь с биологией имеет физика. Современное образование требует, чтобы уже в 6 классе во время объяснения биологических явлений (например, корневого давления, осмотических явлений) учитель применял знания различных физических понятий и законов, которых у школьников в данном возрасте ещё нет. Это создает некоторые сложности, однако абсолютно очевидно, что физическое обоснование процессов биологического характера является особо мощным фактором формирования научного мировоззрения. Достаточный уровень знаний из физики, на которые может опереться учитель биологии, появляется у обучающихся, когда они начинают изучать анатомию, физиологию и гигиену человека. Но в учебниках практически нет информации о применении определенных физических закономерностей в диагностике, лечении и профилактике каких-либо заболеваний человека. Кроме того, отсутствуют и методические пособия для учителя, которые позволили бы эффективным образом интегрировать предметные знания. В результате этого существенная часть знаний, которые получают школьники на уроках физики, становится оторванной от их практического применения. Если на занятиях проводить аналогию между какими-либо физическими процессами и биологическими, обучающиеся смогут развивать умения анализа, сравнения и обобщения. Интегрировать физику и биологию можно по темам: механика организма (динамические нагрузки и их воздействие на костно-мышечный аппарат, перемещение центра тяжести при движении и сохранение равновесия, работа вестибулярного аппарата, сила трения и методы её уменьшения в организме (строение и работа суставов), диффузия в организме человека (через клеточные мембраны, через стенки лёгочных альвеол и стенки капилляров, осмос), тепловые процессы (терморегуляция в организме человека и её нарушения, энергетический обмен и его нарушения), давление (возникновение кровеносного давления и его роль в кровообращении, давление на барабанную перепонку), электрические явления в организме: возникновение возбуждения и торможения в мозге, передача нервного импульса), оптическая система глаза: преломление светового луча роговицей и хрусталиком, механизм возникновения близорукости и дальнозоркости и их коррекция, возникновение изображения на сетчатке). Кроме того, в старших классах знания из курса физики требуются учителю для объяснения энергетического обмена и цепи переносчиков электронов, фотосинтез и воздействие фотонов на молекулы хлорофилла, искусственный мутагенез, методы определения возраста палеонтологических находок и др. Тем самым, взаимосвязь физики и биологии является очень тесной и значимой. Все биологические процессы, протекающие в организме человека, непосредственно сопровождаются процессами физического характера. Без законов и явлений физики было бы невозможным протекание практически всех биологических процессов.
Немаловажную связь с биологией имеет и география. В биологии и географии имеется общий раздел, называемый биосфера. Учитель биологии может использовать географические знания учеников для более подробного рассмотрения геоботаники, географии растений и зоогеографии, которые являются полезными при изучении эволюционного учения в старших классах. Значительный интерес вызывают у обучающихся интегрированные уроки, которые посвящены растительному и животному миру отдельных материков или определенных регионов России. По таким темам обучающиеся могут самостоятельно подготовить качественные презентации или доклады. Интегрированные уроки можно проводить по следующим темам: природные зоны; материки; почвы; земельные ресурсы и их использование; биологические ресурсы и их использование; географическое и экологическое видообразование; расы человека, их возникновение и единство. Интегрированные уроки являются не единственным методом объединения географических и биологических подходов к изучению природы. На стыке биологии и географии находятся и такие научные направления, как экология и ландшафтоведение. Вследствие этого, появляется возможность совместной работы учителей по созданию вместе с обучающимися учебных проектов, учебно-исследовательских работ.
Единой системы межпредметных связей на современном этапе развития школы пока не существует. Поэтому использование учителем межпредметных связей, в частности, проведение интегрированных уроков позволит сформировать у учащихся научное мировоззрение целостной картины мира, взаимосвязь между живой и неживой природой, единстве происхождения и строения живых организмов. Это позволит учащимся более эффективно использовать полученные знания по естественнонаучным предметам на практике.