kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогические чтения: Исследовательская деятельность школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для выступления на педагогических чтениях. Описана подробная последовательность подготовкинаучно-исследовательской работы школьника. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические чтения: Исследовательская деятельность школьников»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 
Структура деятельности исследователя 


  • Выявление актуальной научной проблемы 


  • Определение темы исследования, формулирование ее цели и задач. Форму­лирование научной гипотезы 


  • Планирование хода исследования, разработка его методики 


  • Создание условий, необходимых для эксперимента, подбор оборудования 


  • Проведение практической части исследования, регистрация качественных и количественных результатов 


  • Обработка полученных результатов и представление их в виде таблиц, диаграмм, графиков 


  • Анализ (истолкование) полученных результатов 


  • Формулирование выводов и практических рекомендаций 


  • Написание и оформление итоговой работы 


Для выбора верного направления исследовательской дея­тельности учащийся должен попытаться соотнести свою работу с тем, что уже известно в науке, определить свое место в ней. 

При формулировании задач исследования следует учесть, что работа может носить учебно-исследовательский характер. Поэтому среди за­дач встречаются такие, например, как «Изучить литературные данные о ..». «Ос­воить методику...», «Проанализировать результаты и сделать выводы». Для тех учащихся, которые уже освоили методику проведения исследования, в каче­стве задач целесообразно выдвигать те, которые начинаются со слов определить, установить, сравнить, оценить, выявить, проанализировать, составить и др. 

При планировании практической работы следует особое внимание уделить тому, что для устранения случайности в эксперименте необходима повторность опытов или наблюдений. 
Оформление исследовательской работы  
Исследовательская работа представляется в виде реферата 
Требования к оформлению реферата 

Шрифт "Times New Roman" 

Кегель - 14 

Межстрочный интервал - 1,5 

Оптимальные поля на странице: левое - 3; правое - 1,5; верхнее - 2; нижнее - 2 см. 

Названия глав, слова «Введение», «Оглавление» («Содержание»), «Заключение», «Список использованной литературы» располагать в се­редине строки без точки в конце. Печатать заглавными буквами. Не до­пускать переноса слов в заголовках. Перечисленные выше заголовки в тексте реферата печатаются на новых страницах. 

Схемы, рисунки, диаграммы, графики именуются в работе рисунка­ми и обязательно нумеруются: «Рис. 1», «Рис. 2». «Рис. 3» и т.д. Каждый рисунок кроме порядкового номера имеет название. Номер и название рисунка располагаются под ним. Помещать рисунок желательно непосредственно рядом с тем фрагментом текста, который он иллюстрирует. Ссылка на конкретный рисунок в тексте может быть сделана следующим образом: «На схеме (рис. 5) изображено ...»; «График (рис. 6) иллюстрирует следующую закономерность:..»; «Основные ре­зультаты работы представлены на диаграмме (Рис. 8)». 

Таблица. Если в работе имеется только одна таблица, то её нумеровать не следует. При наличии в реферате нескольких таблиц их нумерация должна быть сквозной и осуществляться арабскими циф­рами. Номер и название таблицы приводятся над ней. 

Оформление работы начинается с титульного листа, на котором ука­зываются: 
наименование учебного заведения, в котором выполнена работа 

фами­лия, имя исполнителя 

название работы и ее жанр (исследовательская) 

фамилия и инициалы руководителя работы, его должность и ученая степень 

название населенного пункта, где выполнена работа, и год ее написания. 

После титульного листа в структуре оформленной исследовательской работы идет ее «Содержание». 
"Введение" и "Глава I" (литературный обзор) пишут­ся и оформляются как реферат. 
В "Главе II" описываются все действия наблюдателя или экспериментатора, нацеленные на по­лучение научного результата. Отдельным разделом этой главы могут быть методы математической обработки полученных результатов. Материал, который следует отразить именно в этом разделе, - это ответы на вопрос: «Что было сделано, и каким образом это производилось?» При использовании стандартных методик нет необ­ходимости их подробного описания, достаточно сослаться на литературный ис­точник, в котором приведено это полное описание. 
В "Главе III" предлагается словесное опи­сание результатов, которое иллюстрируется фотографиями, схемами, графиками, диаграммами, таблицами. В ряде случаев при оформлении исследовательской работы возможно разделение этой главы на две: «Результаты» и «Обсуждение результатов». Оба варианта изложения материала имеют свои достоинства и недостатки и могут быть использованы по усмотрению исследователя. 
В «Заключении» подводятся итоги выполнения исследовательской работы, формулируются выводы и практические рекомендации (если они необходимы), отмечаются конкретные возможности и направления продолжения исследования. Центральное место в этой главе занимают выводы, которые автор делает на ос­новании полученных им результатов. Для юного исследователя удобным оказы­вается такой способ оформления выводов, когда вывод является ответом на по­ставленную перед исследователем задачу. Если все задачи решены, то и цель ис­следовательской работы оказывается достигнутой! Текст выводов носит конста­тирующий характер. В выводах недопустимо использование предположении. 
Требования к оформлению списка использованной литературы такие же, как и в случае с реферативной работой. 
«Приложение» следует за списком ли­тературы и не входит в основной объем работы. Каждое из приложений, оформ­ленное на отдельном листе, иметь свой тематический заголовок и в пра­вом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера. В приложение могут войти разнообразные иллюстративные материалы, протоколы наблюдений, результаты первичной обработки материалов, которые не было воз­можности или особого смысла включать в основную часть работы. «Приложение» не является обязательной частью работы. 
Цитирование 
Текст цитаты заключается в кавычки с сохранением авторских особеннос­тей его написания. 

Цитирование фрагмента текста, по возможности, должно быть полным, без произвольного его сокращения и без искажения мысли автора. 

Если пропуск слов, предложений, абзацев в цитируемом тексте допускает­ся, то место пропуска обозначается многоточием. Оно может оказаться в любом месте цитаты (в ее начале, в середине, в конце). 

Цитата сопровождается ссылкой на литературный источ­ник, из которого она взята, с указанием автора цитируемой фразы. 

При пересказе или изложении мыслей других авторов своими словами требуется ссылка на источник, из которого взята та или иная мысль или идея. 

Публичная защита исследовательской работы 
Защита исследовательской работы осуществляется в форме пленарного или стендового доклада 
Пленарный доклад 

В докладе кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы школьника. 

Допускаемая регла­ментом продолжительность выступления не превышает 10-15 мин. 

При изложении материала следует придерживаться опре­деленного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой иссле­довательской работы. 

Общая структура доклада: 
Формулировка темы исследования. 

Исполнители (фамилии, имена, класс, № школы, название населенного пункта). 

Научный руководитель (фамилия, имя, отчество, научная степень, долж­ность, место работы). 

Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, какие проблемы и вопросы в рамках данного направления исследований хорошо изучены, каким вопросам уделялось недостаточное внимание, почему избрана именно эта тема). 

Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы иссле­дования и может уточнять ее). 

Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при дви­жении к поставленной цели). 

Гипотеза - научно обоснованное предположение о возможных результа­тах исследовательской работы. Формулируется в том случае, если работа носит экспериментальный характер. 

Методика проведения исследования - подробное описание всех действий, связанных с получением результатов, включая и математическую обработ­ку материалов. 

Результаты исследования - краткое словесное изложение новой инфор­мации об объектах или явлениях, которую удалось получить в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении резуль­татов давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Основные количественные показатели про­демонстрировать на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах. 

Выводы исследования - умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основ­ные полученные результаты и выявленные тенденции без многословных объяснений или трактовок. 

Стендовый доклад 
Является формой оперативного, экономичного во време­ни и пространстве представления итогов выполненной исследовательской рабо­ты. Он может быть выполнен и представлен на конференции учащихся, на обще­школьном или районном смотре исследовательских работ, на заседании кружка. 
В отличие от устного (пленарного) доклада, этот вид научного сообщения является более демократичным: аудитория обычно ограничивается несколькими слушателями-зрителями, которые задают интересующие их вопросы. Задача док­ладчика - удовлетворить этот интерес. Разговор ведется в диалоговом режиме (вопрос - ответ) и в большей степени напоминает дискуссию. 
В ходе работы постерной сессии (на которой и представляется стендовый док­лад - постер) аудитория визитеров постоянно меняется. Поэтому автор должен быть готов к любым вопросам, ведь каждого зрителя могут заинтересовать различные аспекты доклада. 
Успешность выступления со стендовым докладом кроется не только в сво­бодном владении материалом исследования, но и в умении вести научную дис­куссию, владении разговорной речью, наличии навыков коммуникативной куль­туры. 
 Требования к оформлению стендового доклада 
Объем - 1 лист ватмана стандартного образца. 

Тема доклада (пишется крупно, так, чтобы она читалась с расстояния 3-4 м). 

Фамилия, имя автора работы, школа, класс, название кружка или научно­го коллектива, который представляет автор. 

Фамилия, имя, отчество, должность руководителя работы. 

Текстовая информация - научное содержание работы - излагается кратко: 

Актуальность исследования 

Цель, задачи работы 

Методика выполнения исследования 

Результаты (в основном излагаются в виде иллюстра­тивного материала - рисунков, фотографий, схем). 

Выводы 

Практические рекомендации (если они необходимы или логически выте­кают из содержания работы). 

Тексты и иллюстративные материалы стендового доклада должны быть хорошо различимы в деталях с расстояния не менее 2-3 шагов, удобны для изу­чения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогические чтения: Исследовательская деятельность школьников

Автор: Атарова Ольга Александровна

Дата: 27.02.2017

Номер свидетельства: 396255

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(129) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "272507"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451997771"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Вовлечение учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность в рамках ФГОС.docx "
    ["seo_title"] => string(107) "vovliechieniie-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-v-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-v-ramkakh-fgos-docx"
    ["file_id"] => string(6) "123925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414600379"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Формирование исследовательской деятельности в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(70) "formirovaniie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "227081"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440596828"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Проектно-исследовательское направление "
    ["seo_title"] => string(44) "proiektno-issliedovatiel-skoie-napravlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "233596"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443162340"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "статья "Использование проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности в начальной школе"е "
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-ie"
    ["file_id"] => string(6) "147638"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419440337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства