kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта "Коллективный способ обучения на уроках биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки в форме коллективного обучения целесообразно проводить 2-3 раза в четверть. На данных уроках происходит интересное общение друг с другом, они больше успевают усвоить, есть возможность заработать хорошую оценку, лучше запоминается материал, укрепляются дружеские взаимоотношения в классе.

Обучение в динамических парах значительно обогащает каждого ученика, в диалогах вырабатываются навыки социального и делового общения детей, формируются педагогические умения и навыки, повышается эффективность усвоения материала.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "Коллективный способ обучения на уроках биологии" »

Сущность коллективного способа обучения: это такая организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических (сменных) парах, когда каждый учит каждого.

Сущность коллективного способа обучения:

это такая организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических (сменных) парах, когда каждый учит каждого.

КСО включает элементы индивидуальной, парной и групповой работы, но имеет ряд преимуществ: Групповой способ обучения Коллективный способ обучения Один одновременно учит многих он говорит — другие молчат, общение между собой практически отсутствует Каждый учит каждого, ученик в течение 1-го урока несколько раз выступает то в роли ученика, то в роли учителя, все говорят, все общаются, сотрудничество становится нормой обучения Каждый работает на себя Каждый работает на себя и других, поэтому отношение ученика к усвоению материала становится более ответственным, происходить сплочение коллектива всего класса.

КСО включает элементы индивидуальной, парной и групповой работы, но имеет ряд преимуществ:

Групповой способ обучения

Коллективный способ обучения

Один одновременно учит многих он говорит — другие молчат, общение между собой практически отсутствует

Каждый учит каждого, ученик

в течение 1-го урока

несколько раз выступает то в

роли ученика, то в роли

учителя, все говорят, все

общаются, сотрудничество

становится нормой обучения

Каждый работает на себя

Каждый работает на себя и других, поэтому отношение ученика к усвоению материала становится более ответственным, происходить сплочение коллектива всего класса.

1 этап  — ввод учебного материала с помощью консультантов в  группах (7—10 минут).  2 этап  — работа учащихся в динамических парах  (20— 25 минут).  3 этап  — тестовый контроль усвоения знаний, полученных на  уроке (5—10 минут).

1 этап

— ввод учебного материала с помощью консультантов в

группах (7—10 минут).

2 этап

— работа учащихся в динамических парах

(20— 25 минут).

3 этап

— тестовый контроль усвоения знаний, полученных на

уроке (5—10 минут).

Перед учащимися ставится  цель:  научись сам и обучи другого.

Перед учащимися ставится цель:

научись сам и обучи другого.

1

В скелете человека различают осевой скелет и добавочный скелет. Осевой скелет объединяет череп и скелет туловища. Добавочный скелет состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей.

Череп (рис. 21) определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом при- крепления мышц, участвующих в мимике. В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа.

В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния. Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

2 Скелет туловища. Основу скелета туловища составляет позвоночник (рис. 22, А). Он образован отдельными позвонками (рис. 22, Б, В, Г.). Каждый позвонок имеет тело, дугу и отростки. Тело и дуга позвонка образуют кольцо. Позвонки расположены один под другим так, что их кольца образуют позвоночный канал. В нем находится спинной мозг (рис. 23). Между телами позвонков лежат межпозвоночные хрящевые диски. Они придают позвоночному столбу подвижность, упругость и смягчают сотрясения при беге, ходьбе, прыжках.  Позвоночник человека имеет четыре изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных — только шейный и крестцовый). Благодаря 8-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.

2

Скелет туловища. Основу скелета туловища составляет позвоночник (рис. 22, А). Он образован отдельными позвонками (рис. 22, Б, В, Г.). Каждый позвонок имеет тело, дугу и отростки. Тело и дуга позвонка образуют кольцо. Позвонки расположены один под другим так, что их кольца образуют позвоночный канал. В нем находится спинной мозг (рис. 23).

Между телами позвонков лежат межпозвоночные хрящевые диски. Они придают позвоночному столбу подвижность, упругость и смягчают сотрясения при беге, ходьбе, прыжках.

Позвоночник человека имеет четыре изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных — только шейный и крестцовый). Благодаря 8-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.

3

В позвоночнике различают отделы : шейный. грудной, поясничный, крестцовый. копчиковый (рис. 22).

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека

семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание (рис. 24). От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.маленьких позвонков.

За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку (рис. 25).

За трудным отделом следует поясничный отдел. Он состоит из 5

позвонков, достаточно массивных поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.

Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость — крестец (рис. 26). Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.

Наконец, последний отдел позвоночника — копчик. Он состоит из 4—5 сросшихся маленьких позвонков.

4

К добавочному скелету относятся верхние и нижние конечности и их пояса.

Скелет верхней конечности состоит из скелета плечевого пояса и скелета свободной конечности. Он приспособлен к выполнению разнообразных трудовых движений и отличается большой подвижностью (рис. 27).

Плечевой пояс включает две лопатки и две ключицы. С осевым скелетом соединены суставами только ключицы. Каждая из них одним концом сочленяется с грудиной, другим — с лопаткой и плечевой костью руки. Лопатки же лежат свободно среди спинных мышц и при необходимости участвуют вместе с ключицами в движении руки. Так, подъем руки над головой возможен с участием плечевого пояса: движение происходит в грудинно-ключичном суставе (рис.28).

Скелет руки (свободной верхней конечности) состоит из плечевой кости, двух костей предплечья — локтевой и лучевой, а также костей кисти.

В кисти три части: запястье, пястье и фаланги пальцев (см. рис. 27).

Большой палец руки противопоставлен четырем другим пальцам и с каждым может образовать кольцо. Благодаря этому человек может выполнять мелкие и точные движения, необходимые для трудовой деятельности. Подвижное сочленение костей кисти позволяет собирать мелкие предметы в горсть, удерживать их, вращать и перемещать небольшие предметы на некоторые расстояния, то есть выполнять не только силовые, но и точные движения, что недоступно даже человекообразным обезьянам.

5

Скелет нижних конечностей имеет ряд особенностей, связанных с прямохождением. Он отличается большой прочностью, которая достигается за счет некоторого ограничения подвижности. Пояс нижних конечностей представлен тазовыми костями (рис. 29). Это плоские кости, тесно сочлененные с крестцом. Они образуют практически неподвижное сочленение. Тазовые кости вместе с прикрепляющимися к ним мощными мышцами образуют дно брюшной полости, на которое опираются все внутренние органы.

Скелет ноги (свободные нижние конечности) начинается бедренными костями, которые под углом прикрепляются к тазовым костям, образуя прочную арку, способную выдержать большие нагрузки. Обратите внимание на расположение губчатого вещества: костные перекладины в нем расположены перпендикулярно друг к

другу и в соседних костях одинаково направлены. Они совпадают с силами сжатия и растяжения, воздействующими на кости (рис. 18 Б, В). Суставная головка бедренных костей круглая, движения возможны в любую сторону, но они ограничены связками.

В голени, как и в предплечье, две кости: большеберцовая и малоберцовая. Большеберцовая кость сочленяется и со стопой и с бедром. Это значительно увеличивает прочность, но снижает подвижность. Малоберцовая кость находится снаружи, со стороны мизинца, и несет меньшую нагрузку.

Стопа человека состоит аналогично кисти из трех частей:предплюсны, плюсны и фаланг пальцев (рис. 30). В предплюсне наиболее массивная таранная и пяточная кости.

Подошва ноги имеет продольные и поперечные своды. Благодаря этому она пружинит при ходьбе и беге, смягчает толчки при движениях.

1 2 + 3 + 4 V 5 + + 1 – номер карточки + - изучил V - обучил

1

2

+

3

+

4

V

5

+

+

1 – номер карточки

+ - изучил

V - обучил

Выберите правильный ответ из четырех вариантов.

1. Трубчатой костью является: а) плечевая; б) ключица; в) лопатка; г) коленная чашечка.

2. Неподвижно соединены: а) голень и предплюсна; б) верхние челюсти; г) бедренная кость и кости таза.

3. Какой отдел позвоночника человека не может состоять из пяти позвонков: а) шейный; б) поясничный; в) крестцовый; г) копчиковый.

4. Непарной костью является: а) верхнечелюстная; б) затылочная; в) теменная; г) височная.

5. Органические вещества придают кости: а) твердость; б) гибкость, упругость; в) нерастворимость в воде; г) мягкость.

6. При переломах костей для оказания первой помощи нужно: а) наложить жгут; б) сделать горячий компресс: в) наложить шину: г) попытаться вправитъ сломанную кость.

7. При переломе ребра нужно: а) наложить шину; б) туго забинтовать грудную клетку: в) наложить марлевую повязку; г) наложить жгут.

8. Кислород, доставляемый кровью к мышце, необходим для: а) окисления органических веществ; б) синтеза органических веществ; в) окисления минеральных веществ; г) удаления продуктов распада.

9. Благодаря физическим упражнениям: а) объем мышц не изменяется; б) повышается физическая сила, выносливость; в) усиливается рост организма; г) мышцы хуже снабжаются кровью.

10. Плоскостопие возникает при:

а)занятиях спортом б) нарушении осанки в)длительном сидении; г) ношении тесной обуви.

II. Выберите правильные суждения

1. Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей. 2. Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника. 3. Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стоны. 4. Соединение позвонков крестца между собой и с костями таза — пример полуподвижного соединения костей. 5. Голень не входит в состав скелета верхних конечностей. 6. Седалищные лобковые и подвздошные кости таза являются трубчатыми костями. 7. Суставная или синовиальная жидкость, находящаяся в полости сустава, действует как смазка и способствует уменьшению трения. 8. К грудине прикрепляется десять пар ребер. 9. При длительном стоянии вследствие давления массы тела на хрящевые прослойки позвоночника длина его уменьшатся. 10. Строение таза отличается от строения позвоночника, потому что кости их имеют разный химический состав. III Т е с т и р о в а н и е. В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава? а) доставить пострадавшего к врачу; б) обездвижить конечность; в) наложить холод на поврежденное место; г) плотно забинтовать поврежденный сустав.

Сделайте подписи к рисункам     Кости верхней конечности:  1 - ___________________  2 - ___________________  3 - ____________________  4 - ____________________  5 - ____________________  6 - ____________________  7 - ____________________  8 - ____________________

Сделайте подписи к рисункам

Кости верхней конечности:

1 - ___________________

2 - ___________________

3 - ____________________

4 - ____________________

5 - ____________________

6 - ____________________

7 - ____________________

8 - ____________________

Как и любой способ обучения  КСО имеет свои недостатки:  — Работа получается эффективной только в достаточно сильных классах, где ученики могут рассказывать, объяснять.  — Количество детей в классах должно быть четким (так как происходит работа в парах), если в классе нечетное количество детей, то место одного ученика занимает учитель или кто-то из учеников работает по индивидуальному заданию.  — Предварительная подготовка учителя к уроку трудоемка. (Но этот недостаток в значительной мере компенсируется тем, что учебные карточки могут использоваться в дальнейшем многократно).

Как и любой способ обучения

КСО имеет свои недостатки:

Работа получается эффективной только в достаточно сильных классах, где ученики могут рассказывать, объяснять.

Количество детей в классах должно быть четким (так как происходит работа в парах), если в классе нечетное количество детей, то место одного ученика занимает учитель или кто-то из учеников работает по индивидуальному заданию.

Предварительная подготовка учителя к уроку трудоемка. (Но этот недостаток в значительной мере компенсируется тем, что учебные карточки могут использоваться в дальнейшем многократно).

на данных уроках происходит интересное общение друг с другом, укрепляются дружеские взаимоотношения в классе   обучение в динамических парах значительно обогащает каждого ученика   в диалогах вырабатываются навыки социального и делового общения детей   есть возможность заработать хорошую оценку   лучше запоминается материал    повышается эффективность усвоения материала.
  • на данных уроках происходит интересное общение друг с другом, укрепляются дружеские взаимоотношения в классе

  • обучение в динамических парах значительно обогащает каждого ученика

  • в диалогах вырабатываются навыки социального и делового общения детей
  • есть возможность заработать хорошую оценку
  • лучше запоминается материал

  • повышается эффективность усвоения материала.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Обобщение опыта "Коллективный способ обучения на уроках биологии"

Автор: Вострикова Светлана Геннадьевна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116638

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока по теме: Клетка" "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-po-tiemie-klietka"
    ["file_id"] => string(6) "166989"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423033712"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "этапы развития познавательного интереса "
    ["seo_title"] => string(44) "etapy-razvitiia-poznavatiel-nogho-intieriesa"
    ["file_id"] => string(6) "208532"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430835826"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Программа "Доноведение""
    ["seo_title"] => string(24) "proghrammadonoviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "264940"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449814406"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства