kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обмен веществ и энергии (метаболизм)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале дается краткое описание обмена веществ в организме человека. Так же прилогаются тестовые вопросы и интерактивные задания для проверки знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обмен веществ и энергии (метаболизм)»



Тема: Обмен веществ и энергии (метаболизм)

В процессе жизнедеятельности человеческий организм расходует энергию на работу внутренних органов, поддержание температуры тела и выполнение трудовых процессов.


Метаболизм (от греч. «превращение, изменение»), обмен веществ — полный процесс превращения химических веществ в организме, обеспечивающих его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом.

Обмен веществ представляет собой комплекс биохимических и энергетических процессов, обеспечивающих использование пищевых веществ для нужд организма и удовлетворения его потребностей в пластических и энергетических веществах.


Этапы метаболизма


Первый этап — ферментативное расщепление белков, жиров и углеводов до растворимых в воде аминокислот, моно- и дисахаридов, глицерина, жирных кислот и других соединений, происходящее в различных отделах желудочно-кишечного тракта, и всасывание их в кровь и лимфу.

Второй этап — транспорт питательных веществ кровью к тканям и клеточный метаболизм, результатом которого является их ферментативное расщепление до конечных продуктов. Часть этих продуктов используется для построения составных частей мембран, цитоплазмы, для синтеза биологически активных веществ и воспроизведения клеток и тканей. Расщепление веществ сопровождается выделением энергии, которая используется для процесса синтеза и обеспечения работы каждого органа и организма в целом.

Третий этап — выведение конечных продуктов метаболизма в составе мочи, кала, пота, через легкие в виде CO² и т. д.

Выделение энергии происходит в результате окисления сложных органических веществ, входящих в состав клеток, тканей и органов человека до образования более простых соединений. Расход этих питательных веществ организмом называется диссимиляцией (катаболизм). Об­разующиеся в процессе окисления простые вещества (вода, углекис­лый газ, аммиак, мочевина) выводятся из организма с мочой, ка­лом, выдыхаемым воздухом, через кожу. Процесс диссимиляции находится в прямой зависимости от расхода энергии на физический труд и теплообмен.

Восстановление и создание сложных органических веществ клеток, тканей, органов человека происходит за счет простых веществ переваренной пищи. Процесс накопления этих питательных веществ и энергии в организме называется ассимиляцией (анаболизм). Процесс асси­миляции, следовательно, зависит от состава пищи, обеспечивающей организм всеми питательными веществами.

Процессы диссимиляции и ассимиляции протекают одновременно, в тесном взаимодействии и имеют общее название — процесс обмена веществ. Он складывается из обмена белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и водного обмена.

Обмен веществ находится в прямой зависимости от расхода энер­гии (на труд, теплообмен и работу внутренних органов) и состава пищи.

В период роста и развития человека, у беременных и кормящих женщин преобладает процесс ассимиляции, так как в это время появляются новые клетки, а, следовательно, накапливаются питательные вещества в организме. При повышенных физических нагрузках, голодании, тяжелых заболеваниях преобладает процесс дис­симиляции, что приводит к расходу питательных веществ и поху­данию человека. В зрелом возрасте устанавливается равновесие в обмене веществ, в старческом — наблюдается снижение интенсив­ности всех процессов.

Обмен веществ в организме человека регулируется центральной нервной системой непосредственно и через гормоны, вырабатывае­мые железами внутренней секреции. Так, на белковый обмен влияет гормон щитовидной железы (тироксин), на углеводный — гормон поджелудочной железы (инсулин), на жировой обмен — гормоны щитовидной железы, гипофиза, надпочечников.

 Для обеспечения человека пищей, соответствующей его энергети­ческим затратам и пластическим процессам, необходимо определить суточный расход энергии. За единицу измерения энергии человека принято считать килокалорию.

В течение суток человек тратит энергию на работу внутренних органов (сердца, пищеварительного аппарата, легких, печени, почек и т.д.), теплообмен и выполнение общественно полезной деятельно­сти (работа, учеба, домашний труд, прогулки, отдых). Энергия, затрачиваемая на работу внутренних органов и теплообмен, называется основным обменом. При температуре воздуха 20° С, полном покое, натощак основной обмен составляет 1 ккал в 1ч на 1 кг массы тела человека. Следовательно, основной обмен зависит от массы тела, а также от пола и возраста человека.

Для определения суточного расхода энергии человека введен ко­эффициент физической активности (КФА) — это соот­ношение общих энергозатрат на все виды жизнедеятельности человека с величиной основного обмена.

Коэффициент физической активности является основным физиологическим критерием для отнесения населения к той или иной трудовой группе в зависимости от интенсивности труда, т.е. от энергозатрат, разработан Институтом питания АМН в 1991 г.


Коэфициент физической активности КФА

Мужчины

Женщины

Группа труда

КФА

Группа труда

КФА

I

II

III

IV

V


1,4

1,6

1,9

2,2

2,4


I

II

III

IV

-


1,4

1,6

1,9

2,2



Суточный расход энергии зависит от вида труда, связанного с мышечной деятельностью человека.

В зависимости от характера трудовой деятельности все трудовое население по интенсивности труда делят на пять групп.

Для расчета суточного расхода энергии необходимо ве­личину основного обмена (соответствующую возрасту и массе тела человека) умножить на коэффициент физической активности (КФА) определенной группы населения.

I группа — работники преимущественно умственного труда, очень легкая физическая активность, КФА-1,4: научные работники, сту­денты гуманитарных специальностей, операторы ЭВМ, контролеры, педагоги, диспетчеры, работники пультов управления, медработни­ки, работники учета, секретари и т.д. Суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 1800—2450 ккал.

II группа — работники, занятые легким трудом, легкая физичес­кая активность, КФА-1,6: водители транспорта, работники конвейе­ров, весовщицы, упаковщицы, швейники, работники радиоэлект­ронной промышленности, агрономы, медсестры, санитарки, работ­ники связи, сферы обслуживания, продавцы промтоваров и др. Суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста состав­ляет 2100-2800 ккал.

 III группа — работники средней тяжести труда, средняя физическая активность, КФА-1,9: слесари, наладчики, настройщики, станочники, буровики, водители экскаваторов, бульдозеров, угольных комбайнов, автобусов, врачи-хирурги, текстильщики, обувщики, железнодорожники, продавцы продтоваров, водники, аппаратчики, металлурги-доменщики, работники химзаводов, работники общественного питания и др. Суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 2500—3300 ккал.

IV группа — работники тяжелого физического труда, высокая физическая активность, КФА-2,2: строительные рабочие, помощни­ки буровиков, проходчики, хлопкоробы, сельхозрабочие и механи­заторы, доярки, овощеводы, деревообработчики, металлурги, ли­тейщики и др. Суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 2850—3850 ккал.

V  группа — работники особо тяжелого физического труда, очень высокая физическая активность, КФА-2,4: механизаторы и сельхоз­ рабочие в посевной и уборочный периоды, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, землекопы, грузчики немеханизированного труда, оленеводы и др. Суточный расход энергии в зависи­мости от пола и возраста составляет 3750—4200 ккал.



Тесты и задания

  1. Выделение энергии происходит в результате

А. окисления сложных органических веществ на более простые вещества;

Б. распада веществ клетки с освобождением энергии;

В. образования в клетке веществ с накоплением энергии;

Г. всасывания веществ в кровь;

Д. переваривания пищи;

2. Расход питательных веществ организмом-

А. ассимиляция;

Б. диссимиляция;

В. трансляция;

Г. анаболизм;

Д. метаболизм;


3. Процесс накопления питательных веществ и энергии в организме-

А.ассимиляция;

Б. диссимиляция;

В. трансляция;

Г. катаболизм;

Д. метаболизм;


4. Обмен веществ находится в прямой зависимости от…

А. количества потребляемой пищи;

Б. качественного состава продуктов;

В. расхода энергии;

Г. накопления энергии;

Д. расхода питательных веществ;



5. У людей пожилого возраста наблюдается

А. равновесие в обмене веществ;

Б. преобладание процесса ассимиляции;

В. преобладание процесса диссимиляции;

Г. снижение интенсивности всех процессов;

Д. снижение процесса ассимиляции

6. Обмен веществ в организме человека регулируется

А. Сердечнососудистой системой;

Б. желудочно-кишечным трактом;

В.центральной нервной системой;

Г. опорно-двигательной системой;

Д. дыхательной системой.


7.На белковый обмен в организме человека влияет

А. гормон щитовидной железы;

Б. гормон надпочечников;

В. гормон поджелудочной железы;

Г. гормон гипофиза;

Д. гормон гипоталамуса


  1. Единица измерения энергии человека

А. килограмм;

Б. килопаскаль;

В. киловатт;

Г. килоньютон;

Д. килоджоуль.


  1. В зависимости от характера трудовой деятельности работники пищевой и легкой промышленности по интенсивности труда относятся

А. к первой группе;

Б. ко второй группе;

В. к третей группе;

Г. к четвертой группе;

Д. к пятой группе.


10. Суточный расход энергии инженерно-технических работников составляет:

А. 3900-4300 ккал.

Б. 2500-3200 ккал.

В. 2900-3700 ккал.

Г.2200-2800 ккал.

Д. 2350-3000 ккал.



Задание №1. Процесс обмена веществ складывается из обмена следующих веществ:


  1. белков;

  2. жиров;

  3. жирных кислот;

  4. углеводов;

  5. аминокислот;

  6. минеральных веществ;

  7. гликогена;

  8. витаминов;

  9. глицерина;

10.водного обмена


Задание №2. Метаболизм организма состоит из процессов ассимиляции и диссимиляции. Постройте правильную схему протекание процесса метаболизма.


Ассимиляция

Диссимиляция

Питательные вещества

Остатки

Продукты синтеза

Продукты расщепления



Задание №3.


При повышенных физических на­грузках, голодании, тяжелых заболеваниях преобладает ……………………….., что приводит к расходу питательных веществ и поху­данию человека.


Обмен веществ в организме человека регулируется центральной нервной системой непосредственно и через гормоны, вырабатывае­мые железами внутренней секреции. Так, на белковый обмен влияет гормон ……………………….. (тироксин), на углеводный — гормон …………………………….. (инсулин), на жировой обмен — гормоны …………………………………………...

Процессы диссимиляции и ассимиляции протекают одновременно, в тесном взаимодействии и имеют общее название — …………………………


. За единицу измерения энергии человека принято считать ……………………….

Задание №4. Определите соответствующие группы по характеру трудовой деятельности


1 - работники преимущественно умственного труда, научные работники, сту­денты гуманитарных специальностей, контролеры, педагоги, работники пультов управления, медработни­ки, работники учета, секретари и т.д.


5 - механизаторы и сельхоз­ рабочие в посевной и уборочный периоды, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, землекопы, грузчики немеханизированного труда, оленеводы и др.


4 - строительные рабочие, помощни­ки буровиков, проходчики, хлопкоробы, сельхозрабочие и механи­заторы, доярки, овощеводы, деревообработчики, металлурги, ли­тейщики и др.


3 - слесари, наладчики, настройщики, станочники, буровики, водители экскаваторов, бульдозеров, угольных комбайнов, автобусов, врачи-хирурги, текстильщики, обувщики, железнодорожники, продавцы продтоваров, водники, аппаратчики, металлурги-доменщики, работники химзаводов, работники общественного питания и др.


2 - водители транспорта, работники конвейе­ров, весовщицы, упаковщицы, швейники, работники радиоэлект­ронной промышленности, агрономы, медсестры, санитарки, работ­ники связи, сферы обслуживания, продавцы промтоваров и др.



Задание №5

Определить суточный расход энергии по виду деятельности


.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обмен веществ и энергии (метаболизм)

Автор: Хусаинова Газиза Есболсыновна

Дата: 19.12.2019

Номер свидетельства: 532806

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Обмен веществ в клетке. АТФ"
    ["seo_title"] => string(34) "obmien_vieshchiestv_v_klietkie_atf"
    ["file_id"] => string(6) "403727"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490606624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "презентация по теме"-обмен веществ в организме""
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiiapotiemieobmienvieshchiestvvorghanizmie"
    ["file_id"] => string(6) "311187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459167346"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Научная статья: ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА"
    ["seo_title"] => string(55) "nauchnaia_statia_obmen_veshchestv_v_organizme_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "576878"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616811565"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Календарный план по прикладному курсу " Основы цитологии". "
    ["seo_title"] => string(57) "kaliendarnyi-plan-po-prikladnomu-kursu-osnovy-tsitologhii"
    ["file_id"] => string(6) "212477"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431858690"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Энергетический обмен."
    ["seo_title"] => string(25) "enierghietichieskiiobmien"
    ["file_id"] => string(6) "282960"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453744314"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства