В материале дается краткое описание обмена веществ в организме человека. Так же прилогаются тестовые вопросы и интерактивные задания для проверки знаний
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обмен веществ и энергии (метаболизм)»
Тема: Обмен веществ и энергии (метаболизм)
В процессе жизнедеятельности человеческий организм расходует энергию на работу внутренних органов, поддержание температуры тела и выполнение трудовых процессов.
Метаболизм (от греч. «превращение, изменение»), обмен веществ — полный процесс превращения химических веществ в организме, обеспечивающих его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом.
Обмен веществ представляет собой комплекс биохимических и энергетических процессов, обеспечивающих использование пищевых веществ для нужд организма и удовлетворения его потребностей в пластических и энергетических веществах.
Этапы метаболизма
Первый этап — ферментативное расщепление белков, жиров и углеводов до растворимых в воде аминокислот, моно- и дисахаридов, глицерина, жирных кислот и других соединений, происходящее в различных отделах желудочно-кишечного тракта, и всасывание их в кровь и лимфу.
Второй этап — транспорт питательных веществ кровью к тканям и клеточный метаболизм, результатом которого является их ферментативное расщепление до конечных продуктов. Часть этих продуктов используется для построения составных частей мембран, цитоплазмы, для синтеза биологически активных веществ и воспроизведения клеток и тканей. Расщепление веществ сопровождается выделением энергии, которая используется для процесса синтеза и обеспечения работы каждого органа и организма в целом.
Третий этап — выведение конечных продуктов метаболизма в составе мочи, кала, пота, через легкие в виде CO² и т. д.
Выделение энергии происходит в результате окисления сложных органических веществ, входящих в состав клеток, тканей и органов человека до образования более простых соединений. Расход этих питательных веществ организмом называется диссимиляцией(катаболизм). Образующиеся в процессе окисления простые вещества (вода, углекислый газ, аммиак, мочевина) выводятся из организма с мочой, калом, выдыхаемым воздухом, через кожу. Процесс диссимиляции находится в прямой зависимости от расхода энергии на физический труд и теплообмен.
Восстановление и создание сложных органических веществ клеток, тканей, органов человека происходит за счет простых веществ переваренной пищи. Процесс накопления этих питательных веществ и энергии в организме называется ассимиляцией(анаболизм). Процесс ассимиляции, следовательно, зависит от состава пищи, обеспечивающей организм всеми питательными веществами.
Процессы диссимиляции и ассимиляции протекают одновременно, в тесном взаимодействии и имеют общее название — процесс обмена веществ. Он складывается из обмена белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и водного обмена.
Обмен веществ находится в прямой зависимости от расхода энергии (на труд, теплообмен и работу внутренних органов) и состава пищи.
В период роста и развития человека, у беременных и кормящих женщин преобладает процесс ассимиляции, так как в это время появляются новые клетки, а, следовательно, накапливаются питательные вещества в организме. При повышенных физических нагрузках, голодании, тяжелых заболеваниях преобладает процесс диссимиляции, что приводит к расходу питательных веществ и похуданию человека. В зрелом возрасте устанавливается равновесие в обмене веществ, в старческом — наблюдается снижение интенсивности всех процессов.
Обмен веществ в организме человека регулируется центральной нервной системой непосредственно и через гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции. Так, на белковый обменвлияет гормон щитовидной железы (тироксин), на углеводный —гормон поджелудочной железы (инсулин), на жировой обмен —гормоны щитовидной железы, гипофиза, надпочечников.
Для обеспечения человека пищей, соответствующей его энергетическим затратам и пластическим процессам, необходимо определить суточный расход энергии. За единицу измерения энергии человека принято считать килокалорию.
В течение суток человек тратит энергию на работу внутренних органов (сердца, пищеварительного аппарата, легких, печени, почек и т.д.), теплообмен и выполнение общественно полезной деятельности (работа, учеба, домашний труд, прогулки, отдых). Энергия, затрачиваемая на работу внутренних органов и теплообмен, называется основным обменом. При температуре воздуха 20° С, полном покое, натощак основной обмен составляет 1 ккал в 1ч на 1 кг массы тела человека. Следовательно, основной обмен зависит от массы тела, а также от пола и возраста человека.
Для определения суточного расхода энергии человека введен коэффициент физической активности (КФА) — это соотношение общих энергозатрат на все виды жизнедеятельности человека с величиной основного обмена.
Коэффициент физической активности является основным физиологическим критерием для отнесения населения к той или иной трудовой группе в зависимости от интенсивности труда, т.е. от энергозатрат, разработан Институтом питания АМН в 1991 г.
Коэфициент физической активности КФА
Мужчины
Женщины
Группа труда
КФА
Группа труда
КФА
I
II
III
IV
V
1,4
1,6
1,9
2,2
2,4
I
II
III
IV
-
1,4
1,6
1,9
2,2
Суточный расход энергии зависит от вида труда, связанного с мышечной деятельностью человека.
В зависимости от характера трудовой деятельности все трудовое население по интенсивности труда делят на пять групп.
Для расчета суточного расхода энергии необходимо величину основного обмена (соответствующую возрасту и массе тела человека) умножить на коэффициент физической активности (КФА) определенной группы населения.
I группа — работники преимущественно умственного труда, очень легкая физическая активность, КФА-1,4: научные работники, студенты гуманитарных специальностей, операторы ЭВМ, контролеры, педагоги, диспетчеры, работники пультов управления, медработники, работники учета, секретари и т.д. Суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 1800—2450 ккал.
II группа — работники, занятые легким трудом, легкая физическая активность, КФА-1,6: водители транспорта, работники конвейеров, весовщицы, упаковщицы, швейники, работники радиоэлектронной промышленности, агрономы, медсестры, санитарки, работники связи, сферы обслуживания, продавцы промтоваров и др. Суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 2100-2800 ккал.
III группа — работники средней тяжести труда, средняя физическая активность, КФА-1,9: слесари, наладчики, настройщики, станочники, буровики, водители экскаваторов, бульдозеров, угольных комбайнов, автобусов, врачи-хирурги, текстильщики, обувщики, железнодорожники, продавцы продтоваров, водники, аппаратчики, металлурги-доменщики, работники химзаводов, работники общественного питания и др. Суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 2500—3300 ккал.
IV группа — работники тяжелого физического труда, высокая физическая активность, КФА-2,2: строительные рабочие, помощники буровиков, проходчики, хлопкоробы, сельхозрабочие и механизаторы, доярки, овощеводы, деревообработчики, металлурги, литейщики и др. Суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 2850—3850 ккал.
V группа — работники особо тяжелого физического труда, очень высокая физическая активность, КФА-2,4: механизаторы и сельхоз рабочие в посевной и уборочный периоды, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, землекопы, грузчики немеханизированного труда, оленеводы и др. Суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 3750—4200 ккал.
Тесты и задания
Выделение энергии происходит в результате
А. окисления сложных органических веществ на более простые вещества;
Б. распада веществ клетки с освобождением энергии;
В. образования в клетке веществ с накоплением энергии;
Г. всасывания веществ в кровь;
Д. переваривания пищи;
2. Расход питательных веществ организмом-
А. ассимиляция;
Б. диссимиляция;
В. трансляция;
Г. анаболизм;
Д. метаболизм;
3. Процесс накопления питательных веществ и энергии в организме-
А.ассимиляция;
Б. диссимиляция;
В. трансляция;
Г. катаболизм;
Д. метаболизм;
4. Обмен веществ находится в прямой зависимости от…
А. количества потребляемой пищи;
Б. качественного состава продуктов;
В. расхода энергии;
Г. накопления энергии;
Д. расхода питательных веществ;
5. У людей пожилого возраста наблюдается
А. равновесие в обмене веществ;
Б. преобладание процесса ассимиляции;
В. преобладание процесса диссимиляции;
Г. снижение интенсивности всех процессов;
Д. снижение процесса ассимиляции
6. Обмен веществ в организме человека регулируется
А. Сердечнососудистой системой;
Б. желудочно-кишечным трактом;
В.центральной нервной системой;
Г. опорно-двигательной системой;
Д. дыхательной системой.
7.На белковый обмен в организме человека влияет
А. гормон щитовидной железы;
Б. гормон надпочечников;
В. гормон поджелудочной железы;
Г. гормон гипофиза;
Д. гормон гипоталамуса
Единица измерения энергии человека
А. килограмм;
Б. килопаскаль;
В. киловатт;
Г. килоньютон;
Д. килоджоуль.
В зависимости от характера трудовой деятельности работники пищевой и легкой промышленности по интенсивности труда относятся
А. к первой группе;
Б. ко второй группе;
В. к третей группе;
Г. к четвертой группе;
Д. к пятой группе.
10. Суточный расход энергии инженерно-технических работников составляет:
А. 3900-4300 ккал.
Б. 2500-3200 ккал.
В. 2900-3700 ккал.
Г.2200-2800 ккал.
Д. 2350-3000 ккал.
Задание №1. Процесс обмена веществ складывается из обмена следующих веществ:
белков;
жиров;
жирных кислот;
углеводов;
аминокислот;
минеральных веществ;
гликогена;
витаминов;
глицерина;
10.водного обмена
Задание №2. Метаболизм организма состоит из процессов ассимиляции и диссимиляции. Постройте правильную схему протекание процесса метаболизма.
Ассимиляция
Диссимиляция
Питательные вещества
Остатки
Продукты синтеза
Продукты расщепления
Задание №3.
При повышенных физических нагрузках, голодании, тяжелых заболеваниях преобладает ……………………….., что приводит к расходу питательных веществ и похуданию человека.
Обмен веществ в организме человека регулируется центральной нервной системой непосредственно и через гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции. Так, набелковый обменвлияет гормон ……………………….. (тироксин), науглеводный —гормон …………………………….. (инсулин), нажировой обмен —гормоны …………………………………………...
Процессы диссимиляции и ассимиляции протекают одновременно, в тесном взаимодействии и имеют общее название — …………………………
. За единицу измерения энергии человека принято считать ……………………….
Задание №4. Определите соответствующие группы по характеру трудовой деятельности
1 - работники преимущественно умственного труда, научные работники, студенты гуманитарных специальностей, контролеры, педагоги, работники пультов управления, медработники, работники учета, секретари и т.д.
5 - механизаторы и сельхоз рабочие в посевной и уборочный периоды, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, землекопы, грузчики немеханизированного труда, оленеводы и др.
4 - строительные рабочие, помощники буровиков, проходчики, хлопкоробы, сельхозрабочие и механизаторы, доярки, овощеводы, деревообработчики, металлурги, литейщики и др.
3 - слесари, наладчики, настройщики, станочники, буровики, водители экскаваторов, бульдозеров, угольных комбайнов, автобусов, врачи-хирурги, текстильщики, обувщики, железнодорожники, продавцы продтоваров, водники, аппаратчики, металлурги-доменщики, работники химзаводов, работники общественного питания и др.
2 - водители транспорта, работники конвейеров, весовщицы, упаковщицы, швейники, работники радиоэлектронной промышленности, агрономы, медсестры, санитарки, работники связи, сферы обслуживания, продавцы промтоваров и др.
Задание №5
Определить суточный расход энергии по виду деятельности